Мне очень нравится выражение у А.Литвака - методов психотерапии столько, сколько в залов в Эрмитаже. Что, это значит для человека выбирающего себе психолога, психотерапевта? Растерянность и удивление? Практика показывает, что клиенты чаще, не знают и не задаются вопросом, о том в каком методе работает психотерапевт. Для клиента, важно освободится от груза, тяжести проблем, а уж будет это проходить лежа на кушетке или с помощью проигрывания ролевой матрицы, не так уж и важно. При этом СМИ и фильмы качественно осветили как работают психоаналитики с клиентом, но оставили за кадром как работает психодрама. Цель статьи – раскрасить белые пятна того, что называется индивидуальная психодрама (специалисты называют ее монодрама).
Итак, все начинается с первой встречи. Я провожу ее следующим образом, выслушиваю с чем пришел ко мне ко человек, а затем мы договариваемся о том, как мы будем работать. Ключевые факторы – продолжительность сеанса (60 минут), конфиденциальность (информация не становится известной третьим лицам), место и периодичность встреч, экологичность (возможность отказываться от предлагаемой активности, а также не отвечать на вопросы). Далее мы возвращаемся к углублению и формированию запроса. Практика показывает что он может очень отличатся от того что было высказано в начале встречи.
По каким причинам приходят на консультацию? Клиент ощущает дефицит ролей или роли, которые слабо проявляются, ему не хватает понимания, креативности, опыта и мотивации. Он застрял в «культурной консерве» - систему привычных реакций на окружающую среду. Например, в ряде ситуаций мы играем роль «неуверенного в себе человека» или «агрессивного человека», не предоставляя шанса, проявится другим ролям. Также, могут озвучиваться цели связанные с удовлетворением потребностей в самоуважении, признании, симпатии и принадлежности разным социальным группам. Приход на консультацию связан с тем, что есть желание роста (мотивацией роста), побуждающее перешагивать через то, что человек сделал и чем был в прошлом.
После того как высказаны все пожелания, в воздухе повисает готовность к активности. Не удивляйтесь если Вы в этот момент получите предложение от меня - «Может быть, Вы хотите попробовать представить рассказанное в ролевой игре? Где то место, на котором Вы находились, здесь в этой комнате? Как могло все выглядеть, здесь в этом кабинете? Как могла бы разворачиваться здесь Ваша ситуация? Где кто сидит, и где сидите Вы?».
Пример работы с клиентом (публикуется с разрешения клиента, имена и контекст изменен).
Тема работы: уверенность в себе.
Психолог (я): Расскажи над чем тебе хочется работать сегодня.
Евгений: Мне не хватает уверенности в себе.
Психолог: Что ты понимаешь под уверенностью в себе?
Евгений: Мне трудно отстаивать свою точку зрения, я чувствую себя неуверенно в компании незнакомых людей, мне трудно вступать в конфликт я предпочитаю компромиссы.
Психолог: Есть сцена из жизни об этом? Такая, которая наиболее сильно звучит в тебе.
Евгений: Мне 14 лет и я на первой в моей жизни дискотеке. В центре танцует девушка Оля, которая мне очень нравится. Но я сильно стесняюсь. Я был аутсайдером в школе, меня часто били одноклассники. Я жутко хочу танцевать, но не умею. И тут эта девушка мне показывает «фак». А я не знаю, что он означает. Может это приглашение танцевать? Но я так и не решаюсь подойти к ней. После этого я несколько дней возвращаюсь к дискотеке, фантазирую, что она меня звала, а потом узнаю, что это оскорбление. Я испытываю сильное разочарование и неуверенность в себе.
Психолог: Какие еще ситуации из жизни всколыхнуло воспоминание об этой ситуации?
Евгений: Да. Я вспомнил еще одну сцену.
Психолог: Сколько лет тебе в ней? Где она происходит?
Евгений: мне 11 лет. Я дома. Пришел папа с работы. Он подвыпивший. Говорит моей маме «Порося, готовь кушать». А мне так обидно от этих слов и у меня нет сил нагрубить отцу, рассказать, что я о нем думаю. Я ничего не могу сделать с этим. Мне жутко стыдно. И еще очень обидно за маму которая разрешает так говорить.
Психолог: Давай обозначим символом твоего отца. Вот набор разноцветных маркеров. Выбери один из них расположи в пространстве. Начни со слов: «Я папа, меня зовут …, мне столько лет…».
Евгений (из роли папы): Я папа, Сергей, тебе 42 года, в этой сцене.
Психолог: Как ты относишься к матери?
Евгений: ( (из роли папы) с искренним удивлением) Я ее люблю, ценю отношения.
Психолог: Почему ты сейчас говоришь ей грубости?
Евгений (из роли папы): Я пьян, мне весело, я любилю унижать своих близких проявляя свою власть. Тогда у меня возникает ощущение, что я всегда прав и уверен в себе.
