Однако вовсе не экономический кризис породил офисные ссоры. Это явление существовало и будет существовать всегда. Их вызывают самые обыкновенные человеческие чувства - зависть, обида, тревога, борьба за власть. Тому или иному работнику достаточно чуть больше зарабатывать, быть профессионалом своего дела, чтобы вокруг него начали образовываться интриги.
Есть и такая категория людей, которые затевают ссоры лишь для развлечения: для них устроить в коллективе небольшую заварушку - эдакое средство от скуки.
Как же вести себя в столь напряженной атмосфере - подстраиваться под поведение интриганов или держаться от них на расстоянии?
Шантажисты и всезнайки
Психологи различают несколько типов людей, склонных к интригам, которых нужно по возможности избегать или знать, как выстраивать с ними стратегию поведения. Первый тип – это всезнайка. Он может бесконечно рассуждать о том, что «происходит в компании на самом деле», делая вид, что обладает эксклюзивной информацией, невесть откуда добытой. Худшее, что вы можете сделать, это дать всезнайке какие бы то ни было сведения о себе и своей работе. Никогда не знаешь, как он их исказит, чтобы использовать в своих целях.
Следующий тип интригана – лоббист. Как правило, это неплохой специалист, который любыми способами отстаивает свой проект и считает, что только его идеи могут принести пользу компании. Если вы с ним не согласны по каким-то вопросам и открыто это выражаете, то можете нарваться на неприятности. С лоббистом можно иметь дело лишь в том случае, если вы разделяете энтузиазм по поводу его проекта.
Один из самых опасных офисных работников тот, который плетет закулисные интриги. Это может быть далеко не знаток своего дела, но очень обаятельный человек, а потому он легко находит подход к коллегам и начальству. И благодаря этому продвигается по службе.
Почти в каждом офисе работает так называемый советник, который является приближенным большого шефа и служит глазами и ушами для менеджеров среднего звена. Кстати, роль советника может играть любой – от высокопоставленного заместителя до административного служащего. Не надо подлизываться к этому человеку, но и отталкивать его не стоит. Он обладает значительным влиянием, поэтому хорошие отношения с ними могут вам пригодиться.
По мнению ряда психологов, к перечисленным выше главным офисным персонажам можно добавить шантажиста. Это человек, которые подмечает малейшие слабые стороны или просчеты своих коллег, и если вы ему нужны для осуществления своих планов, он может надавить на вас угрозой рассказать начальству о ваших ошибках.
А вот главные претенденты, на кого чаще всего направлены стрелы коварных сотрудников. Под колеса офисных интриг попадают новички, чересчур активные работники (поскольку со стороны кажется, что они продвигаются за счет других). Кроме того, мало кто любит коллег с более высокой зарплатой. Часто подставляют рассеянных «генераторов идей» (так как их легко обмануть), руководителей среднего звена (в том случае, если потенциальный интриган «положил глаз» на место шефа) и амбициозных и тщеславных сотрудников (их можно легко поймать на крючок «дружбы» или «партнерства», а затем подставить).
Как бороться с дедовщиной
Очень часто под пресс старожилов офиса попадают новые сотрудники. Они подвергаются офисной дедовщине по простой причине: в эпоху жесткой конкуренции в каждом новичке проработавшие не один год коллеги видят реальную или потенциальную угрозу. Кто знает, на что способен новенький? А если он будет работать лучше представителей старой команды? Не исключено, что тогда шеф решит уволить ветеранов. Опасаясь за свое благополучие, сотрудники пытаются максимально быстро избавиться от новичка. Для этого используются самые разнообразные методы: бойкот, пренебрежение, насмешки.
Случай из жизни. Андрей пришел на работу в одну крупную строительную компанию на должность менеджера. Молодой человек возлагал большие надежды на эту работу. Однако им не суждено было сбыться, так как Андрея на новом месте встретили очень враждебно. В первый день ему даже не предоставили рабочего места. Стало еще хуже, когда новичку удалось заключить несколько удачных сделок. Его начальник увидел в нем серьезного конкурента и лишил доступа к клиентской базе. В итоге, менеджер был вынужден уволиться с перспективной работы.
Жертвами офисной дедовщины зачастую становятся не только рядовые сотрудники, но и руководители, которые всеми силами стараются внедрить собственные методы и принципы работы. Естественно, подчиненные, не желающие менять привычный для них режим работы, к тому же, приносящий плоды, сопротивляются радикальным изменениям. Новый шеф, который пока еще не успел приобрести авторитет и заручиться поддержкой топ-менеджмента, рискует столкнуться с массой проблем: это и «забывчивость» подчиненных, и предоставление ложной информации, и другие «фокусы».
