Многоликий Разум

Многоликий Разум
Современная наука всё с большим изумлением обнаруживает признаки интеллектуальной активности на разных уровнях организации материи, как живой, так и неживой.
Только физическими законами невозможно объяснить поведение квантов, наночастиц, биологическими законами – создание стволовыми клетками разнообразных органов, в том числе и нервной ткани.
По мнению физика-квантовика Джона Уилера субатомная частица обладает способностью предвосхищать ближайшее будущее – условия, которые еще только создаются, в частности, поля, которые должны замедлить ее движение. И такое предвосхищение влияет на поведение частицы в настоящем.
Озадачивают безграничные возможности стволовых клеток, которые могут трансформироваться в любые органы и исполнять любые функции организма. Примером самоорганизации в сложные структуры могут служить наночастицы, которые придают новые свойства образуемым из них материалам.
Многие биологи всерьёз задумываются о наличии разума у растений, так как они не только питаются, размножаются, но и меняют в зависимости от наличия вредителей или полезных насекомых состав химических элементов в своих листьях, цветах и плодах, а также могут находить оптимальный путь к солнцу, поворачиваться к нему или наоборот, отворачиваться от него. Так, когда муравьи или гусеницы или даже такие животные как слоны и жирафы начинают поедать слишком много зелени, растения способны при помощи своей развитой корневой системы передавать сигналы опасности друг другу, и тогда они выбрасывают в свою систему токсичные вещества, которые делают их листву несъедобными.
Всё это говорит о разумности нашего мира, которая вовсе не сводится к человеческому интеллекту. А это в свою очередь подтверждает мою идею, что все в нашем мире не просто материально, но духо-материально.
В моём понимании духо-материя – это философская категория для обозначения субъективно-объективной реальности, существующей всегда в системе взаимодействия, в том числе и с нами, и познаваемой не только органами чувств живой материи и техническими приборами, но и творческим воображением.
Дух, субъект или разум присутствует на всех уровнях и стратах материи. Рассмотрим основные виды разума: разум самореализации, сетевой разум, иерархический разум, сознание.
На изначальном уровне, уровне вечности мы имеем дело с Абсолютом как вещью в себе, с такой формой разума как чистая самореализация, поскольку Абсолют как творческая сущность творит все своей собственной внутренней энергией из своего собственного неисчерпаемого потенциала. Чистую самореализацию Абсолюта можно считать потенциальной, изначальной формой разума.
При этом безграничный потенциал Абсолюта нельзя назвать ни бытием в нашем понимании, ни небытием. Это небытие в нашем понимании, поскольку на том свете не существует системы взаимодействия, которой был бы открыт Абсолют. Но это и не небытие, потому что в Абсолюте идут постоянные творческие процессы, его внутренняя энергия все трансформирует, переводит из потенциального состояния в реальное и наоборот, из реального в потенциальное (воплощает и развоплощает).
Абсолют как вещь в себе создал нашу вселенную как многообразие во взаимодействии, изначально структурированное четырьмя осями координат – пространством, временем, информационной и духовной осями. Пространство аналогично материи, потому что это первая структура, время аналогично энергии, потому что это первый процесс взаимодействия (внутри Абсолюта идут только трансформационные процессы), информационная ось даёт возможность отображать друг друга, а духовная ось задаёт всему цель и смысл, т.е. подобно закономерно-вероятностной матрице программирует процесс эволюции.
В нашей вселенной как системе взаимодействия сосуществует несколько видов разума. Первичный разум не обладает нервными центрами или другими элементами, специализирующимися на отображении реальности, т.е. является сетевым по своей организации. Сетевой разум ориентирован главным образом на адаптацию к системе взаимодействия. Он проявляется как активный процесс и на субатомном, и на атомном уровне, и на молекулярном и даже на клеточном уровне у растений. На уровне квантов сетевой разум можно представить как активного творца материальных объектов по программам заложенным абсолютом.
Сетевой разум отличается одной особенностью. В нем все элементы сонастроены друг на друга, все они дают друг другу прямую и обратную связи, поэтому им не нужна иерархия, как в централизованном виде разума, о котором мы поговорим позже. Амеба или стволовая клетка представляют из себя вариант сетевого разума, ибо у нее нет спецификации органов. Одна и та же клетка выполняет не только функции питания, размножения, самозащиты, но и интеллектуальную функцию организации своего поведения в изменяющейся среде. Растения также не имеют своих нервных центров и специфических органов управления типа мозга, но зато они прекрасно справляются с адаптацией к системе взаимодействия.
