Великий деятель европейской культуры - хасидский праведник, мистик и философ - раби Нахман из Брацлава в наши дни был бы психотерапевтом.
В 18-ом и 19-ом столетиях не было ни психологии, ни психотерапии - и это, пожалуй, единственная причина того, что раби Нахман из Брацлава не имел прямого отношения к психологии.
В 18-ом и 19-ом столетиях не было ни психологии, ни психотерапии - и это, пожалуй, единственная причина того, что раби Нахман из Брацлава не имел прямого отношения к психологии.
Ха! Ну и что? Зато вот и психология и психотерапия имеют ещё какое отношение к мудрости раби Нахмана!
Прямо-таки черпают из неё горстями...
Сегодня я хочу поговорить о радости...
Так получилось, что «радостью» у нас вплотную занимается только так называемая «позитивная психология».
А многим другим направлениям в психологии как-то не приходит в голову, что радость человека - их основное дело.
Ничего удивительного. Если многие парикмахеры начинают вдруг не стричь, а петь, то почему бы многим психологам не забыть о своих прямых обязанностях и не начать ударяться в философию пессимизма вместо того, чтобы дарить своим пациентам: Радость, Надежду и Свет?
А мы вернёмся к той традиции в психологии, которая не забывала, что Радость - это главная потребность человека.
Итак, от Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), через философа-экзистенциалиста Мартина Бубера - к раби Нахману. Вот мы и проследили генеалогическое древо. А теперь
- ода к радости. Раби Нахман.
Помни всегда: радость - это не что-то второстепенное в духовном путешествии человека, она для него необходима;
В этом нас часто разубеждают, так что нелишне будет ещё раз восстановить истину. Те, кто полагает, что к истине бредут с постным лицом, пудовой свечой в руках, и балахоне перепутали путь к истине с дорогой на аутодафе...
Ничто не делает человека более свободным, чем радость.
Радость высвобождает твой разум и наполняет его спокойствием;
Ну а теперь вспомним актуальную для России (где одна половина - сидит, а вторая - охраняет) поговорку из блатного мира: «Не верь, не бойся, не проси».
Люди давно уже поняли: те, кто хочет нас поработить, сломить нашу волю и подчинить своим прихотям - они, эти люди, в первую очередь стремятся сильно испугать, запугать нас хоть чем-то. (Посмотрите телевизионную рекламу, рассчитанную на домохозяек. В основе всех рекламных сюжетов - запугивание. Микробами, паразитами, надуманной опасностью для детей...)
Поэтому - не бойся и не верь. Пусть вместо страхов, в душе всегда живёт - радость. Тогда никто не подселит в твою душу никакие надуманные страхи.
Если тебе кажется, что единственный способ развеселиться - это сделать какую-нибудь глупость (не причиняя никому вреда) сделай её.
Уныние причиняет большой ущерб. Применяй любые уловки, чтобы пробудить в себе радость;
Примерно об этом же сказал Шекспир: “Пусть лучше меня развеселит дурак, чем огорчит умник”.
Сегодня у тебя приподнятое настроение. Не давай твоим “вчера” и “завтра” ввергнуть тебя в уныние;
О! А это квинтэссенция знаменитой философии “жить здесь и сейчас”.
Если Вы помните, мы с Вами много говорили о том, как почти все древние духовные учения (и современная психология) настаивают на том, чтобы человек жил полноценно в отведённое ему мгновение бытия, не сбегая умом ни в эвфемерное прошлое ни в ещё более эвфемерное будущее.
Если вопреки желанию радоваться ты чувствуешь себя удручённым, черпай силы из прежних радостных времён;
По этой теме читайте более подробно в статье
Наше счастье: поиск «ресурсных состояний счастья» и употребление их в дело.
Это высказывание раби Нахмана говорит ещё и о том, что никакая психология или духовное учение не кладут никакого такого полного запрета на наши мысли о прошлом или о будущем. Они лишь отучают человека от дурной привычки всё время туда сбегать или думать о прошлом или о будущем – плохо.
Если ты не чувствуешь радости, делай вид, что чувствуешь. Даже если ты пребываешь в большой печали, старайся улыбаться и веди себя так, словно ты - -весел.
И истинная радость придёт.
Об этом говорил ещё Конфуций. Выполняй ритуал – а подлинные чувства придут после.
Об этом говорил почти теми же словами философ Блез Паскаль в своём знаменитом и любимом мной “Пари Паскаля”.
***
Ну а вот следующие слова раби Нахмана (так может сказать поверхностный наблюдатель) – “чисто хасидские заморочки” – танцуйте, мол, и пойте, ага. Какое это имеет отношение к высокой психологии?
Нет, не чисто хасидские, скажем мы. Танцуют не только хасиды, но и суфии. Да и вообще, как говорится, танцуют все, что за вопросы? Особенно, кстати, в современной психотерапии.
Так же как и поют, тоже все.
А современная психология в лице арт-терапии и психодрамы помогает загрустившим и от этого уже давно не поющим и не танцующим (и от этого в свою очередь загрустившим ещё больше) вновь обрести себя.
Как советовал Раби Нахман:
*
Заведи себе привычку запевать.
Это даст тебе новую жизнь и наполнит тебя радостью;
*
Заведи себе привычку танцевать.
Танец развеет твою грусть и изгонит твои беды;
Ну и наконец... Что это мы всё о себе, да о себе?
Улыбайся всегда.
И тогда у тебя будет подарок, чтобы преподнести его людям.
Бывает,
Что люди находятся в большой беде
если ты подойдёшь к ним с улыбкой на лице,
то поддержишь их
и дашь им новую жизнь.
