Многие исследователи пророчат психологии звание «Науки XXI века». Однозначно на этот вопрос дать ответ достаточно сложно, но к мнению, что ей уготовано одно из первых мест в ряду ведущих научных дисциплин XXI века склоняется большинство исследователей.
Наряду с мощным всплеском интереса к возможностям и методам психологии, можно смело утверждать, что все ярче проявляются связанные с этим массовым интересом сложности и риски. Огромное количество людей, начинают предлагать услуги «профессиональных психологов», при этом имея размытое представление о составляющих настоящего профессионализма.
Спрос рождает предложение. Известный и не вызывающий сомнения факт. Интерес людей к своему внутреннему миру, самопознанию растет и это свидетельствует о повышении уровня развитии и осознанности личности. Но именно здесь и возникает основная сложность.
На данный момент существует достаточно явное противопоставление научной (академической) психологии и психотехник (практической психологии). Разрыв между теорией и практикой увеличивается и превращается в глубокую пропасть, в первую очередь по причине значительно увеличивающейся доли практической психологии.
В результате этих противопоставлений происходит постепенное сужение пространства научной психологии, а многие проблемные поля уступаются разного рода «практическим психологам». Спектр предлагаемых методов, техник и практик огромен: мистика, эзотерические учения, НЛП – практики, экспресс-программы личностного роста, психосинтез и т.д.
Среди предлагающих свои способы работы над собой есть много откровенных шарлатанов либо специалистов, которые часто не очень эффективны в своей работе. Они действуют, нарушая принцип экологичности: решая одну проблему одной выбранной методикой или техникой, часто получают побочные результаты не неся ответственности.
Для того, чтобы психология стала ведущей наукой о человеке, смогла смело называться « Наукой XXI века» , действительно помогала и способствовала развитию человека, а практические психологи смогли называть себя профессионалами необходимо соблюдение нескольких условий:
1. Для науки о человеке необходимо понимание происходящего в мире, социуме. Настоящий профессионал обладает быстрой способностью адаптироваться под изменяющиеся условия среды и обладает собственным эмоциональным и жизненным опытом.
2. Когда научная дисциплина теряет связь с серьезной методологической базой, она превращается в сборник разрозненных цитат и не имеющих под собой обоснования набор техник.
Используемые специалистом психотехники должны базироваться на научных аспектах и теоретических знаниях. Иначе его деятельность превращается в копирование и воспроизведение определенного количества практических инструментов.
Такой подход лишает глубины и не дает осмысленности применяемым технологиям, в разы снижая эффективность и, часто, дискредитируя сами методы и техники непрофессиональным исполнением.
3. Специалисту, работающему в сфере практической психологии необходима система психологических знаний из разных областей: общей, детской, педагогической, социальной, исторической психологии. Эффективный подход заключается в работе не по отдельным областям, а по проблемам. Полноценная работа с человеком подразумевает наличие системы психологических знаний.
4. Эффективный практический психолог, в первую очередь, выполняет роль фасилитатора (facilitator – посредник, анг.) Его задача способствовать ходу процесса принятие решения самим человеком и облегчать его. Выработанное в процессе работы решение профессионально не тогда, когда оно близко самому психологу и его миропониманию, а когда оно актуально и выполнимо именно для того человека, с которым проводится работа.
Для этого психолог должен быть беспристрастен. А также обладать эмпатией (умением чувствовать состояние другого человека) и самодостаточностью (потому что только это состояние может позволить дарить людям заботу и энергию).
5. Истории про «сапожников без сапог» в данном случае не применимы. Если специалист претендует на звание практического психолога, он в первую очередь должен соответствовать уровню человека, который может вырабатывать профессиональные рекомендации.
По этой причине настоящий профессионал как минимум уверенно чувствует себя в тех сферах отношений с самим собой и окружающими людьми, которые он выбрал себе профессиональной областью работы. По этой причине профессионал должен быть успешен сам.
Психология изучает психические явления:
* Психические процессы
* Психические состояния
* Психические свойства человеческой личности.
Практическая психология решает вопросы связанные с
* Самореализацией
* Успешностью
* Гармоничными отношениями с самим собой и окружающими людьми
* делает эту информацию и методики достижения результата доступными людям.
Но это возможно, только если под практикой есть теория и уважение. В первую очередь к себе и результатам своей работы.
