Скоро в школу
О школе ребенку, который еще не переступил ее порога можно сказать по-разному.
- Школа – это прекрасно! Это очень интересная жизнь! Ты будешь каждый день узнавать что-то новое… Твой ум будет развиваться… Учиться – это хорошо, полезно, радостно.
Можно так. Но случается и иначе.
- Пойдешь в школу – будет не до игрушек. Засядешь за уроки! Смотри, веди себя в школе хорошо. Если учительница на тебя пожалуется, мало тебе не будет!
Но чаще всего родители н и к а к не напутствуют ребенка, полагаясь на стихийное восприятие перемены жизни в его психологии. Учительница все объяснит!
И какой же из трех вариантов наиболее разумный и полезный для малыша? Конечно, первый! Ребенок должен идти в школу в светлом настроении.
Радость – залог здоровья! Жизнерадостный человек реже болеет и легче переносит недуги, чем нытик. И в детском возрасте то же самое! Радость и здоровье живут вместе.
Настроение и здоровье… Сколько заболеваний (иногда – тяжелых!) порождается ощущением угнетенности, страха, растерянности… А источник здоровья – это положительные эмоции: чувство собственного достоинства, радости, гордости.
В наше время считается необходимым «подготовить» малыша к школе. Надо, чтобы он уже знал буквы и цифры, умел считать до десяти, еще лучше – освоил первые азы английского языка… Конечно, умственно развитый ребенок, знающий еще и стихи, умеющий пересказать детский рассказ или сказку, будет учиться лучше того, кто всего этого не знает и не умеет.
Однако для слишком усердных… нет, не детей, а мам и бабушек… есть опасность перестараться. Перегружая детскую головку еще до начала школьных занятий, вы можете вызвать преждевременную усталость ребенка, подавить его природную живость и веселость.
Развитие ребенка должно идти в ногу с возрастом. Не спешите семилетнего развивать до уровня десяти летнего! Вот что сказал об этом французский писатель Жан-Жак Руссо: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми… У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, чем заменить ее нашей».
Первоклассник
Перемена жизни от вольной к школьной дается ребенку не просто. На первых порах ему кажется, что школа – это некая новая игра. Помню, когда в первый школьный день мы спросили дочь, что ей больше всего понравилось в школе, она сказала:
- Пе-ре-ры-вы без мам.
А сын нашего соседа в тот же день объявил родителям:
- Если бы я знал, что уроки такие длинные, ни за что бы в эту школу не пошел!
Вот так!
Но есть уже в этой фразе первоклассника и первое ощущение своих обязанностей. Не сказал: «Не пойду в эту школу!» Нет, «ни за что бы не пошел…» А раз уж пошел, надо и дальше ходить. Надо учиться.
Очень желательно и важно (в том числе – для здоровья!), чтобы ребенок и в школе и дома учился с удовольствием.
- Выполнять школьные задания с удовольствием? Это же просто работа…
Нет. Не «просто работа», а т в о р ч е с к а я работа ребенка. Взрослые люди, увлеченные творчеством, испытывают наслаждение от своего труда. Но решение арифметической задачки или сочинение на тему: «Моя мама» - это тоже творчество! И если ребенок с п е р в ы х д н е й, с первых палочек и крючочков проникнется сознанием – как это здорово: научиться писать, и как радостно… Он будет учиться с удовольствием, без насилия над собой.
Как и во всяком деле, работу школьника сделает радостной ощущение своей способности преодолеть трудности и – победить. Пусть для кого-то эта победа всего лишь переход от «тройки» к «четверке», но – это ш а г в п е р е д. Не оставляйте его незамеченным, поощрите добрым словом, поддержите морально маленького труженика.
Некоторые родители в порыве такого стремления к поощрению считают, что словесная похвала немного стоит, и дополняют ее (или даже заменяют) материальным вознаграждением. «За каждую «пятерку» я буду тебе давать (столько-то) денег. Или: «Принесешь три пятерки – пойдешь в цирк».
Что же, если хотите построить отношения с ребенком по принципу: продавец – покупатель, так и поступайте. Но коммерческие отношения в семейной сфере принизят чувство удовлетворения ребенка от собственной работы и будут развивать в нем жадность в связи с оплатой «пятерок». Жадность еще никого не сделала счастливым.
Поощрять ребенка за успехи можно и нужно. «Покупать» оплатой «пятерок» нельзя. Психологически очень важно приучить ребенка к мысли, что учится он не для ублаготворения родителей, а для с е б я! Хотя успехи его, конечно, радуют родителей, и эта радость выражается и заслуженной похвалой.
Режим труда и отдыха.
Сон.
Для того, чтобы ребенок охотно и усердно исполнял свою школьную работу, он должен нормально выспаться. Л. В. Михайлова в книге: «Школьные каникулы» пишет: «Дети младшего школьного возраста спят около 12 часов в сутки: 10,5 часов ночью и 1 -1,5 часа днем. Школьникам среднего возраста следует спать 10 часов, а страшим – 9 часов.».
Чтобы соблюдать эти нормы сна, дети должны во-время, строго по режиму ложиться в постель. Перед сном не следует смотреть телевизор, разве что: «Спокойной ночи, малыши». А почему нельзя другие передачи? Дадим опять слово Михайловой. «Передачи по телевизору очень возбуждают нервную систему, те участки мозга, которые бывают возбуждены и во время учебы. И мозг при этом вместо того, чтобы отдыхать, еще больше устает».
Тот же возбуждающий эффект, не желательный перед сном, создают и компьютерные игры.
Утро.
Коростелев в книге: «От А до Я» пишет.
«Не случайно говорят, что утро определяет день. Утренняя зарядка, умывание или душ помогают отойти от сна, приобрести бодрость, хорошее рабочее настроение».
Вместо душа можно сделать обливание водой комнатной температуры – отличное средство закаливания. Можно – обтирание: всего-то потребуется ковш воды и жесткое полотенце… Любая водная процедура укрепляет здоровье и поднимает тонус жизни.
Обязателен и утренний завтрак.
Этот распорядок: зарядка – водные процедуры – завтрак надо установить для ребенка с первого класса… С первого дня учебы!
А хорошее настроение постарайтесь не испортить, например, спешкой.
- Живо одевайся! Ну что ты как черепаха…
Заводите будильник на такое время, чтобы можно было управиться с утренними делами в нормальном ритме.
Отдых.
Школьные уроки – это для школьника любого класса серьезная работа. А для тела – утомительная неподвижность в течение нескольких часов.
В некоторых (во многих!) семьях возвратившегося из школы ребенка кормят обедом и сразу командуют: «Садись за уроки! Пока все не сделаешь, гулять не пойдешь!»
Разумно ли так поступать? Ведь мальчик или девочка возвращается из школы с ощущением невольной усталости. Нужен отдых!
Но – какой отдых? За телевизором? За книгой? Лежа на диване?..
Нет! Все эти (и им подобные) варианты не подходят. Нужен физически активный отдых! Желательно – на свежем воздухе. Покататься на санках или на лыжах, слепить снежную бабу, побегать со сверстниками наперегонки… Невозможно? Хотя бы повторить школьные физические упражнения перед открытой форточкой…
Первоклассник может часок поспать, но после этого – обязательно: физическая нагрузка в форме игры или физкультуры…
И только после активного отдыха за уроки.
