В психиатрии под фобией понимают патологически повышенное проявление реакции страха на некий раздражитель. Однако если оставить в стороне болезненные случаи аквафобии, клаустрофобии, айхмофобии и т.п., то крайне трудно провести границу между патологией и реакциями вполне здорового человека, для которого чувство страха столь же необходимо для выживания как воздух, вода, пища. Более того, такие вещи как русофобия, гомофобия - явно не забота психиатров, хотя в принципе самая безобидная фобия может вырасти за пределы разумного.
В качестве теоретической основы борьбы с фобиями часто принимают учение И.П.Павлова об условных рефлексах. Согласно Павлову условный рефлекс - это ответная реакция на раздражитель, выработанная при определенных условиях. Если изменяются условия, вызвавшие условные рефлексы, то рефлексы угасают, потому что являются временными реакциями. Кора головного мозга может оказывать как активизирующее, так и тормозящее влияние на нижележащие отделы мозга, и таким образом, либо усиливать, либо тормозить ответные действия.
Итак, из учения Павлова уже проглядывают два заметно расходящихся подхода к борьбе с фобиями. Это устранение условий, способствующих сохранению или развитию фобии. И активное осознание самой фобии, в частности, доказательство себе необоснованности страхов.
Мимо страхов и фобий не прошли и философы. По М.Хайдеггеру (1889-1976) и Ж.П.Сартру (1905-1980) страх исходит от самого бытия и существования человека. По принципу: жить вообще вредно. Впрочем, Хайдеггер выделяет важные положительные стороны страха. У Сартра страх - это боязнь самого себя, неустойчивости и неопределенности своего существования, которые всегда присутствуют и от которых невозможно избавиться. Таков, в частности, страх смерти, который по мнению ученых действительно является сильнейшим, а потому нередко дезориентирует человека, заставляя его искать утешение в сомнительных учениях.
Наибольшую популярность получила техника систематической десенсибилизации, которую попросту можно было бы назвать: клин клином. Например, от страха высоты можно избавиться, если регулярно торчать на все больших высотах. Чтобы не бояться собак и диких животных, оказывается лучший способ: подружиться с ними.
И без специальных тренировок хорошо видно, как этот механизм срабатывает у людей, поселившихся не верхотуре. Поначалу они боятся выйти на балкон, даже взглянуть вниз через окно. Но уже через несколько месяцев от страха обычно не остается и следа.
Я уже писал по другому поводу о важности приятных эмоций от узнавания предметов. Так, даже самая злая собака и самая противная человеческая физиономия могут показаться симпатичными, когда на них взглянешь в сотый раз.
В биологии десенсибилизаций называют уменьшение чувствительности организма к аллергену. Хотя фобия - это не аллерген, но внешнее формальное сходство биологического и психического методов налицо.
Однако есть немало примеров, показывающих, что десенсибилизация - далеко не панацея, а может вызывать даже обратный эффект. Мне сразу вспоминается замечательный советский артист А.Ростоцкий (1957-2002), игравший суперменов и сам настоящий супермен, но... панически боявшийся высоты. Всю жизнь он отчаянно лез на всякие высоты, чтобы побороть страх. На том и погорел... Сорвался. Страх ушел лишь вместе с жизнью.
Поучителен пример с М.Монро, страдавшей тяжелыми фобиями. Ее тоже заставляли, причем весьма дорогие специалисты, вновь и вновь переживать свои прошлые страхи. Чем это кончилось - известно. Впрочем, надо, конечно, учитывать, что работать с психикой - это не с железной болванкой. В каждом случае есть масса особенностей. И отдельные провалы еще не отменяют метода, хорошо зарекомендовавшего себя во множестве случаев.
Не занимаясь профессионально психологией и психиатрией, я все же имел "удовольствие" видеть несколько примеров лечения как от признанных, так и от признанных в узком кругу специалистов. Клин клином напоминает мне лечение заикания электрошоком. Кому-то, несомненно, помогает...
А у кого-то от психического воздействия создается иллюзия помощи.
Вообще, любое тяжкое испытание, если оно не угробило индивида, придает чувство уверенности, веры в свои силы. Все прежние страхи вдруг начинают казаться столь мелкими и смехотворными, что о них даже не стоит вспоминать.
Не обязательно искать для себя тяжелые испытания и подвергать себя сомнительным экспериментам. На самом деле в обществе и у наших близких есть немало проблем, на которые мы часто не обращаем внимания, целиком погружаясь в свои нелюбимые, но подсознательно становящиеся любимыми фобии. Мы уже не мыслим себя без борьбы со своими комплексами, эта борьба становится игрой и целью существования. А ведь в мире есть и другие задачи, крупные проблемы. Может быть, почувствовать боль ближнего и помочь ему - это самое лучшее средство искоренить свои фобии? Н.В.Невесенко
В качестве теоретической основы борьбы с фобиями часто принимают учение И.П.Павлова об условных рефлексах. Согласно Павлову условный рефлекс - это ответная реакция на раздражитель, выработанная при определенных условиях. Если изменяются условия, вызвавшие условные рефлексы, то рефлексы угасают, потому что являются временными реакциями. Кора головного мозга может оказывать как активизирующее, так и тормозящее влияние на нижележащие отделы мозга, и таким образом, либо усиливать, либо тормозить ответные действия.