И на более высоких эволюционных уровнях можно найти действие сетевой организации. Аналогом сетевого разума в социуме являются принципы рыночной саморегуляции, но для этого рынок должен быть цивилизованным и ориентирован на баланс интересов потребителя и продавца. Так, повышение спроса на товары ведет к увеличению цены и увеличению продаж, а понижение спроса на товары ведет к падению цены и к уменьшению товарного производства. По сути, сетевой разум в природе и социуме представляет из себя саморегулируемую, саморазвивающуюся и взаимно настраивающиеся систему. Еще один пример сетевого разума – правила дорожного движения. Это взаимнорегулируемая система, где каждый водитель транспортного средства ориентируется на других водителей и на дорожные знаки во избежании ДТП. На дороге есть конечно элементы иерархической регуляции в виде постов ДПС, но в целом эта система в основном саморегулируется, за каждым водителем не сидит инспектор с жезлом и не указывает, куда ему ехать. Все участники дорожного движения просто следуют логике, заложенной в основу его организации.
Следующим видом разума является иерархический, специализированный или централизованный разум. Он широко представлен в живой материи, особенно у многоклеточных организмов, важнейшим представителем которых является человек. Уже у простейших животных есть примитивный спинной либо головной мозг, управляющий их организмом и его поведением в окружающей среде. Управленческие сигналы и информация поступают из окружающей среды на анализаторы (глаза, уши, нос, рот, кожа), потом они перерабатываются мозгом и в виде управленческих команд поступают различным органам тела. Для иерархического разума характерно специализация каждого органа под конкретную функцию. Так у животных появились органы дыхания, питания, размножения, передвижения и прочее.
Новый этап развития иерархического разума знаменуется появлением сознания как особой самонаблюдающей надстройки (знания о знании). Основная цель сознания – это уже не гибкая адаптация к природе, как у сетевого разума, а работа со своим Я и природой как своим орудием труда. При этом появляется возможность как творчески перестраивать своё Я, поведенческие схемы и т.д., так и приспосабливать, перекраивать природу под свои нужды, что особенно заметно в создании человеком искусственных сред.
Да, сознание как еще один вид разума присуще именно человеку. Так, человек перешел от охоты и собирательства к сельскохозяйственной революции, а со временем в основном переселился в города, все более отгораживаясь от естественной природной среды через развитие техносферы. Однако сознание хорошо не только тем, что оно позволило человеку выделить себя как управляющее начало из природной среды, но и то, что оно дало ему возможность рефлексии – дало возможность оценивать свою деятельность с точки зрения причинения вреда или пользы природе и обществу и соответствующей коррекции своей деятельности.
Возвращаясь к понятию духо-материи, я хочу подчеркнуть, что она существует только во взаимодействии.
Ещё в древних религиях, особенно в буддизме, подчёркивалась взаимосвязь всего сущего. В частности, по мнению Далай Ламы XIV, пустотность всего сущего следует понимать как отсутствие в любом объекте вселенной постоянной, независимой от других объектов сути. Он понимает мир как взаимную текучесть, взаимную трансформацию, взаимное изменение.
Квантовая механика считает, что в любой физической системе отсчета должен быть наблюдатель, который на нее влияет в ту или другую сторону. Мы же предлагаем заменить слово «наблюдатель» на «активный деятель, активный искатель», ибо только в таком качестве можно стать со-творцом. Просто пассивное наблюдение за мировыми процессами ничего не дает, кроме разве медитативного релакса.
Вообще следует отметить, что в системе взаимодействия уже сейчас любые наши действия, в том числе и активные исследования вызывают отклик, внося изменения в объективно-субъективную реальность.
Я считаю, что современные ученые исследователи все больше берут на себя роль со-творцов с абсолютом, особенно когда они вышли как активное начало со своими инструментами на квантовый, субатомный уровень. И если бы они ограничились ролью пассивного наблюдателя, вряд бы у них получилось столько открытий в мире физики, начиная от кварков и лептонов и заканчивая темной материей и темной энергией.
Современные физики уже давно не столько открывают реальность, сколько творят ее. По сути, каждый активный ученый со своим интрументарием (допустим, Большой андронный коллайдер) творит свою собственную вселенную, отсюда столько гипотез, типа теории струн или модифицированной динамики Ньютона, которые являются откликом системы взаимодействия на их творческие устремления.
В заключение хочу сказать, что перечисленные виды разума не являются исчерпывающими.
Особым видом многоликого разума сейчас можно считать искусственный интеллект как любимое детище человеческого ума. Уже сейчас можно сказать, что по ряду параметров он во многом превосходит человеческий разум. У него прекрасная память, большое быстродействие, хорошая самообучаемость, он не нуждается в пище, отдыхе, у него нет рефлексии. Одной из перспектив развития человеческой цивилизации является киборгизация человека, многократное усиление его потенциала за счет соединения качеств машины и человека.
Вообще же, если говорить о перспективах развития разума, то дабы не допустить уничтожения человека в ядерной войне или экологической катастрофе необходимо создание единого цивилизационного субъекта с соответствующим цивилизационным сознанием, ответственным за землю и всё сущее на ней. Это позволит в дальнейшем выстроить осознанную духовную ось развития вселенной, превратив нынешнюю духовную ось как глобальное бессознательное «не-я» в глобальное «я» с созданием и эволюцией человечества как космического субъекта.
Опубликовано . Получено 9 ответов. Просмотрено 527 раз.  
  • Да, дзенские коаны прекрасны. Чего стоит только "хлопок одной ладонью".
     
