Анагарика Говинда о сексуальности

Мы... не должны забывать, что представление сексуальных символов в религиозных трактатах с помощью фигур рассматривается не как изображение человеческих существ, а как выражение опыта и видения медитации. И в этих состояниях поэтому нет ничего.
Анагарика Говинда о сексуальности
Что можно было бы назвать "сексуальным": есть только сверхиндивидуальная полярность всей жизни, которая управляет всей духовной и физической активностью и которая стирается только в высочайшем состоянии интеграции, в реализации шуньяты. Такое состояние называется Махамудра (тиб. Пхьяг-рГья чхен-по), Великая Печать или Великий Символ, чьим именем названа одна из важнейших систем созерцания в Тибете.

В ранних формах индийского буддийского тантризма Махамудра представлена как "вечно юный женский" принцип, что можно увидеть из определения Адвайяваджры:

"Слова "великий" и "мудра" вместе образуют термин "Махамудра". Она не есть что-то (нихсвабхава), она свободна от вуали, покрывающей познаваемые объекты и пр., она сияет подобно ясному небу в осенний полдень; ее тело есть Сострадание (каруна), не ограниченное единичными существами; она есть единство Великого Блаженства (махасукха-каруна)" (Адвайяваджра "Чатурмудра". Цит. по Н.Guenther, 1952, с. 187).

Если в одном из наиболее запутанных отрывков "Праджнопайявинишчаясиддхи" Анангаваджры сказано, что все женщины должны быть объектом наслаждения садхаков (практикующих), чтобы достичь Махамудры, то ясно, что это не следует понимать в физическом смысле, и что это может быть приложимо к тем высшим формам любви, которые не ограничены единичными и избранными объектами и которые способны видеть все "женские" качества в нас ли самих или в других, такие, как качества "Божественной Матери" – Праджня-парамиты (Трансцендентальная Мудрость, Запредельная Интуиция).

4. ПОЛЯРНОСТЬ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО ПРИНЦИПОВ
В СИМВОЛИЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ ВАДЖРАЯНЫ
Утверждение, что тантрические буддисты пошли на кровосмешение и безнравственные поступки, так же нелепо, как и обвинение тхеравадинов в совершении отце-, матере-убийства и других подобных ужасных преступлениях. Если мы возьмем на себя труд исследовать еще живую традицию тантр в их подлинной, нефальсифицированной форме, как они существуют доныне в тысячах монастырей и скитов Тибета, где нормы чувственного контроля и чистоты поддерживаются весьма высоким образом, то мы поймем, насколько глубоко ошибаются те, кто пытается ввести Тантру в область чувственного.

С точки зрения тибетской тантрической традиции вышеупомянутые отрывки могут иметь значение только в контексте терминологии йоги: "все женщины в мире" означает все элементы, составляющие женские принципы нашей психофизической личности, которая, как сказал Будда, именуется "миром". С другой стороны, этим принципам соответствует число мужских признаков. Четыре женские принципа образуют особую группу, представляющую собой жизненные силы (прана) великих элементов (махабхута) Земли, Воды, Огня, Воздуха и их соответствующие психические центры (чакры) или уровни сознания внутри человеческого тела. В каждом из них осуществляется единство мужского и женского принципов, чем достигается пятая и высшая ступень. Если выражение "мать", "сестра", "дочь" и т.п. приложить к силам этих фундаментальных качеств махабхут, то значение символизма станет яснее. Другими словами, вместо того чтобы искать союза с женщиной вне нас самих, мы должны искать его внутри нас ("в нашей собственной семье") посредством совпадения нашей мужской и женской природы в процессе медитации. Это ясно утверждается в известных "Шести доктринах" (тиб. чхос-друг бсдус-пай 'дзин брис) Наропы, на которых основывается наиболее важный метод, использованный Миларайпой, выдающимся святым и аскетом в ряду великих мастеров медитации (ему, конечно, нелепо предъявлять обвинение в "сексуальной практике"). Хотя мы и не должны входить здесь в детали практики этой йоги, короткая цитата подтвердит нашу точку зрения:

"Жизненная сила (прана, тиб. шуге, рЛунг) пяти совокупностей (скандха, тиб. пхунг-по) в ее реальной природе, принадлежащая мужскому аспекту принципа Будды, проявляется через левый психический канал (лалана-нади, тиб. рКьянг-ма рЦа). Жизненная сила пяти элементов (дхату, тиб. 'Бьунг-ва) в ее реальной природе, принадлежащая женскому аспекту принципа Будды, проявляется через правый психический канал (расана-нади, тиб. Ро-ма рЦа). Когда жизненная сила с этими своими двумя аспектами в ее единстве опускается в срединный канал (авандуди, тиб. дБу-ма рЦа), то постепенно наступает Реализация... и достигается запредельное блаженство Великого Символа (Маха-мудра), союз мужского и женского принципов (упайя и праджня) в высшем состоянии Буддовости" (цит. по W.Y.Evans-Wentz, 1935, с. 200).

Таким образом, сексуальная полярность становится только лишь частным случаем универсальной полярности, которая должна быть установлена на всех уровнях и должна быть преодолена с помощью Знания: от библейского "познания женщины" к знанию "Вечной Женственности", Махамудры или Шуньяты, в реализации высшей Мудрости.

Лишь тогда, когда мы сможем увидеть родство тела и ума, физического и духовного взаимодействия во вселенской перспективе и сами преодолеем на этом пути "я" и "мое", всю структуру себялюбивых чувствований, мнений и представлений, которые творит иллюзия нашей отдельной индивидуальности, только тогда мы сможем подняться в сферу Буддовости.

Тантры сводят религиозный опыт из отвлеченных областей спекулятивной мысли вниз на землю и одевают его в плоть и кровь, но, однако, с намерением не подменить его, а реализовать, сделать религиозное переживание активной силой. Проповедники Тантры знали, что знание основывается на видении больше, нежели на силе подсознательных стремлений и влечений, что праджня сильнее шакти, поскольку шакти есть слепая миротворящая сила (майя), ведущая глубже и глубже в плотный мир становления материи и дифференциации. Ее влияние может быть только поляризовано или заменено ее противоположностью: внутренним видением, преобразующим силу становления в силу Освобождения.

Вещи существуют, поскольку они действуют. Реальность актуальна. Активный символ или образ духовного видения реален. В этом смысле Дхьяни-Будды, представляемые в медитации, реальны (как реален ум, породивший их), в то время как лишь мысленно воспринятые исторические личности Будд в этом смысле не реальны. Символ или образ, который не действует, является лишь пустой формой, в лучшем смысле декоративной конструкцией или воспоминанием концепции, мысли или события, принадлежащего прошлому.

Поэтому все важнейшие медитации в Тибетской традиции предваряются созерцанием идеального состояния Будды в уме посвященного; и только после отождествления практикующего с целью он оставляет многочисленные формы медитативных опытов и методов. Как стрелок пристально смотрит в цель, чтобы попасть в нее наверняка, так и практикующий должен сначала визуализировать свою цель и полностью отождествить себя с ней. Это дает направление и толчок его внутреннему стремлению. Какие бы пути и методы он не выбирал, осуществив это, он всегда будет двигаться к цели и никогда не потеряет себя ни в сухости отвлеченного анализа, ни в привязанности к результатам воображения. Последней опасности можно избежать, потому что существует метод свертывания процесса Зарождения. Способность проявлять видение и снова его свертывать является лучшим доказательством по сравнению с каким-либо интеллектуальным аргументом того факта, что истинная природа всех феноменов находится за пределами чувственного и всяких привязанностей.

Однако прежде чем мы дойдем до этой ступени, мы должны иметь дело с творческой стадией построения визуального образа внутри нас самих. Она основана на концентрической диаграмме, называемой мандала (тиб. дКьил-аКхор) с четырехлепестковым лотосом (падма) в основании. Она соответствует раскрытому совершенному уму или идеалу Буддовости, в котором качества Просветленного (Будды) являются целью практикующего и представлены в видимой форме.

