Для этой статьи я введу два основных понятия. Это чувственное восприятие или чувства – то, что мы видим, слышим, ощущаем, обоняем, испытываем на вкус. И мышление – слова, которые мы думаем. Статья будет посвящена тому, как разделены и взаимосвязаны эти два механизма, а также почему первый важнее второго.
Начнем с того, что чувственное восприятие существует у нас от рождения, а скорее всего и раньше. Мы, как и животные, изначально способны видеть, слышать и ощущать – это наши единственные способы воспринимать мир. По сути, мир для нас существует исключительно в нашем чувственном восприятии.
Однако у человека, помимо чувственного восприятия, есть и второй психический механизм – мышление. Ученые называют его вторичной сигнальной системой. Это мышление, речь, слова. Это обработка символов, а не чувственных образов и переживаний.
В отличие от чувственного восприятия, мышление возникает у человека не с рождения, а только через несколько лет после него. А если человек не живет среди других людей, оно может не развиться вообще. Впрочем, важно другое – то, что мышление возникает позже чувственного восприятия. Мышление является вторичным по отношению к чувствам.
По сути, слова – это некие скомбинированные обрывки звуков, картинок или других чувственных образов. Мышление основано на чувственном восприятии, оно бы не существовало без чувственного восприятия. Очевидно, что невозможно научить речи того, кто совершенно не воспринимает мир.
Мышление вторично по отношению к чувствам. Однако, у людей оно очень сильно развито. Настолько сильно, что все наше внимание начало фиксироваться на мышлении и игнорировать чувства. Мы начали замечать только мысли. Мысли стали для нас единственной реальностью. Они начали подменять нам настоящую реальность, которая существует исключительно в нашем чувственном восприятии.
В результате для человека стало реально не то, что он видит, слышит и ощущает, а то, что он думает. Как говорится в шуточной поговорке, если факты противоречат теории – чем хуже для фактов. Если чувственное восприятие реальности противоречит мышлению – тем хуже для реальности. Даже если мы видим, что чувственная реальность не соответствует нашему мышлению, мы все равно продолжаем упорствовать в том, что думаем.
Человек замыкается в собственных мыслях. Но есть опасный для такого человека парадокс – мысли все-таки являются следствием чувств. Все наше мышление является вторичной, третичной, сколько-то-ричной переработкой того, что мы чувственно воспринимаем. Мы не можем подумать о том, что никогда не было в наших чувствах. Полностью оторванного от чувственной реальности мышления не существует и не может существовать.
И в результате, чем больше человек направляет внимание на мысли в противовес чувствам – тем меньше пищи для мышления у него остается. Мышление начинает тормозить, буксовать, стопориться. И если человек полностью оторвал свое внимание от чувственного восприятия – мышление вслед за этим прекращается целиком. Человек лишается и чувственного восприятия, и мышления. Он лишается всего. Его психика входит в ступор.
А поскольку практически всем людям свойственно фиксироваться на своем мышлении, от этой проблемы в той или иной степени страдают все. Они либо больше верят мышлению, а не чувствам, и совершают ошибки, либо вообще полностью фиксируются на мышлении, и тогда теряют способность функционировать. Лень, депрессия, апатия – это в первую очередь эффект оторванности внимания человека от его чувственного восприятия реальности. Ведь если человек перестает воспринимать реальность – он теряет способность действовать в ней.
Поэтому нам всем надо учиться направлять внимание не на мысли, а на чувственное восприятие. На все, что мы видим, слышим, ощущаем и так далее. Потому что только это является реальностью, а наше мышление – это вторичный от реальности продукт.
Если вы научитесь обращать внимание на то, что вы чувствуете, вы вернете себе утраченный контакт с реальностью. Вы почувствуете реальность в полную силу. Вы начнете полностью проживать свою жизнь. А ведь это и есть счастье – полное, без исключений, проживание собственной жизни.
Причем, что характерно, чем лучше вы научитесь чувствовать – тем лучше вы научитесь и думать. Потому что мышление, повторю в очередной раз, есть следствие чувственного восприятия. Качество чувств повышает качество мысли. Переставать фиксировать на одном лишь мышлении, мы не утрачиваем его, а наоборот, развиваем. А значит, начинаем и думать, и действовать лучше.
Резюмирую. Всем людям совершенно необходимо учиться направлять внимание не на мышление, а на чувственное восприятие. Только тогда нас ждут и счастье, и успех, и полноценная жизнь.
(с) Дмитрий Лейкин
Начнем с того, что чувственное восприятие существует у нас от рождения, а скорее всего и раньше. Мы, как и животные, изначально способны видеть, слышать и ощущать – это наши единственные способы воспринимать мир. По сути, мир для нас существует исключительно в нашем чувственном восприятии.
Однако у человека, помимо чувственного восприятия, есть и второй психический механизм – мышление. Ученые называют его вторичной сигнальной системой. Это мышление, речь, слова. Это обработка символов, а не чувственных образов и переживаний.