Так, Виктор, новый генеральный директор крупного предприятия, после назначения решил показать всем, кто в доме хозяин, и что теперь все будет по-новому. Он дал указание директору по персоналу контролировать дисциплину труда, бороться с должностными злоупотреблениями, IT-директору — обеспечить информационную безопасность и внедрить информационную систему для обеспечения контроля над финансовыми потоками. Казалось бы, все пришло в движение: на еженедельных планерках все рапортовали о выполнении поставленных задач. Но когда самому Виктору пришлось отчитываться, собственники предприятия были шокированы — прибыльность резко упала. Дальнейшая судьба генерального директора была предопределена.
Если вы подверглись офисной дедовщине, не думайте, что вы тут ни при чем. Да, это явление зачастую бывает спровоцировано проблемами руководства компании, но стоит проанализировать, почему коллектив ополчился именно на вас. Конечно, винить себя во всех смертных грехах не нужно, но вычислить законы стаи в данном офисе и ваше место в нем не помешает, чтобы впредь избежать подобной ситуации. Кроме того, бывает полезно поговорить с теми, кто проявляет к вам наибольшую агрессию и выяснить ее причины. Некоторые психологи, чтобы снять напряжение в коллективе, советуют побольше улыбаться и выражать расположение к людям, к которым вы попали. Это не значит, что вы должны всем угождать, просто демонстрируйте свое дружелюбие и готовность к сотрудничеству.
Офисные табу
Чтобы по возможности избежать интриг, психологи рекомендуют придерживаться нескольких офисных табу. Больше всего само начальство не любит, когда сотрудники обсуждают друг с другом зарплаты и премии. Зачастую бывает, что за одну и ту же работу разные работники получают разную зарплату. Причем, они сами не понимают, почему так происходит. Естественно, это порождает неприязнь друг к другу. Из этого следует правило: никогда не сообщать коллегам, даже с которыми вы в дружеских отношениях, размер своего вознаграждения за труд. Тем более не стоит делиться с кем-то ее повышением. Люди обычно болезненно реагируют на такие новости, если их заработок остается неизменным.
Масса конфликтов в офисе вызвана бестактностью отдельных сотрудников, которую они оправдывают собственной «душевной простотой». Такой человек имеет обыкновение критиковать всех и вся, и коллег, и начальство. Под его прицел попадают и внешность других, и идеи шефа, и т. д. Нетрудно догадаться, что сотрудники такого работника приложат все усилия, чтобы он него избавиться.
Многие шефы постоянно указывают своим подчиненным, что они должны применять в работе творческий подход. Многие профессии действительно требуют постоянной креативности. На этой почве также может родиться интрига, так как во многих компаниях имеют место случаи воровства идей. С такой ситуацией справиться довольно легко. Достаточно не обсуждать свои идеи с коллегами, а доносить их напрямую до вашего начальника. Если же обсудить ваши мысли с шефом по поводу проекта возможности нет, то озвучить их можно на совещаниях и планерках. Тогда покуситься на ваши идеи уже никто не сможет: ваши авторские права будут полностью защищены и повода для лишнего конфликта также не будет.
Во избежание сплетен
Конечно, в любом офисе, где работает больше двух человек, имеют место сплетни. С этой проблемой бороться практически невозможно. Но можно свести обсуждение вашей персоны к минимуму. Прежде всего, на рабочем месте нужно воздержаться от рассказов о личной жизни: внутрисемейных проблемах, интимных подробностях, состоянии вашего здоровья и здоровья ваших родственников. Редкий человек упустит возможность посплетничать у вас за спиной, обсудить ваши проблемы, а то и начать вам советовать, как их разрешить, даже если вы в советах совершенно не нуждаетесь. Если же о вас ничего не известно, то и обсуждать будет нечего, ну, или почти нечего.
Кроме того, излишняя говорливость может обернуться против вас. Отдельные личности способны так исказить предоставленную вами информацию, что вы можете предстать перед окружающими в самом неожиданном свете.
