Рассудок в существе человеческом ничего не создает, он лишь отражает блаженный свет сердца, являясь весьма самодовольным зеркалом! Он не только старается верить, что отражение создано им, но еще и намеревается изложить все законы мироздания.
Таким образом, рассудок можно сравнить с фанатичным сектантом: он не принимает противоречий и настолько любит свои не основанные на опыте размышления, что всегда на всех планах хранил древние основания дружбы со своим не менее древним другом Змеем.
Поэтому, когда начинающий экспериментатор увидит плоды своих эзотерических исследований, проведенных им в особых эзотерических учебных центрах, где каждый присутствующий претендует на получение исчерпывающего знания и на обладание единственной и полной истиной; когда он увидит, что эта истина сокрыта под весьма причудливыми и непонятными именами, находящимися у врагов любого вразумительного знания; наконец, когда он услышит, что снята та защита, которую соорудил Нахаш против Бога и, в особенности, против Христа, тогда ученик занимает место стража и можно заключить, что он проник к адептам ментального пути. Есть ли у нас право осудить их? Не больше, чем осудить других. Они довольны пребыванием в иллюзиях и занимаются тем, что подводят к оккультизму рассудительный ум современного человека науки, который еще вчера был материалистом.
Для ментального плана идеал развития человеческих способностей ограничивается осознанным Выходом «Астрального Двойника». Когда исследователь природы, больше похожий на циркового акробата, добивается успеха в этом элементарном опыте, он сразу начинает прикрываться именем Учителя, воспользовавшись для этого любым варварским наречием. Затем он проводит годы в режиме изнуряющей тренировки, чтобы прийти в итоге к (на самом-то деле!) беспомощности – к уединенному и индивидуальному астральному выходу! Достаточно увидеть хоть на минуту астральный план, чтобы предаться безумной забаве, наблюдая изумление мнимого «Адепта», который для прогулки по астралу избрал в проводники гордость и «Гордое Одиночество», находясь при этом на территории, где все является коллективным и подчиненным иерархии. Но милость Отца столь велика, что он окружает невидимыми защитниками этих мнимых богов человечества, когда они совершают тщеславную прогулку к тиграм загробной жизни. Возможно, мы сказали уже слишком много о недостатках ментального пути, поэтому сейчас скажем несколько слов об истинных свойствах этого пути для тех, кто не способен осуждать и верить кому-то больше, чем своим братьям.
Применительно к физическому плану, ментальный путь обеспечивает человека здравой критикой и теорией, применимой к различным экспериментам.
Этот путь воспитывает опытных критиков, которые, возможно, уже завтра создадут истинную Психологию.
Применительно к чувственному плану, этот путь определяет теоретическую основу Интуиций и Откровений а также анализирует их.
На своем собственном плане ментальный путь полезен тем, что он позволяет сравнивать разные традиции с другими, критикуя и сравнивая различные их аспекты.
Наконец, с точки зрения плана, на котором осуществляется синтез всех остальных планов, ментальный путь стремится создать философский «Органон». Это Всеобщее Знание, и каждая традиция думает, будто обладает им, но это знание написано только в тайном свете Природы!
Опасность ментального пути, помимо гордости, заключается в том, что мы можем полагать, будто мы что-то знаем; это нечуткость ума к законам живого слова, которое следует по совершенно другому пути; отсюда как следствие – очерствелость и недостаток сердечного милосердия.
Тем не менее, это путь используется чаще всего в начале всех оккультных исследований.
Предисловие переводчика
Под «ментальным путем» в оккультизме Папюс понимал путь интеллектуального постижения физических и нефизических (метафизических) законов природы. В отличие от материалиста, который изучает лишь позитивную реальность (то есть отказывает в существовании магическим явлениям), человек, следующий ментальному пути изучает (помимо материальных вещей) нематериальные вещи, но делает это лишь на теоретическом уровне. Поэтому Папюс и пишет, что одно самых простейших оккультных явлений (выход в астрал) вызывает у «адепта ментального пути» удивление и восторг. Однако этот «адепт» является уже не материалистом, а «критически настроенным философом». В этой статье Папюс излагает некоторые характерные свойства «ментального пути», его опасности и недостатки, но также выделяет и важные преимущества.