«При недостаточной подвижности… у школьника наблюдается ряд существенных расстройств, - пишет Коростелев.
Расстройств, затрачивающих опорно-двигательный аппарат, процессы обмена, устойчивость к болезням, вызывающих снижение работоспособности, возникновение ожирения».
Научите школьника разумному образу жизни. Ради его здоровья и счастья.
Гигиена труда
Слово: «гигиена» происходит от греческого слова: hygienos, что означает: содействующий здоровью, приносящий здоровье.
Приниматься за домашние задания ребенок должен по своему домашнему расписанию в определенное время. Во время занятий школьника надо по возможности обеспечить спокойную обстановку: выключить радио и телевизор, не отвлекать школьника разговорами, а взрослым разговаривать в другой комнате или негромко.
Надо приучить ребенка с первого класса и до окончания школы работать с перерывами. Для первоклассника – после 25 минут работы – перерыв на 10 минут. «Перерывы и гимнастика при приготовлении уроков должны быть для школьников любого класса» (Коростелев: «Воспитание здорового школьника»).
Если у подростка много уроков, надо устраивать и большую перемену с отдыхом на свежем воздухе.
Разумная организация труда школьника сделает его работу более приятной и эффективной.
Осанка.
Одна из причин «школьных» заболеваний – неправильная осанка. Поэтому очень важно приучить ребенка правильно (а значит – и красиво!) сидеть за столом, стоять, ходить. Врач, кандидат медицинских наук Х. Хамзин советует: «Стол и стул должны подбираться соответственно росту учащегося. Очень важно соблюдать правильную посадку: сидеть прямо с небольшим наклоном головы вперед: расстояние от глаз до книги или тетради должно быть около 35 см. При этом ребенок должен обязательно опираться поясницей о спинку стула. Между грудью и краем крышки стола выдерживается расстояние, равное ширине ладони. Плечи следует располагать параллельно краю стола: локти лежат на его поверхности. Ноги согнуты под прямым углом и опираются всей ступней на пол».
При ходьбе… «Если голова приподнята, и подбородок выше плеч, плечи на одном уровне, живот втянут – у тебя хорошая осанка» (Коростелев).
О последствиях неправильной осанки пишет Х. Хамзин. «Нарушение осанки может привести к искривлению позвоночника, к неправильному дыханию, кровообращению и пищеварению, быстрому утомлению и ослаблению зрения».
Постарайтесь уберечь своего ребенка от дефектов осанки. Или – избавиться от них, если уж не удалось избежать этой неприятности.
Переходный возраст
Так его называют: переходный возраст. И еще: трудный возраст…
И в самом деле: для большинства детей довольно труден бывает этот переход от детства к взрослости. Труден и для самого подростка и для его окружающих.
У подростка в пору перестройки организма меняется походка, голос, психика. Он вдруг становится упрямым, резким, замкнутым, обидчивым… В семье из-за этого нередко возникают конфликты, которые доходят порой до драматических ситуаций. Родители сетуют: «И что с ним произошло? Был такой спокойный, послушный и вдруг начал дерзить, упрямиться, своевольничать…»
Всегда ли так? Нет. В иных семьях этот самый трудный возраст переносится мальчиками и девочками довольно гладко, без борьбы с родителями за свою самостоятельность и без острых столкновений.
В большей степени поведение подростка, в том числе и в тот трудный период зависит от поведения родителей, от семейного климата. В спокойной семейной атмосфере подросток в силу выработанных прежде детских норм поведения и привычек сохраняет тот же спокойный доброжелательный тон, какой свойственен всей семье. А если и сработает повышенная в эту пору обидчивость, взрослые, понимая ситуацию, найду подход к подростку, чтобы развеять эту справедливую или несправедливую обиду.
Не то – в конфликтной семье, где ссоры, а то и скандалы стали обычным явлением. Немало, увы! Немало таких семей… Что же делать такой семье, если подросток «совсем от рук отбился»?
Помните (желательно всегда помнить!) простой рецепт благополучия и здоровья: «Радость дает человеку силы, раздражение ее отнимает». И попытайтесь преодолеть в поведении и в характере все, что мешает мирной и счастливой жизни семьи.
Вместе с детьми должны расти и родители – в понимании своей роли в новой ситуации, когда дети взрослеют.
А подросток, приобщаясь к общему спокойному стилю жизни, в чем-то может и отставать, и ошибаться, и отклоняться от нормы… И все же у него будет близкий пример, на который следует равняться.
Добрый совет в поисках согласия в семье дают Ленюшкин и Буров в книге: «Мальчику – подростку» - что-то вроде устного договора между взрослыми и подростками. «Предлагаем союз. Мы будем относиться к вам как к взрослым и равным, а вы стремитесь оправдать доверие и отвечать за свои дела и поступки, как взрослые».
Но что же можно сделать для улучшения здоровья подростка в пору переходного возраста, кроме психологического комфорта?
То же, что и для младших школьников. Разумный режим жизни, физкультура, водные процедуры… И в этом тоже необходимо стать примером для подростка.
Подросток и его друзья
Конечно, в воспитании ребенка, тем более, когда он достигает подросткового возраста, не все зависит от родителей. Есть другие воспитатели прямо в квартире… Наиболее действенный – это телевизор, а во многих семьях – еще и интернет. Скажем осторожно: далеко не всегда воспитывают они подростков (да и взрослых людей!) в разумном и гуманном представлении.
Но – это особая тема, которую поднимают многие люди, озабоченные нравственным состоянием нации, но не получается «поднять» ее до действенного уровня.
Однако велико влияние на подростка и школы, и «улицы»… Хорошо, если влияние – благотворное… Увы! Не всегда.
Подросток не может ограничиться общением т о л ь к о со своими родными. У него появляются друзья. Вы, конечно, приглядываетесь к этим «друзьям». И одни вам нравятся, другие – нет. И что же делать, если НЕ нравятся? Запретить эту дружбу?
А помните выражение: «Запретный плод сладок»? Сам Господь Бог не смог добиться, чтобы Ева послушалась его запрета. И ваш сын… Или дочь…
Оберегают некоторые родители своего ребенка от общения со сверстниками. Оберегают, обрекая на одиночество… Не лучший вариант!
Оберегать подростка от превратностей жизни тоже надо разумно. Главное средство, главное противоядие дурному влиянию – это психологический иммунитет, который вырабатывается с малых лет и поддерживается до конца жизни.
Ребенок, который знает, что употреблять матерные слова некультурно и гадко… Что курить – опасно для здоровья… Что пиво и водку в юном возрасте не следует пробовать…
Что быть здоровым – хорошо!
Что быть больным – неприятно, плохо, опасно…
Что здоровье человека: и физическое, и нравственное, и психическое в большой степени зависит от его поведения…
Такой человек, будь ему десять лет или пятнадцать, и будет обладать иммунитетом против дурного влияния. И скорей всего, выберет себе в друзья тех, кто соответствует ему по своему нравственному облику.
Нередко в семье возникают конфликты из-за неудачного (в самом деле – неудачного или – только по мнению взрослых) выбора подростком друзей. Если в семье командует диктатор, трудно ожидать мира, даже когда требования «диктатора» справедливы.
- Я сказал(а) не смей с ним дружить!
