Впервые с рисуночными тестами я познакомилась в начале изучения курса психодиагностики. Можно сказать, что это была любовь с первого взгляда. Никаких карточек, длинных списков вопросов, «шкал лжи», сложных инструкций. Все весело и… так по детски!
«Нарисуйте животное. Которого нет на свете, никогда не было, и которого до вас никто еще не выдумал…» Которого нет на свете? Как это?! И вы перевоплощаетесь… Сначала — может быть, смущение — вы не рисовали лет сто! Ну, или почти сто. Да, но какое знакомое ощущение. И «а вдруг получится плохо», и азарт, и радость - «ух ты, сейчас нарисую!…» А помните Маленького принца с его «нарисуй мне барашка»?
Чем же отличаются рисуночные тесты от прочих психологических способов проникновения во внутренний мир человека?
Дети через визуальные образы передают представления о самих себе. Взрослые — тоже. Потому что, когда мы рисуем, мы становимся немножко детьми. Если, конечно, не занимаемся живописью профессионально, и рисование — это образ жизни, хобби и работа. Но даже и в этом случае — что иное, если не внутренний мир художника мы видим на полотнах? Отсюда и название метода (хотя мне так не хочется называть рисование методом!) - проективный тест, то есть даже на рисунок самого простого сюжета мы переносим, проецируем частичку себя. Проецируем и перевоплощаемся сами. Рисунок — это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога в этом случае — расшифровать сообщение, понять, что хочет сказать автор картины. И, часто не столько расшифровать, сколько почувствовать.
Тестовые задания могут быть самыми разными - от стандартных (рисунок человека, животного, дерева и т.д.), до абсолютно творческих, что называется «на свободную тему». Но, так или иначе, в рисунке проявляются черты личности человека, его состояние на настоящий момент, его желания, сомнения, убеждения, страхи и ожидания. Не важно, умеете ли вы рисовать — стоит просто попробовать.
Рисунки отражают в первую очередь не сознательные установки человека, а бессознательные импульсы и переживания. Кстати, именно поэтому рисуночные тесты трудно «подделать», попытавшись выдать желаемое за действительное, представив себя не таким, какой есть. Все равно вы, ваша индивидуальность, ваш «почерк» проявится в незначительных деталях.
Разумеется, в рисуночных тестах нет и не может быть однозначной интерпретации. С одной стороны, именно по этой причине проективные тесты не принимаются многими психологами-теоретиками. В классической психодиагностике рисуночные тесты, к сожалению, часто относят к разряду «дополнительных» методик, за свободный стиль и неоднозначность трактовок «материала». Например, в фундаментальном научном труде А.Анастази «Психологическое тестирование» этим методам уделена лишь одна страница текста. Конечно, зреющие на ветках плоды могут рассказать и о том, что вы ждете результатов (плодов) своего труда, и о том, что на «ветках» вашего древа жизни зреют проблемы. Вершины гор могут рассказать и о тревожности, проблемах, страхах, и о том, что автор рисунка асоциирует эти горы с грудью матери, а также могут быть просто нарисованными человеком, который вырос в гористой местности. Одним словом, понять человека, делая его объектом безучастного нейтрального анализа, невозможно. Человек может раскрыться лишь путем общения, во взаимодействии, в диалоге, и не только вербальном (т.е.словесном).
Многое в интерпретации рисунка зависит и от личности психолога, то есть от так называемого и так нелюбимого многими теоретиками «человеческого фактора». Но практики знают, что терапевтическое взаимодействие в психологическом консультировании или психотерапии строится именно на уровне «человек-человек», а, значит, от человеческого фактора так или иначе, никуда не денешься. А иначе и быть не может.
Психолог «работает» прежде всего собственной личностью, и никакие техники не могут этот «инструмент» адекватно заменить. Только так психотерапия из сухого технологического процесса становится процессом творческим, процессом, в котором происходит раскрытие личности и, через это раскрытие, происходит желаемая трансформация. Нет и не бывает готовых рецептов по избавлению от душевной боли - дело в том, что все силы, силы и возможности для того, чтобы обрести исцеление, заложены в самом человеке. Как же отыскать и пробудить эти силы? Иногда, глядя на свой рисунок, на творение своих рук, мы можем, как бы со стороны, увидеть и свою боль, и свою силу. И тогда мы осознаем себя. И сами становимся волшебниками…
…Нарисуйте животное. Которого нет на свете, никогда не было, и которого до вас никто еще не выдумал… Расскажите о нем, о его жизни, о его доме. Как говорил Ричард Бах, простые вопросы самые глубокие.
Расскажите о себе. Станьте творцом. И — откройте свою душу. Самому себе.
Чем же отличаются рисуночные тесты от прочих психологических способов проникновения во внутренний мир человека?
