Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, то есть типичные для родителей система приемов и характер взаимодействия с детьми.
Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением родителей максимально подчинить своему влиянию детей, пресекать их инициативу, жестко добиваться своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.
Авторитарный (властный) стиль характеризуется стремлением родителей максимально подчинить своему влиянию детей, пресекать их инициативу, жестко добиваться своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания.
Это достигается с помощью постоянного наблюдения за жизнью детей и наказаний. В ряде семей это проявляется в навязчивом стремлении полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может приводить к острым конфликтам. При таком стиле воспитания взаимодействие между родителями и детьми происходит по инициативе родителей, дети проявляют инициативу, только если есть необходимость получить санкцию на какие-либо действия. Коммуникация направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку. Такой стиль, с одной стороны, дисциплинируя ребенка и формируя у него желательные для родителей установки и навыки поведения, с другой - может вызвать отчуждения к родителям, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Демократический стиль характеризуется стремлением родителей установить теплые отношения с ребенком, привлекая его к решению проблем, поощряя инициативу и самостоятельность. Родители, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя безупречными и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение детьми; у ребенка ценится как послушание, так и независимость. Доверие к ребенку в принципе отличает тип контроля над ним по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только родителями, но и в связи с интересами и проблемами ребенка, который охотно выступает его инициатором. Коммуникация имеет двусторонний характер: и от родителей к детям, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости. В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать, не идентичны друг другу стили (например, отец - более авторитарный, мать - демократическая).
Либеральный стиль воспитания - либеральные родители это полная противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведения детей. В такой ситуации дети практически лишены родительского руководства. Даже если поступки детей злят и выводят из равновесия, либеральные родители пытаются сдержать свои чувства. Большинство из них настолько увлекаются демонстрацией безусловной любви, что прекращают выполнять непосредственные родительские функции, в частности устанавливать необходимые запреты для своих детей. Д. Бомринд считает, что либеральные родители относятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими, какие они есть. Как ни странно, но дети либеральных родителей тоже могут быть агрессивными и непослушными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют себя вести на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми. Е. Маккоби и С. Мартин выделили еще четвертый, индифферентный тип родительского поведения, который отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности к ним. Родители не устанавливают ограничений для своих детей или за недостаточности интереса и внимания, или в результате того, что заботы повседневной жизни оставляют им мало сил на воспитание детей. В случае, когда попустительство сочетается с открытой неприязнью, ребенок открыто дает волю своим разрушительным импульсам. Большинство несовершеннолетних правонарушителей воспитывались именно в таких семьях. Да, есть семьи, у которых мать стремится не столько "формировать" личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умением (разумеется, согласно его взглядам).
В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи необходимо рассматривать особенности отношений матери-ребенка и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка. Е. Т. Соколова выделяет четыре стиля родительского отношения "мать - ребенок". Положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использование такого стиля воспитания, как сотрудничество. Б. Берельсоном, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что "чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он развивается как личность, тем более он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем в нем сформируется слабый характер ". Анализ литературы по данному вопросу позволяет еще раз убедиться в том, насколько велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка. Таким образом на процесс формирования личности определяющее влияние имеет стиль семейного воспитания - способ, метод воспитания, типичная для родителей система принципов и норм, индивидуальных особенностей воздействия на личность. Следовательно, одним из отличий семейного воспитания от общественного является эмоциональная форма отношений между родителями и ребенком. В литературе выделяют следующие критерии анализа детско-родительского отношения: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отторжение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокий - с наибольшим количеством ограничений, запретов; низкий - с минимальными запретами). Проанализировав классификации известных ученых Д. Бомрид, Е. Маккоби, Е. Счифера, В. Гарбузова, А. Варги, В. Столина по следующим критериям - степень контроля и эмоциональной близости, межличностная дистантность, особенности отношения и принятие ребенка родителями, считаем, что их можно условно разделить на группы: партнерский, детскоцентрированный, жесткий, нейтрально-отрицающий стиль.
