Смерти нет.
Истории о самых необычных переживаниях времени. С точки зрения нейронауки времени не существует. Теперь официально. Нелинейность времени уже признавали австралийские аборигены, даосизм и квантовая физика, теперь дело за медициной и биологией.
Истории о самых необычных переживаниях времени. С точки зрения нейронауки времени не существует. Теперь официально. Нелинейность времени уже признавали австралийские аборигены, даосизм и квантовая физика, теперь дело за медициной и биологией.
В распоряжение учёных попали экспериментальные данные и свидетельства людей, подтверждающие, что восприятие времени не соответствует действительности, а является продуктом нашего сознания, побочный эффект человеческого бытия.
Всё началось с головной боли, но потом стало происходить нечто странное. Саймон Бейкер пошел в ванную с мыслью, что, возможно, душ ослабит его головную боль. «Я посмотрел вверх на душ и увидел, что капли воды просто застыли в воздухе", — говорит он. «Через несколько секунд капли снова стали неразличимы и превратились в поток воды». Если обычно мы воспринимаем поток воды, как неделимую движущуюся струю, он смог увидеть каждую каплю, зависшую в воздухе, изогнутую под давлением воздуха и проносящуюся мимо него. «Это было похоже на то, — припоминает Саймон, — как летели пули в фильме "Матрица". Как будто это были ускоренные съёмки, в которых все движется замедленно».
Встроенный секундомер
У этого явления были органические причины. Позже у Саймона Бейкера (имя изменено) обнаружилась аневризма. Отсюда головная боль, сопровождавшаяся необычными спецэффектами. Невролог Фреду Овсью из Северо–Западного Университета Чикаго опубликовал о Саймоне статью в научном журнал NeuroCase. Так анонимный пациент стал знаменитостью. Даже поверхностное изучение вопроса показывает, что практические такие же случаи могут быть найдены, и периодически появляются новые, в медицинской литературе. Есть статьи об ускорении времени — так называемом Zeittraffe-феномене («временной промежуток» в переводе с немецкого). В русском языке аналога пока нет.
Предположительно, повреждённые при аневризме сосуды могли повлиять на деятельность области зрительной коры, которые ответственны за наше восприятие времени. Под пристальным изучением находится область зрительной коры, называемая V5. Эта область, которая находится в задней части черепа, уже давно была определена, как отвечающая за определение движения объектов, но, возможно, у нее есть и более важная роль — измерять течение времени. Когда Доменика Буэтти со своими коллегами в Университетской больнице Лозанны в Швейцарии простимулировала эту область магнитными полями, чтобы спровоцировать её активность, её испытуемым оказалось сложно сделать две вещи: они с трудом смогли отследить движение точки на экране, но это в принципе ожидалось, но также им оказалось сложно оценить, насколько долго на экране появлялись некоторые из точек.
Одно из объяснений, почему в этом опыте испытуемые не смогли сделать эти две простые вещи, состоит в том, что наша система, которая отвечает за определение движения, имеет свой собственный секундомер, записывающий как быстро передвигаются вещи, которые находятся в поле нашего зрения. И когда его работа нарушается из-за повреждений мозга, мир вокруг нас замирает.
Замедление времени как гарант и норма жизни
Когда ВВС опубликовало историю о необычном опыте Саймона Бейкера, когда время вокруг него в буквальном смысле слова остановилось, и предложило откликнуться читателям, у которых подобный опыт мог также быть в их жизни, оно было удивлено потоком писем, которые стали поступать в издательство.
Это позволило взглянуть на такой опыт немного шире, обобщив большое количество подобных свидетельств. Вот самые поразительные из них и то, как эти случаи объясняют учёные.
