Прямая аналогия с процессами опознания объекта в поле зрения здесь, по-видимому, не совсем корректна, но именно она дает пример того, что пространственная локализация в принципе может предшествовать категоризации. Однако для наших целей нет нужды вдаваться в проблему временного разведения актов номинации и локализации и далее мы будем, за неимением лучшего слова, обозначать их как идентификация.
И называть этим словом поиск ответов на вопрос Что-Где-Когда. Обычно этот поиск осуществляется на уровнях досознательной обработки происходящего-случающегося, и сознанию предстают события уже именованные и локализованные в пространстве и во времени.
Пространственно-временная локализация не исчерпывает процесса «координирования» события, даже если иметь в виду не только физические пространство и время, но и «психологическое время» и «психологическое пространство» (К.Левин): события имеют свои социально-психологические параллели и меридианы, имя которым — смысл и значение (А.Н.Леонтьев). Многие события, такие как рождение, смерть, вступление в брак, перемена места работы, стихийное бедствие и т.п. — не создают никаких трудностей при их идентификации. Однако, идентификация других нередко становится нелегкой, а то и неразрешимой задачей.
Индикатором события является эмоция («взволнованность сознания»), иначе — причина эмоции и есть событие. Не всегда удается легко осознать причину возникновения тех или иных эмоциональных состояний. Иной раз мы чувствуем, что ситуация («положение дел») изменилась, но что именно изменилось, остается неясным. Это рождает чувство беспокойства, заставляя продолжать попытки идентифицировать (концептуализировать, описать, обозначить) событие.
Интерпретация — это поиск причин события (то есть, причин причины эмоции) и, возможно, следствий. Если идентификация — это «оконтуривание» события, то интерпретация — помещение этого «контура» в адекватный контекст.
Будем, воспользовавшись терминологической дифференцировкой Жана Пиаже, называть механизм, обеспечивающий идентификацию -перцептивной структурой, а интерпретацию — когнитивной структурой. Это дает определенные терминологические удобства: так, например, механизм перцептивной защиты кажется естественным относить к перцептивным структурам, а механизм рационализации — к когнитивным.
В благоприятных обстоятельствах идентификация и интерпретация являются фазами ситуационной ориентировки и предваряют формирование плана действия. В неблагоприятных — разворачивается процесс переживания и производится отсрочивание действия (идет формирование установки). И тогда сознание работает не в режиме ориентировки действия, а в режиме демпфирования, интерференции и маскировки событий. Если бытие входит в сознание событием, то сознание полагает себя в бытии действием. Действие не тождественно событию, многие действия направлены на предупреждение событий или ликвидацию их последствий, другие же подготавливают события или же развертываются на их плане («идут на волне событий»). Однако идентификация и интерпретация событий в любом случае является существенным моментом в ориентации действия. Большинство действий, если не все, осуществляется ради событий и по поводу событий.
Но сознание может «работать» не только в режиме событийной ориентации действий. Интересным случаем является демпфирование события в процессе его интерпретации. Схемы каузальной атрибуции устроены так, чтобы большинство источников (причин) событий локализовать на факторах, недоступных управлению со стороны субъекта, что снимает с последнего ответственность за свершившееся. Использование таких схем интерпретации демпфирует события, создает иллюзию понимания и избавляет от дальнейших размышлений. Такое «навешивание на неконтролируемые терминалы» вкупе с купированием события еще на фазе идентификации («перцептивная защита») являются основными способами оградить сознание от излишней взволнованности.
По-иному «работает» сознание в режимах интерференции и маскировки. Конструируются (придумываются или провоцируются) или же подыскиваются события-конкуренты, вытесняющие или зашумляющие события-проблемы. Вытесняющее событие, как правило, более яркое и в то же время более легкое для интерпретации.
Пространственно-временная локализация не исчерпывает процесса «координирования» события, даже если иметь в виду не только физические пространство и время, но и «психологическое время» и «психологическое пространство» (К.Левин): события имеют свои социально-психологические параллели и меридианы, имя которым — смысл и значение (А.Н.Леонтьев). Многие события, такие как рождение, смерть, вступление в брак, перемена места работы, стихийное бедствие и т.п. — не создают никаких трудностей при их идентификации. Однако, идентификация других нередко становится нелегкой, а то и неразрешимой задачей.
Индикатором события является эмоция («взволнованность сознания»), иначе — причина эмоции и есть событие. Не всегда удается легко осознать причину возникновения тех или иных эмоциональных состояний. Иной раз мы чувствуем, что ситуация («положение дел») изменилась, но что именно изменилось, остается неясным. Это рождает чувство беспокойства, заставляя продолжать попытки идентифицировать (концептуализировать, описать, обозначить) событие.
Интерпретация — это поиск причин события (то есть, причин причины эмоции) и, возможно, следствий. Если идентификация — это «оконтуривание» события, то интерпретация — помещение этого «контура» в адекватный контекст.
Будем, воспользовавшись терминологической дифференцировкой Жана Пиаже, называть механизм, обеспечивающий идентификацию -перцептивной структурой, а интерпретацию — когнитивной структурой. Это дает определенные терминологические удобства: так, например, механизм перцептивной защиты кажется естественным относить к перцептивным структурам, а механизм рационализации — к когнитивным.
В благоприятных обстоятельствах идентификация и интерпретация являются фазами ситуационной ориентировки и предваряют формирование плана действия. В неблагоприятных — разворачивается процесс переживания и производится отсрочивание действия (идет формирование установки). И тогда сознание работает не в режиме ориентировки действия, а в режиме демпфирования, интерференции и маскировки событий. Если бытие входит в сознание событием, то сознание полагает себя в бытии действием. Действие не тождественно событию, многие действия направлены на предупреждение событий или ликвидацию их последствий, другие же подготавливают события или же развертываются на их плане («идут на волне событий»). Однако идентификация и интерпретация событий в любом случае является существенным моментом в ориентации действия. Большинство действий, если не все, осуществляется ради событий и по поводу событий.
Но сознание может «работать» не только в режиме событийной ориентации действий. Интересным случаем является демпфирование события в процессе его интерпретации. Схемы каузальной атрибуции устроены так, чтобы большинство источников (причин) событий локализовать на факторах, недоступных управлению со стороны субъекта, что снимает с последнего ответственность за свершившееся. Использование таких схем интерпретации демпфирует события, создает иллюзию понимания и избавляет от дальнейших размышлений. Такое «навешивание на неконтролируемые терминалы» вкупе с купированием события еще на фазе идентификации («перцептивная защита») являются основными способами оградить сознание от излишней взволнованности.
По-иному «работает» сознание в режимах интерференции и маскировки. Конструируются (придумываются или провоцируются) или же подыскиваются события-конкуренты, вытесняющие или зашумляющие события-проблемы. Вытесняющее событие, как правило, более яркое и в то же время более легкое для интерпретации.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-4335.
Обсуждения Интерпретация события