Поэтому, когда начинающий экспериментатор увидит плоды своих эзотерических исследований, проведенных им в особых эзотерических учебных центрах, где каждый присутствующий претендует на получение исчерпывающего знания и на обладание единственной и полной истиной; когда он увидит, что эта истина сокрыта под весьма причудливыми и непонятными именами, находящимися у врагов любого вразумительного знания; наконец, когда он услышит, что снята та защита, которую соорудил Нахаш против Бога и, в особенности, против Христа, тогда ученик занимает место стража и можно заключить, что он проник к адептам ментального пути. Есть ли у нас право осудить их? Не больше, чем осудить других. Они довольны пребыванием в иллюзиях и занимаются тем, что подводят к оккультизму рассудительный ум современного человека науки, который еще вчера был материалистом.
Для ментального плана идеал развития человеческих способностей ограничивается осознанным Выходом «Астрального Двойника». Когда исследователь природы, больше похожий на циркового акробата, добивается успеха в этом элементарном опыте, он сразу начинает прикрываться именем Учителя, воспользовавшись для этого любым варварским наречием. Затем он проводит годы в режиме изнуряющей тренировки, чтобы прийти в итоге к (на самом-то деле!) беспомощности – к уединенному и индивидуальному астральному выходу! Достаточно увидеть хоть на минуту астральный план, чтобы предаться безумной забаве, наблюдая изумление мнимого «Адепта», который для прогулки по астралу избрал в проводники гордость и «Гордое Одиночество», находясь при этом на территории, где все является коллективным и подчиненным иерархии. Но милость Отца столь велика, что он окружает невидимыми защитниками этих мнимых богов человечества, когда они совершают тщеславную прогулку к тиграм загробной жизни. Возможно, мы сказали уже слишком много о недостатках ментального пути, поэтому сейчас скажем несколько слов об истинных свойствах этого пути для тех, кто не способен осуждать и верить кому-то больше, чем своим братьям.
Применительно к физическому плану, ментальный путь обеспечивает человека здравой критикой и теорией, применимой к различным экспериментам.
Этот путь воспитывает опытных критиков, которые, возможно, уже завтра создадут истинную Психологию.
Применительно к чувственному плану, этот путь определяет теоретическую основу Интуиций и Откровений а также анализирует их.
На своем собственном плане ментальный путь полезен тем, что он позволяет сравнивать разные традиции с другими, критикуя и сравнивая различные их аспекты.
Наконец, с точки зрения плана, на котором осуществляется синтез всех остальных планов, ментальный путь стремится создать философский «Органон». Это Всеобщее Знание, и каждая традиция думает, будто обладает им, но это знание написано только в тайном свете Природы!
Опасность ментального пути, помимо гордости, заключается в том, что мы можем полагать, будто мы что-то знаем; это нечуткость ума к законам живого слова, которое следует по совершенно другому пути; отсюда как следствие – очерствелость и недостаток сердечного милосердия.
Тем не менее, это путь используется чаще всего в начале всех оккультных исследований.
Предисловие переводчика
Под «ментальным путем» в оккультизме Папюс понимал путь интеллектуального постижения физических и нефизических (метафизических) законов природы. В отличие от материалиста, который изучает лишь позитивную реальность (то есть отказывает в существовании магическим явлениям), человек, следующий ментальному пути изучает (помимо материальных вещей) нематериальные вещи, но делает это лишь на теоретическом уровне. Поэтому Папюс и пишет, что одно самых простейших оккультных явлений (выход в астрал) вызывает у «адепта ментального пути» удивление и восторг. Однако этот «адепт» является уже не материалистом, а «критически настроенным философом». В этой статье Папюс излагает некоторые характерные свойства «ментального пути», его опасности и недостатки, но также выделяет и важные преимущества.
Обсуждения Ментальный путь