"Какой он бездушный! - говорим мы о человеке черством, эгоистичном, и наоборот, - Душа-человек" - о том, кто умеет выслушать, посочувствовать, подарить нам свое тепло и внимание.
В русском языке существует множество образных выражений.
В русском языке существует множество образных выражений.
В которых слово "душа" обыгрывается в различных вариантах: снять груз с души, душа плачет, душа радуется, отдохнуть душой, ушла душа в пятки, покривить душой, отдать богу душу и т.д. Мы употребляем слово "душа", порой не задумываясь о его значении, просто по привычке. А что мы знаем о душе?
Древние греки называли душу Психеей (от "психе" - душа, дыхание). Они видели в ней некий атрибут живого существа. В античном искусстве Психея часто изображалась в виде бабочки, вылетающей из погребального костра, или представлялась летящей птицей.
В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон. Они считали, что душа, в отличие от тела, бессмертна и предшествует существованию в физическом теле. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось школой стоиков. Основная идея - душа материальна, состоит из атомов различных веществ.
Поэты и писатели посвящали ей свои произведения. Древнеримский писатель Апулей, объединив многочисленные мифы о Психее, создал прекрасную поэтическую сказку о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью.
Интерес к этой таинственной составляющей живого существа не пропадал на протяжении всей истории развития человеческой мысли. Ей приписывалось все лучшее, что есть в человеке. Большинство религий считают душу божественной и вечной.
А вот официальная наука предпочитала обходить эту тему стороной. Хотя попытки проникнуть в ее тайну все-таки проводились. Так в советские времена в Институте полупроводников Академии наук Литвы доктор естественных наук Эугенюс Кугис провел уникальный цикл исследований. Точные измерения ученого показали, что когда человек умирает, в момент смерти он теряет от 3 до 7 г веса. Кугис предположил, что это и есть… "вес души, покидающей тело". Так ли это, утверждать сложно.
По мнению швейцарских ученых, нечто подобное фиксируется и во время сна. В эксперименте, который они провели, добровольцы ложились на сверхчувствительные кровати-весы и засыпали. В момент, когда человек переходил грань между явью и сном, он терял в весе от 4 до 6 г.
На рубеже тысячелетий, выступая на представительном форуме ученых, обсуждавших современные проблемы нейрофизиологии, академик Наталья Бехтерева признала реальностью феномен выхода из тела. "Занимаясь всю жизнь мозгом, - заявила она, - я просто не имею право устраняться от этой проблемы. Работая сейчас на качественно новом уровне, мы поставили перед собой задачу выяснить, существует ли нечто, способное отделиться от тела и даже обладать способностью видеть".
В лаборатории профессора Виталия Хромова (ВНИИРП) в годы перестройки проводились опыты по улавливанию "душевной субстанции" и ее "конденсации". И все-таки тайна существования души так и осталась пока загадкой для ученых. Более того, по этому поводу высказываются самые противоположные мнения.
Например, об отношении психологии, науки, ближе всего, казалось бы, имеющей отношение к понятию "души" (психея-душа-психология) известный русский историк профессор Василий Осипович Ключевский сказал следующее: "Психология, призванная стать наукой о душе, стала наукой о ее отсутствии". Но не будем вдаваться в подробности, почему так произошло. Лучше познакомимся с точкой зрения на эту проблему еще одного известного ученого.
Владимир Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" утверждает, что душа у нас все-таки есть и определяет ее, как "бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею".
Имеет ли оно вес, сказать сложно, но если поверить великому знатоку русского языка, так сказать, на слово, то возникает другой вопрос: как ощутить себя существующим не только в теле, но и в душе? Как "прорубить окно" в то измерение, где она обитает?
И хотя ученые не могут нам дать пока исчерпывающего ответа на этот вопрос, очевидно следующее: желание дойти до "корня" проблемы в человечестве год от года растет. Об этом говорят, пишут. Возможно, частица глубинной мудрости, заложенная в каждом из нас, сама подталкивает нас к поиску. Зачем? Возможно затем, чтобы мы смогли, наконец, "обрести" ее, свою душу. И тогда изменятся наши представления о мире, о ценностях человеческого бытия. Мы станем другими? Скорее всего.