Не сработает… Скорей всего, не сработает грубый запрет. А если и сработает, так все равно навредит вашим отношениям с сыном. Но что же делать? Что делать, если этот новый друг сына действительно дрянной парень?
Поговорите с подростком спокойно и убедительно. «Я не против вашей дружбы, но… Мне не нравится, как он с тобой обращается… (Или: его лексикон… Или: его поведение…)
Если заметили негативные стороны чужого подростка, поговорите о них с сыном, не требуя прекратить дружбу. Надо, чтобы подросток с а м повнимательнее пригляделся к своему сверстнику и с а м увидел то, что помешает их дружбе. Не доводите выяснение ваших отношений с подростком до конфликтов. Семейная жизнь требует тонкой дипломатии.
«Но зачем она нужна, вся эта дипломатия? – недовольно подумает иной читатель. – Ведь книга – о здоровье…»
Да, о здоровье. Но методы воспитания имеют самое прямое отношение к здоровью подростка! Сколько детей и подростков от неразумного «воспитания» стали неврастениками или даже получили психические отклонения, сколько изломанных характеров, а стало быть – и судеб, знает один Бог, если там, на небе, ведется учет этим несчастьям. На Земле не ведется.
Подросток – это л и ч н о с т ь. И обращаться с ним надо – как с л и ч н о с т ь ю. От требований приходится переходить к советам. Не спешите. Особенно в серьезных (для подростка – в первую очередь: серьезных!) вопросах жизни. Вспомните свое отрочество. Попытайтесь подойти к делу с позиции самого подростка… Посоветуйтесь с другими членами семьи. В тяжелых ситуациях обратитесь к психологу.
Говорят, что безвыходных ситуаций не бывает. Но и выход бывает разумный и неразумный!
Ищите – разумный.
Мода и здоровье
Есть капризы моды, которые не вредят здоровью. О них говорить не будем. Поговорим о тех, которые могут навредить. В частности, о моде на тощую… то бишь: стройную фигуру.
Многим девушкам, в том числе и тем, кого природа наградила более плотным телосложением, хочется достичь совершенства: стать изящной. И они идут на муки и жертвы ради своей мечты.
На муки голода.
На жертвы здоровьем.
Какие же последствия может иметь эта страсть: непременно и очень сильно похудеть?
Во-первых, при очень скудном питании, на которые обрекает себя жертва моды, организм не получает многих нужных компонентов. И на этом скудном пайке работает неполноценно. В частности, из-за недостатка кальция кости становятся хрупкими, и в 38% (подсчитали немецкие ученые) процесс этот необратим.
А что же делать, если девушка склонна к полноте? Смириться?
Нет.
Худеть можно, но осторожно, без рекордных сроков, не спеша. Могу подсказать и один необременительный рецепт всего из двух слов: «Ешь половину». Половину тех порций, к каким приучилась. В большинстве случаев полнота связана с перееданием, к которому ребенка приучают порой заботливые мамы или бабушки: «Еще ложечку – за папу… Теперь – за бабушку…»
Но перейдем к другому способу нанести вред своему здоровью: высокие (порой – непомерно высокие!) каблуки. От высоких каблуков икроножные мышцы (и расположенные в них кровеносные сосуды!) непомерно натягиваются, затрудняя кровообращение. Нижняя часть стопы чрезвычайно напрягается.
- И что же?
А то, что со временем – и задолго до старости! Ноги станут болеть. Высокие каблуки – не для повседневной носки. Это – парадная обувь. То есть: на время и не длительно.
А вот еще один атрибут моды, именуемый звучным иностранным словом: «бикини».
- Ну и что? Все женщины цивилизованного мира носят бикини.
На этот вопрос ответим цитатой из книги Коростелева: «Воспитание здорового школьника». «Женщины цивилизованного мира», на которых ссылаются поклонники моды, живут в Италии, Франции, Америке и еще многих странах, где не бывает таких суровых зим, как в России, и вообще климат значительно теплее. А в России оголенная поясница – это явный шанс приобрести в юном возрасте одно из серьезных заболеваний (при определенном усердии – и сразу несколько)… Опасность заболевания мочевого пузыря и половых органов вполне реальна.
Молодежи нравится носить джинсы. Хорошая одежда для умного человека. А неумный и из этого сделает себе вред. Как? Очень просто! Приобретая джинсы на один, а то и два размера меньше собственного. И опять – слово Коростелеву.
«Плотно облегающие тело джинсы могут вызвать болезнь, которую врачи так и называют: «джинсовый дерматит. При этом происходит онемение в ногах и пояснице».
Есть и иные способы подорвать свое здоровье, слепо следуя запросам моды. Постарайтесь разумным отношением к прихотям моды уберечь себя от изъянов здоровья.
Любовь без любви
Сегодня то, что называют свободой, нередко переходит во вседозволенность. И пропагандируются удовольствия, которые не сохраняют, а убивают здоровье. В том числе – и губительные способы ранней половой жизни.
Половые сношения школьников? «Можно, можно, - объявляют сторонники сексуальной свободы. – Только не забудьте воспользоваться презервативом».
Не есть ли такая позиция – нравственная диверсия? Подросток, вкусивший раннего секса, отождествляет слово: «любовь» с этим удовольствием. Да и как не отождествлять, если и на телеэкранах, и в современных книгах то и дело мелькает сомнительная формула: «займемся любовью». Ему просто в голову вбивают: любовь – это и есть то самое, что можно творить с презервативом или без.
В словаре синонимов слово: «любовь» определяется иначе: «Любовь – это привязанность, обожание, страсть, влюбленность, влечение, увлечение, сердечная склонность, нежное чувство, эрос, нежная страсть.»
В таком толковании любовь дает целый сонм благородных и счастливых переживаний. Ранний секс лишает человека этого счастья. «Любовь? А ты захватил с собой…» И – в постель. В лучшем случае. Можно ведь «любить» и в темном подъезде или на чердаке, или в гараже…
Но вернемся от нравственного здоровья к физическому. Гигиена «любви» у большинства подростков даже не возникает в поле зрения. И грязными руками могут полюбопытствовать, и презерватив применить повторно…
Девочки нередко предпочитают для секса не сверстников, а старших партнеров. А среди них могут оказаться и носители разных вирусов вплоть до ВИЧ. Многие девушки падки на иностранцев: «Ах, азербайджанец! Ах, негр! Ах, ах!..» И точно: «Ах!!!»
Слово профессору
Вступая в половые связи с представителями других этносов, наши граждане не должны забывать, что самые опасные, порой – неизлечимые инфекции передаются лучше всего половым путем. Что подавляющее большинство приезжающих к нам в гости иностранцев являются хроническими носителями какой-то инфекции. Причем возбудители, ставшие для иностранцев как бы привычными, не вызывающими у них никаких клинических проявлений, попадая в организм наших соотечественников, оборачиваются самыми неожиданными симптомами и осложнениями.
В. Г. Сапожников
Отравной дым
Первые сигареты наши современные дети закуривают в возрасте лет двенадцати, а то и раньше. «Кайф» от этого весьма сомнительный: голова кружится, подташнивает… Не удовольствие, а одно мучение! Тут бы ему, дураку, бросить свою мучительницу-сигарету в урну и сказать себе: «На черта мне такой «кайф!»