  • Извините за правописание.
     
  • Уважаемый, просто неимоверно уважаемый мной Сайгак!
    Я понимаю Ваше мировозрение и Ваш космогенезис и во многом с Вами согласен, потому что в той концепции мироздания, которая у меня сложилась в настоящее время присутствует и Ваше мировоззрение. Потому что в каждом человеке есть "Разум" и он действительно многолик. И это не шизофрения, а как, например, Дзэнский коан о повозке:
    - Являются ли колёса повозкой?
    - Нет, это только колёса.
    - Являются ли оглобли повозкой?
    - Нет это только оглобли.
    - Являются ли сиденья повозкой?
    - Нет, это только сиденияю
    итак далее.
    - Так чтоже тогда повозка ???
    после долгого молчания:
    - Бли-и-и-ин!!! Я ПОНЯЛ !!!
    То же самое и требовательный коан: - "Достань Луну из Колодца".
     
  • Уважаемый Валентин-1! Я действительно считаю, что Абсолют - беспричинная (т.е. вечная) причина самого себя. Мир Абсолюта - это мир чистого потенциала. Это мир аннигиляции всего и вся, которую следует понимать как совершенное единство всего и вся. В нашем же мире реализации для осознания себя абсолютное целое становится многообразием, или как Вы правильно написали, делится на части. Но не забывайте о том, что все части бывшего абсолютного целого не только разделены между собою, но и связаны взаимодействием. После нашей смерти мы теряем и части, и взаимодействие и переходим в состояние абсолютного единства. И вообще, я считаю категорию "состояния" первичной по отношению к категории "мыслеобраз". В конце-концов Ваше восприятие пустотности мира есть тоже определенное состояние, определенное переживание, не так ли? Также и в Абсолюте, мир его состояний отделен от мира его мыслеобразов, нашего мира, хотя любой мыслеобраз порождается каким-либо состоянием Абсолюта. Т.е. состояние пустотности Абсолюта или его целое порождает мысль, абсолютную идею Гегеля, мысль порождает слово, слово порождает дело, дело формирует привычку, привычка создает характер, характер творит судьбу как закон кармы. Просто надо различать непосредственно мир Абсолюта как вещи в себе, как Целого, и мир формы проявления абсолюта, как мир многообразия, связанного взаимодействием. Повторюсь, целью появления мира формы Абсолюта стала его необходимость в самоосознании, и в итоге в превращении своей чистой самореализации в чистое осознание, в осознанное глобальное Я. А вообще, Вы правильно все написали, мне понравилась Ваша мысль о том, что я уже жил 2000 лет назад в Индии и там размышлял об Абсолюте. Также и Вы может быть в образе Бодхидхармы девять лет медитировали в пещере, прежде чем выйти к людям с концепцией пустотности мира. Кстати, мне стало очень интересно, что пустоту буддисты понимают со слов Далай Ламы четырнадцатого не как полное отсутствие чего-либо, а как отсутствие самобытия объектов в том смысле, что все они текучи так как связаны взаимодействием. Т.е. буддизм дает прежде всего понимание истинного устройства нашего мира. Что касается того света, то мне кажется, что его суть выражена не в пустотности, а в аннигиляции, которую следует понимать не как полное уничтожение всего и вся, но как трансформацию всего и вся в единое Целое без разделения, в вечный потенциал.
     
  • Уважаемый Сайгак !!!
    Извините, пожалуйста, за столь долгое молчание в ответ на Ваш последний комментарий ко мне, это связано с тем, что:
    1. Мой комп поймал вирус (думаю не без причины).
    2. Никак не могу понять Ваш Космогенез. По моему Вы как-то отошли от Рерихов.