Психолог: А вне семейного круга, как ты себя ведешь?
Евгений (из роли папы): Я веду себя робко и нерешительно, заискивая с другими людьми. Я боюсь их.
Психолог: Представь, что папа находится в месте где это происходит. Опиши его.
Евгений (из роли папы): это коридор, в квартире, «хрущевке» на первом этаже. Светло коричневые стены, детские наклейки на дверях. Зима, много вещей на вешалке. Я пришел с работы и сын выходит меня встречать.
Дальше мы проигрываем описанную сцену. После чего Евгений плачет.
Я ему предлагаю представить сцену сверхреальную сцену – его 11 летнего, держит за руку тот взрослый мужчина, который находится в этой комнате. И этот мужчина, может помочь мальчику проговорить отцу открыто, то, что он чувствует. Он защитит его, если будет опасность.
Евгений (из роли одиннадцатилетнего мальчика): папа, мне очень больно и трудно это говорить, но когда ты приходишь пьяный и оскорбляешь маму мне хочется тебя избить. Ты ведешь себя как поц, урод. Мне такая семья не нравится. Я хочу уйти из нее. А еще я из-за этого перестаю уважать свою мать, за то что она позволяет с собой делать это.
Попробуй понять мы, я и мама, это самое дорогое, что есть у тебя. Стань, Человеком.
Психолог: поменяйся местами, стань за маркером, войди в роль папы.
Евгений (из роли папы): Я тебя услышал и понимаю. Знаешь, все это от того что я так и не научился показывать свою любовь близким. Прости меня.
Евгений (из роли одиннадцатилетнего мальчика) с растроганной интонацией: я прощаю и ты меня прости за то что я тебе тут наговорил.
Занавес.
Мы возвращаемся на свои места в зале и обсуждаем эмоции, переживания клиента во время сцен. Какие инсайты, озарения, открытия у него были. Какие новые роли он для себя опробовал. Каким образом, роли, сцены - связаны с его реальной жизнью?
Благодаря четкой постановке психотравмирующей ситуации и ее воспроизведению, она, как и прежде, переживается очень эмоционально, но теперь уже повзрослевшим на несколько лет или десятилетий и более зрелым человеком, который смотрит на нее другими глазами и оценивает иначе. Здесь есть место слезам и смеху, катарсису, эмоциональному очищению.
Об этом повторном переживании Морено пишет: «Каждый истинный Второй Раз освобождает от Первого».
У клиента появляется возможность менять свою жизнь, если психотравмирующее событие было пережито заново настолько глубоко эмоционально и интеллектуально, бессознательная фиксация устраняется, а сам человек становится открытым для новых межчеловеческих отношений.
Итак, все начинается с первой встречи. Я провожу ее следующим образом, выслушиваю с чем пришел ко мне ко человек, а затем мы договариваемся о том, как мы будем работать. Ключевые факторы – продолжительность сеанса (60 минут), конфиденциальность (информация не становится известной третьим лицам), место и периодичность встреч, экологичность (возможность отказываться от предлагаемой активности, а также не отвечать на вопросы). Далее мы возвращаемся к углублению и формированию запроса. Практика показывает что он может очень отличатся от того что было высказано в начале встречи.
По каким причинам приходят на консультацию? Клиент ощущает дефицит ролей или роли, которые слабо проявляются, ему не хватает понимания, креативности, опыта и мотивации. Он застрял в «культурной консерве» - систему привычных реакций на окружающую среду. Например, в ряде ситуаций мы играем роль «неуверенного в себе человека» или «агрессивного человека», не предоставляя шанса, проявится другим ролям. Также, могут озвучиваться цели связанные с удовлетворением потребностей в самоуважении, признании, симпатии и принадлежности разным социальным группам. Приход на консультацию связан с тем, что есть желание роста (мотивацией роста), побуждающее перешагивать через то, что человек сделал и чем был в прошлом.
После того как высказаны все пожелания, в воздухе повисает готовность к активности. Не удивляйтесь если Вы в этот момент получите предложение от меня - «Может быть, Вы хотите попробовать представить рассказанное в ролевой игре? Где то место, на котором Вы находились, здесь в этой комнате? Как могло все выглядеть, здесь в этом кабинете? Как могла бы разворачиваться здесь Ваша ситуация? Где кто сидит, и где сидите Вы?».
Пример работы с клиентом (публикуется с разрешения клиента, имена и контекст изменен).
Тема работы: уверенность в себе.
Психолог (я): Расскажи над чем тебе хочется работать сегодня.
Евгений: Мне не хватает уверенности в себе.
Психолог: Что ты понимаешь под уверенностью в себе?
Евгений: Мне трудно отстаивать свою точку зрения, я чувствую себя неуверенно в компании незнакомых людей, мне трудно вступать в конфликт я предпочитаю компромиссы.