Партнерский стиль (демократический, авторитетный, кооперация), сочетающие в себе высокий уровень контроля и теплые отношения между родителями и ребенком, а также принятие ребенка таким, какой он есть. Родители принимают растущую автономию детей. Они открыты к общению с ребенком, прислушиваются к его мыслям и пожеланиям в разумных пределах. Положительным является то, что в коллективе, такая личность стремится в любых видах деятельности занимать лидерские позиции, будет уверенной в себе.
Детскоцентрированный стиль (гиперопека, "кумир семьи", симбиоз,"отношения двух","ребенок, который заменяет мужа","гиперсоциализирующее воспитание") - чрезмерная опека, мелочный контроль, тщательное наблюдение за ребенком. Родители, которые так поступают в большинстве случаев имеют повышенный уровень тревожности и различные страхи, они постоянно имеют ощущения, что с ребенком должно что-то случиться. Хотя гиперопека базируется якобы на любви, такой тип общения имеет негативные последствия - личность растет несамостоятельной, нерешительной, часто в коллективах такую личность игнорируют, не замечают.
Жесткий стиль (авторитарный, "жестокое обращение к ребенку", "чрезмерная требовательность", "авторитарная гиперсоциализация", "сильная волевая мать"), в основе всех этих вариантов лежит элемент подчинения. Этот стиль включает в себя высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, отдавая приказы, ждут их беспрекословного исполнения, приказы обсуждению не подлежат. Когда же ребенок проявит неповиновение, то за это он может быть строго наказан, вид наказания выбирают родители, физическое в том числе. Такой стиль общения разрушает психику ребенка. Лишение любви, заботы и внимания, с другой стороны, постоянный контроль, упреки и насилия формируют агрессивно настроенную, апатичную, неуверенную личность. Используют этот стиль родители, которые, возможно, тоже воспитывались авторитарными личностями, имеющими определенные психические расстройства, страдающих алкоголизмом, наркоманией. Нейтрально-отрицающий стиль (индифферентный, игнорируя, "неприятие, эмоциональное отторжение", безнадзорность, "ребенок бремя для матери", "мать с разбитой судьбой", "семья, которая вынуждена бороться за социальное и экономическое выживание") сочетает в себе низкий уровень контроля и холодные отношения. В основе этих стилей лежат пренебрежение ребенка, отвержение индивидуальных особенностей, отсутствие заинтересованности его жизнью. Родители не проявляют заинтересованности в воспитании собственных детей, не устанавливают для них никаких ограничений. Они закрыты для общения из-за того, что они заинтересованы только собственными проблемами. Сочетание этих критериев особенно негативно влияет на психику ребенка, поскольку он не имеет уверенности, нужности, защищенности в жизни. Той любви, которой лишили его родители, личности, будет не хватать всю жизнь, и ребенок будет искать ее в других людях, очень хорошо, если эти люди будут хорошими и авторитетными. В обратном случае ребенок может склоняться к разрушительному типу поведения. Следует отметить, что жесткий и нейтрально отрицающий стили детско-родительского взаимодействия имеют разрушительное влияние на личность. Наибольший вред для развития личности оказывает непоследовательность и несогласованность стиля родительского взаимодействия. Непредсказуемость реакций родителей лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира, также ребенку трудно понять, какого именно поведения ждут от него родители. Сложные и многогранные отношения в паре "мать-ребенок", особенно, когда семья является неполной. Согласно взглядам Ф. Хорвата, "материнская любовь воспитывает чувствительность, внимание к людям, умение сострадать и помогать им, быть надежным и верным человеком; благодаря матери у ребенка развивается способность любить, зарождаются источники альтруизма, положительных духовных наклонностей". Тип родительского воспитания имеет существенное влияние на развитие психики, в частности на развитие личности. В психологической литературе понятие "стиль родительского отношения", "тип семейного воспитания", "родительская позиция" очень часто рассматриваются как синонимы. Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности и стилей семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер для подростков. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания: гипопротекции. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К личности ребенка проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часто физическая заброшенность и не ухоженность. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенной, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и пустяковом контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя гиперпротекция, что потакает. Так называют воспитания "кумира семьи". Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и сопротивлении на свою силу. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Этот стиль воспитания оказывает наиболее негативное влияние на развитие личности. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующей ее возраста. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или стариками. Кроме этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: преимущество женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх потери ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств. А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:
1. одобряющих - авторитарный - субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.