Причем, зачастую сплетни рождаются на пустом месте. Например, сидите вы в обеденный перерыв с коллегой противоположного пола, пьете кофе, и вас замечает какая-нибудь активистка, следящая за всеми сотрудниками, а такая присутствует практически во всех рабочих коллективах. После она у вас спрашивает: «У нас назревает служебный роман?». Вы отшучиваетесь, вам неловко, потому что даже в мыслях такого не было, а сплетня уже родилась и полетела по просторам офиса, начиная обрастать все новыми и новыми подробностями, потому что каждый может приукрасить ее своим «дополнением». И в итоге, может получиться так, что ваша невинная беседа за чашкой кофе уже превратилась в подготовку к свадьбе, а если тот самый коллега женат, то вы вообще рискуете прослыть злостной разлучницей.
Поэтому женщинам лучше не хвастаться количеством своих кавалеров. Уже не единожды доказано, что к тем девушкам, вокруг которых роится толпа поклонников, отношение, мягко говоря, предвзятое. И о ней обиженные соперницы насочиняют такого, чего и в страшном сне не представишь.
Кстати, ошибочно полагать, что мужчины не склонны к сплетням. Представители сильного пола с не меньшим, чем женщины, удовольствием обсуждают коллег, работу, начальство, рассказывают об интимных деталях своей семейной жизни. Так что, с ними тоже желательно держать язык за зубами.
Не стоит также сообщать сотрудникам о бурно проведенных выходных, о том, что действительной причиной отсутствия на рабочем месте был не грипп, а головная боль после перепоя, или рассказывать, как, взяв больничный, вы укатили отдыхать на курорт. Обсуждение с коллегами служебного романа (как чужого, так и своего собственного) также лучше не затевать, даже если вам кажется, что о нем и без того все знают. Кто даст гарантию, что «доброжелатели» невзначай не расскажут об этом руководству? Если вы не можете контролировать себя при употреблении алкоголя, то на корпоративных вечеринках стоит ограничиться бокалом вина. Язык будет завязан, и не будет поводов на следующий день ловить на себе осуждающие взгляды коллег.
Конечно, сидеть и молчать на рабочем месте никто не заставляет. Просто желательно говорить на нейтральные темы, которых при желании можно придумать достаточно много. Например, совершенно безопасно говорить на тему погоды, тенденций того или иного модного сезона, преимущества любимой марки автомобиля, кулинарии. А вот политику и спорт психологи не советуют обсуждать. Предпочтения на этот счет у каждого могут быть настолько разными, что тут и до крупной ссоры недалеко. А зачем вам наживать лишнего врага.
Так что, в офисных войнах нужно держать ухо востро. А если и возникают проблемы, то нужно решать их немедленно, а не надеяться, что они рассосутся сами собой.
Как же вести себя в столь напряженной атмосфере - подстраиваться под поведение интриганов или держаться от них на расстоянии?
Шантажисты и всезнайки
Психологи различают несколько типов людей, склонных к интригам, которых нужно по возможности избегать или знать, как выстраивать с ними стратегию поведения. Первый тип – это всезнайка. Он может бесконечно рассуждать о том, что «происходит в компании на самом деле», делая вид, что обладает эксклюзивной информацией, невесть откуда добытой. Худшее, что вы можете сделать, это дать всезнайке какие бы то ни было сведения о себе и своей работе. Никогда не знаешь, как он их исказит, чтобы использовать в своих целях.
Следующий тип интригана – лоббист. Как правило, это неплохой специалист, который любыми способами отстаивает свой проект и считает, что только его идеи могут принести пользу компании. Если вы с ним не согласны по каким-то вопросам и открыто это выражаете, то можете нарваться на неприятности. С лоббистом можно иметь дело лишь в том случае, если вы разделяете энтузиазм по поводу его проекта.
Один из самых опасных офисных работников тот, который плетет закулисные интриги. Это может быть далеко не знаток своего дела, но очень обаятельный человек, а потому он легко находит подход к коллегам и начальству. И благодаря этому продвигается по службе.
Почти в каждом офисе работает так называемый советник, который является приближенным большого шефа и служит глазами и ушами для менеджеров среднего звена. Кстати, роль советника может играть любой – от высокопоставленного заместителя до административного служащего. Не надо подлизываться к этому человеку, но и отталкивать его не стоит. Он обладает значительным влиянием, поэтому хорошие отношения с ними могут вам пригодиться.
По мнению ряда психологов, к перечисленным выше главным офисным персонажам можно добавить шантажиста. Это человек, которые подмечает малейшие слабые стороны или просчеты своих коллег, и если вы ему нужны для осуществления своих планов, он может надавить на вас угрозой рассказать начальству о ваших ошибках.
