Мы все должны сесть и учиться и родители, и учителя

• Ведущий: Здравствуйте дорогие зрители! Меня зовут Орен. Последние три года я работаю учителем и воспитателем в школе. Сегодня я пришел сюда, чтобы задать Раву Лайтману несколько вопросов на тему воспитания и образования.
Мы все должны сесть и учиться и родители, и учителя
По дороге я взял почитать какую-то газету и мне попался на глаза такой громкий заголовок: министр образования заявил, что «наше образование на грани пропасти, и тут необходимо настоящее землетрясение». Что же происходит?

Люди думают, что ничего особенного не происходит. Но на самом деле ситуация совершенно уникальная – какой еще не было в истории человечества. Мы вступили в новую эпоху. Новое поколение, которое выходит сейчас в жизнь, заканчивая школу и готовясь начать взрослую жизнь (и такие же тенденции ощущаются уже даже в детском саду), это совершенно иное поколение. Оно не похоже на все предыдущие поколения.

Во всех прошлых поколениях человеческий эгоизм просто возрастал, и за счет этого человек развивался и развивал свое окружение. Поэтому новое поколение всегда совершало революции – в технологии, в культуре и в разных других областях. Так когда-то пришла эпоха Возрождения, модернизировалось общество и отношения между женщиной и мужчиной, и разумеется год от года совершенствовались образовательные программы. Но все это соответствовало нашему постепенному росту.

И всегда желания человека были направлены на этот мир, к тому, что в нем находится – на телесные наслаждения и наслаждения связанные с обществом, которые не входят в разряд насущно необходимого телу: деньги, слава, власть, знания. Для этой цели человечество развило всевозможные профессии, и мы привыкли к определенной линии в образовании, когда было достаточно дать человеку специальность и научить, как заработать себе на кусок хлеба, и этого ему более-менее хватало, чтобы выйти в жизнь.

Ведь он учился тому, как действует этот мир, на своем жизненном опыте, дома, от родителей, немного от школы, от кружков и окружения товарищей. И хотя он ожидал от мира чего-то большего и лучшего, но кое как привыкал и включался в жизнь. Желания человека всегда были ориентированы на этот мир – как получить от этого мира и наполнить себя. И мы обеспечивали каждого профессией, за счет которой ему было бы легче устроиться в жизни и заработать то, что он хочет, все необходимые ему наполнения.

Но сегодня, хотя мы еще и не отдаем себе в этом отчета, новое поколение требует духовного наполнения – не от этого мира, а от мира духовного. Хотя они сами еще этого не понимают – ни родители, ни сами дети. И получается, что у человека есть некая потребность, не принадлежащая этому миру. И он начинает буйствовать, чинит насилие и всевозможные проблемы, потому что не видит, чем в этом мире мог бы наполнить себя.

• Ведущий: Действительно, человеческие желания выросли, и мы видим, что требования детей совершенно отличаются от того, что было даже в моем поколении. Но пока я бы не мог сказать, глядя на тех детей, которых я воспитываю, что у них есть духовная цель. Все, что их интересует – это компьютер, футбол и может немного девочки. То есть самые простые материальные вещи. Где же тут проявляется духовная цель?

Мы пока находимся в переходном поколении и еще не понимаем, что происходит. Поэтому с тем, что я говорю сейчас, люди согласятся может только через пять-десять лет, а не сегодня. Но мы раскроем в самое ближайшее время, что склонность к гиперактивности, к наркотикам, к террору, к насилию, к необъяснимым с точки зрения нашей логики вещам, - все это вызвано желаниями, которым невозможно найти наполнение в этом мире. И потому они проявляются и прорываются в такой грубой, угрожающей и вызывающей форме.

• Ведущий: Сегодня действительно очень распространено насилие, неуправляемое поведение, многие из моих учеников принимают риталин и другие лекарства, призванные сдержать такие проявления.

Но мы этим ничего не сдерживаем. Мы просто заключаем детей в оковы и не знаем, какими ужасными последствиями это обернется для них в будущем. Ребенок, который бегает и не может все время сидеть на месте – нуждается в этом для своего развития. Это не значит, что он просто такой непоседа – сама природа толкает его бежать и прыгать. И мы должны с этим считаться.

Но если мы запираем его – мы не просто ограничиваем его во внешней форме – мы насилуем его внутренне. И это безусловно вызовет очень тяжелые проблемы для его психологического развития и даже психические отклонения.

• Ведущий: Но пока у нас нет другого выхода... Что делать, если ребенок совершенно не управляемый?

Верно! И потому вы, учителя и родители, не понимая, как с ним справиться, просто бьете его. Что такое риталин – это удар. Вы останавливаете все его внутренние порывы, которые раскрываются сегодня в естественной форме. Было бы еще понятно, если бы это было единичным случаем, как десять-пятнадцать лет назад, когда я лечил людей, и ко мне иногда приходили с такими проблемами. Но это были в нашем обществе лишь исключительные случаи, и тогда, ну что делать, нет выхода - давали риталин или что-то другое, находили ему какую-то дополнительную нагрузку в спортивном кружке, чтобы разрядил свою энергию.

Но мы видим, что сегодня это уже не просто проблема гиперактивности. Мы просто хотим так определить эту проблему, чтобы сузить ее и не привлекать к ней внимания. Но если это явление становится повсеместным, то это уже не болезнь – это массовое явление, которое нам необходимо изучить и справляться с ним другими методами.

• Ведущий: Что же мне делать с таким ребенком, которого если как-то не остановишь, даже физически, то он может пойти драться или натворить других проблем?

Надо понять, почему он взрывается и идет драться. Ведь это не один единственный ребенок! Мы должны признать: у нас нет лекарства, но наш подход – неправильный. Если мы будем так обращаться с этим поколением, то что же мы будем делать со следующим?!

Прежде всего, мы не знаем, что выйдет уже из этого поколения, если мы так ограничиваем его во все годы его развития. И эти проблемы все время возрастают – растет насилие и проблемы с подростками. Сегодня повсеместными становятся такие из ряда вон выходящие случаи, о которых мы год-два назад даже не слышали. То есть эта проблема – естественное явление, которое нам раскрылось. И мы должны принимать его не как что-то неестественное и потому лечить его лекарством и возвращать к тому, что кажется нам нормой – а понять, что наш подход должен измениться.

Если мы изменим наш подход, то поймем как по-другому обращаться с этим явлением. Может мы попробуем дать им наполнение, которого они требуют, сами пока не понимая чего хотят. Так давайте искать его с ними вместе.

