Образование>
образование - это способ получения умения и навыков, а образованность - это наличие умения и навыков. В передаче "Минута славы" показывали двух братьев, которые обладали великолепной пластикой и выучили наизусть учебник по литературе.
образование - это способ получения умения и навыков, а образованность - это наличие умения и навыков. В передаче "Минута славы" показывали двух братьев, которые обладали великолепной пластикой и выучили наизусть учебник по литературе.
В той передаче судьи попытались выяснить, понимают ли они что-то из того, что они выучили. И оказалось, что понимание выученного отсутствует в полной мере. Они этого просто не понимали. Отсюда возникает вопрос: можно ли считать образованным человека, чей ум нафарширован различными данными, которыми он сам не владеет? Я думаю что нет, этого человека я не буду считать образованным, у него нет своего мнения по поводу этих данных, он сам с этими данными не может ничего делать, он не может их сравнивать, не может их сортировать, не может на основании их делать новые выводы. Это просто запоминающее устройство, флэшка с голосовым интерфейсом управления. Человек же образованный - это человек владеющий Ноу-хау, что в переводе означает "знающий как". И не важно - профессор он кислых щей или математики, важно чтобы его щи были съедобными или его формулы были верны.
ПОНИМАНИЕ
если кто-то скажет, что разобрался в этом вопросе до конца, дайте ему 10 нобелевских премий и поставьте ему статую выше горы Джомолунгма, он это заслужил. На эту Голгофу еще не проложили автостраду, на нее до сих пор надо топать пешком и по пересеченной местности. Я рискну. Понимание - это состояние, в котором человек способен идентифицировать предметы или идеи, точно распознавая их суть, роль и место во всей жизни как таковой. И при таком раскладе мы просто олухи царя небесного, разве дано нам понять всю жизнь? А нам ее и не надо понимать всю, мы остановимся на достаточном уровне понимания. Достаточном для того, чтобы имея его, мы могли успешно действовать в какой-либо области. И, конечно, у нас всегда будет возможность понять еще что-то, чему мы раньше не придавали значения, или не могли точно определить его роль и место в жизни, или в каком-либо процессе.
КАК УВЕЛИЧИТЬ СВОЕ ПОНИМАНИЕ
единственный способ увеличить свое понимание - это общаться с самим предметом, который требуется понять. Даже когда мы учимся по учебнику, мы не нарушаем этот принцип, мы просто перенимаем чужой опыт общения. Скажите, какая сторона монетки более ценная - орел или решка? Увы, они обе ценны и не разделимы. А в обучении неразделимыми вещами являются теория и практика. Недостаточно учить слова и правила английского языка, на нем надо говорить. И если вы до сих пор занимались только академической стороной образования, то начав практическую, вы сразу обнаружите, что те законы и правила, которые изучали на практике, ведут себя немного не так как вы себе до этого представляли. И так же, не достаточно только говорить на английском языке, не изучая значения слов и правила речи. И если вы старались только воспроизводить услышанные в песнях, книгах или учебниках слова и фразы, то после ознакомления с теорией окажется, что вы приписывали им несколько другой смысл, чем это принято у тех, кто является носителем языка.
БАРЬЕРЫ В ОБУЧЕНИИ
Не удается понять теорию. Это может происходить по трем причинам.
1. ученик не понимает в достаточной степени слова, которыми описана эта теория.
2. ученик пропустил какой-то момент в последовательности изучаемого материала.
3. ученик не имеет представления или никогда не видел тот предмет, который он изучает. А если это не предмет, то он не может представить себе реальную ситуацию, в которой бы участвовало то, что он изучает.
С практикой легче, в ней на один подводный камень меньше. ;-)
1. ученик не понимает теорию изучаемого предмета.
2. ученик не получил базовый навык, а уже старается выполнить действие более высокого уровня, использующее этот навык.
ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ
1. толковые или специализированные словари должны быть под рукой, а ученик должен при малейшем сомнении сверять свое понимание с тем, как это представлено в словарной статье.
