Так повелось, что истину и пояснения смысла жизни людям всегда открывали боги или их пророки. Но был среди них и человек, который смог понять сущность бытия и найти путь избавления от извечных людских страданий. Звали его Сиддхартха Гаутама, но миру он больше известен как Будда.
История принца, отказавшегося от жизни в роскоши ради обретения ответов на главный вопрос жизнь, - «как избавится от страданий», поражает своим благородством и бескорыстностью. Как раз в этой бескорыстности и заключается смысл учения Будды. Поразившись огромной разницей между красотой жизни во дворце, искусственно созданной для Сиддхартхи его отцом-царем и случайно увиденными болью, старостью и смертью, великий индийский мудрец уже не смог жить спокойно, потратив жизнь на создание учения Будды.
Как известно, Будда достиг просветления после долгих лет сидячей медитации на одном месте. Выбрав в начале путь аскета, впоследствии Будда разочаровался в нём, осознав, что единственный путь к нирване – это соблюдение в жизни золотой середины. На этой идеи и основано всё учение Будды: жизнь порождает потребности, все потребности невозможно удовлетворить, потому существует страдание.
Страдание и потребности взаимно порождают друг друга, тем самым создавая карму и заставляя человека вновь и вновь воплощаться в этом мире. Изменить такое положение вещей можно, живя согласно Серединному пути и не впадая при этом в крайности. Учение Будды проповедует, что ничего хорошего нет ни в аскетизме, ни в излишествах. Нужно жить где-то между ним. Для этой цели в учении Будды и существует Серединный или Восьмеричный путь, который предполагает:
- Правильные взгляды на жизнь: осознание тщетности желаний и страданий.
- Правильные намерения: учение Будды призывает человека изменить отношение к своим привязанностям, отрёкшись от ненужных ему благ.
- Правильная речь: чтобы достичь просветления, человеку не следует лгать и пустословить
- Правильное поведение: учение Будды требует, говоря более понятным западному человеку языком, не убивать (причём не только человека, но и любое другое животное), не красть и не прелюбодействовать.
- Правильный образ жизни: не добывать себе средства к существованию с помощью убийства или алчности. Этот этап учения Будды также требует отказаться от излишеств и не нужной роскоши.
- Правильное усилие: чтобы очистить ум от ненужных желаний, следует сосредоточиться на развитии духовности и благих намерениях.
- Правильное мышление: чтобы не сбиться с духовного пути, следует постоянно держать под контролем свой разум и помнить о своих истинных намерениях.
Правильное сосредоточение: под этим постулатом учение Будды подразумевает концентрацию сознания и очищение от ненужных мыслей. Такой умственный контроль призван дать человеку невозмутимость и безразличие к страданиям, тем самым очищая его от кармы.
Соблюдая все ступени Восьмеричного пути, адепт учения Будды, в конце концов, сможет освободиться от колеса сансары и достичь полной телесной и душевной свободы. Конечно, такое сжатое описание учения Будды и вполовину не может передать всей глубины этой великой философии. Но смысл учения Будды заключается вовсе не в изучении догм и священных писаний, а в открытие личного пути к просветлению, подобно тому, как смог его открыть принц Сиддхартха.
Как известно, Будда достиг просветления после долгих лет сидячей медитации на одном месте. Выбрав в начале путь аскета, впоследствии Будда разочаровался в нём, осознав, что единственный путь к нирване – это соблюдение в жизни золотой середины. На этой идеи и основано всё учение Будды: жизнь порождает потребности, все потребности невозможно удовлетворить, потому существует страдание.
Страдание и потребности взаимно порождают друг друга, тем самым создавая карму и заставляя человека вновь и вновь воплощаться в этом мире. Изменить такое положение вещей можно, живя согласно Серединному пути и не впадая при этом в крайности. Учение Будды проповедует, что ничего хорошего нет ни в аскетизме, ни в излишествах. Нужно жить где-то между ним. Для этой цели в учении Будды и существует Серединный или Восьмеричный путь, который предполагает:
- Правильные взгляды на жизнь: осознание тщетности желаний и страданий.
- Правильные намерения: учение Будды призывает человека изменить отношение к своим привязанностям, отрёкшись от ненужных ему благ.
- Правильная речь: чтобы достичь просветления, человеку не следует лгать и пустословить
- Правильное поведение: учение Будды требует, говоря более понятным западному человеку языком, не убивать (причём не только человека, но и любое другое животное), не красть и не прелюбодействовать.
- Правильный образ жизни: не добывать себе средства к существованию с помощью убийства или алчности. Этот этап учения Будды также требует отказаться от излишеств и не нужной роскоши.
- Правильное усилие: чтобы очистить ум от ненужных желаний, следует сосредоточиться на развитии духовности и благих намерениях.
- Правильное мышление: чтобы не сбиться с духовного пути, следует постоянно держать под контролем свой разум и помнить о своих истинных намерениях.
Правильное сосредоточение: под этим постулатом учение Будды подразумевает концентрацию сознания и очищение от ненужных мыслей. Такой умственный контроль призван дать человеку невозмутимость и безразличие к страданиям, тем самым очищая его от кармы.
Соблюдая все ступени Восьмеричного пути, адепт учения Будды, в конце концов, сможет освободиться от колеса сансары и достичь полной телесной и душевной свободы. Конечно, такое сжатое описание учения Будды и вполовину не может передать всей глубины этой великой философии. Но смысл учения Будды заключается вовсе не в изучении догм и священных писаний, а в открытие личного пути к просветлению, подобно тому, как смог его открыть принц Сиддхартха.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Учение Будды