• Ведущий: За последние три года, которые я работаю учителем, я вижу, что, действительно, риталин дает очень кратковременное успокоение, а потом насилие вырастает еще больше. И глядя на детей, с которыми занимаешься в течение трех лет, видишь, что сначала вроде бы тебе удается как-то стабилизировать ситуацию на месяц-два и добиться каких-то успехов, а потом все возвращается обратно... То есть сделав пять шагов вперед, ты тут же отступаешь на десять шагов назад, и каждый раз повторяется одна и та же история. Не получается никакого равновесия. Нет никакого шанса достичь более-менее стабильного состояния, в котором можно было бы уже начать говорить с ними о смысле жизни. Ведь, по крайней мере, сначала надо добиться нормального поведения?

Оставьте пока разговоры о смысле жизни. Но обычный подход не годится, потому что молодое поколение отличается от остальных по своей сути. Это не прошлое поколение, в котором есть чуть больше горения от дополнительного эгоизма. Мы видим как раз обратное – они не очень-то рвутся получать престижные профессии, становиться богатыми и завоевывать мир. Они пока ищут какое-то простое, временное наполнение, и как раз насмехаются над теми, кто прорывается в начальники или хочет работать в хайтеке.

Молодое поколение уже начало видеть, что цель жизни не в том, чтобы по пятнадцать часов в день просиживать в кабинете. Пусть я за это получу кучу денег – ну и что дальше? Это не сделает меня счастливым.

Они уже начинают производить расчет, обратный тому, который делали их родители. Они не продолжают стремиться в том же направлении, что и родители, лишь с большей силой эгоизма, как это было во всех предыдущих поколениях, - а уже вообще сменили направление.

• Ведущий: Мне бы хотелось получить какой-то практический совет. Допустим, передо мной сейчас ребенок – какой должна быть правильная пропорция между его собственными, простыми материальными желаниями и тем, что я хочу ему передать? Как у каждого воспитателя и родителя, у меня есть какое-то представление о том, что хорошо для ребенка. А он хочет чего-то другого. Как я должен поступать? Дать ему свободно развиваться и согласно этому делать то, что я считаю нужным?

Я спрошу о другом, давайте уж тогда начнем с моего вопроса: «Формируете ли вы человека в рамках школьного обучения? Смотрите ли вы на него с этой точки зрения? Есть ли среди всех уроков такой, который посвящен построению человеком самого себя, формированию личности, созданию человека, тому – кто такой человек?»

Давайте начнем с этого, чтобы у нас получился человек. Вы же берете маленького человека, напичкиваете его всевозможными знаниями и думаете, что на этом ваша работа закончена – больше ничего делать. Еще немного физики, географии, еще каких-то предметов – и на этом закончили. Надо как-то расширить программу? Так мы добавляем изучение компьютера или что-то подобное. Но где здесь такое обучение, когда бы вы хотели сформировать его личность? Объяснить ему этот мир, эту жизнь – но в такой форме, чтобы это ответило на его внутренние вопросы?

• Ведущий: Самое близкое, что у нас есть, это уроки «жизни», где занимаются не совсем тем, что вы объяснили, но по крайней мере это довольно близко к жизни. Там объясняются всевозможные связи...

Какие связи? Как делать покупки в магазине, как платить налоги, как обращаться в радио или газету, как на меня влияет глава правительства?

• Ведущий: Я вижу, вы знакомы с этим предметом...
Я не знаком с этим уроком, но я понимаю, что вы объясняете ребенку, как организовано, находящееся вокруг него общество, и как он может в него включиться.

• Ведущий: Да, точно. Объясняются отношения в обществе, как ему максимально в него включиться и какими должны быть его правильные отношения с обществом и с другими людьми вокруг него. Но там не затрагиваются сущностные вопросы о смысле жизни.

Разве человеку достаточно того, что он будет знать, как действует сегодняшнее общество? Понятно, что это поможет ему в жизни, без сомнения, это очень важный урок. Меня, например, не учили этому – ни в школе, ни в университете, и мне очень недостает этого знания. Люди выходят из университета и не знают ни как платят налоги, ни как обращаться во всякие правительственные организации. Они не понимают, как построено наше общество и что им разрешено и что запрещено с точки зрения закона. Мы забываем обучить детей даже таким сугубо материальным вещам.

Но я сейчас говорю о человеке, о его внутреннем мире, о том, как ответить на его вопросы о самой сути: для чего мы собственно живем? Он хочет знать это! Нет человека, которого бы не волновал этот вопрос, и особенно в молодом возрасте.

И поэтому он ищет ответ. Он не может об этом спросить напрямую – он стесняется. Лишь единицы спрашивают об этом, позволяя себе задать такой вопрос – но не получают ответа. Или же они получают ответ со стороны религии: исполняй то, что заповедано, и для этого мы существуем. Или ответ светского человека: смысл в самой этой материальной жизни, и нечего больше делать. И человек остается с очень большой внутренней неудовлетворенностью и продолжает искать. Ребенку очень нужно знать, для чего все так вращается в этой жизни, для чего он находится внутри нее.

Наука каббала, говорит, что в этом заключается корень всего разочарования современного человека его жизнью. Особенно сегодня, потому что мы пришли к поколению, которое не хочет удовлетворяться наполнением, которое мы видим здесь, в этом мире. Оно хочет знать, для чего находится в этом мире, что случится через 70 лет, когда закончится его жизнь.

• Ведущий: Так что, завтра надо отменить урок математики, английского, литературы? Что делать со всей той информацией, которую получает в школе ребенок? Что ему на самом деле нужно?

Ему ничего это не нужно. Посмотрите на него после школы – что он оттуда вынес? Сколько его ни напичкивали знаниями из разных предметов – что ему в итоге пригодилось? Что у него есть?

• Ведущий: Удостоверение об окончании.
Верно, только удостоверение. И я вижу по тем ученикам, которые приходят учить кабалу, что человек уже твердо не владеет знанием, которое вроде бы должен был получить в школе. Понятно, что человек забывает, хотя все же это остается как некое общее образование, понимание, общее восприятие мира. Но мы должны понять, что самое важное – это сформировать человека.

• Ведущий: Так что же на самом деле подходит этому поколению, которое, как вы сказали, настолько отличается от всех предыдущих? Как его учить?

Бааль Сулам писал об этом еще 70 лет назад – в 40-е годы прошлого века. Он написал, что мы должны сесть и учиться – и родители, и учителя, включая все министерство образования. То есть все поколение родителей должно сесть и изучать основы творения, и тогда мы поймем до чего докапывается это поколение, чего оно хочет – хотя не может пока этого выразить, и мы не можем этого ему раскрыть, ведь выросли из предыдущего поколения.

