Чаще всего взрослые наказывают ребенка за свои собственные промахи и ошибки, за свое, неумение иначе решить сложившуюся ситуацию. Ведь, если ребенок, с самого своего рождения находится на попечении родителей, то его поведение, как ни крути, есть следствие родительского воспитания.
С учетом того, что процесс воспитания не ограничивается объяснениями и поучениями. Процесс воспитания включает в себя и всю жизнь взрослого, проходящую на глазах у ребенка.
Дети копируют нас. Причем копируют не напрямую, а с определенными искажениями, пропустив наше поведение через фильтр своего восприятия. Зачастую мы даже и не догадываемся, что именно в нашем поведении, спровоцировало тот или иной фортель ребёнка. Так или иначе, его поведение не происходит из пустого пространства, а является проявлением сформировавшихся в нем стереотипов.
Необходимо принимать во внимание, также, и врожденные качества детей. Ребенок может быть от природы тихий и ласковый, а может быть шумный и даже жестокий, что, несомненно, скажется на его поведении. Справедливо ли будет наказывать ребенка, за проявление в нем врожденных качеств, не зависящих от него?
Начинается воспитание, конечно, в семье, но потом ребенок идет в садик, затем в школу, и там он сталкивается с массой примеров дурного поведения. А дурной пример, как известно, заразителен. Эти примеры он, естественным образом, копирует в своем поведении, чем вызывает справедливое негодование родителей, воспитателей и учителей. Негодование взрослых будет, возможно, и справедливым, во всяком случае, естественным. Но вот будет ли справедливым, в этом случае, наказание - это еще большой вопрос.
Подражание - это естественный способ обучения, предусмотренный природой. Так учатся и детеныши животных и человеческие дети. Взрослые тоже невольно подражают тем, в чьем обществе они находятся продолжительное время. Дети же схватывают всё на лету, как хорошее, так и плохое, и если мы не можем оградить их от дурного влияния, то в праве ли наказывать их за это?
Многие думают, что страх наказания может удержать людей от плохих поступков: маленьких - от баловства, больших - от преступлений. Опыт показывает что, в большинстве случаев, это не так. Чаще всего наказание озлобляет человека, учит его хитрить и прятать свою вину.
Иногда суровое наказание, действительно, отбивает у ребенка охоту повторять какой-то свой проступок. Это означает, что в его психику вбивается, как чужеродный предмет, некий внутренний запрет. Чем больше таких, вбитых страхом, внутренних запретов (,) тем более запуганным, скованным, ограниченным вырастает, в итоге, человек.
Страх наказания плохой фундамент. Он рождает скрытую агрессию и привычку действовать исподтишка. Правильное поведение, которого мы хотим добиться от ребенка, должно строиться на понимании. На понимании принципов жизни семьи, общества, взаимоотношений между людьми. Такое поведение будет устойчивым, сознательным, по-настоящему человеческим.
Невозможно воспитывать ребенка только лаской и добротой. Он становится избалованным, капризным и своевольным, и в этом нет его вины, просто так устроена психика человека. В воспитании должны присутствовать строгость, ограничения и последовательность. Нельзя вдруг разрешать то, что вчера было запрещено. Это путает ребенка, он перестает понимать, чего от него хотят и как ему себя вести. Нельзя также и запрещать то, что вчера позволялось, это вызывает несогласие и справедливое возмущение.
Ребенок чувствителен к отношению взрослых к нему. Он должен видеть, как это отношение меняется в зависимости от его поведения. Взрослым надо обязательно показывать ему свою реакцию на то, что он делает, на то, как он себя ведет. Но какой бы отрицательной не была наша реакция, нам нельзя проявлять агрессию, злиться и кричать. Психика ребенка чувствительна. Проявляя агрессию, мы можем либо травмировать его, либо в нем включится психологический защитный механизм, и он перестает нас воспринимать. Ребенок просто закроется и будет ждать, когда его оставят в покое.
Инструментом воспитания может быть обсуждение. Надо обсуждать с ребенком не только его поведение, но и поведение других детей, поведение взрослых и свои собственные поступки. С большим терпением, так, чтобы он не боялся говорить от души, чтобы не стеснялся спорить и не соглашаться с вами. Так можно сделать его активным участником своего собственного воспитания.
В особенных случаях, когда обойтись без наказания невозможно, очень полезно будет соблюдение следующих правил.
Правило первое – нельзя наказывать ребенка сгоряча, на волне раздражения и гнева. В этом случае наказание будет воспринято как личная месть. Лучше всего, если между проступком и наказанием пройдет определенное время. Это даст обеим сторонам возможность успокоиться и обдумать произошедшее событие.
Правило второе – необходимо предварительное обсуждение. Ребенок должен правильно понять, в чем заключается вред или опасность его проступка, а взрослый должен выяснить, почему ребенок поступил именно так, каковы были его побудительные мотивы.
Правило третье – ребенок должен участвовать в определении меры наказания. Многие считают, что чем строже будет примененное наказание, тем больший оно произведет эффект. Это неверно. Наказание менее суровое, но признанное ребенком справедливым, подействует значительно глубже.
Правило четвертое – ребенок должен видеть, что применяемое к нему наказание огорчает не только его, но и взрослых, осуществляющих это наказание. Например: если вы решаете лишить его обещанной прогулки, то неправильно будет оставить его дома одного, а самим уйти гулять. Вам придется лишить прогулки и себя.