2. Что отторгает с элементами инфантилизации и социальной индивидуализации - эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерных свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.
3. симбиотический - стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, быть соучастником во всех сферах его жизни.
4. Симбиотически-авторитарный - гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации. Параметры измерения родительского отношения: "принятие-отторжение", "кооперация" (социальная желательность), "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация", "маленький неудачник" (инфантилизация- инвалидизация). Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций типов семейного воспитания нет. Иногда за основу берутся эмоциональные компоненты воспитания, иногда способы воздействия на ребенка, иногда родительские позиции и т.п. Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте.
По словам В.С. Мухиной в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушка и дедушка могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д.
Семья выполняет следующие функции:
- воспитательная функция;
- экономическая - заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;
- эмоциональная функция - удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке)
- функция духoвнoгo общения - совместное проведение досуга (данная функция играет значительную роль в духовном развитии человека)
- функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членaмы семьи и др..
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в ее эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В детстве и в раннем детстве семья играет решающую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается основным, но перестает быть единственным.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологической пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемой ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Родители, которые сами в детстве пережили недостатка внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Варга А .Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. -СПб.: Речь, 2001.- 144 с.
Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с.
Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. - Изд-во: КАРО, 2006. – 672 с. Мантейчек З. Родители и дети. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 415 с.
Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать // Воспитание детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 2006. - С. 6 – 68.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007. - 232 с.
Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: Юнити, 2007. – С. 192-201. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель — Пресс, Из-во ЭКСМО —Пресс, 2000. - 512 с.
Целуйко В.М. Вы и ваши дети. – Ростов на Дону «Феникс», 2004.- 544с.
Психолог Богдан Михаил Михайлович
Демократический стиль характеризуется стремлением родителей установить теплые отношения с ребенком, привлекая его к решению проблем, поощряя инициативу и самостоятельность. Родители, устанавливая правила и твердо проводя их в жизнь, не считают себя безупречными и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение детьми; у ребенка ценится как послушание, так и независимость. Доверие к ребенку в принципе отличает тип контроля над ним по сравнению с авторитарным стилем воспитания, делает основными средствами воспитания одобрение и поощрение. Содержание взаимодействия определяется не только родителями, но и в связи с интересами и проблемами ребенка, который охотно выступает его инициатором. Коммуникация имеет двусторонний характер: и от родителей к детям, и наоборот. Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости. В реальности авторитарный и демократический стили воспитания в чистом виде встречаются не так уж часто. Обычно в семьях практикуются компромиссные варианты, которые ближе к одному или другому полюсу. Кроме того, старшие члены семьи могут реализовывать, не идентичны друг другу стили (например, отец - более авторитарный, мать - демократическая).