Бааль Сулам говорит, что это возможно только благодаря науке каббала, которая сейчас раскрывается, и потому захватывает такое большое место в мире, привлекая к себе множество людей. Ведь она объясняет нам суть этого поколения и для чего оно предназначено. Человек должен сейчас, на протяжении ближайшего поколения раскрыть для себя духовный мир, помимо этого материального мира. То есть раскрыть ту часть реальности, которая сейчас от нас скрыта.

А когда он раскроет ее, то будет знать, как организовать свою жизнь. Ведь сейчас мы вступаем не только в кризис образования, о котором министр сказал, что ему необходимо землетрясение. Действительно необходимо землетрясения – но в наших умах, в нашем понимании этого состояния. А не для того, чтобы давить эту проблему с помощью риталина.

Решение верное – но оно должно реализовываться внутри нас, тогда возможно мы действительно поймем, что иного спасения нет. И поскольку я распространяю науку каббала по всему миру, я рад, что эта проблема раскрылась именно через детей. Ведь это единственное, что может обеспокоить человечество и обязать его начать что-то с этим делать. Эта проблема на самом деле животрепещущая.

С помощью науки каббала надо показать обычному, рядовому человеку – где он живет. Ведь он хочет знать о другой стороне своей жизни, он хочет знать силы, которые ею управляют, для чего он живет, что происходит с ним до того, как он родился, и после того, как умрет.

Эти вопросы гложут человека изнутри. Он пока явно их не чувствует и не может выразить, но подсознательно они пылают у него внутри. И если мы обеспечим ему ответы, вы увидите насколько ситуация улучшится – не понадобится ни риталин, ни любые ограничения. Мы увидим поколение свободное от наркотиков, насилия – поколение, знающее чем удовлетворить себя, и стремящееся к этому наполнению.

Кроме этого ему больше ничего не нужно! Посмотрите на систему образования детей наших учеников, насколько мы этим защищаем их от плохих проявлений, от дурного влияния.

• Ведущий: Перед тем как идти на эту встречу, я обошел школу и рассказал учителям, что я иду задавать вопросы каббалисту на тему образования. Так я собрал от них несколько вопросов. И они хотели бы услышать что-то конкретное в дополнение к общей идее, которая довольно понятна...

Я понимаю, что сама идея слишкоммасштабная...Пока мы доведем ее до конкретного метода, разработаем методику, обучим родителей и учителей, и донесем это до детей – это целая огромная машина, просто монстр. Все правильно. Но у нас нет выбора! Нам необходимо землетрясение! Но что потом строить на обломках?

Мы уже сейчас должны начать готовить эту программу. Мы с этим уже очень запаздываем, каббалисты говорят об этом долгое время. Бааль Сулам еще в 40-е годы прошлого века сказал, что нам необходимы изменения в образовании, и начать нужно с родителей. Если бы мы тогда смогли прислушаться к его словам, мы бы сегодня уже были готовы к этим изменениям.

Но вы, как преподаватель, хорошо знаете, что невозможно произвести изменения в такой огромной и широкой системе, как образовательная, проникающей в каждый город и каждую деревню, и охватывающей тысячи учителей. Требуется время на то, чтобы подготовить их и что-то изменить в этой системе. Эта система пронизывает своими щупальцами все наше общество – до последней квартиры и каждого дома.

• Ведущий: Что делать завтра утром какой-то учительнице – просто ждать, когда перестроится вся эта система?

Нет! Я бы предложил открыть специальный телевизионный канал. Телевизор тоже есть в каждом доме, и его могут смотреть, как родители, так и учителя. И начнем просто объяснять, что наука каббала, раскрывающая нам сейчас все мироздание и его скрытую часть, говорит нам по поводу воспитания.

Я уверен, что уже через несколько недель, учителя и родители, на основе того, что они услышали, начнут сами находить решения и другой подход к детям. Они начнут понимать детей. Ведь здесь речь не идет о чем-то искусственном, когда мне нужно обучить ребенка какому-то абстрактному закону или какой-то географии или истории – вещам, которые он не может реально потрогать.

Но если мы говорим о самом человеке: о том как к нему относиться, как он реагирует, почему он задает такие вопросы, в чем причина его неприемлемого поведения, как мы можем подойти к нему и проникнуть прямо внутрь него – мы вдруг почувствуем, что он начинает слушать и видеть, что ему это интересно! Это работа, которую мы должны сделать вместе.

Я бы предложил такое решение, но наверное люди скорее согласятся на землетрясение, чем на это... Хотя это очень практическое решение, которое действительно можно воплотить. Но чтобы прийти к этому, необходимо сильное землетрясение в системе образования и вообще в нашем подходе к науке каббала, чтобы мы поняли, что эта наука приходит для того, чтобы раскрыть человеку сейчас, начиная от этого поколения и дальше, весь процесс, который ему необходимо пройти. А без этого знания мы будем втянуты в общий, глобальный кризис – а не только в кризис образования.

• Ведущий: Может быть заменить это название? Потому что я не представляю, как сказать сегодня в министерстве образования, что мы будем обучать науке каббала...

Да, с этим никто не согласится. Ну давайте назовем это «Наука мира» или «Наука жизни», «формирование человека – не важно как.

• Вопрос: Сегодня все системы воспитания основаны на одном и том же принципе – наслаждение и страдание, вознаграждение и наказание. Ты можешь наказать ребенка или дать ему конфетку. В моей школе это основной метод воспитания, который применяется в том или ином виде. Есть ли какой-то иной способ воздействия на ребенка, кроме этих двух приемов – угрозы наказания или обещанного вознаграждения? Неужели это единственный метод воспитания – воздействовать на него с помощью двух этих «вожжей»?

Это верно. Но тем самым ты не строишь ребенка. Ты относишься к нему как к животному. Разве ты этого не чувствуешь? Если я хочу выдрессировать животное, то отношусь к нему именно так.

Я помню, что в детстве, еще в России, у меня был друг. У него дома жил маленький медвежонок - совсем детеныш. Потом он передал его в цирк. И я видел, что к такому животному невозможно относиться иначе – только с помощью поощрения или наказания. Ничего другого он не понимает.

Собака уже что-то чувствует по отношению к хозяину. Но по медвежонку я видел, что он не понимает ничего, кроме кусочка сахара или палки.

И что же, так мы относимся к детям? Тогда ты имеешь дело не с человеком, а с животным внутри него. Таким методом можно вырастить раба, слугу, но не свободную личность. Личность вырастает над вознаграждением и наказанием - на уровне уважения, межчеловеческих отношений.

• Вопрос: Когда-то вы говорили о том, что в будущем воспитание будет основано на чувстве стыда или уважения…

Верно, мы должны это использовать. Ведь стыд имеет очень высокий духовный корень, он противостоит собственному «Я» человека. А если ты применяешь в качестве вознаграждения и наказания удары или конфетку, то не используешь чувство стыда, не пробуждаешь в ребенке вопрос: «Что с тобой – с человеком внутри тебя? Как ты себя ведешь? Это недостойно тебя» - и так далее.