А вот главные претенденты, на кого чаще всего направлены стрелы коварных сотрудников. Под колеса офисных интриг попадают новички, чересчур активные работники (поскольку со стороны кажется, что они продвигаются за счет других). Кроме того, мало кто любит коллег с более высокой зарплатой. Часто подставляют рассеянных «генераторов идей» (так как их легко обмануть), руководителей среднего звена (в том случае, если потенциальный интриган «положил глаз» на место шефа) и амбициозных и тщеславных сотрудников (их можно легко поймать на крючок «дружбы» или «партнерства», а затем подставить).
Как бороться с дедовщиной
Очень часто под пресс старожилов офиса попадают новые сотрудники. Они подвергаются офисной дедовщине по простой причине: в эпоху жесткой конкуренции в каждом новичке проработавшие не один год коллеги видят реальную или потенциальную угрозу. Кто знает, на что способен новенький? А если он будет работать лучше представителей старой команды? Не исключено, что тогда шеф решит уволить ветеранов. Опасаясь за свое благополучие, сотрудники пытаются максимально быстро избавиться от новичка. Для этого используются самые разнообразные методы: бойкот, пренебрежение, насмешки.
Случай из жизни. Андрей пришел на работу в одну крупную строительную компанию на должность менеджера. Молодой человек возлагал большие надежды на эту работу. Однако им не суждено было сбыться, так как Андрея на новом месте встретили очень враждебно. В первый день ему даже не предоставили рабочего места. Стало еще хуже, когда новичку удалось заключить несколько удачных сделок. Его начальник увидел в нем серьезного конкурента и лишил доступа к клиентской базе. В итоге, менеджер был вынужден уволиться с перспективной работы.
Жертвами офисной дедовщины зачастую становятся не только рядовые сотрудники, но и руководители, которые всеми силами стараются внедрить собственные методы и принципы работы. Естественно, подчиненные, не желающие менять привычный для них режим работы, к тому же, приносящий плоды, сопротивляются радикальным изменениям. Новый шеф, который пока еще не успел приобрести авторитет и заручиться поддержкой топ-менеджмента, рискует столкнуться с массой проблем: это и «забывчивость» подчиненных, и предоставление ложной информации, и другие «фокусы».
Так, Виктор, новый генеральный директор крупного предприятия, после назначения решил показать всем, кто в доме хозяин, и что теперь все будет по-новому. Он дал указание директору по персоналу контролировать дисциплину труда, бороться с должностными злоупотреблениями, IT-директору — обеспечить информационную безопасность и внедрить информационную систему для обеспечения контроля над финансовыми потоками. Казалось бы, все пришло в движение: на еженедельных планерках все рапортовали о выполнении поставленных задач. Но когда самому Виктору пришлось отчитываться, собственники предприятия были шокированы — прибыльность резко упала. Дальнейшая судьба генерального директора была предопределена.
Если вы подверглись офисной дедовщине, не думайте, что вы тут ни при чем. Да, это явление зачастую бывает спровоцировано проблемами руководства компании, но стоит проанализировать, почему коллектив ополчился именно на вас. Конечно, винить себя во всех смертных грехах не нужно, но вычислить законы стаи в данном офисе и ваше место в нем не помешает, чтобы впредь избежать подобной ситуации. Кроме того, бывает полезно поговорить с теми, кто проявляет к вам наибольшую агрессию и выяснить ее причины. Некоторые психологи, чтобы снять напряжение в коллективе, советуют побольше улыбаться и выражать расположение к людям, к которым вы попали. Это не значит, что вы должны всем угождать, просто демонстрируйте свое дружелюбие и готовность к сотрудничеству.
Офисные табу
Чтобы по возможности избежать интриг, психологи рекомендуют придерживаться нескольких офисных табу. Больше всего само начальство не любит, когда сотрудники обсуждают друг с другом зарплаты и премии. Зачастую бывает, что за одну и ту же работу разные работники получают разную зарплату. Причем, они сами не понимают, почему так происходит. Естественно, это порождает неприязнь друг к другу. Из этого следует правило: никогда не сообщать коллегам, даже с которыми вы в дружеских отношениях, размер своего вознаграждения за труд. Тем более не стоит делиться с кем-то ее повышением. Люди обычно болезненно реагируют на такие новости, если их заработок остается неизменным.
Масса конфликтов в офисе вызвана бестактностью отдельных сотрудников, которую они оправдывают собственной «душевной простотой». Такой человек имеет обыкновение критиковать всех и вся, и коллег, и начальство. Под его прицел попадают и внешность других, и идеи шефа, и т. д. Нетрудно догадаться, что сотрудники такого работника приложат все усилия, чтобы он него избавиться.