Психолог: Есть сцена из жизни об этом? Такая, которая наиболее сильно звучит в тебе.
Евгений: Мне 14 лет и я на первой в моей жизни дискотеке. В центре танцует девушка Оля, которая мне очень нравится. Но я сильно стесняюсь. Я был аутсайдером в школе, меня часто били одноклассники. Я жутко хочу танцевать, но не умею. И тут эта девушка мне показывает «фак». А я не знаю, что он означает. Может это приглашение танцевать? Но я так и не решаюсь подойти к ней. После этого я несколько дней возвращаюсь к дискотеке, фантазирую, что она меня звала, а потом узнаю, что это оскорбление. Я испытываю сильное разочарование и неуверенность в себе.
Психолог: Какие еще ситуации из жизни всколыхнуло воспоминание об этой ситуации?
Евгений: Да. Я вспомнил еще одну сцену.
Психолог: Сколько лет тебе в ней? Где она происходит?
Евгений: мне 11 лет. Я дома. Пришел папа с работы. Он подвыпивший. Говорит моей маме «Порося, готовь кушать». А мне так обидно от этих слов и у меня нет сил нагрубить отцу, рассказать, что я о нем думаю. Я ничего не могу сделать с этим. Мне жутко стыдно. И еще очень обидно за маму которая разрешает так говорить.
Психолог: Давай обозначим символом твоего отца. Вот набор разноцветных маркеров. Выбери один из них расположи в пространстве. Начни со слов: «Я папа, меня зовут …, мне столько лет…».
Евгений (из роли папы): Я папа, Сергей, тебе 42 года, в этой сцене.
Психолог: Как ты относишься к матери?
Евгений: ( (из роли папы) с искренним удивлением) Я ее люблю, ценю отношения.
Психолог: Почему ты сейчас говоришь ей грубости?
Евгений (из роли папы): Я пьян, мне весело, я любилю унижать своих близких проявляя свою власть. Тогда у меня возникает ощущение, что я всегда прав и уверен в себе.
Психолог: А вне семейного круга, как ты себя ведешь?
Евгений (из роли папы): Я веду себя робко и нерешительно, заискивая с другими людьми. Я боюсь их.
Психолог: Представь, что папа находится в месте где это происходит. Опиши его.
Евгений (из роли папы): это коридор, в квартире, «хрущевке» на первом этаже. Светло коричневые стены, детские наклейки на дверях. Зима, много вещей на вешалке. Я пришел с работы и сын выходит меня встречать.
Дальше мы проигрываем описанную сцену. После чего Евгений плачет.
Я ему предлагаю представить сцену сверхреальную сцену – его 11 летнего, держит за руку тот взрослый мужчина, который находится в этой комнате. И этот мужчина, может помочь мальчику проговорить отцу открыто, то, что он чувствует. Он защитит его, если будет опасность.
Евгений (из роли одиннадцатилетнего мальчика): папа, мне очень больно и трудно это говорить, но когда ты приходишь пьяный и оскорбляешь маму мне хочется тебя избить. Ты ведешь себя как поц, урод. Мне такая семья не нравится. Я хочу уйти из нее. А еще я из-за этого перестаю уважать свою мать, за то что она позволяет с собой делать это.
Попробуй понять мы, я и мама, это самое дорогое, что есть у тебя. Стань, Человеком.
Психолог: поменяйся местами, стань за маркером, войди в роль папы.
Евгений (из роли папы): Я тебя услышал и понимаю. Знаешь, все это от того что я так и не научился показывать свою любовь близким. Прости меня.
Евгений (из роли одиннадцатилетнего мальчика) с растроганной интонацией: я прощаю и ты меня прости за то что я тебе тут наговорил.
Занавес.
Мы возвращаемся на свои места в зале и обсуждаем эмоции, переживания клиента во время сцен. Какие инсайты, озарения, открытия у него были. Какие новые роли он для себя опробовал. Каким образом, роли, сцены - связаны с его реальной жизнью?
Благодаря четкой постановке психотравмирующей ситуации и ее воспроизведению, она, как и прежде, переживается очень эмоционально, но теперь уже повзрослевшим на несколько лет или десятилетий и более зрелым человеком, который смотрит на нее другими глазами и оценивает иначе. Здесь есть место слезам и смеху, катарсису, эмоциональному очищению.
Об этом повторном переживании Морено пишет: «Каждый истинный Второй Раз освобождает от Первого».
У клиента появляется возможность менять свою жизнь, если психотравмирующее событие было пережито заново настолько глубоко эмоционально и интеллектуально, бессознательная фиксация устраняется, а сам человек становится открытым для новых межчеловеческих отношений.
Обсуждения Индивидуальное психологическое консультирование в психодраме