Мы должны преподать детям не те ценности, к которым общество относится с почтением, ведь они уже ничего для детей не значат, они не желают этого. Им нужны иные ценности, в которых они чувствуют, что могут подняться над своей природой.

• Вопрос: Это уважение?
Это самоуважение, чувство собственного достоинства. Тогда ребенок понимает: «Мне не стоит этого делать. Это недостойно меня».

• Вопрос: Тем самым я могу добиться такого изменения в ребенке, которое уже не будет временным? Ведь все изменения временны…

Ты можешь добиться всего. Человек готов умереть, быть казненным на виселице, только бы остаться со своим «Я». Чувство собственного достоинства родилось раньше нас. И потому человек готов идти в бой, умереть, он готов на все: «Пусть меня сожгут, но я стою на своем!».

Это «Я» в человеке вечно. И потому оно гораздо выше и ценнее по сравнению с телом – животным внутри нас. Ведь тело – это животное. И потому, если мы используем эту плоскость – уважение к человеку, заключенному внутри ребенка, то можем обучить его истинным ценностям.

Ведь вознаграждением и наказанием ты не учишь его, потому что ребенок не думает о том, как он ведет себя, и что ему делать. Он думает о вознаграждении и боится наказания. Он не стремится к тому, что ты хочешь ему дать. А тут он проникает в суть того, что ему передают.

Это очень важный момент, о котором говорит наука каббала. Это поистине азы изучения каббалы, ведь в конечном счете она учит человека стать человеком, а не оставаться животным внутри нас. Ведь слово «человек» (Адам) происходит от слова «подобный» (эдомэ) - подобный Высшей силе, Творцу. Этого уровня должен достичь каждый человек.

В наше время, в нашем поколении мы должны начать этот подъем. Изгнание закончилось. И дети ощущают это как внутреннее давление, которое пока еще не распознают. Но это именно стремление стать человеком. А мы все еще относимся к ним как к животном, потому что мы сами таковы. И наше воспитание тоже основано на вознаграждении и наказании: «Будешь лучше учиться – больше заработаешь в жизни. Не будешь учиться – будешь несчастным». То есть, все основано на животном, сугубо материальном вознаграждении и наказании, о котором сегодня дети не желают слышать.

• Вопрос: Вознаграждение и наказание дает какие-то результаты, но очень временные. Как только награда и наказание кончается, все возвращается на круги своя…

Потому что у ребенка больше ничего нет. Если он не видит перед собой награды или наказания, то сразу же убегает. Ведь ты не достал до человека внутри него, не затронул его самого.

Допустим, кто-то придет ко мне и скажет: «Чего стоят все награды и наказания, которое тебе там дают?.. Если ты не сделаешь в классе то, что я тебе скажу, если будешь шуметь и плохо себя вести, ты получишь наказание от меня. А будешь слушаться – получишь от меня награду. Только попробуй помешать учителю – будешь иметь дело со мной!». И тогда ребенок подчиняется.

• Вопрос: Потому что ему сулят Большее вознаграждение или наказание…

Разумеется. И кто же этот другой? Это может быть или какой-то человек - даже преступник, или то самое эго, которое растет внутри ребенка и говорит ему: «Почему вдруг я должен их слушать? Для чего? Разве это награда – то, что они мне дают? Разве это наказания? Гораздо большее наказание – сидеть в этом классе и слушать учителя…»

Так что же, ты каждый раз должен поднимать планку вознаграждения или наказания? Это невозможно, ведь этому нет конца. Мы видим, что поколение просто сбегает от нас.

• Вопрос: Что ребенок лучше воспринимает – объяснение или пример?

Наука каббала говорит, что ребенок учится только на примере. Только на примере! Нет другой методики. Это исходит из строения Высших миров. Силы, нисходящие в этот мир по ступеням и управляющие им, устроены так, что одна входит в другую, другая – в третью и так далее. То есть, каждая высшая ступень входит внутрь низшей, и часть высшей ступени, входящая в низшую, подает ей пример поведения.

То же самое происходит в нашем мире. Маленький мальчик смотрит на отца - отец забивает в стену гвоздь. Тогда ребенок берет игрушечный деревянный молоток, спичку или огрызок карандаша вместо гвоздя – и стучит по нему молотком, повторяя действия отца. Он ничего не понимает, не знает, для чего и почему, что именно нужно делать. Он просто хочет делать то же самое.

Мы от природы устроены таким образом, что наше обучение обязано быть построено на примерах. Наша проблема в том, что мы не даем нашим детям примеры. Мы преподносим им абстрактный материал, какие-то отвлеченные теории, законы, которые они не видят в мире.

Мы должны обучать ребенка так, чтобы он входил в наше общество и естественным образом учился от нас правильным формам поведения.

• Вопрос: То есть, словесное объяснение малоэффективно. Но иногда я могу объяснить ребенку очень логично и ясно, почему ему стоит что-то делать, почему это правильно и так далее…

Я объясню, что происходит. Примером может служить религиозное воспитание. Я не говорю, что все мы должны делать то же самое. Но там ребенок идет с отцом в синагогу. Он видит, что происходит в праздники и в будни. Он учится в своем религиозном заведении и видит, что взрослые тоже учатся. Он берет пример с родителей. Он видит, что все изучают те же самые книги, что у всех – тот же жизненный уклад, все то же самое. Он собирается жениться и уже знает, что произойдет в его жизни, потому что тому же самому научился в семье.

В светском воспитании нам не хватает этой системы. Мы должны показывать детям примеры. Наша школа не является примером для жизни. Это нечто чрезвычайно отвлеченное, оторванное от жизни. Ребенок приходит в школу и слушает разные премудрости.

Тогда как в религиозном обществе не имеет значения, что именно учит ребенок. Он делает то же самое, что взрослые. Он учится по тем же книгам, что и взрослые, выполняет те же самые действия. Он вместе с ними участвует во всем жизненном укладе. Связь между детьми и родителями, детьми и воспитателями гораздо сильнее, потому что у них много совместных действий.

В светском воспитании этого нет. Я не говорю о том, что в религиозном воспитании тоже наблюдается очень большой кризис. И хотя он исходит из того же источника, но выражается по-другому: дети тоже начинают искать более внутреннюю суть, которой их не обеспечивают. Но это уже отдельная тема.

• Вопрос: Что значит преподать хороший пример? Как я могу показать правильный пример своим детям, ученикам? Какой пример мне стоит им дать?