Многие шефы постоянно указывают своим подчиненным, что они должны применять в работе творческий подход. Многие профессии действительно требуют постоянной креативности. На этой почве также может родиться интрига, так как во многих компаниях имеют место случаи воровства идей. С такой ситуацией справиться довольно легко. Достаточно не обсуждать свои идеи с коллегами, а доносить их напрямую до вашего начальника. Если же обсудить ваши мысли с шефом по поводу проекта возможности нет, то озвучить их можно на совещаниях и планерках. Тогда покуситься на ваши идеи уже никто не сможет: ваши авторские права будут полностью защищены и повода для лишнего конфликта также не будет.
Во избежание сплетен
Конечно, в любом офисе, где работает больше двух человек, имеют место сплетни. С этой проблемой бороться практически невозможно. Но можно свести обсуждение вашей персоны к минимуму. Прежде всего, на рабочем месте нужно воздержаться от рассказов о личной жизни: внутрисемейных проблемах, интимных подробностях, состоянии вашего здоровья и здоровья ваших родственников. Редкий человек упустит возможность посплетничать у вас за спиной, обсудить ваши проблемы, а то и начать вам советовать, как их разрешить, даже если вы в советах совершенно не нуждаетесь. Если же о вас ничего не известно, то и обсуждать будет нечего, ну, или почти нечего.
Кроме того, излишняя говорливость может обернуться против вас. Отдельные личности способны так исказить предоставленную вами информацию, что вы можете предстать перед окружающими в самом неожиданном свете.
Причем, зачастую сплетни рождаются на пустом месте. Например, сидите вы в обеденный перерыв с коллегой противоположного пола, пьете кофе, и вас замечает какая-нибудь активистка, следящая за всеми сотрудниками, а такая присутствует практически во всех рабочих коллективах. После она у вас спрашивает: «У нас назревает служебный роман?». Вы отшучиваетесь, вам неловко, потому что даже в мыслях такого не было, а сплетня уже родилась и полетела по просторам офиса, начиная обрастать все новыми и новыми подробностями, потому что каждый может приукрасить ее своим «дополнением». И в итоге, может получиться так, что ваша невинная беседа за чашкой кофе уже превратилась в подготовку к свадьбе, а если тот самый коллега женат, то вы вообще рискуете прослыть злостной разлучницей.
Поэтому женщинам лучше не хвастаться количеством своих кавалеров. Уже не единожды доказано, что к тем девушкам, вокруг которых роится толпа поклонников, отношение, мягко говоря, предвзятое. И о ней обиженные соперницы насочиняют такого, чего и в страшном сне не представишь.
Кстати, ошибочно полагать, что мужчины не склонны к сплетням. Представители сильного пола с не меньшим, чем женщины, удовольствием обсуждают коллег, работу, начальство, рассказывают об интимных деталях своей семейной жизни. Так что, с ними тоже желательно держать язык за зубами.
Не стоит также сообщать сотрудникам о бурно проведенных выходных, о том, что действительной причиной отсутствия на рабочем месте был не грипп, а головная боль после перепоя, или рассказывать, как, взяв больничный, вы укатили отдыхать на курорт. Обсуждение с коллегами служебного романа (как чужого, так и своего собственного) также лучше не затевать, даже если вам кажется, что о нем и без того все знают. Кто даст гарантию, что «доброжелатели» невзначай не расскажут об этом руководству? Если вы не можете контролировать себя при употреблении алкоголя, то на корпоративных вечеринках стоит ограничиться бокалом вина. Язык будет завязан, и не будет поводов на следующий день ловить на себе осуждающие взгляды коллег.
Конечно, сидеть и молчать на рабочем месте никто не заставляет. Просто желательно говорить на нейтральные темы, которых при желании можно придумать достаточно много. Например, совершенно безопасно говорить на тему погоды, тенденций того или иного модного сезона, преимущества любимой марки автомобиля, кулинарии. А вот политику и спорт психологи не советуют обсуждать. Предпочтения на этот счет у каждого могут быть настолько разными, что тут и до крупной ссоры недалеко. А зачем вам наживать лишнего врага.
Так что, в офисных войнах нужно держать ухо востро. А если и возникают проблемы, то нужно решать их немедленно, а не надеяться, что они рассосутся сами собой.
Обсуждения Как выжить в офисной войне