Филип Хили в своем письме описывает ужасную автомобильную аварию:
«Я повернул за угол и сразу же уткнулся носом машины в эвакуатор. Я мгновенно нажал на тормоза, но тут мои пассажиры стали кричать, что автобус сзади сейчас врежется в нас. Я помню как повернулся к ним, слушая их объяснения, потом увидел автобус, который врезается в нас и вминает нас в эвакуатор. Казалось, что все происходит очень медленно, кроме наших собственных движений — они были обычные по своей скорости. Я не знаю, как я мог в ту минуту разговаривать с пассажирами, потом видеть, как автобус врезается в нас, затем обернуться и увидеть, как надвигается эвакуатор. Я всегда описывал это, как замедление времени».
Юайджи Эммануэль пережил нечто похожее, когда сидел со своими друзьями под линией электропередач. Услышав треск над своей головой, он поднял голову и увидел, как медленно падает провод. Все это произошло до того, как он пустился бежать.
Некоторые ученые полагают, что когда мы сталкиваемся с опасностью, выброс гормонов стресса может ускорить наши мыслительные процессы, и в сравнении с этим весь окружающий мир кажется движущимся более медленно. Эта идея определенно увязывается с молниеносной реакцией Эндрю Артура Прескотта, который спас своего сына. Вот как он рассказывает об этом:
«Я никогда не обладал хорошей реакцией, скорее наоборот: у меня проблемы с координацией, и занятия спортом — явно не для меня. Когда мой сын был маленький, я посадил его на высокую горку на детской площадке, хотя он был еще достаточно неуклюжий. Я увидел, как он заваливается на бок, чтобы перевернуться через боковой бортик, и мне казалось, что у меня есть невероятно много времени, чтобы я мог успеть поймать его».
Иногда, ощущение, что вы владеете способностями супермена, может окончиться весьма плачевно, как в рассказе Венди Кроссли:
«Я оступился, что случается с каждым из нас время от времени. И почувствовал, что лечу, словно супермен, с широко распростертыми руками. Мне показалось, что я словно плыву в воздухе в замедленном движении, и это длилось целую вечность. В конце концов я рухнул совершенно невероятным образом на тротуар в какую-то кучу хлама с вывернутой лодыжкой и уязвленным самолюбием».
Для большинства людей замедление времени — это единичный феномен, но Дэвид Балл говорить, что он видел мир в замедленном движении бесчисленное количество раз. Так же как и Хейли, он видел автомобильную аварию в самых мельчайших подробностях, и видел, как люди на лестнице Лондонского Метрополитена двигались ненормально медленно. Он также описывает и более длительный случай после сёрфинга, когда ему оказалось странным образом трудно оценить реальную скорость своей машины.
«Я должен был ехать под 100 км в час, но первые тридцать минут пути мне казалось, что скорость всего 5 — 10 км в час».
Подборка писем читателей, сделанная BBC, не уникальна. В России есть энтузиасты, которые подошли к этому вопросу достаточно серьёзно и собрали подобных случаев уже на целую книгу. Вадим Чернобров в своей книге «Тайны времени» приводит отрывок из беседы с одним из летчиков–испытателей:
«У другого заслуженного летчика-испытателя, Марка ГАЛЛАЯ, при испытаниях истребителя Ла-5 пожар в воздухе все же произошел. В книге "Испытано в небе" он так описывал это летное происшествие: "Откуда-то из-под капота выбило длинный язык пламени… Снизу в кабину пополз едкий сизый дым… Дрогнул, сдвинулся с места и пошел по какому-то странному двойному счету масштаб времени. Каждая секунда обрела способность неограниченно, сколько потребуется, расширяться: так много дел успевает сделать человек в подобных положениях. Кажется, ход времени почти остановился!» Заметьте, испытатель пишет "кажется", хотя тут же утверждает, что за считанные секунды сумел проделать огромное количество дел… Спустя много лет, в декабре 1996 года, в разговоре с Галлаем мы вспомнили этот случай, и я попросил его сказать — испытывал ли он за годы своей богатой летной практики впоследствии что-либо подобное, а если да — то сколько примерно раз. "Да раз десять, — был ответ, наверное, многие летчики, особенно испытатели, сталкиваются с этим не единожды!…»
Он описывает многочисленные случаи замедления времени у солдат в бою или у десантников во время парашютных прыжков:
«В 1992-1993 годах я совместно с газетой МАИ "Пропеллер" (МАИ) занимались расследованием и хронометрировали показания другого парашютиста, который так описывал один из своих прыжков в 1988 году: "До линии высоковольтных передач оставался всего метр, и отвернуть от нее, казалось, было невозможно. Но внезапно мой спуск прекратился, я повис в воздухе, едва не касаясь ногами смертоносных проводов. Странно! Посмотрел наверх — нет, купол парашюта ни за что не зацепился, все, что его держит, это воздух! Краем глаза заметил бегущих по полю людей, они тоже застыли на одном месте и как бы повисли в воздухе! Тут я вспомнил все, чему меня учили, с силой натянул несколько строп и… парашют повело в сторону от проводов! Приземления не помню, люди, которые подбежали, потом говорили, что я несколько минут просидел с открытыми глазами, ни на какие вопросы не отвечал…»
А так автор описывает свой личный опыт, когда с замедлением времени он столкнулся вплотную.