Только в том случае, если у ребенка и его родителей, у его сестер и соседей, у всех людей вместе есть общая цель, он чувствует, что весь мир – это одно большое общество, которое знает, как продвигать этот мир, к чему он движется, для чего человек живет, ради чего мы развиваемся. Тогда он вместе с ними находится в процессе развития, учится от каждого, и все общество в целом воздействует на него и обязывает его.

Ведь так или иначе мы делаем то, чего желает общество. Это ясно. Все зависит лишь от того, в каком обществе мы находимся. Если все наше общество в целом будет знать, для чего мы существуем, что должны реализовать, чего мы достигаем, какое вознаграждение может получить сейчас каждый человек в своей жизни, - это будет естественным образом правильно воспитывать его. Ведь истинное воспитание построено только на примере.

Ребенок обязан находиться в системе, которая делает то же самое, что требует от него. И тогда не нужно никакого объяснения. Если ребенок находится среди таких людей, то будет вести себя так же, как они. Поместите хорошего человека в тюрьму – и вы увидите, что он выйдет из нее преступником. Поместите ребенка среди хороших людей – и увидите, что из него получится хороший человек. Человек – это плод общества. Нам это ясно.

• Вопрос: Сегодня большинство связей между детьми и окружающим миром становятся виртуальными, они сталкиваются с гораздо меньшим количеством людей. Это вносит свою лепту в воспитание или нет?

Прежде всего, у ребенка нет выбора. Вносит ли это свой вклад в воспитание или нет – зависит от того, в какое виртуальное общество он входит. Но у него нет выбора. Что он сделает? Ему больше нечего делать в жизни. Ведь в конечном итоге он не находит для себя общества. Он предпочитает оставаться в одиночестве. Но он не может быть один, потому что в своей душе связан со всеми вместе, и потому обязан находиться в каком-то обществе, быть в какой-то связи с другими.

Поэтому дети находят для себя виртуальное пространство. Это позволяет им, с одной стороны, защитить себя, спрятавшись за своим компьютером, отдалиться от других на какое-то расстояние, а с другой стороны, все же принимать участие в жизни большого мира.

Мы находимся в особом переходном периоде. Но нам еще раскроется, что виртуальное общение является для детей лекарством. Человек делает это от безвыходности.

• Вопрос: Завтра я вернусь на работу. Я знаю, что наука каббала говорит о любви к ближнему.

Верно. Но выйти с этим к детям невозможно.
• Вопрос: Невозможно? Завтра я приду в группу детей и не смогу сказать им, что такова цель творения?

Нет. Это против природы человека. Такими словами с ними невозможно говорить. Это нереально. Они не воспримут такое объяснение. Об этом нужно говорить по-другому.

• Вопрос: Но как?
Необходимо связать это объяснение со множеством учебных предметов. Мы должны показать, как работает наше тело, как оно живет за счет совместной работы всех его частей, как устроена природа, представляющая собой интегральную систему, в которой все элементы взаимосвязаны, и потому она существует, как сила притяжения позволяет сохранить структуру всех составляющих, как все физические и химические силы объясняют нам взаимодействие всех элементов природы.

В той мере, в которой человек выходит их этого взаимодействия, - в этой мере он навлекает на себя катастрофу. Человек – это единственная часть из всей природы – неживого, растительного и животного уровней, являющаяся свободной.

Ведь вся неживая, растительная и животная природа существуют согласно законам – физическим и химическим законам на неживом уровне, биологическим законам – на растительном и животном уровне. Ведь все осуществляется на уровне инстинктов. Мы не должны знать, как действует наше тело. Оно работает. И только потому, что существуют болезни, причина которых тоже заключается в нашем неправильном поведении, мы стараемся как-то усовершенствовать свое тело.

Но проблема находится на уровне человека. Именно человек нарушает равновесие своим поведением, своим собственным «Я» - за пределами своего тела. Я выхожу в мир и веду себя, не зная никаких законов природы. Во всей этой интегральной системе я представляю собой испорченную часть, которая не понимает, что с ней происходит, входит в эту систему и мечется, не зная, что делать и где найти свое место.

Так я существую в мире. Тем самым я создаю в мире полнейшее неравновесие – во всех его системах. И потому во всем мире сейчас раскрывается такая проблема, как общий кризис во всех сферах деятельности человека.

Поэтому необходимо учить и детей, и взрослых. Все мы должны сидеть и читать эти книги или смотреть телевизионные передачи и фильмы о том, где мы находимся в этом мире, и почему всем нам плохо. Разве родителям лучше, чем детям? Разве они не разводятся, не принимают наркотики, не пребывают в отчаянии, не страдают депрессией, которая сегодня выходит на первое место в мире среди всех болезней? Родителям не лучше, чем ребенку. Мы вроде бы отрываем одну проблему от другой. Но у всех этих проблем – один корень. Этот корень заключается в нашем неравновесии с природой.

Итак, мы пришли к самой первой области знаний, которую каждый человек должен воспринять, - равновесию, существующему в природе. Именно это мы должны изучить. Если мы придем к такому равновесию, то будем счастливы, и каждый человек достигнет поистине совершенной жизни.

Кроме того (может быть, это не все поймут), человек, достигающий равновесия с природой, ощущает всю природу целиком, потому что становится интегральной, связанной с ней частью. И тогда он начинает чувствовать себя вечным и совершенным, подобно всей природе.

Тем самым мы достигаем ощущения вечной, духовной жизни. И тогда человек начинает обретать совершенно иную систему ценностей относительно своего мира и своей жизни в нем. Он начинает иначе относиться к другим. Из созерцания всей этой картины, в которой все связано вместе, исходит его отношение к другим.

Ты говоришь, что «возлюби ближнего как самого себя» невозможно осуществить. Разумеется. Никто не желает этого слышать. Это можно услышать лишь при условии, что я вижу, как тот вред, который я наношу другому, возвращается ко мне умноженным во много раз.

• Вопрос: То есть, ребенок должен видеть пользу из моих объяснений… Невозможно рассуждать о каких-то абстрактных понятиях…

Разумеется. Но как ты можешь сказать? «Если ты его ударишь, то через какое-то время это вернется к тебе двойным ударом». Он не видит этой связи. Но покажи ему эту связь! С помощью науки каббала можно ее увидеть, и тогда человек прекрасно продвигается, ему некуда сбежать.

Ведь ты не можешь сунуть руку в огонь, потому что она сгорит. Ни один человек этого не сделает, кроме ничего не понимающего младенца или человека не в своем уме. Так покажи человеку эту систему!

