Согласно исследованию специалистов из Йельского и Оклахомского университетов в США, опубликованному в сетевом издании бюллетеня "Джорнэл оф риск рисерч", отношение большинства людей к научным теориям опирается не столько на знания, сколько на собственные убеждения или предубеждения.
Для примера авторы исследования взяли такие темы, как глобальное изменение климата, опасность хранения атомных отходов и законность скрытого ношения оружия в США. По всем этим вопросам существуют доклады, отражающие "консенсус экспертов" Национальной академии наук страны.
В ходе исследования выяснилось, что люди, изначально не согласные с той или иной научной позицией, попросту отвергали ее и отказывались признавать правоту состоявшегося научного консенсуса, отдавая предпочтения мнениям академиков, оставшихся в оппозиции (поскольку эти мнения были исходно более близки их устоявшимся привычным взглядам), что не мешало опрошенным респондентам уверенно утверждать, будто "большинство ученых" на их стороне.
Что же за механизм, алгоритм оценки ситуации и принятия решений, заложен где-то глубоко внутри нас, не позволяющий нам легко и просто отказываться от привычных стереотипов в пользу нового, непривычного? Почему для меня так трудно расстаться с "нажитым непосильным трудом", будь то материальные вещи или более "тонкая материя" - образ мышления, убеждения, понятия, стандарты поведения?
Наверное, по той же причине, по которой для меня прибитая к собственному забору доска важнее построенной соседом бани, потому что я очень ценю принадлежащее себе, а считаться с чужой собственностью могу только вынужденно, находясь в узде принятых обществом рамок правового поля и норм общежития. Ведь в приколачивание доски к забору я вложил свои собственные умственные и физические усилия, а усилия соседа, хотя и были на пару порядков больше, ну так и что с того, я не ощущал их значимости, весомости, и, как следствие, не восхищаюсь их результатом.
Некий незримый забор, прочнее построенного мною деревянного, отделяет меня от соседа, от его забот, надежд, радостей и горестей, усилий и результатов усилий. Эта оболочка моего эгоистического "пузыря", граница моего эгоистического восприятия действительности, в котором есть "Я" и "все остальные", и не позволяет мне почувствовать ближнего как себя, а заодно и ощутить единство, цельность, взаимосвязь и гармонию всех частей мироздания.
Я не осознаю свое Эго как зло, как первопричину всех бед в мире и полностью ассоциирую себя со своей "самостью", личностью. Я хочу считаться только со своими ощущениями - хорошо мне или плохо. И хотя и называю себя "человек разумный" и горжусь своей логикой, но не хочу принимать всерьез лишенные эмоций научные выводы, тренды и тенденции об исчерпании ресурсов природы, росте насилия в обществе и другие неприятные для моего слуха вещи.
Ведь за этими фактами вполне логично последует вывод о необходимости смены тупиковой парадигмы технологического развития человечества на другую, более соответствующую условиям глобального мира, в котором все зависят от каждого и каждый от всех. Поскольку мне в рамках пока еще господствующей в мире потребительской модели поведения "тепло и сухо", и я всегда найду противников среди сторонников и контрдоводы против доводов в любой научной теории. Потому что мне мой комфорт и покой важнее беспристрастных выводов научных консенсусов.
А еще я боюсь пустоты, которая образуется на месте моих обветшалых представлений о мире после отказа от них. Ведь пустоту надо будет чем-то заполнять, то есть опять работать в поте лица. А оно мне надо?
В ходе исследования выяснилось, что люди, изначально не согласные с той или иной научной позицией, попросту отвергали ее и отказывались признавать правоту состоявшегося научного консенсуса, отдавая предпочтения мнениям академиков, оставшихся в оппозиции (поскольку эти мнения были исходно более близки их устоявшимся привычным взглядам), что не мешало опрошенным респондентам уверенно утверждать, будто "большинство ученых" на их стороне.
Что же за механизм, алгоритм оценки ситуации и принятия решений, заложен где-то глубоко внутри нас, не позволяющий нам легко и просто отказываться от привычных стереотипов в пользу нового, непривычного? Почему для меня так трудно расстаться с "нажитым непосильным трудом", будь то материальные вещи или более "тонкая материя" - образ мышления, убеждения, понятия, стандарты поведения?
Наверное, по той же причине, по которой для меня прибитая к собственному забору доска важнее построенной соседом бани, потому что я очень ценю принадлежащее себе, а считаться с чужой собственностью могу только вынужденно, находясь в узде принятых обществом рамок правового поля и норм общежития. Ведь в приколачивание доски к забору я вложил свои собственные умственные и физические усилия, а усилия соседа, хотя и были на пару порядков больше, ну так и что с того, я не ощущал их значимости, весомости, и, как следствие, не восхищаюсь их результатом.
Некий незримый забор, прочнее построенного мною деревянного, отделяет меня от соседа, от его забот, надежд, радостей и горестей, усилий и результатов усилий. Эта оболочка моего эгоистического "пузыря", граница моего эгоистического восприятия действительности, в котором есть "Я" и "все остальные", и не позволяет мне почувствовать ближнего как себя, а заодно и ощутить единство, цельность, взаимосвязь и гармонию всех частей мироздания.
Я не осознаю свое Эго как зло, как первопричину всех бед в мире и полностью ассоциирую себя со своей "самостью", личностью. Я хочу считаться только со своими ощущениями - хорошо мне или плохо. И хотя и называю себя "человек разумный" и горжусь своей логикой, но не хочу принимать всерьез лишенные эмоций научные выводы, тренды и тенденции об исчерпании ресурсов природы, росте насилия в обществе и другие неприятные для моего слуха вещи.
Ведь за этими фактами вполне логично последует вывод о необходимости смены тупиковой парадигмы технологического развития человечества на другую, более соответствующую условиям глобального мира, в котором все зависят от каждого и каждый от всех. Поскольку мне в рамках пока еще господствующей в мире потребительской модели поведения "тепло и сухо", и я всегда найду противников среди сторонников и контрдоводы против доводов в любой научной теории. Потому что мне мой комфорт и покой важнее беспристрастных выводов научных консенсусов.
А еще я боюсь пустоты, которая образуется на месте моих обветшалых представлений о мире после отказа от них. Ведь пустоту надо будет чем-то заполнять, то есть опять работать в поте лица. А оно мне надо?
Обсуждения Человек не слышит того, что не хочет слышать