И главное, чем реже применяется наказание, тем больший оно имеет эффект.
Дети копируют нас. Причем копируют не напрямую, а с определенными искажениями, пропустив наше поведение через фильтр своего восприятия. Зачастую мы даже и не догадываемся, что именно в нашем поведении, спровоцировало тот или иной фортель ребёнка. Так или иначе, его поведение не происходит из пустого пространства, а является проявлением сформировавшихся в нем стереотипов.
Необходимо принимать во внимание, также, и врожденные качества детей. Ребенок может быть от природы тихий и ласковый, а может быть шумный и даже жестокий, что, несомненно, скажется на его поведении. Справедливо ли будет наказывать ребенка, за проявление в нем врожденных качеств, не зависящих от него?
Начинается воспитание, конечно, в семье, но потом ребенок идет в садик, затем в школу, и там он сталкивается с массой примеров дурного поведения. А дурной пример, как известно, заразителен. Эти примеры он, естественным образом, копирует в своем поведении, чем вызывает справедливое негодование родителей, воспитателей и учителей. Негодование взрослых будет, возможно, и справедливым, во всяком случае, естественным. Но вот будет ли справедливым, в этом случае, наказание - это еще большой вопрос.
Подражание - это естественный способ обучения, предусмотренный природой. Так учатся и детеныши животных и человеческие дети. Взрослые тоже невольно подражают тем, в чьем обществе они находятся продолжительное время. Дети же схватывают всё на лету, как хорошее, так и плохое, и если мы не можем оградить их от дурного влияния, то в праве ли наказывать их за это?
Многие думают, что страх наказания может удержать людей от плохих поступков: маленьких - от баловства, больших - от преступлений. Опыт показывает что, в большинстве случаев, это не так. Чаще всего наказание озлобляет человека, учит его хитрить и прятать свою вину.
Иногда суровое наказание, действительно, отбивает у ребенка охоту повторять какой-то свой проступок. Это означает, что в его психику вбивается, как чужеродный предмет, некий внутренний запрет. Чем больше таких, вбитых страхом, внутренних запретов (,) тем более запуганным, скованным, ограниченным вырастает, в итоге, человек.
Страх наказания плохой фундамент. Он рождает скрытую агрессию и привычку действовать исподтишка. Правильное поведение, которого мы хотим добиться от ребенка, должно строиться на понимании. На понимании принципов жизни семьи, общества, взаимоотношений между людьми. Такое поведение будет устойчивым, сознательным, по-настоящему человеческим.
Невозможно воспитывать ребенка только лаской и добротой. Он становится избалованным, капризным и своевольным, и в этом нет его вины, просто так устроена психика человека. В воспитании должны присутствовать строгость, ограничения и последовательность. Нельзя вдруг разрешать то, что вчера было запрещено. Это путает ребенка, он перестает понимать, чего от него хотят и как ему себя вести. Нельзя также и запрещать то, что вчера позволялось, это вызывает несогласие и справедливое возмущение.
Ребенок чувствителен к отношению взрослых к нему. Он должен видеть, как это отношение меняется в зависимости от его поведения. Взрослым надо обязательно показывать ему свою реакцию на то, что он делает, на то, как он себя ведет. Но какой бы отрицательной не была наша реакция, нам нельзя проявлять агрессию, злиться и кричать. Психика ребенка чувствительна. Проявляя агрессию, мы можем либо травмировать его, либо в нем включится психологический защитный механизм, и он перестает нас воспринимать. Ребенок просто закроется и будет ждать, когда его оставят в покое.
Инструментом воспитания может быть обсуждение. Надо обсуждать с ребенком не только его поведение, но и поведение других детей, поведение взрослых и свои собственные поступки. С большим терпением, так, чтобы он не боялся говорить от души, чтобы не стеснялся спорить и не соглашаться с вами. Так можно сделать его активным участником своего собственного воспитания.
В особенных случаях, когда обойтись без наказания невозможно, очень полезно будет соблюдение следующих правил.
Правило первое – нельзя наказывать ребенка сгоряча, на волне раздражения и гнева. В этом случае наказание будет воспринято как личная месть. Лучше всего, если между проступком и наказанием пройдет определенное время. Это даст обеим сторонам возможность успокоиться и обдумать произошедшее событие.
Правило второе – необходимо предварительное обсуждение. Ребенок должен правильно понять, в чем заключается вред или опасность его проступка, а взрослый должен выяснить, почему ребенок поступил именно так, каковы были его побудительные мотивы.
Правило третье – ребенок должен участвовать в определении меры наказания. Многие считают, что чем строже будет примененное наказание, тем больший оно произведет эффект. Это неверно. Наказание менее суровое, но признанное ребенком справедливым, подействует значительно глубже.
Правило четвертое – ребенок должен видеть, что применяемое к нему наказание огорчает не только его, но и взрослых, осуществляющих это наказание. Например: если вы решаете лишить его обещанной прогулки, то неправильно будет оставить его дома одного, а самим уйти гулять. Вам придется лишить прогулки и себя.
И главное, чем реже применяется наказание, тем больший оно имеет эффект.
Обсуждения Роль наказания в воспитании детей