• Вопрос: Можно показать ее напрямую?
Такова цель науки каббала – открыть человеку часть природы, скрытую от нас. Тогда он видит все связи между нами – и ошеломленный, тотчас же замолкает. Он начинает относиться ко всему серьезно, деликатно, думая о том, как это подействует на него в ответ. Он начинает принимать в расчет каждого человека. Тогда он становится человеком – подобным всей Высшей природе. И вся его жизнь становится совершенно иной.

Необходимо понять, что сегодня неравновесие с природой обязывает нас достичь равновесия. Если мы не сделаем этого, то вынуждающие нас силы природы лишь увеличат свое воздействие – и на взрослых, обрушиваясь гораздо большими проблемами, чем наркотики, разводы и отчаяние, и на детей – б ольшими, чем риталин и насилие. Гораздо большими! Сейчас мы только вступили в «последнее поколение» – новое поколение.

• Ведущий: Значит, объясняя это детям, можно рассказать им обо всех связях, которые пока что от нас скрыты, то есть если я причиняю вред ближнему, это наносит вред мне самому, а если помогаю ему, то в этом для меня польза?

Да. Но, по крайней мере, нужно объяснять им это на примере того, что происходит в природе, показывая, насколько все в ней взаимосвязано.Это касается и нашего организма, в котором все его системы связаны друг с другом, это и так называемый «эффект бабочки»…

• Ведущий: Какая связь между моим телом и тем, что я должен им объяснить?

Ты должен рассказать им обо всех связях, существующих в природе, о том, что вся наша Вселенная представляет собой единую систему. И если в ней происходит взрыв какой-то звезды, то это влияет на все остальные объекты этой системы. То же самое относится и к нашему миру: ведь изменение, произошедшее в каком-то одном его конце, изменяет весь мир!

Ребенок постепенно впитывает эти вещи, даже если ты не раскрываешь ему всю общую систему, которая позволила бы ему увидеть, что когда он вредит кому-то другому, это возвращается к нему самому. То есть даже из этого он уже узнает, что в мире все взаимосвязано, что он не может поступать так, как ему вздумается, и если немного «взглянет в даль», то ему еще стоит поразмыслить над тем, нужно ли причинять зло окружающим.

• Ведущий: Кроме того, что он поймет эти вещи разумом, существует ли еще какая-то сила, которая на него воздействует?

О! Здесь ты уже коснулся самой сути науки каббала. В то время, когда мы изучаем эти общие системы природы или обучаем других, мы начинаем ощущать, насколько мы душевно к ним приближаемся. Ведь наша душа связана со всей системой природы, а все люди соединены друг с другом в единую душу.

Так вот, мы начинаем чувствовать, что такая связь действительно существует. Сама учеба пробуждает в человеке ощущение этой связи. Потому что, по сути, оно в нас присутствует, только мы этого не осознаем. Но постепенно мы начинаем чувствовать, что, очевидно, так оно и есть.

Я вижу, как у моих учеников – тех, кто изучает науку каббала, постепенно раскрываются глаза, и они начинают видеть мир целостным.

• Ведущий: То есть это ощущается и в разуме, и где-то внутри?

Да. В своей совокупности разум и ощущение строят человека - ведь мы состоим из разума и сердца. И потому человек становится другим.

И если мы не будем изучать все эти вещи, - что произойдет с нами через поколение, когда вырастут все эти ученики, эти молодые люди, и у них самих появятся дети?! Ведь «разрушенное» поколение может воспроизвести только еще более «разрушенное». И как мы тогда сможем им все объяснить? И как они сами это поймут? Наверное, только если действительно произойдет землетрясение.

• Ведущий: Что означает выражение: «воспитывай отрока согласно пути его»?

Это так же принцип, взятый из Торы.
• Ведущий: В школе учителя ТАНАХа дают этому, по крайней мере, 20 различных толкований…

Откуда им вообще известно о том, каким должен быть «путь отрока»?

«Воспитывай отрока » - означает, что у меня есть бесконечное число способов – келим, с помощью которых я могу его воспитывать. Это может быть кнут или пряник, - наказание или вознаграждение. Я могу грозить ему пальцем, читать мораль, подавать хороший или плохой пример – неважно, что именно. И все это значит - «воспитывай».

Но что такое – «согласно пути его»? С этим я уже не знаю, что мне делать. Что значит - «согласно пути его»? Очевидно, у каждого – свой путь. Ведь если бы он был общим для всех, - у меня бы не было никаких проблем. Я бы создал некую методику, которую применял бы ко всем. Но нет! Здесь говорится о личном, индивидуальном подходе: «воспитывай отрока согласно пути его», а у каждого – свой путь.

И как же это сделать? Выходит, у каждого должен быть свой личный учитель?! Но это невозможно. И как же быть?

Нам нужно понять, чего желает наша душа, чего она требует. Ведь наше тело – это всего лишь оболочка для души. А душа должна знать, для чего она существует, а не для чего существует тело. Тело живет 70 лет и умирает. О нем речь не идет. Ведь мы видим начало его существования и его конец: в течение 70 лет его жизнь завершается.

А что касается души, - она переходит из кругооборота в кругооборот и требует духовного наполнения. Иными словами, желает ощутить всю природу и в полной мере, осознанно, чувственно существовать во всем ее бесконечном потоке - потоке вечной и совершенной природы.

• Ведущий: Значит, у всех одинаковый путь?
У всех одна и та же цель. Каждый человек стремится достичь вечности и совершенства. Это общая цель. И путь к ней тоже общий. Этот путь одинаков для всех, и он основан на соединении между ними.

Если мы обучаем науке каббала каждого человека, то все советы каббалистов, направленные на развитие его души, он принимает лично и развивается сам. И потому в этом принципе: «воспитывай отрока согласно пути его» - заложено очень тесное, крепкое, интенсивное сотрудничество между учителем и учеником.

Мы наблюдаем это и в рамках нашей системы обучения науке каббала, когда мы учим детей, а также их родителей, которые принадлежат нашему движению. Мы видим, что это работает таким образом, что каждый ребенок уже сам себя развивает, следуя тому пути, который ты ему указываешь. Поэтому здесь нет этой проблемы - «согласно пути его», то есть проблемы индивидуального подхода.

Индивидуальность проявляется в самом ребенке, который выбирает эти вещи и соответственно развивается. А у нас есть те инструменты, которые позволяют нам воспитывать его по такому пути.

• Ведущий: Это немного сложно…
Действительно, сложно. Ведь ту систему воспитания, в которой ты сейчас работаешь, обсуждали и развивали в течение тысячелетий – из поколения в поколение. О ней написано много книг, ее долгое время изучали и разрабатывали в различных академиях. А ты хочешь за час беседы узнать все: от «А» до «Я». Но ведь за такое короткое время невозможно объяснить, что такое каббалистическое воспитание.