2. если все слова понятны, а принцип понять невозможно, ученику следует вернуться либо к самому началу последовательности, либо еще раньше того места по тексту, где, по его мнению, было все понятно, он что-то где-то пропустил, и теперь ему это надо найти и обезвредить.
3. гиблый номер изучать операционную систему компьютера человеку, который даже не знает, что это такое. Его познания в средствах вычисления могут ограничиваться счетами. И даже, если человек знает, что такое компьютер, ему будет гораздо проще, если какой-то компьютер с загруженной операционной системой, той версии, которую он изучает, будет под рукой.
1. вовсе не стоит психовать по поводу того, что в десятый раз ученик выключает компьютер, выдергивая вилку из сети, возможно, он просто не понимает теории работы компьютера. Объяснив ему, что при загрузке многозадачной операционной системы типа Виндовс, компьютер в памяти модулирует необходимое количество компьютеров, и когда вы выключаете компьютер через кнопку "ПУСК", он перед выключением стирает из памяти все эти виртуальные построения, а если выключить путем обесточивания, то части этих построений останутся в памяти жесткого диска и будут мешать в дальнейшей работе. Это намного понятнее. И это гораздо лучше, чем требование - "делай так, как я сказал!"
2. например, вы хотите научить человека ораторскому искусству, он вроде говорит легко и правильно, да вот только на сцене его клинит и он несет полный бред. И, если вы начнете исправлять его бред, разбирая содержимое его реплик, то вы никогда ни к чему не придете. Потому что прежде, чем говорить в зале со сцены, нужно иметь способность воспринимать эту сцену и полный зал народа. И только когда это можно легко воспринимать, можно переходить к постановке мыслей и речи. Получить способность воспринимать зал вовсе не трудно. Надо наблюдать со сцены за тем, как выступают другие, надо стараться брать инициативу на всех культурно-массовых мероприятиях, говорить тосты, поздравления, объявления, рассказывать анекдоты и смешные истории, и через некоторое время вы это будете делать легко.
САМЫЙ ВЫСОКИЙ БАРЬЕР
это допускать мысль о том, что "то, что я изучаю, я и так знаю" или "и так все понятно, ничего нового тут не придумаешь", или "ну ладно, раз это надо маме, пойду я учится на экономиста, мне не трудно".
ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД
я понимаю, что я могу многого не знать, но я знаю чего я хочу, я знаю, что для того, чтобы достичь своей цели мне надо научиться всему этому. Я согласен на преодоление тех трудностей, которые возникают на этом пути. Я буду изучать это до тех пор, пока не стану мастером или не вникну в суть незнакомых ранее вещей. Я планирую свое обучение и выполняю свои планы.
Виталий Фокин
ПОНИМАНИЕ
если кто-то скажет, что разобрался в этом вопросе до конца, дайте ему 10 нобелевских премий и поставьте ему статую выше горы Джомолунгма, он это заслужил. На эту Голгофу еще не проложили автостраду, на нее до сих пор надо топать пешком и по пересеченной местности. Я рискну. Понимание - это состояние, в котором человек способен идентифицировать предметы или идеи, точно распознавая их суть, роль и место во всей жизни как таковой. И при таком раскладе мы просто олухи царя небесного, разве дано нам понять всю жизнь? А нам ее и не надо понимать всю, мы остановимся на достаточном уровне понимания. Достаточном для того, чтобы имея его, мы могли успешно действовать в какой-либо области. И, конечно, у нас всегда будет возможность понять еще что-то, чему мы раньше не придавали значения, или не могли точно определить его роль и место в жизни, или в каком-либо процессе.
КАК УВЕЛИЧИТЬ СВОЕ ПОНИМАНИЕ
единственный способ увеличить свое понимание - это общаться с самим предметом, который требуется понять. Даже когда мы учимся по учебнику, мы не нарушаем этот принцип, мы просто перенимаем чужой опыт общения. Скажите, какая сторона монетки более ценная - орел или решка? Увы, они обе ценны и не разделимы. А в обучении неразделимыми вещами являются теория и практика. Недостаточно учить слова и правила английского языка, на нем надо говорить. И если вы до сих пор занимались только академической стороной образования, то начав практическую, вы сразу обнаружите, что те законы и правила, которые изучали на практике, ведут себя немного не так как вы себе до этого представляли. И так же, не достаточно только говорить на английском языке, не изучая значения слов и правила речи. И если вы старались только воспроизводить услышанные в песнях, книгах или учебниках слова и фразы, то после ознакомления с теорией окажется, что вы приписывали им несколько другой смысл, чем это принято у тех, кто является носителем языка.
