Эволюция теории социального научения

Первое поколение (30—60-е гг. XX в.) — Н. Миллер, Д. Доллард, Р. Сирс, Б. Уайтинг, Б. Скиннер (этих исследователей относят и к бихевиоризму, и к теориям социального научения).

Второе поколение (60—70-е гг.) — А. Бандура, Р. Уолтерс, С. Бижу, Дж. Гевирц и др.
Эволюция теории социального научения
Третье поколение (с 70 г. XX в.) — В. Хартуп, Е. Маккоби, Дж. Аронфрид, У. Бронфенбреннер и др. Н. Миллер и Д. Доллард — первые представители направления социального научения, попытавшиеся дополнить основные принципы бихевиорального научения некоторыми положениями и идеями психоаналитической теории. В качестве эмпирической основы они считали возможным использовать и данные экспериментального изучения поведения животных и детей, и богатый клинический материал, особенно касающийся поведения невротиков.

В экспериментальных работах показано значение наблюдения за действиями другого (модели) в научении поведению, что выражается в уменьшении времени до появления новой реакции, в сокращении количества проб и ошибок.

Теоретики социального научения, в отличие от классического бихевиоризма, признавали роль внутренней мотивации в поведении, настаивая прежде всего на ее побудительной функции. Они выделяли первичные побуждения (драйвы), исходящие из органических потребностей (голод, жажда, боль), и вторичные, собственно психические (гнев, вина, секс, потребность в действиях, страх, тревога). Основной регулятор поведения в психоанализе — принцип удовольствия — был ими трансформирован в принцип подкрепления (вознаграждения).

Изначально теория социального научения строилась на философском основании позитивизма и неопозитивизма, с четко выраженной ориентацией на разработку методов получения строго объективного (позитивного) эмпирического знания. Методология психологического исследования требовала тщательности планирования, систематичности фиксации данных, варьирования и контроля зависимых и независимых переменных, доступности количественной оценки. В 40—50-х гг. прошлого века манипулятивный лабораторный эксперимент стал господствующим методом исследования.

Детство в социальном научении понималось как период дезориентации и расторможенного поведения, по аналогии с проходящим неврозом. Задача родителей, исходя из такого представления, заключалась в том, чтобы социализировать ребенка, т.е. решить возрастные проблемы, связанные с кормлением, приучением к горшку, проявлениями агрессии у ребенка, его сексуальной идентификацией и другими атрибутами нормативного поведения.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-7505.
×

По теме Эволюция теории социального научения

Девиантное поведение.Суицид. Работа социального психолога

Методами профилактики предотвращения самоубийств являются постоянные наблюдения...
Психология

Стереотипы социального восприятия

Тема данной публикации — стереотипы в восприятии человека человеком, то есть...
Психология

Теории конфликтов

Задача определения психологического понятия конфликта довольно сложна. Если...
Психология

Кое-что из истории, теории и практики процессуальной работы

Для большинства из нас, даже для многих терапевтов тело становится главной темой...
Психология

Трансперсональное развитие теории психоанализа З.Фрейда

Термин «Ничто», введенный мною, относится к нашему психологическому...
Психология

Особенности Теории Счастья Эйнхорна

Теория счастья Эйнхорна определяет, какие решения вы принимаете каждый день с...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Кто должен выбирать партнера, мужчина или женщина?
Изначально существующая мандала