Уважайте свой внутренний мир – выбирайте профессионала, который действительно даст Вам возможность использовать и применить в своей жизни все те прекрасные разработки и возможности, которые открывает наука, претендующая на первые позиции в XXI веке.
Спрос рождает предложение. Известный и не вызывающий сомнения факт. Интерес людей к своему внутреннему миру, самопознанию растет и это свидетельствует о повышении уровня развитии и осознанности личности. Но именно здесь и возникает основная сложность.
На данный момент существует достаточно явное противопоставление научной (академической) психологии и психотехник (практической психологии). Разрыв между теорией и практикой увеличивается и превращается в глубокую пропасть, в первую очередь по причине значительно увеличивающейся доли практической психологии.
В результате этих противопоставлений происходит постепенное сужение пространства научной психологии, а многие проблемные поля уступаются разного рода «практическим психологам». Спектр предлагаемых методов, техник и практик огромен: мистика, эзотерические учения, НЛП – практики, экспресс-программы личностного роста, психосинтез и т.д.
Среди предлагающих свои способы работы над собой есть много откровенных шарлатанов либо специалистов, которые часто не очень эффективны в своей работе. Они действуют, нарушая принцип экологичности: решая одну проблему одной выбранной методикой или техникой, часто получают побочные результаты не неся ответственности.
Для того, чтобы психология стала ведущей наукой о человеке, смогла смело называться « Наукой XXI века» , действительно помогала и способствовала развитию человека, а практические психологи смогли называть себя профессионалами необходимо соблюдение нескольких условий:
1. Для науки о человеке необходимо понимание происходящего в мире, социуме. Настоящий профессионал обладает быстрой способностью адаптироваться под изменяющиеся условия среды и обладает собственным эмоциональным и жизненным опытом.
2. Когда научная дисциплина теряет связь с серьезной методологической базой, она превращается в сборник разрозненных цитат и не имеющих под собой обоснования набор техник.
Используемые специалистом психотехники должны базироваться на научных аспектах и теоретических знаниях. Иначе его деятельность превращается в копирование и воспроизведение определенного количества практических инструментов.
Такой подход лишает глубины и не дает осмысленности применяемым технологиям, в разы снижая эффективность и, часто, дискредитируя сами методы и техники непрофессиональным исполнением.
3. Специалисту, работающему в сфере практической психологии необходима система психологических знаний из разных областей: общей, детской, педагогической, социальной, исторической психологии. Эффективный подход заключается в работе не по отдельным областям, а по проблемам. Полноценная работа с человеком подразумевает наличие системы психологических знаний.
4. Эффективный практический психолог, в первую очередь, выполняет роль фасилитатора (facilitator – посредник, анг.) Его задача способствовать ходу процесса принятие решения самим человеком и облегчать его. Выработанное в процессе работы решение профессионально не тогда, когда оно близко самому психологу и его миропониманию, а когда оно актуально и выполнимо именно для того человека, с которым проводится работа.
Для этого психолог должен быть беспристрастен. А также обладать эмпатией (умением чувствовать состояние другого человека) и самодостаточностью (потому что только это состояние может позволить дарить людям заботу и энергию).
5. Истории про «сапожников без сапог» в данном случае не применимы. Если специалист претендует на звание практического психолога, он в первую очередь должен соответствовать уровню человека, который может вырабатывать профессиональные рекомендации.
По этой причине настоящий профессионал как минимум уверенно чувствует себя в тех сферах отношений с самим собой и окружающими людьми, которые он выбрал себе профессиональной областью работы. По этой причине профессионал должен быть успешен сам.
Психология изучает психические явления:
* Психические процессы
* Психические состояния
* Психические свойства человеческой личности.
Практическая психология решает вопросы связанные с
* Самореализацией
* Успешностью
* Гармоничными отношениями с самим собой и окружающими людьми
* делает эту информацию и методики достижения результата доступными людям.
Но это возможно, только если под практикой есть теория и уважение. В первую очередь к себе и результатам своей работы.
Уважайте свой внутренний мир – выбирайте профессионала, который действительно даст Вам возможность использовать и применить в своей жизни все те прекрасные разработки и возможности, которые открывает наука, претендующая на первые позиции в XXI веке.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-6365.
Обсуждения Я ищу психолога… или советы как найти психолога