Чтобы постичь качества солнечного света или природу солнца, необходимо разложить его лучи на спектр. Так же, если мы хотим понять природу Просветленного или сознание Будды, необходимо сначала устремить наше внутреннее зрение на различные качества такого состояния, поскольку непросветленное существо не может охватить ум Просветленного во всей полноте, а только в отдельных аспектах; аспекты же эти согласно уровню, на котором они воспринимаются, и диапазону их многосторонних отношений и умственных ассоциаций, ведут к более широкому и глубокому пониманию.

Установление внутренних связей между духовными качествами, психологическими принципами, уровнями сознания и знания, элементами бытия и их символическими отображениями, фигурами, жестами, цветами, определенными асанами и др. – это не тщетная игра воображения или произвольная фантазия, а видимым образом выраженное представление опыта, собранного и подтвержденного религиозной практикой бесчисленных поколений. Он представляет квазисимволическое или многоразмерное сознание Реальности, поскольку такой опыт описывает координацию всех духовных сил на материальном, физическом, психическом и ментальном уровнях активности.

Эта пропорциональность гармонична, однако, лишь в том случае, когда нет грязных эгоистических вибраций, возмущающих родство или внутренние связи между силами. Поэтому требуется ясное понимание и целенаправленное действие для сведения этих сил к изначальному исходному принципу (центр) и поддержания равновесия между всеми ними.

Инструмент человеческого сознания подобен музыкальному инструменту, который необходимо всегда заново настраивать, и эта настройка зависит от знания истинных вибраций, полноты их восприятия, что требует высокой степени чувствительности и к предмету посвящения.

Передача этого Знания на различных уровнях опыта является целью всех тантрических методов внутренней визуализации. Действительное существование и взаимопроникновение этих уровней и одновременность этих функций разлагаются интеллектом на существование их в различных измерениях или последовательно во времени, которое поэтому может быть выражено только во время опыта и выражено по частям и в отдельных фазах.

Философские и духовные следствия раскроются только по достижении понимания проблемы с разных сторон и точек зрения, методом, так сказать, "концентрической" атаки; несоразмерность, получаемая от каждой частной точки зрения и частного решения проблемы, устраняется только общим видением и ли представлением целого, которое соединяет все аспекты в единство высшего измерения. Так что если мы доведем этот принцип до логического конца, то найдем, что полное решение проблемы нашего существования может состоять лишь в полном Пробуждении, а не в частичном отречении от мира и его проблем – позиции, ведущей лишь к нигилизму, духовному застою и смерти.

Поэтому мы должны понимать и осознавать неудовлетворительность объяснения через слова и интеллект, в которых имеется не больше чем просто подготовка для более основательных форм опыта, так же как теоретическое знание основ гармонии никогда не заменит наслаждение или творчество музыки.

Родство пяти скандх (рупа, ведана, санджня, санскара, виджняна) пяти качествам сознания Просветленного и их соответствующим Мудростям уже раскрыло фундаментальный принцип: высшие качества потенциально содержатся в низших, подобно цветку в семени.

Таким образом, добро и зло, священное и профаническое, чувственное и духовное, мирское и запредельное, неведенье и Просветление, сансара и нирвана и т. п. – не абсолютные противоположности или понятия полностью отличных категорий, а две стороны одной и той же Реальности.
Взято из открытых источников.
×

По теме Анагарика Говинда о сексуальности

Сексуальная совместимость Знаков Зодиака

Сексуальная совместимость крайне важна, потому что не бывает благополучных...
Журнал

Сексуальность и благополучие

Когда мужчина и женщина образуют союз, в основе которого было притяжение, их...
Магия

Сексуальность и ее подавление

Сексуальность - это основной уровень, на котором человек сталкивается с...
Журнал

Сексуальные фантазии мужчины

У каждого человека, как известно, своё отношение к любви, к сексу и ко всему...
Психология

Сексуальные проблемы и комплексы у женщин и мужчин

Снижение сексуального влечения, снижение сексуальных ощущений, нежелание половой...
Психология

Сексуальная одежда

Стоит ли обращать внимание на одежду? Как сочетать сексуальную внешность с...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы
Ничто не вечно