Либеральный стиль воспитания - либеральные родители это полная противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведения детей. В такой ситуации дети практически лишены родительского руководства. Даже если поступки детей злят и выводят из равновесия, либеральные родители пытаются сдержать свои чувства. Большинство из них настолько увлекаются демонстрацией безусловной любви, что прекращают выполнять непосредственные родительские функции, в частности устанавливать необходимые запреты для своих детей. Д. Бомринд считает, что либеральные родители относятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими, какие они есть. Как ни странно, но дети либеральных родителей тоже могут быть агрессивными и непослушными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют себя вести на людях. В некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми. Е. Маккоби и С. Мартин выделили еще четвертый, индифферентный тип родительского поведения, который отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности к ним. Родители не устанавливают ограничений для своих детей или за недостаточности интереса и внимания, или в результате того, что заботы повседневной жизни оставляют им мало сил на воспитание детей. В случае, когда попустительство сочетается с открытой неприязнью, ребенок открыто дает волю своим разрушительным импульсам. Большинство несовершеннолетних правонарушителей воспитывались именно в таких семьях. Да, есть семьи, у которых мать стремится не столько "формировать" личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. В то же время целью отца является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умением (разумеется, согласно его взглядам).
В условиях современной действительности неполная семья в большинстве случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи необходимо рассматривать особенности отношений матери-ребенка и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка. Е. Т. Соколова выделяет четыре стиля родительского отношения "мать - ребенок". Положительное влияние на развитие ребенка в неполной семье оказывает использование такого стиля воспитания, как сотрудничество. Б. Берельсоном, Г. Стейнер, обобщая результаты многих исследователей, считают установленным, что "чем меньше ласки, заботы и тепла получает ребенок, тем медленнее он развивается как личность, тем более он склонен к пассивности и апатичности и тем более вероятно, что в дальнейшем в нем сформируется слабый характер ". Анализ литературы по данному вопросу позволяет еще раз убедиться в том, насколько велика роль семьи, а именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка. Таким образом на процесс формирования личности определяющее влияние имеет стиль семейного воспитания - способ, метод воспитания, типичная для родителей система принципов и норм, индивидуальных особенностей воздействия на личность. Следовательно, одним из отличий семейного воспитания от общественного является эмоциональная форма отношений между родителями и ребенком. В литературе выделяют следующие критерии анализа детско-родительского отношения: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отторжение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокий - с наибольшим количеством ограничений, запретов; низкий - с минимальными запретами). Проанализировав классификации известных ученых Д. Бомрид, Е. Маккоби, Е. Счифера, В. Гарбузова, А. Варги, В. Столина по следующим критериям - степень контроля и эмоциональной близости, межличностная дистантность, особенности отношения и принятие ребенка родителями, считаем, что их можно условно разделить на группы: партнерский, детскоцентрированный, жесткий, нейтрально-отрицающий стиль.
Партнерский стиль (демократический, авторитетный, кооперация), сочетающие в себе высокий уровень контроля и теплые отношения между родителями и ребенком, а также принятие ребенка таким, какой он есть. Родители принимают растущую автономию детей. Они открыты к общению с ребенком, прислушиваются к его мыслям и пожеланиям в разумных пределах. Положительным является то, что в коллективе, такая личность стремится в любых видах деятельности занимать лидерские позиции, будет уверенной в себе.
Детскоцентрированный стиль (гиперопека, "кумир семьи", симбиоз,"отношения двух","ребенок, который заменяет мужа","гиперсоциализирующее воспитание") - чрезмерная опека, мелочный контроль, тщательное наблюдение за ребенком. Родители, которые так поступают в большинстве случаев имеют повышенный уровень тревожности и различные страхи, они постоянно имеют ощущения, что с ребенком должно что-то случиться. Хотя гиперопека базируется якобы на любви, такой тип общения имеет негативные последствия - личность растет несамостоятельной, нерешительной, часто в коллективах такую личность игнорируют, не замечают.