В отличие от чувственного восприятия, мышление возникает у человека не с рождения, а только через несколько лет после него. А если человек не живет среди других людей, оно может не развиться вообще. Впрочем, важно другое – то, что мышление возникает позже чувственного восприятия. Мышление является вторичным по отношению к чувствам.
По сути, слова – это некие скомбинированные обрывки звуков, картинок или других чувственных образов. Мышление основано на чувственном восприятии, оно бы не существовало без чувственного восприятия. Очевидно, что невозможно научить речи того, кто совершенно не воспринимает мир.
Мышление вторично по отношению к чувствам. Однако, у людей оно очень сильно развито. Настолько сильно, что все наше внимание начало фиксироваться на мышлении и игнорировать чувства. Мы начали замечать только мысли. Мысли стали для нас единственной реальностью. Они начали подменять нам настоящую реальность, которая существует исключительно в нашем чувственном восприятии.
В результате для человека стало реально не то, что он видит, слышит и ощущает, а то, что он думает. Как говорится в шуточной поговорке, если факты противоречат теории – чем хуже для фактов. Если чувственное восприятие реальности противоречит мышлению – тем хуже для реальности. Даже если мы видим, что чувственная реальность не соответствует нашему мышлению, мы все равно продолжаем упорствовать в том, что думаем.
Человек замыкается в собственных мыслях. Но есть опасный для такого человека парадокс – мысли все-таки являются следствием чувств. Все наше мышление является вторичной, третичной, сколько-то-ричной переработкой того, что мы чувственно воспринимаем. Мы не можем подумать о том, что никогда не было в наших чувствах. Полностью оторванного от чувственной реальности мышления не существует и не может существовать.
И в результате, чем больше человек направляет внимание на мысли в противовес чувствам – тем меньше пищи для мышления у него остается. Мышление начинает тормозить, буксовать, стопориться. И если человек полностью оторвал свое внимание от чувственного восприятия – мышление вслед за этим прекращается целиком. Человек лишается и чувственного восприятия, и мышления. Он лишается всего. Его психика входит в ступор.
А поскольку практически всем людям свойственно фиксироваться на своем мышлении, от этой проблемы в той или иной степени страдают все. Они либо больше верят мышлению, а не чувствам, и совершают ошибки, либо вообще полностью фиксируются на мышлении, и тогда теряют способность функционировать. Лень, депрессия, апатия – это в первую очередь эффект оторванности внимания человека от его чувственного восприятия реальности. Ведь если человек перестает воспринимать реальность – он теряет способность действовать в ней.
Поэтому нам всем надо учиться направлять внимание не на мысли, а на чувственное восприятие. На все, что мы видим, слышим, ощущаем и так далее. Потому что только это является реальностью, а наше мышление – это вторичный от реальности продукт.
Если вы научитесь обращать внимание на то, что вы чувствуете, вы вернете себе утраченный контакт с реальностью. Вы почувствуете реальность в полную силу. Вы начнете полностью проживать свою жизнь. А ведь это и есть счастье – полное, без исключений, проживание собственной жизни.
Причем, что характерно, чем лучше вы научитесь чувствовать – тем лучше вы научитесь и думать. Потому что мышление, повторю в очередной раз, есть следствие чувственного восприятия. Качество чувств повышает качество мысли. Переставать фиксировать на одном лишь мышлении, мы не утрачиваем его, а наоборот, развиваем. А значит, начинаем и думать, и действовать лучше.
Резюмирую. Всем людям совершенно необходимо учиться направлять внимание не на мышление, а на чувственное восприятие. Только тогда нас ждут и счастье, и успех, и полноценная жизнь.
(с) Дмитрий Лейкин
Обсуждения О чувственном восприятии
Для кого то полифония Баха это просто набор звуковых сигналов, кто-то услышит в ней гармонию и вечность, мысль, выраженную, посредством музыки))) вы не переведете эту мысль на язык вербальных символов, но настроение останется, "ПРИКОСНОВЕНИЕ" останется...к чему? ..а вот это уже свойства внутреннего "декодера" каждого)))))
я намеренно избегаю вдаваться в теоретические определения...конечно можно все обьяснить языком нейрофизиологии и психологии...но,уверена, ведь вы меня и так поняли?)))
..я бы определила "чувственное восприятие" как способность нашего сознания-мозга-я расшифровывать сложные "коды", не раскладывая их на простейшие элементы))))
Меня слегка позабавило ваше желания уязвить)))) Впрочем....., может показалось))))))
Так что я приветствую статью Галии и выступление Калиостро по данной теме. Если не Вам, то многим людям приводимые сведения будут полезны. Н.В.Невесенко
Ведь кто столкнулся с трудностями, тот приобретает и опыт их преодоления. Н.В.Невесенко
Ну с первым пунктом вопросов не возникает...бассейн и тренировка и своеобразная медитация и удовольствие.
Хотя, когда работаешь с людьми и вынужден все время преодолевать сопротивление, убеждать и притом "облизывать" - иногда к концу дня ощущение не просто пустоты и неспособности к размышлениям, а состояние глубоко отрицательного баланса)))
Насчет второго пункта - вы абсолютно правы))) я давно еду на старом багаже, который давно пора пополнить...только как пополнять, если нет определенной цели)))как говорил пой препод по графике "если вы хватаетесь рисовать все без разбора - это не талан брызжет...это у вас истерика")) так и со знаниями))
так и бредем по жизни))) поднял голову, ухватил что успел - и снова путь))) а куда деваться..