Итак, из учения Павлова уже проглядывают два заметно расходящихся подхода к борьбе с фобиями. Это устранение условий, способствующих сохранению или развитию фобии. И активное осознание самой фобии, в частности, доказательство себе необоснованности страхов.
Мимо страхов и фобий не прошли и философы. По М.Хайдеггеру (1889-1976) и Ж.П.Сартру (1905-1980) страх исходит от самого бытия и существования человека. По принципу: жить вообще вредно. Впрочем, Хайдеггер выделяет важные положительные стороны страха. У Сартра страх - это боязнь самого себя, неустойчивости и неопределенности своего существования, которые всегда присутствуют и от которых невозможно избавиться. Таков, в частности, страх смерти, который по мнению ученых действительно является сильнейшим, а потому нередко дезориентирует человека, заставляя его искать утешение в сомнительных учениях.
Наибольшую популярность получила техника систематической десенсибилизации, которую попросту можно было бы назвать: клин клином. Например, от страха высоты можно избавиться, если регулярно торчать на все больших высотах. Чтобы не бояться собак и диких животных, оказывается лучший способ: подружиться с ними.
И без специальных тренировок хорошо видно, как этот механизм срабатывает у людей, поселившихся не верхотуре. Поначалу они боятся выйти на балкон, даже взглянуть вниз через окно. Но уже через несколько месяцев от страха обычно не остается и следа.
Я уже писал по другому поводу о важности приятных эмоций от узнавания предметов. Так, даже самая злая собака и самая противная человеческая физиономия могут показаться симпатичными, когда на них взглянешь в сотый раз.
В биологии десенсибилизаций называют уменьшение чувствительности организма к аллергену. Хотя фобия - это не аллерген, но внешнее формальное сходство биологического и психического методов налицо.
Однако есть немало примеров, показывающих, что десенсибилизация - далеко не панацея, а может вызывать даже обратный эффект. Мне сразу вспоминается замечательный советский артист А.Ростоцкий (1957-2002), игравший суперменов и сам настоящий супермен, но... панически боявшийся высоты. Всю жизнь он отчаянно лез на всякие высоты, чтобы побороть страх. На том и погорел... Сорвался. Страх ушел лишь вместе с жизнью.
Поучителен пример с М.Монро, страдавшей тяжелыми фобиями. Ее тоже заставляли, причем весьма дорогие специалисты, вновь и вновь переживать свои прошлые страхи. Чем это кончилось - известно. Впрочем, надо, конечно, учитывать, что работать с психикой - это не с железной болванкой. В каждом случае есть масса особенностей. И отдельные провалы еще не отменяют метода, хорошо зарекомендовавшего себя во множестве случаев.
Не занимаясь профессионально психологией и психиатрией, я все же имел "удовольствие" видеть несколько примеров лечения как от признанных, так и от признанных в узком кругу специалистов. Клин клином напоминает мне лечение заикания электрошоком. Кому-то, несомненно, помогает...
А у кого-то от психического воздействия создается иллюзия помощи.
Вообще, любое тяжкое испытание, если оно не угробило индивида, придает чувство уверенности, веры в свои силы. Все прежние страхи вдруг начинают казаться столь мелкими и смехотворными, что о них даже не стоит вспоминать.
Не обязательно искать для себя тяжелые испытания и подвергать себя сомнительным экспериментам. На самом деле в обществе и у наших близких есть немало проблем, на которые мы часто не обращаем внимания, целиком погружаясь в свои нелюбимые, но подсознательно становящиеся любимыми фобии. Мы уже не мыслим себя без борьбы со своими комплексами, эта борьба становится игрой и целью существования. А ведь в мире есть и другие задачи, крупные проблемы. Может быть, почувствовать боль ближнего и помочь ему - это самое лучшее средство искоренить свои фобии? Н.В.Невесенко
Обсуждения Борьба с фобиями
Зачем же отказываться от удовольствия? Тем более, что это средство самовыражевывания и от окостенения мозгов! Так что выражевывайтесь на здоровье! И другим интересно. Во всяком случае, мне.
"Я не психолог" - великолепное начало, которое уместно было бы для многих консультантов, шпарящих сногсшибательными откровениями. В Вашем же случае, наоборот, видны осторожность и аккуратность, присущие настоящему психологу.