Однако подобный финал пробного курения, если и встречается, то весьма редко. Потому что подросток редко поступает по своему разумению. Гораздо сильнее в его поведении сказывается инстинкт подражания, который человек, говорят, унаследовал от своей прародительницы обезьяны.
И кому же подросток подражает в первую очередь? Тем приятелям, которые уже курят. И своим курящим родителям. В литературе приводятся такие данные: если родители курят, то вероятность того, что подросток начнет курить, равна 79-85%. Возможно, что табачная предрасположенность возникает, когда ребенок вдыхает дым или хотя бы запах от сигарет.
Но так ли уж вредит здоровью курение? Предоставим слово специалистам Г. И. Куценко и И. Ф. Кононову (книга «Режим для школьников»).
«К сожалению, некоторые люди к истине о вредном действии абака относятся пренебрежительно. Их не смущает, например, то, что никотин – сильный яд, нарушающий обмен в нервных клетках... Что с дымом попадают в легкие окись углерода, свинец, способный накапливаться в организме, мышьяк и бензопирен, способствующие развитию злокачественных опухолей…»
Двое моих знакомых умерли от рака легких: один – в пятьдесят лет, другой – в сорок шесть…
Курение существенно влияет на психическую сферу человека. Вспомним два высказывания великих людей. Первое принадлежит Гете: «От курения тупеешь». Второе – Бальзаку: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации».
Курящего подростка легко отличить от некурящего по внешнему виду. Куценко и Кононов описывает внешние признаки девушки-курильщицы, но эти же признаки свойственны и юношам.
«К сожалению, в последние годы ряды курильщиков все больше пополняются за счет девушек. Вследствие курения их кожа становится менее эластичной, лишается приятной свежести, покрывается морщинками. Яды табачного дыма приводят к развитию воспалительных явлений в деснах, зубы приобретают желтизну, рано разрушаются, изо рта исходит неприятный запах. Нервная система становится особенно чувствительной, что приводит к повышенной раздражительности».
Сто лет назад девушка-курильщица была явлением редким. А. П. Чехов высказался по поводу курения так: «Целовать курящую женщину – это все равно, что целовать пепельницу».
Будущая мать – курильщица… Мало шансов, что ее будущие дети родятся здоровыми.
И еще. Вербовщики новых жертв наркомании знают, что курящий подросток охотнее и легче согласится попробовать вместо обычной сигареты – сигарету с «травкой».
Алкоголь
В некой деревенской семье мамаша постоянно гнала самогон. В семье росли четверо сыновей. Когда садились обедать, особенно – с гостями мамаша наливала самогон не только взрослым, но и детям. Однажды умный гость заметил:
- Что вы делаете! Детям – нельзя!!!
На что глупая баба (достойная и более суровых эпитетов!) ответила:
- Что же я – чужому налью, а своего ребенка обнесу рюмкой?
Муж ее стал алкоголиком. Все четверо сыновей стали алкоголиками и на этой почве по разным причинам отбывали срок в заключении. Мамаша сетовала:
- И что же это за беда! У всех дети как дети… А мои все спились!
Что тут скажешь? Саму мамашу следовало бы посадить в тюрьму да пораньше, пока не успела споить сыновей.
Но – это в деревне, малограмотная. А вот позиция одной интеллигентной (хочется взять это слово в кавычки) мамочки.
- Пиво содержит много витаминов. А ребенок у меня слабенький, тощенький. Я покупаю ребенку пиво…
Витамины содержатся не только в пиве. А слабенького надо вовлекать в спорт.
Впрочем, кому я объясняю… Но не будет ли «интеллигентная» мамаша, подобно деревенской самогонщице, сокрушаться: «У других дети как дети, а мой…)
Много можно привести случаев отравления алкоголем детей (!) самими родителями. От этого ненаказуемого преступления ломаются судьбы и гибнут молодые люди.
- Что – и от пива?
- Увы! Пиво вредно для детского организма. Пиво в детском и подростковом возрасте – это первый шаг к пропасти алкоголизма.
Медициной доказано, что чувствительность ребенка к алкоголю в 4-6 раз выше, чем у взрослого. Даже однократный прием сравнительно небольшого количества спиртного может вызвать сильное опьянение у ребенка.
Опыт врачей – наркологов установил еще одну мрачную закономерность: чем раньше по возрасту человек знакомится со вкусом спиртных напитков, тем более вероятно возникновения пристрастия к алкоголю.
Алкоголь убивает душу, калечит психику человека. То – агрессивность, то – подавленность вплоть до депрессии… Вплоть до самоубийства!
Алкоголь при его неумеренном и систематическом употреблении разрушает и физическое здоровье! Недаром спортсмены, дорожа здоровьем, не употребляют алкоголь…
Не допускайте употребления алкоголя несовершеннолетними! Не делайте из своих детей и н в а л и до в души и тела!
О наркомании
Станислав Гурски в книге: «Внимание, родители: наркомания!» пишет: «Наркомания – это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ для того, чтобы впасть в одурманенное состояние».
Наркомания в семье – это несчастье! Это тяжелая семейная атмосфера, это материальные трудности (нередко – вплоть до полного обнищания), это болезни наркомана и душевная боль всех членов семьи, которая иногда доводит их до тяжелой болезни и даже – до смерти.
«Наркотик даст тебе обалденный кайф…» Так или примерно так соблазняет наркоторговец потенциальную жертву.
Кайф? Может быть… Почему: «может быть»? Потому, что далеко не каждый начинающий наркоман испытывает даже короткое удовольствие от употребления наркотиков.
Если у человека нормальная реакция на отраву, то организм заявит о себе на наркотик не «кайфом», а протестом: тошнотой или рвотой, головокружением, головными болями, болями в животе, общим неприятным состоянием.
Подросток огорчен: надо же… Другие испытывают кайф, а тут…
Если рассудить по-умному, так начинающему наркоману надо не огорчаться, а радоваться! Да, ему повезло. После такого «кайфа» с тошнотой и головными болями, какой он испытал, захочет ли он еще раз закурить сигарету с марихуаной или «уколоться»?
Умный и самостоятельный не захочет, удовлетворившись этим первым опытом. Но тот, кто живет чужим умом и выбирает себе в наставники… Нет, никого он не выбирает! Это его выбирает своей очередной жертвой вербовщик будущих потребителей наркотиков. И несчастный новичок, маясь от болей и чуть не плача, чтобы не отстать от других, прикинется довольным первой пробой яда. И – потянется за следующей порцией…
А если бы друг (или тот, кто прикидывается другом) сказал честно:
«Попробуй наркотик. Ты испытаешь кайф. Но вскоре ты станешь рабом этой пагубной страсти: наркомании. Ни о чем не сможешь думать, кроме наркотика. Ничего не будешь желать, кроме наркотика. Пойдешь даже на преступление, чтобы добыть денег на наркотик…»
Вот при таком правдивом приглашении к кайфу стал бы ты курить травку или нюхать героин?
Наверное, не стал бы.
Но о грядущем наркотическом рабстве тот, кто обещает кайф, не скажет. Ты узнаешь об этом на собственном опыте.
Первый прием наркотика – это первый шаг в трясину. К болезням. К слабоумию. К ранней смерти.
Закончу эту главу простым и умным афоризмом, который оставил нам живший две тысячи лет назад римский поэт Манилий:
Конец зависит от начала.
О школе ребенку, который еще не переступил ее порога можно сказать по-разному.