Нам нужно лишь только суметь услышать, что это - система воспитания будущего поколения. И если у нас хватит мудрости, то мы поймем, что именно так следует воспитывать и нынешнее поколение.

• Ведущий: Будем надеяться, что мы не дойдем до того, чтобы случилось землетрясение…

Если придем к такому решению, то не дойдем. А иначе выхода не будет.

Наука каббала говорит о том, что, если человек не согласен с тем, что наступило время для развития его души, как это происходит в нашем поколении, если он сам, путем своего свободного выбора, не готов следовать такому развитию, - то в самом человеке и вокруг него начинают проявляться очень жесткие, жестокие силы, которые все равно вынудят его принять такое решение. Но это уже будет посредством экологических катастроф, всевозможных болезней, эпидемий. Может быть, начнется третья мировая война. И тогда человек, за неимением выхода, будет обязан решить, что он должен изменить свой подход к жизни.

Я надеюсь, что распространяя науку каббала, мы расскажем миру то, о чем говорили все поколения каббалистов и пророки. Мы объясним, что стоит прислушаться к их советам, а не начинать снова и снова «улучшать» программы воспитания, которые уже рухнули.

• Ведущий: Значит, Вы говорите, что эта система воспитания должна применяться не только к детям, но и к родителям, учителям – ко всем.

Да. Она должна применяться ко всем. Необходимо изменить саму концепцию. Мы должны начинать это делать ради наших детей.

• Ведущий: Для того, чтобы объяснить детям, в чем смысл жизни?

Да. Потому что это вопрос, который в них пробуждается. А сами они не знают, кого об этом спросить, или боятся, стесняются. А мы не знаем, какой им дать ответ, и наполняем их тем, что им совершенно не нужно. Поэтому они не хотят учиться в школе, и из-за возникающей в них внутренней пустоты начинают употреблять наркотики, становятся преступниками, и т.д.

• Ведущий: Сегодня дети много времени проводят в детских садах и школах – каждый день до 7-8 часов вечера. То есть на общение с родителями у них с трудом остается час-полтора. И так – во многих семьях. Наносит ли это им вред?

Если учитель, или несколько учителей могут внести в обучение детей больше разнообразия, допустим показывать им фильмы, учить их на основе каких-то примеров, дать ребенку возможность самостоятельно что-то сделать на основе изучаемого материала, когда он находится в классе, среди своих сверстников, - то я думаю, что это снимает все проблемы.

И кроме того, наш мир сейчас тоже претерпевает изменения. Вся эта система вот-вот рухнет. Мы уже не будем работать по 15 часов в день, продолжая бесконечно заниматься развитием новых технологий, сидя допоздна в своих офисах и не желая вообще иметь детей. Ведь кризис, охвативший эту область, ничуть не меньше, а может быть, даже больше того, который мы наблюдаем в системе воспитания.

Только, если это касается детей, мы сразу же начинаем искать какое-то решение. А взрослые могут и потерпеть: дескать, такова жизнь и ничего не поделаешь. Но всеобщий кризис человечества по своей силе а также тому, чем он нам угрожает, - нисколько ни меньше того, что происходит в системе воспитания.

• Ведущий: Вы говорите, что мы уже не будем работать по 15 часов, а тогда наше положение еще больше ухудшится… Люди захотят работать меньше, но при этом больше преуспеть, сделать карьеру…

Они будут желать все большего и большего! Но этот кризис заставит их изменить весь свой подход к жизни. Именно поэтому я говорю, что учиться должны все! Все должны узнать, что представляет собой новая эпоха, в которую нам вообще нельзя использовать свои старые подходы!

Мы должны сейчас изменить себя, свой подход к жизни, свою жизненную философию, восприятие себя, семьи и общества – абсолютно всего! Это то, что произойдет с нами сейчас. К этому нас вынудит природа, или, как ты говоришь, страдания - вознаграждение и наказание. Так вот, если не вознаграждение, так наказание заставит нас это сделать.

• Ведущий: Что такое – учиться? Означает ли это, что они должны каждый день два часа посвящать учебе?

Они должны почувствовать и понять, что это за мир в котором мы живем. Природа все время продвигает человека к некоему определенному моменту, который уже наступил, и тогда она давит на человека, заставляя его стать «Человеком» - начать расти до человеческого уровня.

Наше эго развилось до своего конечного уровня. Мы видим, что в этом мире нам уже больше нечем себя наполнить. «Только бы не страдать!», - это единственное, что требуется сейчас молодому поколению.

А раскрывающийся в нас недостаток наполнения исходит из второй, скрытой от нашего мира части мироздания. И только наука каббала способна открыть нам эту скрытую половину, и там мы сможем себя наполнить.

• Ведущий: Допустим, я это изучил. Сколько времени мне потребуется, чтобы все это осознать? Или достаточно просто согласиться?

Необходимо это познать, продвигаться к этому и понять. И все должны с этим согласиться. А тогда я думаю, будет достаточно года или двух лет.

В книгах по каббале написано, что это может занять 3 года. И это некий рубеж, после которого человек уже может войти в ощущение духовного мира, понять, как устроено мироздание, ощутить этот мир и Высший, духовный, мир, почувствовать себя относящимся к двум мирам: и к телу, и к душе. И тогда он ощутит себя совершенным и вечным, а не ограниченным 70–летним периодом своей жизни здесь, в этом мире. Все это человеку действительно дано достигнуть в период до 3-х лет. И если мы не придем к такому уровню существования, то будем полностью уничтожены.

Будем надеяться, что этого не случится. Я как раз настроен оптимистично.

Этот кризис в системе воспитания проявляется во всем мире. Недавно я был в Мексике и в США, и там много разговаривал с учителями и воспитателями. Все они признают существование этих отрицательных явлений. Учителя просто боятся войти в учебный класс, в школах растет насилие…

Но поскольку все это проявляется на молодом поколении, к которому мы особо чувствительны, судьба которого нам совсем не безразлична, я надеюсь, что это обяжет измениться нас - родителей. Нам это удастся!

• Ведущий: Чтоя могу уже завтра сделать для своих учеников, не дожидаясь, пока наша система образования примет эту идею?

Прежде всего, все единогласно должны заявить, что у них нет решения. Ведь его нет! И даже если учителя попросят еще денег или дополнительные ставки, пообещав преодолеть этот кризис, - ничего не получится! Я понимаю, что они хотят более высокую зарплату и работу полегче, чтобы вместо 30 детей в классе, их было 12-15. Я могу это понять! Но это не решение проблемы в ее корне. Разумеется, все эти вещи нужны! Но это не решение!