Жесткий стиль (авторитарный, "жестокое обращение к ребенку", "чрезмерная требовательность", "авторитарная гиперсоциализация", "сильная волевая мать"), в основе всех этих вариантов лежит элемент подчинения. Этот стиль включает в себя высокий уровень контроля и холодные отношения. Родители, отдавая приказы, ждут их беспрекословного исполнения, приказы обсуждению не подлежат. Когда же ребенок проявит неповиновение, то за это он может быть строго наказан, вид наказания выбирают родители, физическое в том числе. Такой стиль общения разрушает психику ребенка. Лишение любви, заботы и внимания, с другой стороны, постоянный контроль, упреки и насилия формируют агрессивно настроенную, апатичную, неуверенную личность. Используют этот стиль родители, которые, возможно, тоже воспитывались авторитарными личностями, имеющими определенные психические расстройства, страдающих алкоголизмом, наркоманией. Нейтрально-отрицающий стиль (индифферентный, игнорируя, "неприятие, эмоциональное отторжение", безнадзорность, "ребенок бремя для матери", "мать с разбитой судьбой", "семья, которая вынуждена бороться за социальное и экономическое выживание") сочетает в себе низкий уровень контроля и холодные отношения. В основе этих стилей лежат пренебрежение ребенка, отвержение индивидуальных особенностей, отсутствие заинтересованности его жизнью. Родители не проявляют заинтересованности в воспитании собственных детей, не устанавливают для них никаких ограничений. Они закрыты для общения из-за того, что они заинтересованы только собственными проблемами. Сочетание этих критериев особенно негативно влияет на психику ребенка, поскольку он не имеет уверенности, нужности, защищенности в жизни. Той любви, которой лишили его родители, личности, будет не хватать всю жизнь, и ребенок будет искать ее в других людях, очень хорошо, если эти люди будут хорошими и авторитетными. В обратном случае ребенок может склоняться к разрушительному типу поведения. Следует отметить, что жесткий и нейтрально отрицающий стили детско-родительского взаимодействия имеют разрушительное влияние на личность. Наибольший вред для развития личности оказывает непоследовательность и несогласованность стиля родительского взаимодействия. Непредсказуемость реакций родителей лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира, также ребенку трудно понять, какого именно поведения ждут от него родители. Сложные и многогранные отношения в паре "мать-ребенок", особенно, когда семья является неполной. Согласно взглядам Ф. Хорвата, "материнская любовь воспитывает чувствительность, внимание к людям, умение сострадать и помогать им, быть надежным и верным человеком; благодаря матери у ребенка развивается способность любить, зарождаются источники альтруизма, положительных духовных наклонностей". Тип родительского воспитания имеет существенное влияние на развитие психики, в частности на развитие личности. В психологической литературе понятие "стиль родительского отношения", "тип семейного воспитания", "родительская позиция" очень часто рассматриваются как синонимы. Под стилем семейного воспитания понимают многомерное образование, включающее когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, опираясь на определение А.Я. Варги, которая описывает родительское отношение как целостную систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, которые практикуются в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка, его поступков. Из классификаций, сопоставляющих особенности формирования личности и стилей семейного воспитания, наиболее интересной, детализированной представляется классификация, предложенная А.Е. Личко и Э.Г. Эйдемиллер для подростков. Авторы выделили следующие отклонения в стилях семейного воспитания: гипопротекции. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К личности ребенка проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часто физическая заброшенность и не ухоженность. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенной, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и пустяковом контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности. Это приводит либо к реакции эмансипации, либо к безынициативности, неумению постоять за себя гиперпротекция, что потакает. Так называют воспитания "кумира семьи". Результат такого воспитания проявляется в высоком уровне притязаний, стремлении к лидерству при недостаточном упорстве и сопротивлении на свою силу. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Родители считают ребенка обузой и проявляют общее недовольство ребенком. Этот стиль воспитания оказывает наиболее негативное влияние на развитие личности. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующей ее возраста. Игнорируя интересы и возможности ребенка, возлагают на него ответственность за благополучие близких. Родители надеются на особое будущее своего ребенка, а ребенок боится их разочаровать. Часто ему перепоручают уход за младшими детьми или стариками. Кроме этого выделяются также следующие отклонения в стиле родительского воспитания: преимущество женских качеств, предпочтение мужских качеств, предпочтение детских качеств, расширение сферы родительских чувств, страх потери ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция собственных нежелательных качеств. А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют четыре типа родительского отношения:
1. одобряющих - авторитарный - субъективное благополучие родителей: теплое отношение и принятие ребенка с требованиями социальных успехов и достижений при контроле в этих областях.
2. Что отторгает с элементами инфантилизации и социальной индивидуализации - эмоциональное отвержение ребенка, низкая ценность его индивидуально-характерных свойств, отношение как к более младшему по сравнению с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.
3. симбиотический - стремление установить с ребенком тесный напряженный эмоциональный контакт, быть соучастником во всех сферах его жизни.
4. Симбиотически-авторитарный - гиперпротекция и тотальный контроль поведения психической жизни ребенка, блокирование осуществления детской потребности в психосоциальной идентификации. Параметры измерения родительского отношения: "принятие-отторжение", "кооперация" (социальная желательность), "симбиоз", "авторитарная гиперсоциализация", "маленький неудачник" (инфантилизация- инвалидизация). Как видно из примеров, приведенных выше, единой основы классификаций типов семейного воспитания нет. Иногда за основу берутся эмоциональные компоненты воспитания, иногда способы воздействия на ребенка, иногда родительские позиции и т.п. Большинство исследователей проблемы неврозов считают, что деструктивный стиль отношения родителей к ребенку ведет к возникновению аномалий формирования личности в детском возрасте.
По словам В.С. Мухиной в реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушка и дедушка могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д.
Семья выполняет следующие функции:
- воспитательная функция;
- экономическая - заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;
- эмоциональная функция - удовлетворение базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке)
- функция духoвнoгo общения - совместное проведение досуга (данная функция играет значительную роль в духовном развитии человека)
- функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членaмы семьи и др..
Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в ее эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Поэтому ограничимся несколькими аспектами.
Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека. В детстве и в раннем детстве семья играет решающую роль, которая не может быть компенсирована другими институтами социализации. В детском, младшем школьном и подростковом возрастах ее влияние остается основным, но перестает быть единственным.
Во-вторых, семья влияет на формирование психологической пола ребенка. В первые три года жизни это влияние определяющее, именно в семье идет необратимый процесс половой типизации, благодаря которому ребенок усваивает атрибуты приписываемой ему пола: набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы. Существенную роль в этом процессе семья продолжает играть и на последующих возрастных этапах, помогая или мешая формированию психологического пола подростка, юноши.
В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка, а также влияет на отношение детей, подростков и юношей к учебе и во многом определяет ее успешность. На всех этапах социализации образовательный уровень семьи, интересы ее членов сказываются на интеллектуальном развитии человека, на том, какие пласты культуры он усваивает, на стремлении к продолжению образования и к самообразованию.
В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным. Родители, которые сами в детстве пережили недостатка внимания или которым не удалось успешно решить в семье свои детские конфликты или проблемы, связанные с половым созреванием, как правило, не способны установить со своим ребенком тесную эмоциональную связь.
В пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношениях, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.
Варга А .Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. -СПб.: Речь, 2001.- 144 с.
Дружинин В. Н. Психология семьи. – М., 1996. – 158 с.
Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. - Изд-во: КАРО, 2006. – 672 с. Мантейчек З. Родители и дети. — М.: ТЦ Сфера, 2002. – 415 с.
Марова 3. Ребенка воспитывает одна мать // Воспитание детей в неполной семье. - М.: Прогресс, 2006. - С. 6 – 68.
Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр "Академия", 2007. - 232 с.
Спиваковская А.С. Как быть родителями. М.: Педагогика, 1986. — 160 с.
Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. – М.: Юнити, 2007. – С. 192-201. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель — Пресс, Из-во ЭКСМО —Пресс, 2000. - 512 с.
Целуйко В.М. Вы и ваши дети. – Ростов на Дону «Феникс», 2004.- 544с.
Психолог Богдан Михаил Михайлович
Обсуждения Стили воспитания и функции семьи личности