- Школа – это прекрасно! Это очень интересная жизнь! Ты будешь каждый день узнавать что-то новое… Твой ум будет развиваться… Учиться – это хорошо, полезно, радостно.
Можно так. Но случается и иначе.
- Пойдешь в школу – будет не до игрушек. Засядешь за уроки! Смотри, веди себя в школе хорошо. Если учительница на тебя пожалуется, мало тебе не будет!
Но чаще всего родители н и к а к не напутствуют ребенка, полагаясь на стихийное восприятие перемены жизни в его психологии. Учительница все объяснит!
И какой же из трех вариантов наиболее разумный и полезный для малыша? Конечно, первый! Ребенок должен идти в школу в светлом настроении.
Радость – залог здоровья! Жизнерадостный человек реже болеет и легче переносит недуги, чем нытик. И в детском возрасте то же самое! Радость и здоровье живут вместе.
Настроение и здоровье… Сколько заболеваний (иногда – тяжелых!) порождается ощущением угнетенности, страха, растерянности… А источник здоровья – это положительные эмоции: чувство собственного достоинства, радости, гордости.
В наше время считается необходимым «подготовить» малыша к школе. Надо, чтобы он уже знал буквы и цифры, умел считать до десяти, еще лучше – освоил первые азы английского языка… Конечно, умственно развитый ребенок, знающий еще и стихи, умеющий пересказать детский рассказ или сказку, будет учиться лучше того, кто всего этого не знает и не умеет.
Однако для слишком усердных… нет, не детей, а мам и бабушек… есть опасность перестараться. Перегружая детскую головку еще до начала школьных занятий, вы можете вызвать преждевременную усталость ребенка, подавить его природную живость и веселость.
Развитие ребенка должно идти в ногу с возрастом. Не спешите семилетнего развивать до уровня десяти летнего! Вот что сказал об этом французский писатель Жан-Жак Руссо: «Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем стать взрослыми… У детей своя собственная манера видеть, думать и чувствовать, и нет ничего безрассуднее, чем заменить ее нашей».
Первоклассник
Перемена жизни от вольной к школьной дается ребенку не просто. На первых порах ему кажется, что школа – это некая новая игра. Помню, когда в первый школьный день мы спросили дочь, что ей больше всего понравилось в школе, она сказала:
- Пе-ре-ры-вы без мам.
А сын нашего соседа в тот же день объявил родителям:
- Если бы я знал, что уроки такие длинные, ни за что бы в эту школу не пошел!
Вот так!
Но есть уже в этой фразе первоклассника и первое ощущение своих обязанностей. Не сказал: «Не пойду в эту школу!» Нет, «ни за что бы не пошел…» А раз уж пошел, надо и дальше ходить. Надо учиться.
Очень желательно и важно (в том числе – для здоровья!), чтобы ребенок и в школе и дома учился с удовольствием.
- Выполнять школьные задания с удовольствием? Это же просто работа…
Нет. Не «просто работа», а т в о р ч е с к а я работа ребенка. Взрослые люди, увлеченные творчеством, испытывают наслаждение от своего труда. Но решение арифметической задачки или сочинение на тему: «Моя мама» - это тоже творчество! И если ребенок с п е р в ы х д н е й, с первых палочек и крючочков проникнется сознанием – как это здорово: научиться писать, и как радостно… Он будет учиться с удовольствием, без насилия над собой.
Как и во всяком деле, работу школьника сделает радостной ощущение своей способности преодолеть трудности и – победить. Пусть для кого-то эта победа всего лишь переход от «тройки» к «четверке», но – это ш а г в п е р е д. Не оставляйте его незамеченным, поощрите добрым словом, поддержите морально маленького труженика.
Некоторые родители в порыве такого стремления к поощрению считают, что словесная похвала немного стоит, и дополняют ее (или даже заменяют) материальным вознаграждением. «За каждую «пятерку» я буду тебе давать (столько-то) денег. Или: «Принесешь три пятерки – пойдешь в цирк».
Что же, если хотите построить отношения с ребенком по принципу: продавец – покупатель, так и поступайте. Но коммерческие отношения в семейной сфере принизят чувство удовлетворения ребенка от собственной работы и будут развивать в нем жадность в связи с оплатой «пятерок». Жадность еще никого не сделала счастливым.
Поощрять ребенка за успехи можно и нужно. «Покупать» оплатой «пятерок» нельзя. Психологически очень важно приучить ребенка к мысли, что учится он не для ублаготворения родителей, а для с е б я! Хотя успехи его, конечно, радуют родителей, и эта радость выражается и заслуженной похвалой.
Режим труда и отдыха.
Сон.
Для того, чтобы ребенок охотно и усердно исполнял свою школьную работу, он должен нормально выспаться. Л. В. Михайлова в книге: «Школьные каникулы» пишет: «Дети младшего школьного возраста спят около 12 часов в сутки: 10,5 часов ночью и 1 -1,5 часа днем. Школьникам среднего возраста следует спать 10 часов, а страшим – 9 часов.».
Чтобы соблюдать эти нормы сна, дети должны во-время, строго по режиму ложиться в постель. Перед сном не следует смотреть телевизор, разве что: «Спокойной ночи, малыши». А почему нельзя другие передачи? Дадим опять слово Михайловой. «Передачи по телевизору очень возбуждают нервную систему, те участки мозга, которые бывают возбуждены и во время учебы. И мозг при этом вместо того, чтобы отдыхать, еще больше устает».
Тот же возбуждающий эффект, не желательный перед сном, создают и компьютерные игры.
Утро.
Коростелев в книге: «От А до Я» пишет.
«Не случайно говорят, что утро определяет день. Утренняя зарядка, умывание или душ помогают отойти от сна, приобрести бодрость, хорошее рабочее настроение».
Вместо душа можно сделать обливание водой комнатной температуры – отличное средство закаливания. Можно – обтирание: всего-то потребуется ковш воды и жесткое полотенце… Любая водная процедура укрепляет здоровье и поднимает тонус жизни.
Обязателен и утренний завтрак.
Этот распорядок: зарядка – водные процедуры – завтрак надо установить для ребенка с первого класса… С первого дня учебы!
А хорошее настроение постарайтесь не испортить, например, спешкой.
- Живо одевайся! Ну что ты как черепаха…
Заводите будильник на такое время, чтобы можно было управиться с утренними делами в нормальном ритме.
Отдых.
Школьные уроки – это для школьника любого класса серьезная работа. А для тела – утомительная неподвижность в течение нескольких часов.
В некоторых (во многих!) семьях возвратившегося из школы ребенка кормят обедом и сразу командуют: «Садись за уроки! Пока все не сделаешь, гулять не пойдешь!»
Разумно ли так поступать? Ведь мальчик или девочка возвращается из школы с ощущением невольной усталости. Нужен отдых!
Но – какой отдых? За телевизором? За книгой? Лежа на диване?..
Нет! Все эти (и им подобные) варианты не подходят. Нужен физически активный отдых! Желательно – на свежем воздухе. Покататься на санках или на лыжах, слепить снежную бабу, побегать со сверстниками наперегонки… Невозможно? Хотя бы повторить школьные физические упражнения перед открытой форточкой…
Первоклассник может часок поспать, но после этого – обязательно: физическая нагрузка в форме игры или физкультуры…
И только после активного отдыха за уроки.