Во-первых, для активности в любом деле нужно физическое здоровье, выносливость. Конечно, не все рождаются гераклами, не всем по силам бегать 10км по утрам. Но хотя бы ходить, помногу двигаться - очень необходимо тем, кто занимается умственным трудом.
Второе, по существу, это: знания. Без них вся активность сведется к сотрясанию воздуха. Поэтому учиться надо всю жизнь. Впрочем, легко сказать. Но чему учиться? Поэтому:
Третье и самое главное: найти точку приложения сил. Если есть хорошая точка, то это подлинное счастье, тогда всему научишься, и по 10, и по 100 км будешь радостно бегать.
Если первые два пункта большей частью в нашей власти, то с приложением хуже. Тут много зависит от везения, от людского окружения, от общественных потребностей. Но очень нужна каждому человеку такая точка. Оттого часто люди бросаются с головой в нелепое или рискованое предприятие, приняв его за желанную точку... Не повезло, опять оказались пустые хлопоты... Ну что ж, все сначала... И бывает, что так всю жизнь. Н.В.Невесенко
Мне хочется выслушать ваши советы)) причем не о спокойствии, а об активизации деятельности)))) у меня вот нет конкретного плана, только интуитивные побуждения
Почему вы мне рекомендуете статью о спокойствии?
Подскажите, как активизировать свою деятельность? Хотя зачем?
Почитаешь некоторых авторов, про себя, и вообще ничего делать не хочется)))
Впрочем, о чем это я...
Еще читайте "12 способов как сохранять спокойствие". Правда, наряду с ними нелишни были бы способы как активизировать свою деятельность, как вбирать в себя опыт человечества, а не высасывать все из пальца. А то в обществе популярна и такая цитата, не упомянутая mots: меньше знаешь - крепче спишь. Н.В.Невесенко
Хотя кто знает? Может, то, что сегодня кажется нелепицей, завтра окажется истиной? Так что сумасшедшие идеи тоже нужны. А уж далее каждый читатель отберет себе по вкусу. Я также постоянно вспоминаю поучительный пример с Дюрингом, послужившим поводом для рождения "Анти-Дюринга". Моего творчества на сайте просто не было бы без подобных поводов. Так что спасибо всем, и кто прав, и кто не прав. Сегодня нет однозначных критериев определить, кто лучше. Но, возможно, в поиске мы движемся к истине.
Действительно, по восприятию есть масса литературы и разных мнений. Хотелось бы, конечно, увидеть все это глазами зачинателя темы. Я же не собирался ею заниматься, а только коснулся в статье важного на мой взгляд момента. Н.В.Невесенко
А по-существу -насколько я знаю, чувственное восприятие - это не то же самое, что восприятие с помощью пяти органов чувств, К тому же существуют разные модальности восприятия, как и разные способы мышления...если бы мы все были одинаковы нам не о чем было бы поговорить))))
Вы путаете чувственное восприятие (слух, зрение, осязание) с эмоциями (реакции на воспринятое).
Я уж не говорю о том, что никакой объективный реальности нет. Каждый ум верит в совершенно разную "объективную реальность".
Разум - вещь безусловно полезная, но это лишь надстройка над чувствами. Возводить его в абсолют - большая ошибка.
МОДЕРАТОРУ: в моей статье почему-то первые три абзаца повторяются два раза.
"Чувственное восприятие есть ложное восприятие? Это порок человечества?"
Там приводятся такие мысли, которые я тоже не стал бы защищать, имея в руках лишь пару тривиальных определений:
Когда человек пытается объяснить реальность посредством чувств и эмоций, он противоречит логике и здравому смыслу, тем самым не объективно воспринимая реальность. Логика - это самое ценное, что ест у человека, а чувственное восприятие - это порок человечества, некий переходный элемент в эволюции между приматами и человеком разумным.
Чтобы разобраться, может быть, надо поглубже покопаться в понятиях? Скажем, вспомнить про восприятие как познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира, про ощущения, представления, уровни восприятия (обнаружение, различение, идентификация, опознание) и т.д.
А в общем, это вполне актуально с Вашей стороны для современного общества и сайта в частности: "Мысли стали для нас единственной реальностью. Они начали подменять нам настоящую реальность..." Хотя и несколько преувеличено...
Вот только Ваш рецепт слишком прост и слабоват: "Если вы научитесь обращать внимание на то, что вы чувствуете, вы вернете утраченный контакт с реальностью. Вы почувствуете реальность в полную силу." Тогда уж подскажите, как научиться. Я вот сомневаюсь, что упорно глядя на солнце, смогу понять, что за желтым цветом скрываются электромагнитные волны определенной длины, испускаемые в результате ядерного синтеза, или хотя бы смогу убедиться, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Ведь тысячи лет чувственное восприятие твердило, что земля неподвижна. И знаете, ведь этому почему-то верили...