Еще в детстве мне твердили: тонут не те, кто не умеют плавать, а те, кто умеют. Правда, я не очень внимал и сейчас с ужасом вспоминаю увлечения пиро- и мото- , которые запросто могли стоить жизни. Обошлось... А вот те, у кого не обошлось, уже не могут писать здесь радостные статьи с бодрыми советами.
К сожалению, говорящие, но не пишущие граждане сообщают совсем иную картину. Очень редко кто сияет от радости. Зато повально рассказывают о проблемах на работе, в учебе, со здоровьем, об отсутствии денег, о произволе чиновников и управляющих компаний. Нельзя сказать, что люди перепуганы насмерть, но налицо неприятное чувство от неопределенности своего существования. Кстати, в советское время его не было. Можно, конечно, спорить, но есть хороший показатель: железные двери и решетки, отражающие всеобщий страх быть обкраденным, ограбленным или убитым.
Любопытно, живут ли за железными дверьми бравые советчики борьбы со страхом. Может, лучшее средство для борьбы со страхом: вообще снять замки со своих дверей?
На мой взгляд, в жизни не так уж много случаев, когда действительно надо бороться со страхом. Болезненные случаи боязни воды, открытого пространства и т.п. весьма редки. В конце концов, если боишься собак, высоты или утонуть, то не лезь и все, есть немало мест и дел, для которых эти страхи не имеют никакого значения, так что никак не мешают жить. Мало ли где написано "не влезай - убьет"! Не надо лезть и показывать свою смелость. Лучше уж вовремя забояться, в частности, тем, кто надеясь сразу попасть к Аллаху, взрывает невинных людей вместе с собой.
Из всех случаев достойной борьбы со страхом могу назвать только прыжок с парашютом будущего защитника Родины. Все остальное в значительной мере есть самокопание и борьба с комплексами. Например, получил в школе двойку, так хоть выбил где-нибудь стекла дабы доказать себе, что никого и ничего не боишься.
Вообще, в обществе распространен не тот страх, который сковывает человека и мешает жить, а скорее неприятное ощущение, которое вовсе не катастрофично, а, наоборот, автоматически корректирует действия человека в ситуациях, когда некогда глубоко задумываться. А потому прежде чем бороться с этим ощущением, неплохо бы подумать о его полезной роли.
На мой взгляд, среднему человеку как раз сильно не хватает страха, а лучше сказать ответственности за свои поступки. Уж слишком все смелые в том, чтобы пьянствовать или курить пачками. Миллионы сидят в тюрьмах из-за своей смелости и неадекватности. Еще больше нарушают нормы нормального поведения.
Почему весь подъезд оплеван и усыпан окурками, а весь двор загажен собаками? Почему по ночам гремит музыка? Почему горланят по телефону в общественном транспорте? Почему тротуары и газоны заставлены машинами? Это все от тех, кто поборол свой страх перед обществом или вообще никогда его не имел. Просто так проще. Приятнее ни о чем не задумываться. Например, скучно молодому человеку в школе, зато приглянулись молодцеватые люди с нацистскими символами, и никаких раздумий о последствиях. Чем меньше знаешь, тем меньше хочется работать головой.
Особо - о религиозных страхах. По одной версии только вера в Бога направляет и делает человека человеком. А материалистов некоторые коллеги сравнивают со свиньями, приписывают им органическую чуждость демократии и нескончаемое множество других грехов. С противоположной стороны, наоборот, считают страх перед божественным наказанием самым отвратительным и дезорганизующим.
Как ни странно, самые грамотные известные мне атеисты прекрасно разбирались в религиях и поддерживали исключительно дружеские отношения со священнослужителями. А отрицание всего и вся - это еще не атеизм, а откровенная безграмотность, одинаково чуждая как религии, так и научному материализму. Поэтому неудивительно, что независимо от воззрений образованные люди тянутся друг к другу, а не к неучам, с которыми и поговорить-то не о чем. Не удивителен страх заиметь тупого начальника, соседа, родственника.
На самом деле верующих, неукоснительно соблюдающих религиозные предписания, крайне мало. Подавляющее большинство российских граждан имеет личный компот из противоречивых верований, которые не примет ни одна религия и ни одна научная организация. Главное, чтобы этот компот не мешал жить и не ущемлял свои интересы. Например, сократить свои налоговые выплаты одинаково горазды как материалисты, так и отъявленные верующие.
Поэтому не берусь однозначно судить о религиозных страхах. Одна и та же религиозная идея может иметь разные последствия. Например, представления о реинкарнации кого-то мобилизуют, кого-то расслабляют. При кастовой системе идея правильно оттрубить полученную роль - не тянет на баррикады и в корне подрывает марксистскую теорию. Демократическое общество, наоборот, периодически тяготеет к революциям, хотя и в нем сильны убеждения о прошлых жизнях, не говоря уже о жизни на том свете.