«Плотнее некуда. В 5 метрах правее от себя. Фигуру человека с пулеметом наперевес я увидел слишком поздно, когда пули уже летели в меня. Звука выстрела не слышал. Зато четко видел черный дыру ствола, и словно бы заглядывал в этот черный колодец. И еще, хотя и менее четко (внимание было отвлечено черным дулом), но все-таки я видел пули, летящие рядом с моей головой. Уворачиваться от них не составляло никакого труда, не сложнее, чем от тяжелолетящего шмеля. Стрелявший был уверен, что с такого расстояния (5 м!) не промахнется, поэтому даже поленился прицелиться и стрелял с бедра.
Расстреляв в меня все свои 45 патронов, длинный рожок опорожняется за 3 секунды — он очень удивился и скрылся. По моему мнению прошло, наверное, около минуты, а точнее говоря, время в тот момент вообще остановилось. На каком-то неосознанном, полностью отрешенном от всяческих мыслей, автоматизме я выстрелил в ту сторону из гранатомета (автомат в тот момент был у меня за спиной). Результата собственной стрельбы я не видел, возможно, в тот момент он был мне абсолютно безразличен… Уже позже капитан Каменев, свидетель произошедшего, сказал, что мой выстрел из РПГ-7 едва не задел голову стрелявшего, но "это детали, а главное, что сам в рубашке родился!»
Всё началось с головной боли, но потом стало происходить нечто странное. Саймон Бейкер пошел в ванную с мыслью, что, возможно, душ ослабит его головную боль. «Я посмотрел вверх на душ и увидел, что капли воды просто застыли в воздухе", — говорит он. «Через несколько секунд капли снова стали неразличимы и превратились в поток воды». Если обычно мы воспринимаем поток воды, как неделимую движущуюся струю, он смог увидеть каждую каплю, зависшую в воздухе, изогнутую под давлением воздуха и проносящуюся мимо него. «Это было похоже на то, — припоминает Саймон, — как летели пули в фильме "Матрица". Как будто это были ускоренные съёмки, в которых все движется замедленно».
Встроенный секундомер
У этого явления были органические причины. Позже у Саймона Бейкера (имя изменено) обнаружилась аневризма. Отсюда головная боль, сопровождавшаяся необычными спецэффектами. Невролог Фреду Овсью из Северо–Западного Университета Чикаго опубликовал о Саймоне статью в научном журнал NeuroCase. Так анонимный пациент стал знаменитостью. Даже поверхностное изучение вопроса показывает, что практические такие же случаи могут быть найдены, и периодически появляются новые, в медицинской литературе. Есть статьи об ускорении времени — так называемом Zeittraffe-феномене («временной промежуток» в переводе с немецкого). В русском языке аналога пока нет.