«При недостаточной подвижности… у школьника наблюдается ряд существенных расстройств, - пишет Коростелев.
Расстройств, затрачивающих опорно-двигательный аппарат, процессы обмена, устойчивость к болезням, вызывающих снижение работоспособности, возникновение ожирения».
Научите школьника разумному образу жизни. Ради его здоровья и счастья.
Гигиена труда
Слово: «гигиена» происходит от греческого слова: hygienos, что означает: содействующий здоровью, приносящий здоровье.
Приниматься за домашние задания ребенок должен по своему домашнему расписанию в определенное время. Во время занятий школьника надо по возможности обеспечить спокойную обстановку: выключить радио и телевизор, не отвлекать школьника разговорами, а взрослым разговаривать в другой комнате или негромко.
Надо приучить ребенка с первого класса и до окончания школы работать с перерывами. Для первоклассника – после 25 минут работы – перерыв на 10 минут. «Перерывы и гимнастика при приготовлении уроков должны быть для школьников любого класса» (Коростелев: «Воспитание здорового школьника»).
Если у подростка много уроков, надо устраивать и большую перемену с отдыхом на свежем воздухе.
Разумная организация труда школьника сделает его работу более приятной и эффективной.
Осанка.
Одна из причин «школьных» заболеваний – неправильная осанка. Поэтому очень важно приучить ребенка правильно (а значит – и красиво!) сидеть за столом, стоять, ходить. Врач, кандидат медицинских наук Х. Хамзин советует: «Стол и стул должны подбираться соответственно росту учащегося. Очень важно соблюдать правильную посадку: сидеть прямо с небольшим наклоном головы вперед: расстояние от глаз до книги или тетради должно быть около 35 см. При этом ребенок должен обязательно опираться поясницей о спинку стула. Между грудью и краем крышки стола выдерживается расстояние, равное ширине ладони. Плечи следует располагать параллельно краю стола: локти лежат на его поверхности. Ноги согнуты под прямым углом и опираются всей ступней на пол».
При ходьбе… «Если голова приподнята, и подбородок выше плеч, плечи на одном уровне, живот втянут – у тебя хорошая осанка» (Коростелев).
О последствиях неправильной осанки пишет Х. Хамзин. «Нарушение осанки может привести к искривлению позвоночника, к неправильному дыханию, кровообращению и пищеварению, быстрому утомлению и ослаблению зрения».
Постарайтесь уберечь своего ребенка от дефектов осанки. Или – избавиться от них, если уж не удалось избежать этой неприятности.
Переходный возраст
Так его называют: переходный возраст. И еще: трудный возраст…
И в самом деле: для большинства детей довольно труден бывает этот переход от детства к взрослости. Труден и для самого подростка и для его окружающих.
У подростка в пору перестройки организма меняется походка, голос, психика. Он вдруг становится упрямым, резким, замкнутым, обидчивым… В семье из-за этого нередко возникают конфликты, которые доходят порой до драматических ситуаций. Родители сетуют: «И что с ним произошло? Был такой спокойный, послушный и вдруг начал дерзить, упрямиться, своевольничать…»
Всегда ли так? Нет. В иных семьях этот самый трудный возраст переносится мальчиками и девочками довольно гладко, без борьбы с родителями за свою самостоятельность и без острых столкновений.
В большей степени поведение подростка, в том числе и в тот трудный период зависит от поведения родителей, от семейного климата. В спокойной семейной атмосфере подросток в силу выработанных прежде детских норм поведения и привычек сохраняет тот же спокойный доброжелательный тон, какой свойственен всей семье. А если и сработает повышенная в эту пору обидчивость, взрослые, понимая ситуацию, найду подход к подростку, чтобы развеять эту справедливую или несправедливую обиду.
Не то – в конфликтной семье, где ссоры, а то и скандалы стали обычным явлением. Немало, увы! Немало таких семей… Что же делать такой семье, если подросток «совсем от рук отбился»?
Помните (желательно всегда помнить!) простой рецепт благополучия и здоровья: «Радость дает человеку силы, раздражение ее отнимает». И попытайтесь преодолеть в поведении и в характере все, что мешает мирной и счастливой жизни семьи.
Вместе с детьми должны расти и родители – в понимании своей роли в новой ситуации, когда дети взрослеют.
А подросток, приобщаясь к общему спокойному стилю жизни, в чем-то может и отставать, и ошибаться, и отклоняться от нормы… И все же у него будет близкий пример, на который следует равняться.
Добрый совет в поисках согласия в семье дают Ленюшкин и Буров в книге: «Мальчику – подростку» - что-то вроде устного договора между взрослыми и подростками. «Предлагаем союз. Мы будем относиться к вам как к взрослым и равным, а вы стремитесь оправдать доверие и отвечать за свои дела и поступки, как взрослые».
Но что же можно сделать для улучшения здоровья подростка в пору переходного возраста, кроме психологического комфорта?
То же, что и для младших школьников. Разумный режим жизни, физкультура, водные процедуры… И в этом тоже необходимо стать примером для подростка.
Подросток и его друзья
Конечно, в воспитании ребенка, тем более, когда он достигает подросткового возраста, не все зависит от родителей. Есть другие воспитатели прямо в квартире… Наиболее действенный – это телевизор, а во многих семьях – еще и интернет. Скажем осторожно: далеко не всегда воспитывают они подростков (да и взрослых людей!) в разумном и гуманном представлении.
Но – это особая тема, которую поднимают многие люди, озабоченные нравственным состоянием нации, но не получается «поднять» ее до действенного уровня.
Однако велико влияние на подростка и школы, и «улицы»… Хорошо, если влияние – благотворное… Увы! Не всегда.
Подросток не может ограничиться общением т о л ь к о со своими родными. У него появляются друзья. Вы, конечно, приглядываетесь к этим «друзьям». И одни вам нравятся, другие – нет. И что же делать, если НЕ нравятся? Запретить эту дружбу?
А помните выражение: «Запретный плод сладок»? Сам Господь Бог не смог добиться, чтобы Ева послушалась его запрета. И ваш сын… Или дочь…
Оберегают некоторые родители своего ребенка от общения со сверстниками. Оберегают, обрекая на одиночество… Не лучший вариант!
Оберегать подростка от превратностей жизни тоже надо разумно. Главное средство, главное противоядие дурному влиянию – это психологический иммунитет, который вырабатывается с малых лет и поддерживается до конца жизни.
Ребенок, который знает, что употреблять матерные слова некультурно и гадко… Что курить – опасно для здоровья… Что пиво и водку в юном возрасте не следует пробовать…
Что быть здоровым – хорошо!
Что быть больным – неприятно, плохо, опасно…
Что здоровье человека: и физическое, и нравственное, и психическое в большой степени зависит от его поведения…
Такой человек, будь ему десять лет или пятнадцать, и будет обладать иммунитетом против дурного влияния. И скорей всего, выберет себе в друзья тех, кто соответствует ему по своему нравственному облику.
Нередко в семье возникают конфликты из-за неудачного (в самом деле – неудачного или – только по мнению взрослых) выбора подростком друзей. Если в семье командует диктатор, трудно ожидать мира, даже когда требования «диктатора» справедливы.
- Я сказал(а) не смей с ним дружить!
Не сработает… Скорей всего, не сработает грубый запрет. А если и сработает, так все равно навредит вашим отношениям с сыном. Но что же делать? Что делать, если этот новый друг сына действительно дрянной парень?
Поговорите с подростком спокойно и убедительно. «Я не против вашей дружбы, но… Мне не нравится, как он с тобой обращается… (Или: его лексикон… Или: его поведение…)
Если заметили негативные стороны чужого подростка, поговорите о них с сыном, не требуя прекратить дружбу. Надо, чтобы подросток с а м повнимательнее пригляделся к своему сверстнику и с а м увидел то, что помешает их дружбе. Не доводите выяснение ваших отношений с подростком до конфликтов. Семейная жизнь требует тонкой дипломатии.
«Но зачем она нужна, вся эта дипломатия? – недовольно подумает иной читатель. – Ведь книга – о здоровье…»
Да, о здоровье. Но методы воспитания имеют самое прямое отношение к здоровью подростка! Сколько детей и подростков от неразумного «воспитания» стали неврастениками или даже получили психические отклонения, сколько изломанных характеров, а стало быть – и судеб, знает один Бог, если там, на небе, ведется учет этим несчастьям. На Земле не ведется.
Подросток – это л и ч н о с т ь. И обращаться с ним надо – как с л и ч н о с т ь ю. От требований приходится переходить к советам. Не спешите. Особенно в серьезных (для подростка – в первую очередь: серьезных!) вопросах жизни. Вспомните свое отрочество. Попытайтесь подойти к делу с позиции самого подростка… Посоветуйтесь с другими членами семьи. В тяжелых ситуациях обратитесь к психологу.
Говорят, что безвыходных ситуаций не бывает. Но и выход бывает разумный и неразумный!
Ищите – разумный.
Мода и здоровье
Есть капризы моды, которые не вредят здоровью. О них говорить не будем. Поговорим о тех, которые могут навредить. В частности, о моде на тощую… то бишь: стройную фигуру.
Многим девушкам, в том числе и тем, кого природа наградила более плотным телосложением, хочется достичь совершенства: стать изящной. И они идут на муки и жертвы ради своей мечты.
На муки голода.
На жертвы здоровьем.
Какие же последствия может иметь эта страсть: непременно и очень сильно похудеть?
Во-первых, при очень скудном питании, на которые обрекает себя жертва моды, организм не получает многих нужных компонентов. И на этом скудном пайке работает неполноценно. В частности, из-за недостатка кальция кости становятся хрупкими, и в 38% (подсчитали немецкие ученые) процесс этот необратим.
А что же делать, если девушка склонна к полноте? Смириться?
Нет.
Худеть можно, но осторожно, без рекордных сроков, не спеша. Могу подсказать и один необременительный рецепт всего из двух слов: «Ешь половину». Половину тех порций, к каким приучилась. В большинстве случаев полнота связана с перееданием, к которому ребенка приучают порой заботливые мамы или бабушки: «Еще ложечку – за папу… Теперь – за бабушку…»
Но перейдем к другому способу нанести вред своему здоровью: высокие (порой – непомерно высокие!) каблуки. От высоких каблуков икроножные мышцы (и расположенные в них кровеносные сосуды!) непомерно натягиваются, затрудняя кровообращение. Нижняя часть стопы чрезвычайно напрягается.
- И что же?
А то, что со временем – и задолго до старости! Ноги станут болеть. Высокие каблуки – не для повседневной носки. Это – парадная обувь. То есть: на время и не длительно.
А вот еще один атрибут моды, именуемый звучным иностранным словом: «бикини».
- Ну и что? Все женщины цивилизованного мира носят бикини.
На этот вопрос ответим цитатой из книги Коростелева: «Воспитание здорового школьника». «Женщины цивилизованного мира», на которых ссылаются поклонники моды, живут в Италии, Франции, Америке и еще многих странах, где не бывает таких суровых зим, как в России, и вообще климат значительно теплее. А в России оголенная поясница – это явный шанс приобрести в юном возрасте одно из серьезных заболеваний (при определенном усердии – и сразу несколько)… Опасность заболевания мочевого пузыря и половых органов вполне реальна.
Молодежи нравится носить джинсы. Хорошая одежда для умного человека. А неумный и из этого сделает себе вред. Как? Очень просто! Приобретая джинсы на один, а то и два размера меньше собственного. И опять – слово Коростелеву.
«Плотно облегающие тело джинсы могут вызвать болезнь, которую врачи так и называют: «джинсовый дерматит. При этом происходит онемение в ногах и пояснице».
Есть и иные способы подорвать свое здоровье, слепо следуя запросам моды. Постарайтесь разумным отношением к прихотям моды уберечь себя от изъянов здоровья.
Любовь без любви
Сегодня то, что называют свободой, нередко переходит во вседозволенность. И пропагандируются удовольствия, которые не сохраняют, а убивают здоровье. В том числе – и губительные способы ранней половой жизни.
Половые сношения школьников? «Можно, можно, - объявляют сторонники сексуальной свободы. – Только не забудьте воспользоваться презервативом».
Не есть ли такая позиция – нравственная диверсия? Подросток, вкусивший раннего секса, отождествляет слово: «любовь» с этим удовольствием. Да и как не отождествлять, если и на телеэкранах, и в современных книгах то и дело мелькает сомнительная формула: «займемся любовью». Ему просто в голову вбивают: любовь – это и есть то самое, что можно творить с презервативом или без.
В словаре синонимов слово: «любовь» определяется иначе: «Любовь – это привязанность, обожание, страсть, влюбленность, влечение, увлечение, сердечная склонность, нежное чувство, эрос, нежная страсть.»
В таком толковании любовь дает целый сонм благородных и счастливых переживаний. Ранний секс лишает человека этого счастья. «Любовь? А ты захватил с собой…» И – в постель. В лучшем случае. Можно ведь «любить» и в темном подъезде или на чердаке, или в гараже…
Но вернемся от нравственного здоровья к физическому. Гигиена «любви» у большинства подростков даже не возникает в поле зрения. И грязными руками могут полюбопытствовать, и презерватив применить повторно…
Девочки нередко предпочитают для секса не сверстников, а старших партнеров. А среди них могут оказаться и носители разных вирусов вплоть до ВИЧ. Многие девушки падки на иностранцев: «Ах, азербайджанец! Ах, негр! Ах, ах!..» И точно: «Ах!!!»
Слово профессору
Вступая в половые связи с представителями других этносов, наши граждане не должны забывать, что самые опасные, порой – неизлечимые инфекции передаются лучше всего половым путем. Что подавляющее большинство приезжающих к нам в гости иностранцев являются хроническими носителями какой-то инфекции. Причем возбудители, ставшие для иностранцев как бы привычными, не вызывающими у них никаких клинических проявлений, попадая в организм наших соотечественников, оборачиваются самыми неожиданными симптомами и осложнениями.
В. Г. Сапожников
Отравной дым
Первые сигареты наши современные дети закуривают в возрасте лет двенадцати, а то и раньше. «Кайф» от этого весьма сомнительный: голова кружится, подташнивает… Не удовольствие, а одно мучение! Тут бы ему, дураку, бросить свою мучительницу-сигарету в урну и сказать себе: «На черта мне такой «кайф!»