Опыт борьбы с религиозными представлениями показывает сомнительную перспективность этого занятия. Аналогично, личные убеждения индивида, независимо религиозные они или нет, крайне устойчивы, поскольку в большинстве своем находятся на уровне подсознания и не поддаются логическим уговорам. Поэтому борьба со своими убеждениями и страхом перед всем иным не только неприятна, но и малоперспективна. Можно долго приучать себя к нормам поведения в обществе, но нередко наступает момент, когда вся прежняя сущность выходит наружу и выливается в истерику, погромы, противоправные действия.
Поэтому наряду с лозунгом борьбы с действительно вредными, но крайне редкими страхами, уместно выдвинуть лозунг уважения и развития своих страхов, соответствующих общественным интересам, а значит, и интересам каждого члена общества.
А в ряде случаев надо бороться не со страхом, а с причинами, его вызывающими. Например, у человека нет денег. Ну, выпил, заглушил страх от безысходности, но денег-то от этого не прибавится. Уверенность в жизни дает труд на благо общества, а не сама борьба со страхами. Н.В.Невесенко
К сожалению, говорящие, но не пишущие граждане сообщают совсем иную картину. Очень редко кто сияет от радости. Зато повально рассказывают о проблемах на работе, в учебе, со здоровьем, об отсутствии денег, о произволе чиновников и управляющих компаний. Нельзя сказать, что люди перепуганы насмерть, но налицо неприятное чувство от неопределенности своего существования. Кстати, в советское время его не было. Можно, конечно, спорить, но есть хороший показатель: железные двери и решетки, отражающие всеобщий страх быть обкраденным, ограбленным или убитым.
Любопытно, живут ли за железными дверьми бравые советчики борьбы со страхом. Может, лучшее средство для борьбы со страхом: вообще снять замки со своих дверей?
На мой взгляд, в жизни не так уж много случаев, когда действительно надо бороться со страхом. Болезненные случаи боязни воды, открытого пространства и т.п. весьма редки. В конце концов, если боишься собак, высоты или утонуть, то не лезь и все, есть немало мест и дел, для которых эти страхи не имеют никакого значения, так что никак не мешают жить. Мало ли где написано "не влезай - убьет"! Не надо лезть и показывать свою смелость. Лучше уж вовремя забояться, в частности, тем, кто надеясь сразу попасть к Аллаху, взрывает невинных людей вместе с собой.
Из всех случаев достойной борьбы со страхом могу назвать только прыжок с парашютом будущего защитника Родины. Все остальное в значительной мере есть самокопание и борьба с комплексами. Например, получил в школе двойку, так хоть выбил где-нибудь стекла дабы доказать себе, что никого и ничего не боишься.
Вообще, в обществе распространен не тот страх, который сковывает человека и мешает жить, а скорее неприятное ощущение, которое вовсе не катастрофично, а, наоборот, автоматически корректирует действия человека в ситуациях, когда некогда глубоко задумываться. А потому прежде чем бороться с этим ощущением, неплохо бы подумать о его полезной роли.
На мой взгляд, среднему человеку как раз сильно не хватает страха, а лучше сказать ответственности за свои поступки. Уж слишком все смелые в том, чтобы пьянствовать или курить пачками. Миллионы сидят в тюрьмах из-за своей смелости и неадекватности. Еще больше нарушают нормы нормального поведения.
Почему весь подъезд оплеван и усыпан окурками, а весь двор загажен собаками? Почему по ночам гремит музыка? Почему горланят по телефону в общественном транспорте? Почему тротуары и газоны заставлены машинами? Это все от тех, кто поборол свой страх перед обществом или вообще никогда его не имел. Просто так проще. Приятнее ни о чем не задумываться. Например, скучно молодому человеку в школе, зато приглянулись молодцеватые люди с нацистскими символами, и никаких раздумий о последствиях. Чем меньше знаешь, тем меньше хочется работать головой.
Особо - о религиозных страхах. По одной версии только вера в Бога направляет и делает человека человеком. А материалистов некоторые коллеги сравнивают со свиньями, приписывают им органическую чуждость демократии и нескончаемое множество других грехов. С противоположной стороны, наоборот, считают страх перед божественным наказанием самым отвратительным и дезорганизующим.
Как ни странно, самые грамотные известные мне атеисты прекрасно разбирались в религиях и поддерживали исключительно дружеские отношения со священнослужителями. А отрицание всего и вся - это еще не атеизм, а откровенная безграмотность, одинаково чуждая как религии, так и научному материализму. Поэтому неудивительно, что независимо от воззрений образованные люди тянутся друг к другу, а не к неучам, с которыми и поговорить-то не о чем. Не удивителен страх заиметь тупого начальника, соседа, родственника.
На самом деле верующих, неукоснительно соблюдающих религиозные предписания, крайне мало. Подавляющее большинство российских граждан имеет личный компот из противоречивых верований, которые не примет ни одна религия и ни одна научная организация. Главное, чтобы этот компот не мешал жить и не ущемлял свои интересы. Например, сократить свои налоговые выплаты одинаково горазды как материалисты, так и отъявленные верующие.
Поэтому не берусь однозначно судить о религиозных страхах. Одна и та же религиозная идея может иметь разные последствия. Например, представления о реинкарнации кого-то мобилизуют, кого-то расслабляют. При кастовой системе идея правильно оттрубить полученную роль - не тянет на баррикады и в корне подрывает марксистскую теорию. Демократическое общество, наоборот, периодически тяготеет к революциям, хотя и в нем сильны убеждения о прошлых жизнях, не говоря уже о жизни на том свете.
Опыт борьбы с религиозными представлениями показывает сомнительную перспективность этого занятия. Аналогично, личные убеждения индивида, независимо религиозные они или нет, крайне устойчивы, поскольку в большинстве своем находятся на уровне подсознания и не поддаются логическим уговорам. Поэтому борьба со своими убеждениями и страхом перед всем иным не только неприятна, но и малоперспективна. Можно долго приучать себя к нормам поведения в обществе, но нередко наступает момент, когда вся прежняя сущность выходит наружу и выливается в истерику, погромы, противоправные действия.
Поэтому наряду с лозунгом борьбы с действительно вредными, но крайне редкими страхами, уместно выдвинуть лозунг уважения и развития своих страхов, соответствующих общественным интересам, а значит, и интересам каждого члена общества.
А в ряде случаев надо бороться не со страхом, а с причинами, его вызывающими. Например, у человека нет денег. Ну, выпил, заглушил страх от безысходности, но денег-то от этого не прибавится. Уверенность в жизни дает труд на благо общества, а не сама борьба со страхами. Н.В.Невесенко
Обсуждения Надо ли бороться со страхом?
Выделю квинтэссенцию статьи.
Индивидуальные страхи надо изживать как то страхи : общественного выступления, страх первым выдвинуть свое мнение, страх начать что то новое а вдруг не получится, страх быть молодым, страх быть старым.
А вот с такими страхами не надо бороться: страх кого то обидеть, страх оказаться не культурным, страх нарушить общественный покой, страх показать себя невеждой и другие страхи.
То есть страхи индивидуальные, что относятся к себе лично, изживай.
Общественные, те что относятся к твоим взаимоотношениям в обществе, ОСОЗНАВАЙ , поливай и холи, как цветы на клумбе в твоем саду, это УКРАШЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ.
Безрассудный человек в доказательство своей смелости, прыгнет в воду не проверив а что же там такое. Умный человек и храбрый прыгнет, но проверит воду а что там.
Вот допустим страх оказаться не культурным за столом, не позволяет культурному человеку : сморкаться, плеваться, хлюпать носом, прихлебывать чай из чашки, ковыряться в носу и прочие столовые не непотребства. Все это описано в книге "Юношества честное зерцало". Вот такие книги должны быть настольными книгами для подростков. Когда же такие страхи войдут в разум и плоть. То человек не будет боятся , показать что он боится. Как допустим я боюсь испортить отношения с друзьями и даже если я вижу, вернее понимаю что какая то черта характера мешает человеку в его продвижение, честно говоря я боюсь ему сказать, об этом, дабы не испортить отношения. Это я про тебя Николай.
Денежные вопросы которые люди ценят без душевной составляющие, рву сразу. Мне говорят а как ты будешь жить завтра, не страшно. Мне страшно, как я буду жить, смирившись раз, испугавшись негодяев и подлецов, изживших в своей жизни, душевную часть себя и заменившую либо душевной пустотой, либо душевной демагогией.
И страх и недовольство собой, все есть. Но я разделяют это полезный страх оставляю, это безполезный страх убираю или делаю определенную работу по уборке этого страха из своей души, из своей повседневной жизни и устройства психики.
Напишу своё мнение.
Страха тем меньше становится, чем больше любви, осознанности и ответственности. А до тех пор он, конечно, нужен и бороться с ним...не только бессмысленно, но и неразумно.
Это и в локальном, и глобальном.
Не думаю, что в описанных Вами случаях люди так "нехорошо"себя ведут потому, что они...страх потеряли ) Скорее, наоборот, так они со своими многочисленными страхами борятся. Ну вроде, никто мне не указ, что хочу, то и ворочу. А сами действуют несвободно, борясь с системой и обществом, чтобы избавиться от страха. На самом деле делают его только сильнее. Иллюзорная свобода такая.
С уважением, Юлия.
Так что меня эти представления не мобилизуют и не расслабляют. Они мне интересны, как и разные религии, как и наука. Но большее значение имеют текущие дела, с которыми реинкарнация как-то не соприкасается. А может быть, мне только кажется, что не соприкасается.
А что у Вас? Николай.
- А что у Вас?