Предположительно, повреждённые при аневризме сосуды могли повлиять на деятельность области зрительной коры, которые ответственны за наше восприятие времени. Под пристальным изучением находится область зрительной коры, называемая V5. Эта область, которая находится в задней части черепа, уже давно была определена, как отвечающая за определение движения объектов, но, возможно, у нее есть и более важная роль — измерять течение времени. Когда Доменика Буэтти со своими коллегами в Университетской больнице Лозанны в Швейцарии простимулировала эту область магнитными полями, чтобы спровоцировать её активность, её испытуемым оказалось сложно сделать две вещи: они с трудом смогли отследить движение точки на экране, но это в принципе ожидалось, но также им оказалось сложно оценить, насколько долго на экране появлялись некоторые из точек.
Одно из объяснений, почему в этом опыте испытуемые не смогли сделать эти две простые вещи, состоит в том, что наша система, которая отвечает за определение движения, имеет свой собственный секундомер, записывающий как быстро передвигаются вещи, которые находятся в поле нашего зрения. И когда его работа нарушается из-за повреждений мозга, мир вокруг нас замирает.
Замедление времени как гарант и норма жизни
Когда ВВС опубликовало историю о необычном опыте Саймона Бейкера, когда время вокруг него в буквальном смысле слова остановилось, и предложило откликнуться читателям, у которых подобный опыт мог также быть в их жизни, оно было удивлено потоком писем, которые стали поступать в издательство.
Это позволило взглянуть на такой опыт немного шире, обобщив большое количество подобных свидетельств. Вот самые поразительные из них и то, как эти случаи объясняют учёные.
Филип Хили в своем письме описывает ужасную автомобильную аварию:
«Я повернул за угол и сразу же уткнулся носом машины в эвакуатор. Я мгновенно нажал на тормоза, но тут мои пассажиры стали кричать, что автобус сзади сейчас врежется в нас. Я помню как повернулся к ним, слушая их объяснения, потом увидел автобус, который врезается в нас и вминает нас в эвакуатор. Казалось, что все происходит очень медленно, кроме наших собственных движений — они были обычные по своей скорости. Я не знаю, как я мог в ту минуту разговаривать с пассажирами, потом видеть, как автобус врезается в нас, затем обернуться и увидеть, как надвигается эвакуатор. Я всегда описывал это, как замедление времени».
Юайджи Эммануэль пережил нечто похожее, когда сидел со своими друзьями под линией электропередач. Услышав треск над своей головой, он поднял голову и увидел, как медленно падает провод. Все это произошло до того, как он пустился бежать.
Некоторые ученые полагают, что когда мы сталкиваемся с опасностью, выброс гормонов стресса может ускорить наши мыслительные процессы, и в сравнении с этим весь окружающий мир кажется движущимся более медленно. Эта идея определенно увязывается с молниеносной реакцией Эндрю Артура Прескотта, который спас своего сына. Вот как он рассказывает об этом:
«Я никогда не обладал хорошей реакцией, скорее наоборот: у меня проблемы с координацией, и занятия спортом — явно не для меня. Когда мой сын был маленький, я посадил его на высокую горку на детской площадке, хотя он был еще достаточно неуклюжий. Я увидел, как он заваливается на бок, чтобы перевернуться через боковой бортик, и мне казалось, что у меня есть невероятно много времени, чтобы я мог успеть поймать его».
Иногда, ощущение, что вы владеете способностями супермена, может окончиться весьма плачевно, как в рассказе Венди Кроссли:
«Я оступился, что случается с каждым из нас время от времени. И почувствовал, что лечу, словно супермен, с широко распростертыми руками. Мне показалось, что я словно плыву в воздухе в замедленном движении, и это длилось целую вечность. В конце концов я рухнул совершенно невероятным образом на тротуар в какую-то кучу хлама с вывернутой лодыжкой и уязвленным самолюбием».
Для большинства людей замедление времени — это единичный феномен, но Дэвид Балл говорить, что он видел мир в замедленном движении бесчисленное количество раз. Так же как и Хейли, он видел автомобильную аварию в самых мельчайших подробностях, и видел, как люди на лестнице Лондонского Метрополитена двигались ненормально медленно. Он также описывает и более длительный случай после сёрфинга, когда ему оказалось странным образом трудно оценить реальную скорость своей машины.