Древние греки называли душу Психеей (от "психе" - душа, дыхание). Они видели в ней некий атрибут живого существа. В античном искусстве Психея часто изображалась в виде бабочки, вылетающей из погребального костра, или представлялась летящей птицей.
В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон. Они считали, что душа, в отличие от тела, бессмертна и предшествует существованию в физическом теле. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось школой стоиков. Основная идея - душа материальна, состоит из атомов различных веществ.
Поэты и писатели посвящали ей свои произведения. Древнеримский писатель Апулей, объединив многочисленные мифы о Психее, создал прекрасную поэтическую сказку о странствиях человеческой души, жаждущей слиться с любовью.
Интерес к этой таинственной составляющей живого существа не пропадал на протяжении всей истории развития человеческой мысли. Ей приписывалось все лучшее, что есть в человеке. Большинство религий считают душу божественной и вечной.
А вот официальная наука предпочитала обходить эту тему стороной. Хотя попытки проникнуть в ее тайну все-таки проводились. Так в советские времена в Институте полупроводников Академии наук Литвы доктор естественных наук Эугенюс Кугис провел уникальный цикл исследований. Точные измерения ученого показали, что когда человек умирает, в момент смерти он теряет от 3 до 7 г веса. Кугис предположил, что это и есть… "вес души, покидающей тело". Так ли это, утверждать сложно.
По мнению швейцарских ученых, нечто подобное фиксируется и во время сна. В эксперименте, который они провели, добровольцы ложились на сверхчувствительные кровати-весы и засыпали. В момент, когда человек переходил грань между явью и сном, он терял в весе от 4 до 6 г.
На рубеже тысячелетий, выступая на представительном форуме ученых, обсуждавших современные проблемы нейрофизиологии, академик Наталья Бехтерева признала реальностью феномен выхода из тела. "Занимаясь всю жизнь мозгом, - заявила она, - я просто не имею право устраняться от этой проблемы. Работая сейчас на качественно новом уровне, мы поставили перед собой задачу выяснить, существует ли нечто, способное отделиться от тела и даже обладать способностью видеть".
В лаборатории профессора Виталия Хромова (ВНИИРП) в годы перестройки проводились опыты по улавливанию "душевной субстанции" и ее "конденсации". И все-таки тайна существования души так и осталась пока загадкой для ученых. Более того, по этому поводу высказываются самые противоположные мнения.
Например, об отношении психологии, науки, ближе всего, казалось бы, имеющей отношение к понятию "души" (психея-душа-психология) известный русский историк профессор Василий Осипович Ключевский сказал следующее: "Психология, призванная стать наукой о душе, стала наукой о ее отсутствии". Но не будем вдаваться в подробности, почему так произошло. Лучше познакомимся с точкой зрения на эту проблему еще одного известного ученого.
Владимир Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" утверждает, что душа у нас все-таки есть и определяет ее, как "бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею".
Имеет ли оно вес, сказать сложно, но если поверить великому знатоку русского языка, так сказать, на слово, то возникает другой вопрос: как ощутить себя существующим не только в теле, но и в душе? Как "прорубить окно" в то измерение, где она обитает?
И хотя ученые не могут нам дать пока исчерпывающего ответа на этот вопрос, очевидно следующее: желание дойти до "корня" проблемы в человечестве год от года растет. Об этом говорят, пишут. Возможно, частица глубинной мудрости, заложенная в каждом из нас, сама подталкивает нас к поиску. Зачем? Возможно затем, чтобы мы смогли, наконец, "обрести" ее, свою душу. И тогда изменятся наши представления о мире, о ценностях человеческого бытия. Мы станем другими? Скорее всего.
Обсуждения Сколько весит душа?