Однако подобный финал пробного курения, если и встречается, то весьма редко. Потому что подросток редко поступает по своему разумению. Гораздо сильнее в его поведении сказывается инстинкт подражания, который человек, говорят, унаследовал от своей прародительницы обезьяны.
И кому же подросток подражает в первую очередь? Тем приятелям, которые уже курят. И своим курящим родителям. В литературе приводятся такие данные: если родители курят, то вероятность того, что подросток начнет курить, равна 79-85%. Возможно, что табачная предрасположенность возникает, когда ребенок вдыхает дым или хотя бы запах от сигарет.
Но так ли уж вредит здоровью курение? Предоставим слово специалистам Г. И. Куценко и И. Ф. Кононову (книга «Режим для школьников»).
«К сожалению, некоторые люди к истине о вредном действии абака относятся пренебрежительно. Их не смущает, например, то, что никотин – сильный яд, нарушающий обмен в нервных клетках... Что с дымом попадают в легкие окись углерода, свинец, способный накапливаться в организме, мышьяк и бензопирен, способствующие развитию злокачественных опухолей…»
Двое моих знакомых умерли от рака легких: один – в пятьдесят лет, другой – в сорок шесть…
Курение существенно влияет на психическую сферу человека. Вспомним два высказывания великих людей. Первое принадлежит Гете: «От курения тупеешь». Второе – Бальзаку: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации».
Курящего подростка легко отличить от некурящего по внешнему виду. Куценко и Кононов описывает внешние признаки девушки-курильщицы, но эти же признаки свойственны и юношам.
«К сожалению, в последние годы ряды курильщиков все больше пополняются за счет девушек. Вследствие курения их кожа становится менее эластичной, лишается приятной свежести, покрывается морщинками. Яды табачного дыма приводят к развитию воспалительных явлений в деснах, зубы приобретают желтизну, рано разрушаются, изо рта исходит неприятный запах. Нервная система становится особенно чувствительной, что приводит к повышенной раздражительности».
Сто лет назад девушка-курильщица была явлением редким. А. П. Чехов высказался по поводу курения так: «Целовать курящую женщину – это все равно, что целовать пепельницу».
Будущая мать – курильщица… Мало шансов, что ее будущие дети родятся здоровыми.
И еще. Вербовщики новых жертв наркомании знают, что курящий подросток охотнее и легче согласится попробовать вместо обычной сигареты – сигарету с «травкой».
Алкоголь
В некой деревенской семье мамаша постоянно гнала самогон. В семье росли четверо сыновей. Когда садились обедать, особенно – с гостями мамаша наливала самогон не только взрослым, но и детям. Однажды умный гость заметил:
- Что вы делаете! Детям – нельзя!!!
На что глупая баба (достойная и более суровых эпитетов!) ответила:
- Что же я – чужому налью, а своего ребенка обнесу рюмкой?
Муж ее стал алкоголиком. Все четверо сыновей стали алкоголиками и на этой почве по разным причинам отбывали срок в заключении. Мамаша сетовала:
- И что же это за беда! У всех дети как дети… А мои все спились!
Что тут скажешь? Саму мамашу следовало бы посадить в тюрьму да пораньше, пока не успела споить сыновей.
Но – это в деревне, малограмотная. А вот позиция одной интеллигентной (хочется взять это слово в кавычки) мамочки.
- Пиво содержит много витаминов. А ребенок у меня слабенький, тощенький. Я покупаю ребенку пиво…
Витамины содержатся не только в пиве. А слабенького надо вовлекать в спорт.
Впрочем, кому я объясняю… Но не будет ли «интеллигентная» мамаша, подобно деревенской самогонщице, сокрушаться: «У других дети как дети, а мой…)
Много можно привести случаев отравления алкоголем детей (!) самими родителями. От этого ненаказуемого преступления ломаются судьбы и гибнут молодые люди.
- Что – и от пива?
- Увы! Пиво вредно для детского организма. Пиво в детском и подростковом возрасте – это первый шаг к пропасти алкоголизма.
Медициной доказано, что чувствительность ребенка к алкоголю в 4-6 раз выше, чем у взрослого. Даже однократный прием сравнительно небольшого количества спиртного может вызвать сильное опьянение у ребенка.
Опыт врачей – наркологов установил еще одну мрачную закономерность: чем раньше по возрасту человек знакомится со вкусом спиртных напитков, тем более вероятно возникновения пристрастия к алкоголю.
Алкоголь убивает душу, калечит психику человека. То – агрессивность, то – подавленность вплоть до депрессии… Вплоть до самоубийства!
Алкоголь при его неумеренном и систематическом употреблении разрушает и физическое здоровье! Недаром спортсмены, дорожа здоровьем, не употребляют алкоголь…
Не допускайте употребления алкоголя несовершеннолетними! Не делайте из своих детей и н в а л и до в души и тела!
О наркомании
Станислав Гурски в книге: «Внимание, родители: наркомания!» пишет: «Наркомания – это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) наркотических веществ для того, чтобы впасть в одурманенное состояние».
Наркомания в семье – это несчастье! Это тяжелая семейная атмосфера, это материальные трудности (нередко – вплоть до полного обнищания), это болезни наркомана и душевная боль всех членов семьи, которая иногда доводит их до тяжелой болезни и даже – до смерти.
«Наркотик даст тебе обалденный кайф…» Так или примерно так соблазняет наркоторговец потенциальную жертву.
Кайф? Может быть… Почему: «может быть»? Потому, что далеко не каждый начинающий наркоман испытывает даже короткое удовольствие от употребления наркотиков.
Если у человека нормальная реакция на отраву, то организм заявит о себе на наркотик не «кайфом», а протестом: тошнотой или рвотой, головокружением, головными болями, болями в животе, общим неприятным состоянием.
Подросток огорчен: надо же… Другие испытывают кайф, а тут…
Если рассудить по-умному, так начинающему наркоману надо не огорчаться, а радоваться! Да, ему повезло. После такого «кайфа» с тошнотой и головными болями, какой он испытал, захочет ли он еще раз закурить сигарету с марихуаной или «уколоться»?
Умный и самостоятельный не захочет, удовлетворившись этим первым опытом. Но тот, кто живет чужим умом и выбирает себе в наставники… Нет, никого он не выбирает! Это его выбирает своей очередной жертвой вербовщик будущих потребителей наркотиков. И несчастный новичок, маясь от болей и чуть не плача, чтобы не отстать от других, прикинется довольным первой пробой яда. И – потянется за следующей порцией…
А если бы друг (или тот, кто прикидывается другом) сказал честно:
«Попробуй наркотик. Ты испытаешь кайф. Но вскоре ты станешь рабом этой пагубной страсти: наркомании. Ни о чем не сможешь думать, кроме наркотика. Ничего не будешь желать, кроме наркотика. Пойдешь даже на преступление, чтобы добыть денег на наркотик…»
Вот при таком правдивом приглашении к кайфу стал бы ты курить травку или нюхать героин?
Наверное, не стал бы.
Но о грядущем наркотическом рабстве тот, кто обещает кайф, не скажет. Ты узнаешь об этом на собственном опыте.
Первый прием наркотика – это первый шаг в трясину. К болезням. К слабоумию. К ранней смерти.
Закончу эту главу простым и умным афоризмом, который оставил нам живший две тысячи лет назад римский поэт Манилий:
Конец зависит от начала.
Обсуждения Здоровье школьника