БАРЬЕРЫ В ОБУЧЕНИИ
Не удается понять теорию. Это может происходить по трем причинам.
1. ученик не понимает в достаточной степени слова, которыми описана эта теория.
2. ученик пропустил какой-то момент в последовательности изучаемого материала.
3. ученик не имеет представления или никогда не видел тот предмет, который он изучает. А если это не предмет, то он не может представить себе реальную ситуацию, в которой бы участвовало то, что он изучает.
С практикой легче, в ней на один подводный камень меньше. ;-)
1. ученик не понимает теорию изучаемого предмета.
2. ученик не получил базовый навык, а уже старается выполнить действие более высокого уровня, использующее этот навык.
ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ
1. толковые или специализированные словари должны быть под рукой, а ученик должен при малейшем сомнении сверять свое понимание с тем, как это представлено в словарной статье.
2. если все слова понятны, а принцип понять невозможно, ученику следует вернуться либо к самому началу последовательности, либо еще раньше того места по тексту, где, по его мнению, было все понятно, он что-то где-то пропустил, и теперь ему это надо найти и обезвредить.
3. гиблый номер изучать операционную систему компьютера человеку, который даже не знает, что это такое. Его познания в средствах вычисления могут ограничиваться счетами. И даже, если человек знает, что такое компьютер, ему будет гораздо проще, если какой-то компьютер с загруженной операционной системой, той версии, которую он изучает, будет под рукой.
1. вовсе не стоит психовать по поводу того, что в десятый раз ученик выключает компьютер, выдергивая вилку из сети, возможно, он просто не понимает теории работы компьютера. Объяснив ему, что при загрузке многозадачной операционной системы типа Виндовс, компьютер в памяти модулирует необходимое количество компьютеров, и когда вы выключаете компьютер через кнопку "ПУСК", он перед выключением стирает из памяти все эти виртуальные построения, а если выключить путем обесточивания, то части этих построений останутся в памяти жесткого диска и будут мешать в дальнейшей работе. Это намного понятнее. И это гораздо лучше, чем требование - "делай так, как я сказал!"
2. например, вы хотите научить человека ораторскому искусству, он вроде говорит легко и правильно, да вот только на сцене его клинит и он несет полный бред. И, если вы начнете исправлять его бред, разбирая содержимое его реплик, то вы никогда ни к чему не придете. Потому что прежде, чем говорить в зале со сцены, нужно иметь способность воспринимать эту сцену и полный зал народа. И только когда это можно легко воспринимать, можно переходить к постановке мыслей и речи. Получить способность воспринимать зал вовсе не трудно. Надо наблюдать со сцены за тем, как выступают другие, надо стараться брать инициативу на всех культурно-массовых мероприятиях, говорить тосты, поздравления, объявления, рассказывать анекдоты и смешные истории, и через некоторое время вы это будете делать легко.
САМЫЙ ВЫСОКИЙ БАРЬЕР
это допускать мысль о том, что "то, что я изучаю, я и так знаю" или "и так все понятно, ничего нового тут не придумаешь", или "ну ладно, раз это надо маме, пойду я учится на экономиста, мне не трудно".
ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДХОД
я понимаю, что я могу многого не знать, но я знаю чего я хочу, я знаю, что для того, чтобы достичь своей цели мне надо научиться всему этому. Я согласен на преодоление тех трудностей, которые возникают на этом пути. Я буду изучать это до тех пор, пока не стану мастером или не вникну в суть незнакомых ранее вещей. Я планирую свое обучение и выполняю свои планы.
Виталий Фокин
Источник: http://orgrona.ru/
Обсуждения Образование и способы достижения понимания