Отсутствие излишней откровенности - это не фобия и, может быть, даже не страх, а обычные нормы приличия, культуры, сдержанности. Что-то доверяют врачу, что-то - родственникам, но выставлять свои проблемы случайным людям - не обязательно.
Спасибо за указание на источник, напомнивший Вам о Ницше. Несмотря на некое техническое сходство, я старательно отгородился от Ницше и говорил о чувстве уверенности, о вере и о кажимости. Это чувство может просто соврать, а вера и кажимость - лишь затуманить мозги, не сделав человека сильнее.
Если Вы разглядели порчу, то Вы явно скромничаете, отказываясь от сравнения с Шерлоком Холмсом.
Не совсем понял, зачем Вы привели слова Ф.Ницше:
"То, что нас не убивает, делает нас сильнее".
Ни в статье, ни комментариях этой фразы нет. Обычно ее не понимают буквально, и в литературе есть около десятка осторожных и обтекаемых толкований высказывания Ницше (который наверняка бы с ними не согласился).
Если же цитату от Ницше понимать дословно (как поступают местные проповедники со своими примитивными истинами), то вслед за Вами я тоже могу сказать:
"Ну-ну".
И это не случайно, потому что в статье у меня выражаются большие сомнения не только в убогих истинах от дилетантов, но и в признанных психологических методиках.
Странно, что Вы не видели человека с настоящей фобией. Таковых на сайте навалом. Наверное, Вы смотрели, как доктор Ватсон, а надо было замечать, как Шерлок Холмс.
Любой проповедник - это безнадежно больной человек. От чего он лечит, тем сам неизлечимо страдает.
Встречается и попроще фобия: боязнь, что обзовут дураком. И действительно, периодически обзывают. Но от старания выглядеть умным получается еще глупее, и количество обзываний только увеличивается.
Спасибо также за красочные аргументы в пользу разумности. Обычно мне приходится их искать, поэтому вдвойне приятно услышать их от коллег. Н.В.Невесенко
Да, научиться управлять своим умом и чувствами трудно. В смысле, что надо потрудиться. Для начала, человеку надо потрудиться перестать орать, успокоиться и рассмотреть со всех сторон саму идею возможности такого управления. "Отвлечься от боли" - это, разумеется, полумера управления, характерная для "современной медицинской парадигмы". Но, согласитесь, ведь если кто научился управлять хотя бы одним своим чувством, например, осязательным, которым мы ощущаем боль - как сжатие тканей тела, - то неужели он не сможет расжать свои собственные ткани в некоторых местах? А также, помочь другому, т.е. научить тому, что умеет делать сам.
И все же позвольте усомниться в категоричном положении, что "помощь всегда заключается в том, чтобы помочь в развитии его умения рационально контролировать и управлять своими чувствами".
Во-первых, клиент может находиться в таком состоянии, что никакой рациональности от него ждать не приходится. Может быть, надо немедленно спасать человека, самому рискуя если не жизнью, то хотя бы своим временем и достатком. Если же самому при этом держаться рациональным и спокойным, то, пожалуй, скорее пройдешь мимо. Но все-таки находятся те, кто не проходит.
Во-вторых, мало научить кого-то контролировать... Ну, отвлекся больной от постоянных болей, но болезнь-то не ушла. Получилась иллюзия помощи.
В-третьих, так ли легко научиться управлять своими чувствами? Если бы это умели делать хотя бы здоровые люди, то, наверное, давно не было бы войн и прочих конфликтов.
А в-четвертых, кто вообще знает, что такое "рационально"? Какие-то общие нормы есть, но есть масса противоречивых учений, рекомендующих совершенно разные действия.
Буду благодарен Вам за дальнейшие разъяснения. Н.В.Невесенко
Да, для кого-то боль может стать мотиватором для определенных действий - жестоких или благородных, самоуничижительных и самовосхвалительных.. Но, понимаете ли, понятие "справедливость" означает, прежде всего, восстановление управления ситуацией. В данном случае, в ситуации с любой болью, это всегда есть взятие чувства (боли) под контроль разума.
Т.е. помощь всегда заключается в том, чтобы помочь другому в развитии его умения рационально контролировать и управлять своими чувствами, чтобы они не были болезненными. А для этого помогающему и учителю не обязательно чувствовать то же самое, что и его ученик, достаточно рационально понимать механизмы возникновения боли.
Однако ж, почему-то люди по зову сердца рвутся в чужую страну, чтобы защищать справедливость, не жалея своей жизни. Мотивы могут быть разными, но уж наверное не благостное настроение срывает их с места.
А волонтеры, идущие в детские дома и больницы? Некоторые из них еще сами почти дети, и в значительной мере их цель поиграться во взрослых. Но увидев чужую боль, люди быстро взрослеют. Не каждый останется спокойным, если чужой ребенок вдруг назовет вас мамой.
В общем, вопрос мне кажется спорным. Может, мы и коллеги еще поищем аргументы? Н.В.Невесенко