    То есть, как вижу я, исходя из Вашего комментария, Вы исходите из Аристотелевского: --- " Бог есть причина самого себя". --- Поскольку пишете, что за "пределами абсолюта ничего нет".
    То есть Ваша концепция мироздания зиждется на положении, что кроме Бога ничего более в мироздании НЕТ ?
    И всё , вся природа (и мы, соответственно) и всё происходящее происходит в нём и всё это есть его помыслы (мыслеобразы).
    Я правильно Вас понял.
    Если так, то тогда логически получается, что мы (человеки) и есть боги, так как мы есть мысле-образы Бога ???
    Если это так, то смею напомнить, что это точь в точь Третья глава Первой книги Моисеевой, например, стихи:
    ---" 4. И сказал змий жене; нет не умрёте;
    5. но знает Бог, что в день,в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло". ---

    Видите ли, хоть вы и пишете , что в Абсолюте нет никаких разделений, но получается, что разделение всё-таки есть, ибо Единый "Бог- Абсолют" в мыслях своих (в нас) разделился на множество СЕБЯ.
    Если целое делится на части, то остаются части, но не целое. То есть "Абсолют-Бог" исчезает.
    Такую же философию продвигал Ницше. Если "Бог- Абсолют", как изначальное Целое, исчез, растворился в частях себя, разделил себя в себе на части, то Сверх- Человек, просто обязан появиться, чтобы соединить все части в единое целое.
    Так же трактует Космогенез и Индуизм, насколько я знаю, -- "Брахма разделил себя на части и из этих частей образовались касты "брахманов" (священнослужителей), "кшатриев" (воинов), "вайшьев" (торговцев, скотоводов, земледельцев) и "шудр" (слуг и разнорабочих). но придёт время, когда всё "вернётся на круги своя".
    О том же говорится и в Откровении святого Иоанна (Апокалипсисе) - "конца не будет, будет всё новое".

    Я правильно Вас ,Уважаемый Сайгак, понял ???

    Видите ли, если Ваши "мысле-образы" (мысли) таковы, то согласно закону кармы, Вы уже, более 2000 лет ранее, БЫЛИ ! В другом образе, в других условиях (например Индия), но БЫЛИ, и всегда интересовались философией того времени в котором тогда жили. Вспомните Платоновское "Учение о припоминании".
     
  • Изначально Абсолют следует понимать как "вещь в себе". В Абсолюте все едино, т.е. ничего за рамками этой вещи в себе не существует, никакого пространства. Но разница между моим подходом и концепцией Вадима все же есть. Дело в том, что я считаю придумки, выдумки и мыслеобразы Абсолюта субстанциональными, а идеальное небытие Вадима предполагает отсутствие субстанциональности, как у Гегеля. Гегель тоже считал источником всего абсолютную идею в чистом виде. Этим и объясняется творчество Абсолюта, который творит сам из себя как одухотворенной субстанции. Творчество же Абсолюта заключается в поляризации при помощи духа своей субстанции и превращении ее в духо-материю как систему взаимодействия. В Абсолюте духо-материи нет, там есть лишь одухотворенная субстанция, которая не разделена на противоположности и не связана взаимодействием, но едина. Духо-материя существует только в нашей вселенной как система взаимодействия. В Абсолюте нет разницы между состоянием, мыслью, словом и действием. Подумать для Абсолюта означает сотворить. У нас же мысленное пространство отделено от пространства действия. Для действия необходимо прилагать энергию. В Абсолюте же мысль есть и энергия, и действие, и результат. Насыщенная энергией мысль Абсолюта творит духо-материю, проще говоря организует первичную субстанцию. А организованная первичная субстанция и есть духо-материя. Так что повторюсь, я считаю мысль Абсолюта субстанциональной. Поэтому Вадим идеалист, а я - духо-субстанционалист, или духо-материалист, когда речь идет о нашей вселенной.
     
  • Много Уважаемый Сайгак!
    ОПЯТЬ же, УТОЧНИТЕ ???
    "Пространство", в котором "творит Абсолют", ГДЕ находится ???
    Внутри Абсолюта или во вне Его ???

    Видите ли, если внутри Него, следовательно всё творимое есть его ПРИДУМКИ, выдумки, мысле-образы.
    Вадим вот как-то выразился:
    --- Небытие [как первопричина всего] спит и видит сны, но что будет когда оно проснётся ?! ---
    В чём тогда разница между Вашей концепцией Космогенеза и концепцией Вадима ???

    Если же "Пространство" вне Абсолюта, тогда сам Абсолют находится внутри Него.
    Следовательно, Оно (Пространство) первично, по отношению к Абсолюту, следовательно, оно разумнее во времени появления и само создало Абсолют, который потом творит всё.
    Вот это я пытался выяснить у Геннадия, спрашивая его о его "Метафизическом пространстве", но так и не добился.

    Пожалуйста, ПОЯСНИТЕ ??????????????.....?
    (???)
     
  • Сократ ты ли это?
     
  • Когда я хочу подкузьмить собеседника, я ему говорю следующее, а хотите я вам докажу, что мысль материальна. Если человек соглашаясь говорит, что ему это не надо доказывать, мол он и так уверен, беседа течёт в одном русле, если он требует очевидных и правдоподобных доказательств со ссылкой на авторитетные источники, беседа перетекает в другое русло, но если собеседник начинает шутить или задаёт мне контрвопрос с предложением материализации духа или наоборот, я прекращаю беседу.
     

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты