Это важный вопрос, который очень часто, многие психологи и клиенты, стараются, как-то обойти стороной. Но я считаю, что этот вопрос необходимо поднимать и не только в плане того, какую сумму должен брать с клиента сам психолог, но и того, чего избегает психолог и сам клиент в таких отношениях, что они теряют и что приобретают в психологическом плане, какие дезадаптивные паттерны они поддерживают друг в друге.
Деньги, в случае консультирования, это тот фактор равновесного взаимообмена между людьми, когда за достойную плату, приятно сделать достойную работу. В общем, всё как и в жизни, в работе любого другого специалиста.
Оплата для самого клиента, означает его желание и готовность работать над проблемой, а не просто ходить к психологу с намёком "вы делайте, а я посмотрю". Естественно с таким настроем на работу, клиент может ходить даже к самому выдающемуся профессионалу и годы, а врезультате получить ноль и потом ещё жаловаться. Об этом есть и народная мудрость: Бесплатный сыр только в мышеловке. За бесплатно - бес платит. Притом, эта народная мудрость распространяется как на самого психолога, так и на клиента. Что в итоге получает психолог, какие психологические выгоды и какие инфантильные паттерны он поддерживает в клиенте. Но как правило, профессионал не будет работать с клиентом бесплатно, а будет брать с клиента довольно высокую плату, в частности по вышеуказанной причине, поэтому вариантов "вы делайте, а я посмотрю" при таких условиях практически не случается. Ну а если вдруг случается, в таком случае психолог может предложить завершить работу. Так как это, во первых, не перспективно для самого клиента, ведь ему ничего не нужно, он реально не заинтересован в такой работе, поэтому она теряет всякий смысл. Во вторых, такая работа становится просто скучной и неинтересной, а психолог это живой человек, которому, по хорошему, интересно развиваться в своей профессии. Психолог, так же как и все люди, может радоваться за успехи своих клиентов, и так же может грустить за их поражения.
Оплата для самого клиента, означает его желание и готовность работать над проблемой, а не просто ходить к психологу с намёком "вы делайте, а я посмотрю". Естественно с таким настроем на работу, клиент может ходить даже к самому выдающемуся профессионалу и годы, а врезультате получить ноль и потом ещё жаловаться. Об этом есть и народная мудрость: Бесплатный сыр только в мышеловке. За бесплатно - бес платит. Притом, эта народная мудрость распространяется как на самого психолога, так и на клиента. Что в итоге получает психолог, какие психологические выгоды и какие инфантильные паттерны он поддерживает в клиенте. Но как правило, профессионал не будет работать с клиентом бесплатно, а будет брать с клиента довольно высокую плату, в частности по вышеуказанной причине, поэтому вариантов "вы делайте, а я посмотрю" при таких условиях практически не случается. Ну а если вдруг случается, в таком случае психолог может предложить завершить работу. Так как это, во первых, не перспективно для самого клиента, ведь ему ничего не нужно, он реально не заинтересован в такой работе, поэтому она теряет всякий смысл. Во вторых, такая работа становится просто скучной и неинтересной, а психолог это живой человек, которому, по хорошему, интересно развиваться в своей профессии. Психолог, так же как и все люди, может радоваться за успехи своих клиентов, и так же может грустить за их поражения.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-7234.
Обсуждения Оплата в консультировании