Дети через визуальные образы передают представления о самих себе. Взрослые — тоже. Потому что, когда мы рисуем, мы становимся немножко детьми. Если, конечно, не занимаемся живописью профессионально, и рисование — это образ жизни, хобби и работа. Но даже и в этом случае — что иное, если не внутренний мир художника мы видим на полотнах? Отсюда и название метода (хотя мне так не хочется называть рисование методом!) - проективный тест, то есть даже на рисунок самого простого сюжета мы переносим, проецируем частичку себя. Проецируем и перевоплощаемся сами. Рисунок — это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога в этом случае — расшифровать сообщение, понять, что хочет сказать автор картины. И, часто не столько расшифровать, сколько почувствовать.
Тестовые задания могут быть самыми разными - от стандартных (рисунок человека, животного, дерева и т.д.), до абсолютно творческих, что называется «на свободную тему». Но, так или иначе, в рисунке проявляются черты личности человека, его состояние на настоящий момент, его желания, сомнения, убеждения, страхи и ожидания. Не важно, умеете ли вы рисовать — стоит просто попробовать.
Рисунки отражают в первую очередь не сознательные установки человека, а бессознательные импульсы и переживания. Кстати, именно поэтому рисуночные тесты трудно «подделать», попытавшись выдать желаемое за действительное, представив себя не таким, какой есть. Все равно вы, ваша индивидуальность, ваш «почерк» проявится в незначительных деталях.
Разумеется, в рисуночных тестах нет и не может быть однозначной интерпретации. С одной стороны, именно по этой причине проективные тесты не принимаются многими психологами-теоретиками. В классической психодиагностике рисуночные тесты, к сожалению, часто относят к разряду «дополнительных» методик, за свободный стиль и неоднозначность трактовок «материала». Например, в фундаментальном научном труде А.Анастази «Психологическое тестирование» этим методам уделена лишь одна страница текста. Конечно, зреющие на ветках плоды могут рассказать и о том, что вы ждете результатов (плодов) своего труда, и о том, что на «ветках» вашего древа жизни зреют проблемы. Вершины гор могут рассказать и о тревожности, проблемах, страхах, и о том, что автор рисунка асоциирует эти горы с грудью матери, а также могут быть просто нарисованными человеком, который вырос в гористой местности. Одним словом, понять человека, делая его объектом безучастного нейтрального анализа, невозможно. Человек может раскрыться лишь путем общения, во взаимодействии, в диалоге, и не только вербальном (т.е.словесном).
Многое в интерпретации рисунка зависит и от личности психолога, то есть от так называемого и так нелюбимого многими теоретиками «человеческого фактора». Но практики знают, что терапевтическое взаимодействие в психологическом консультировании или психотерапии строится именно на уровне «человек-человек», а, значит, от человеческого фактора так или иначе, никуда не денешься. А иначе и быть не может.
Психолог «работает» прежде всего собственной личностью, и никакие техники не могут этот «инструмент» адекватно заменить. Только так психотерапия из сухого технологического процесса становится процессом творческим, процессом, в котором происходит раскрытие личности и, через это раскрытие, происходит желаемая трансформация. Нет и не бывает готовых рецептов по избавлению от душевной боли - дело в том, что все силы, силы и возможности для того, чтобы обрести исцеление, заложены в самом человеке. Как же отыскать и пробудить эти силы? Иногда, глядя на свой рисунок, на творение своих рук, мы можем, как бы со стороны, увидеть и свою боль, и свою силу. И тогда мы осознаем себя. И сами становимся волшебниками…
…Нарисуйте животное. Которого нет на свете, никогда не было, и которого до вас никто еще не выдумал… Расскажите о нем, о его жизни, о его доме. Как говорил Ричард Бах, простые вопросы самые глубокие.
Расскажите о себе. Станьте творцом. И — откройте свою душу. Самому себе.
Обсуждения Портрет художника
(это свидетельствует о крайней степени нерешительности, нежелании брать инициативу в свои руки.) Когда я спросила маленького художника, почему он изобразил короля именно так, он ответил: "Это так страшно на самом деле - управлять огромной страной... Как сделать так, чтоб никого не обидеть? Боюсь ответственности!"> Такова была реакция моего 8-летнего сына, когда я, прочитав о рисуночных тестах, дала ему задание изобразить себя в образе любого сказочного героя. Юный волшебник нарисовал очень озабоченного короля, руки которого были спрятаны за туловище
> (это свидетельствует о крайней степени нерешительности, нежелании брать инициативу в свои руки.) Когда я спросила маленького художника, почему он изобразил короля именно так, он ответил: "Это так страшно на самом деле - управлять огромной страной... Как сделать так, чтоб никого не обидеть? Боюсь ответственности!"