«Я должен был ехать под 100 км в час, но первые тридцать минут пути мне казалось, что скорость всего 5 — 10 км в час».
Подборка писем читателей, сделанная BBC, не уникальна. В России есть энтузиасты, которые подошли к этому вопросу достаточно серьёзно и собрали подобных случаев уже на целую книгу. Вадим Чернобров в своей книге «Тайны времени» приводит отрывок из беседы с одним из летчиков–испытателей:
«У другого заслуженного летчика-испытателя, Марка ГАЛЛАЯ, при испытаниях истребителя Ла-5 пожар в воздухе все же произошел. В книге "Испытано в небе" он так описывал это летное происшествие: "Откуда-то из-под капота выбило длинный язык пламени… Снизу в кабину пополз едкий сизый дым… Дрогнул, сдвинулся с места и пошел по какому-то странному двойному счету масштаб времени. Каждая секунда обрела способность неограниченно, сколько потребуется, расширяться: так много дел успевает сделать человек в подобных положениях. Кажется, ход времени почти остановился!» Заметьте, испытатель пишет "кажется", хотя тут же утверждает, что за считанные секунды сумел проделать огромное количество дел… Спустя много лет, в декабре 1996 года, в разговоре с Галлаем мы вспомнили этот случай, и я попросил его сказать — испытывал ли он за годы своей богатой летной практики впоследствии что-либо подобное, а если да — то сколько примерно раз. "Да раз десять, — был ответ, наверное, многие летчики, особенно испытатели, сталкиваются с этим не единожды!…»
Он описывает многочисленные случаи замедления времени у солдат в бою или у десантников во время парашютных прыжков:
«В 1992-1993 годах я совместно с газетой МАИ "Пропеллер" (МАИ) занимались расследованием и хронометрировали показания другого парашютиста, который так описывал один из своих прыжков в 1988 году: "До линии высоковольтных передач оставался всего метр, и отвернуть от нее, казалось, было невозможно. Но внезапно мой спуск прекратился, я повис в воздухе, едва не касаясь ногами смертоносных проводов. Странно! Посмотрел наверх — нет, купол парашюта ни за что не зацепился, все, что его держит, это воздух! Краем глаза заметил бегущих по полю людей, они тоже застыли на одном месте и как бы повисли в воздухе! Тут я вспомнил все, чему меня учили, с силой натянул несколько строп и… парашют повело в сторону от проводов! Приземления не помню, люди, которые подбежали, потом говорили, что я несколько минут просидел с открытыми глазами, ни на какие вопросы не отвечал…»
А так автор описывает свой личный опыт, когда с замедлением времени он столкнулся вплотную.
«Плотнее некуда. В 5 метрах правее от себя. Фигуру человека с пулеметом наперевес я увидел слишком поздно, когда пули уже летели в меня. Звука выстрела не слышал. Зато четко видел черный дыру ствола, и словно бы заглядывал в этот черный колодец. И еще, хотя и менее четко (внимание было отвлечено черным дулом), но все-таки я видел пули, летящие рядом с моей головой. Уворачиваться от них не составляло никакого труда, не сложнее, чем от тяжелолетящего шмеля. Стрелявший был уверен, что с такого расстояния (5 м!) не промахнется, поэтому даже поленился прицелиться и стрелял с бедра.
Расстреляв в меня все свои 45 патронов, длинный рожок опорожняется за 3 секунды — он очень удивился и скрылся. По моему мнению прошло, наверное, около минуты, а точнее говоря, время в тот момент вообще остановилось. На каком-то неосознанном, полностью отрешенном от всяческих мыслей, автоматизме я выстрелил в ту сторону из гранатомета (автомат в тот момент был у меня за спиной). Результата собственной стрельбы я не видел, возможно, в тот момент он был мне абсолютно безразличен… Уже позже капитан Каменев, свидетель произошедшего, сказал, что мой выстрел из РПГ-7 едва не задел голову стрелявшего, но "это детали, а главное, что сам в рубашке родился!»
Обсуждения Восприятие времени