Жил когда‑то человек, слепой от рождения и глаза его были полностью закрыты. Кто‑то рассказал ему о том, как красиво солнце. Слепой заинтересовался, но был полон сомнений.
Он спросил:
«Что такое свет, о котором ты говоришь? Я не представляю, что бы это могло значить. Могу ли я услышать свет?»
Его зрячий партнёр ответил:
«Нет, конечно, нет. Свет не производит никаких звуков».
Слепой сказал: «Тогда дай мне попробовать его на вкус».
«О, нет, — ответил его друг — нельзя почувствовать вкус света». «Ладно», — сказал слепец — «Так дай мне ощутить свет».
«Это тоже невозможно», — заявил его собеседник.
«Полагаю, что его запах я тоже не смогу уловить», — с циничной усмешкой произнёс слепой.
«Да, это так» — сказал его ближний.
«Тогда как я могу поверить в свет ?! Для меня это миф, воздушный замок».
Его приятель какое‑то время подумал, и ему пришла в голову идея: «Пойдём, поговорим с Буддой. Я слышал, что он даёт просветление где‑то поблизости. Я уверен — он сумеет помочь тебе пережить свет и понять его смысл».
Они отправились к Будде и спросили, как заставить слепого понять, что такое свет. Ответ Будды был весьма удивительный.
Он сказал: «Даже сотня Будд не смогут объяснить этому человеку смысл света. Восприятие света — это личный опыт».
Однако Будда понимал, что дефект зрения у этого человека был не слишком серьёзным, и его можно было излечить с помощью простой операции. Поэтому он устроил так, чтобы слепой отправился к человеку, который мог исправить его зрение.
Через некоторое время его глаза приоткрылись и сквозь узкие шели он впервые увидел свет. Он созрел и прозрел, смог на собственном опыте понять, что такое свет, и воскликнул:
«Теперь я верю, что свет существует. Я вижу солнце, луну, деревья и множество других вещей. Но это можно узнать только самому. Все описания, которые давали другие люди, не могли меня убедить, и они не могли передать смысл света. Только благодаря тому, что мне указали, как вернуть моё зрение, я способен понять все это на собственном опыте». Этот человек был переполнен радостью, вся его жизнь изменилась.
Дилемма этого человека сходна с тем затруднением, которое большинство людей испытывают в отношении духовной жизни. Многие люди слышат: Бог — то, Бог — это. Существуют многие тысячи описаний духовного опыта. Но на самом деле, эти описания бесполезны, точно так же, как описания света бесполезны для слепого. Единственное, что приносит пользу — это объяснение того, как вам самим обрести духовный опыт. Только когда слепой человек предпринял шаги, чтобы избавиться от дефекта зрения, он, в конечном итоге, стал способен видеть.
Так же дело обстоит и с духовной жизнью. От многочисленных описаний духовного опыта, Бога и т.п. нет никакого толка. Самое лучшее, что вы можете сделать, — это начать вникать в суть духовного света, чтобы обрести этот опыт самому. Вы тоже познаете СВЕТ— духовный свет — на собственном опыте, подобно тому, как слепец, наконец, открыл для себя свет, когда к нему вернулось зрение. А когда у вас есть собственный опыт, в объяснениях нет необходимости. Они становятся совершенно излишними.
Он спросил:
«Что такое свет, о котором ты говоришь? Я не представляю, что бы это могло значить. Могу ли я услышать свет?»
Его зрячий партнёр ответил:
«Нет, конечно, нет. Свет не производит никаких звуков».
Слепой сказал: «Тогда дай мне попробовать его на вкус».
«О, нет, — ответил его друг — нельзя почувствовать вкус света». «Ладно», — сказал слепец — «Так дай мне ощутить свет».
«Это тоже невозможно», — заявил его собеседник.
«Полагаю, что его запах я тоже не смогу уловить», — с циничной усмешкой произнёс слепой.
«Да, это так» — сказал его ближний.
«Тогда как я могу поверить в свет ?! Для меня это миф, воздушный замок».
Его приятель какое‑то время подумал, и ему пришла в голову идея: «Пойдём, поговорим с Буддой. Я слышал, что он даёт просветление где‑то поблизости. Я уверен — он сумеет помочь тебе пережить свет и понять его смысл».
Они отправились к Будде и спросили, как заставить слепого понять, что такое свет. Ответ Будды был весьма удивительный.
Он сказал: «Даже сотня Будд не смогут объяснить этому человеку смысл света. Восприятие света — это личный опыт».
Однако Будда понимал, что дефект зрения у этого человека был не слишком серьёзным, и его можно было излечить с помощью простой операции. Поэтому он устроил так, чтобы слепой отправился к человеку, который мог исправить его зрение.
Через некоторое время его глаза приоткрылись и сквозь узкие шели он впервые увидел свет. Он созрел и прозрел, смог на собственном опыте понять, что такое свет, и воскликнул:
«Теперь я верю, что свет существует. Я вижу солнце, луну, деревья и множество других вещей. Но это можно узнать только самому. Все описания, которые давали другие люди, не могли меня убедить, и они не могли передать смысл света. Только благодаря тому, что мне указали, как вернуть моё зрение, я способен понять все это на собственном опыте». Этот человек был переполнен радостью, вся его жизнь изменилась.
Дилемма этого человека сходна с тем затруднением, которое большинство людей испытывают в отношении духовной жизни. Многие люди слышат: Бог — то, Бог — это. Существуют многие тысячи описаний духовного опыта. Но на самом деле, эти описания бесполезны, точно так же, как описания света бесполезны для слепого. Единственное, что приносит пользу — это объяснение того, как вам самим обрести духовный опыт. Только когда слепой человек предпринял шаги, чтобы избавиться от дефекта зрения, он, в конечном итоге, стал способен видеть.
Так же дело обстоит и с духовной жизнью. От многочисленных описаний духовного опыта, Бога и т.п. нет никакого толка. Самое лучшее, что вы можете сделать, — это начать вникать в суть духовного света, чтобы обрести этот опыт самому. Вы тоже познаете СВЕТ— духовный свет — на собственном опыте, подобно тому, как слепец, наконец, открыл для себя свет, когда к нему вернулось зрение. А когда у вас есть собственный опыт, в объяснениях нет необходимости. Они становятся совершенно излишними.
К тому академик АВМ .
Все регалии и титулов не перечесть.
Поэтому у меня есть ряд персональных предложений.
Вот бы изложить своими словами Канта и его " Критику чистого разума ' а так же Спинозу " Этика".
Духовный свет взметнулся искрами
По вере души освятил,
По духу люди стали близкими
По воле мудрых высших сил.
Бесчинством фарисейства догма
Распяла Божью новизну
И мы сегодня, безусловно,
Свободы празднуем весну.
Любовь бесстрастная людская
Была спасительной всегда,
Она, жестокость отрицая,
Обожествляла суть креста.
Не внемля искреннему слову,
Гордыня ложью изрекается –
Господь, взошедший на голгофу,
В природу истин облекается.
Молитвенно перед распятием
Склонилась масса грешных душ
Просить исполниться понятием
Духовно-меркантильных нужд.
Окрестным звоном в день весенний
Пасхальный ангел весть разнёс
Для нас, что в это воскресенье
Вознёсся вновь Иисус Христос!
Фёдор Мол.