Улыбайтесь, господа. Каждый праведник своего времени в один прекрасный день отчётливо понимал, в чём наша общая беда: мы – не праведники, заполняющие собой эту землю и хозяйничающие на ней – слишком серьёзны. А все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица.
Поэтому – улыбайтесь.
Прямо-таки черпают из неё горстями...
Сегодня я хочу поговорить о радости...
Так получилось, что «радостью» у нас вплотную занимается только так называемая «позитивная психология».
А многим другим направлениям в психологии как-то не приходит в голову, что радость человека - их основное дело.
Ничего удивительного. Если многие парикмахеры начинают вдруг не стричь, а петь, то почему бы многим психологам не забыть о своих прямых обязанностях и не начать ударяться в философию пессимизма вместо того, чтобы дарить своим пациентам: Радость, Надежду и Свет?
А мы вернёмся к той традиции в психологии, которая не забывала, что Радость - это главная потребность человека.
Итак, от Фрица Перлза (основателя гештальт-терапии), через философа-экзистенциалиста Мартина Бубера - к раби Нахману. Вот мы и проследили генеалогическое древо. А теперь
- ода к радости. Раби Нахман.
Помни всегда: радость - это не что-то второстепенное в духовном путешествии человека, она для него необходима;
В этом нас часто разубеждают, так что нелишне будет ещё раз восстановить истину. Те, кто полагает, что к истине бредут с постным лицом, пудовой свечой в руках, и балахоне перепутали путь к истине с дорогой на аутодафе...
Ничто не делает человека более свободным, чем радость.
Радость высвобождает твой разум и наполняет его спокойствием;
Ну а теперь вспомним актуальную для России (где одна половина - сидит, а вторая - охраняет) поговорку из блатного мира: «Не верь, не бойся, не проси».
Люди давно уже поняли: те, кто хочет нас поработить, сломить нашу волю и подчинить своим прихотям - они, эти люди, в первую очередь стремятся сильно испугать, запугать нас хоть чем-то. (Посмотрите телевизионную рекламу, рассчитанную на домохозяек. В основе всех рекламных сюжетов - запугивание. Микробами, паразитами, надуманной опасностью для детей...)
Поэтому - не бойся и не верь. Пусть вместо страхов, в душе всегда живёт - радость. Тогда никто не подселит в твою душу никакие надуманные страхи.
Если тебе кажется, что единственный способ развеселиться - это сделать какую-нибудь глупость (не причиняя никому вреда) сделай её.
Уныние причиняет большой ущерб. Применяй любые уловки, чтобы пробудить в себе радость;
Примерно об этом же сказал Шекспир: “Пусть лучше меня развеселит дурак, чем огорчит умник”.
Сегодня у тебя приподнятое настроение. Не давай твоим “вчера” и “завтра” ввергнуть тебя в уныние;
О! А это квинтэссенция знаменитой философии “жить здесь и сейчас”.
Если Вы помните, мы с Вами много говорили о том, как почти все древние духовные учения (и современная психология) настаивают на том, чтобы человек жил полноценно в отведённое ему мгновение бытия, не сбегая умом ни в эвфемерное прошлое ни в ещё более эвфемерное будущее.
Если вопреки желанию радоваться ты чувствуешь себя удручённым, черпай силы из прежних радостных времён;
По этой теме читайте более подробно в статье
Наше счастье: поиск «ресурсных состояний счастья» и употребление их в дело.
Это высказывание раби Нахмана говорит ещё и о том, что никакая психология или духовное учение не кладут никакого такого полного запрета на наши мысли о прошлом или о будущем. Они лишь отучают человека от дурной привычки всё время туда сбегать или думать о прошлом или о будущем – плохо.
Если ты не чувствуешь радости, делай вид, что чувствуешь. Даже если ты пребываешь в большой печали, старайся улыбаться и веди себя так, словно ты - -весел.
И истинная радость придёт.
Об этом говорил ещё Конфуций. Выполняй ритуал – а подлинные чувства придут после.
Об этом говорил почти теми же словами философ Блез Паскаль в своём знаменитом и любимом мной “Пари Паскаля”.
***
Ну а вот следующие слова раби Нахмана (так может сказать поверхностный наблюдатель) – “чисто хасидские заморочки” – танцуйте, мол, и пойте, ага. Какое это имеет отношение к высокой психологии?
Нет, не чисто хасидские, скажем мы. Танцуют не только хасиды, но и суфии. Да и вообще, как говорится, танцуют все, что за вопросы? Особенно, кстати, в современной психотерапии.
Так же как и поют, тоже все.
А современная психология в лице арт-терапии и психодрамы помогает загрустившим и от этого уже давно не поющим и не танцующим (и от этого в свою очередь загрустившим ещё больше) вновь обрести себя.
Как советовал Раби Нахман:
*
Заведи себе привычку запевать.
Это даст тебе новую жизнь и наполнит тебя радостью;
*
Заведи себе привычку танцевать.
Танец развеет твою грусть и изгонит твои беды;
Ну и наконец... Что это мы всё о себе, да о себе?
Улыбайся всегда.
И тогда у тебя будет подарок, чтобы преподнести его людям.
Бывает,
Что люди находятся в большой беде
если ты подойдёшь к ним с улыбкой на лице,
то поддержишь их
и дашь им новую жизнь.
Улыбайтесь, господа. Каждый праведник своего времени в один прекрасный день отчётливо понимал, в чём наша общая беда: мы – не праведники, заполняющие собой эту землю и хозяйничающие на ней – слишком серьёзны. А все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица.
Поэтому – улыбайтесь.
Обсуждения Психология радости