Сначала нам нужно уяснить суть проблемы, а не пытаться «погасить» ее всевозможными средствами: прописывая риталин детям и успокоительные таблетки учителям.

• Ведущий: Значит, завтра я скажу ребенку, что у меня нет решения?

Не ребенку, а себе! И необходимо начать искать это решение! А тогда нам следует прислушаться к тому, что говорят каббалисты, потому что они рассказывают нам об основах мироздания. Прислушайтесь к тому, что они говорят!

Ведь во всем мире нет этому решения! Я участвую в работе многих международных комиссий, и отовсюду слышу отчеты о том, что происходит. И там, где нахожусь, я стараюсь объяснить проблему с точки зрения науки каббала. И меня действительно начинают слышать. Разумеется, я рад такому результату.

И это необязательно у нас в Израиле! Я участвую в телевизионных программах, посвященных воспитанию, которые транслируются в России, и даже в Америке и Мексике. В них обсуждаются такие темы, как «женщина и семья», «семья и дети». Пока что мы не говорим о воспитании детей в школах. Но все-таки каким-то образом в этих программах идет разговор о том, как каббала может нам помочь правильно увидеть мир: самих себя, характер отношений между нами: между мужчиной и женщиной, родителями и детьми.

Как раз в Израиле все это вызывает большое сопротивление. Жаль… Ведь это наша Тора, и если мы будем правильно ее использовать, то, действительно, станем примером всему миру, светом для народов мира, и, прежде всего, преуспеем сами.

• Ведущий: Значит, все-таки можно понемногу объяснять это детям, они способны это услышать…

Свои статьи «Дарование Торы», «Поручительство», «Мир» Бааль Сулам писал для детей. Мой учитель, старший сын Бааль Сулама, Рав Барух Ашлаг, учеником, секретарем и помощником которого я был на протяжении 13 лет, обучал по этим статьям маленьких детей в ешивах.

Еще в те годы, когда я находился с ним рядом (а умер он в 1991 году), там поднимался вопрос о том, чтобы ввести в существующую систему образования все принципы каббалистического воспитания и методику, изложенную Бааль Суламом. К сожалению, этого не произошло. Но поднимался вопрос также и о том, чтобы ввести в школьную программу статью «Дарование Торы».

• Ведущий: Может быть, в наши дни это станет возможным…

Мы должны вместе работать над тем, чтобы понять, как это сделать. Без этого не будет никакого решения даже в самом лучшем случае.

• Ведущий: Будем надеяться, что нам действительно удастся это осуществить.

Так как же им это преподнести, чтобы вместо землетрясения у них была благополучная жизнь?… Будем надеяться, что у нас это получится.

• Ведущий: Мне кажется, что выпуск этой программы является очень важным шагом. Ведь люди смогут непосредственно услышать все эти вещи…

Я настроен очень оптимистично. Надеюсь, что в этом мы преуспеем, и что родители, которые действительно беспокоятся о будущем своих детей и готовы платить за это любую цену, - согласятся со всем, и уж, конечно, с тем, что наука каббала – это наша внутренняя Тора, что она принадлежит нашему народу, культуре и что в ней заложены основы нашего воспитания.

Это не что-то нам чуждое и далекое. Я уверен, что с помощью этой мудрости мы найдем подход к нашему молодому поколению и сумеем сделать его счастливым.
×

Обсуждения Мы все должны сесть и учиться и родители, и учителя

  • сейчас ввели религиозное образование/светскую этику. это ведь должно помочь. насколько уже видны результаты?
     
  • Я извиняюсь, что долго не отвечал. А религия это как раз система ознакомления человека с духовной жизнью. Не правительство и даже не родители, должны это делать -- духовность это компитенция религии. Если Вы знакомились с моими работами особенно "Развитие общечеловеческих ценностей", то по моему, если философия -- это только поиск смысла жизни, то религия -- высший этап философии, чётко указывает на смысл жизни и способы её достижения.
     
  • Что для вас "религия"?
     
  • Полностью с Вами согласен, нет ни каких сомнений, что правительство эта тема не интересует, но так и должно быть -- духовное воспитание компитенция религии. А про школу я уже писал, там набивают головы детей информацией и не более того. А в своём комментарии я привёл конкретный пример воспитательного процесса для малыша, -- когда ему в простой и доступной форме доносят идею о двойственности его сущности, о том, что внутри его сидит и его главный противник, борьба с которым самая трудная. Я хочу обратить Ваше внимание на конкретную практику духовного воспитания -- развития личности человека. У меня на этом сайте размещена статья "Развитие общечеловеческих ценностей", в своё время я предложил использовать её в качестве основы для создания школьного курса, но НАН Украины, конкретно один из профессоров, в долгой переписке успешно "утопил" моё предложение. В статье "Проблемы педагогики" я попробовал сформулировать требования к такому курсу: -- согласие с научной точкой зрения, -- и отсутствие предпочтения к любой из религий. Религия это свобода выбора человека, он просто должен иметь чёткое представление, почему ему нельзя жить без религии. С уважением Владимир.
     
  • Ребёнку необходимо духовное воспитание!? - вы утверждаете что всем это понятно , а я так не считаю , например правительтву причём во всех странах это очень не понятно , хотя на словах они может так и говорят , но никто к этому не стремиться , я не вижу чтоб главной задачей Школы было сделать из человека Человека , да и родителям это не сильно нужно , ребенок в 6 лет спрашивает - для чего я живу? и в 99% случаев ему в той или иной форме говорят - не морочь голову... , а что есть главней этого вопроса ? заметьте я даже не говорю о системе по которой это воспитание нужно проводить если бы только тот факт о котором вы говорите как о факте понятном был бы на самом деле понятен и принят то и вся система образования выглядела бы по другому , советую вам прочесть это обсуждение, посмотрите что говорят дюди из разных стран о системе образования - [ссылка удалена]
     
  • Тема мне очень близкая, я уже писал на эту тему и разместил тут же. В данной роботе сказано много, а сути ???? Ребёнку необходимо духовное воспитание!? Всё уложилось в четыле слова с которыми ни кто и спорить не станет.
    Проблема в самом принципе духовного воспитания в его основах, а об этом... Я с самого малого возраста приучал своих малышей детей к представлению о том, что есть поганый чёртик, который нашёптывает им делать гадости, вредить самому себе. И заставлял анализировать каждый поступок -- с позиции того, кто подсказал его сделать? Чёртик или нет? Малышей это очень интересовало, и они с удовольствием включались в эту игру-воспитание. Пытались анализировать свои поступки -- вредят ли этими поступками они сами себе или наоборот, помогают. Ведёт ли их поступок к наказанию или поощерению! Вот это я считаю началом духовности, ребёнок с самого начала должен понять двойственность заложенную в поступках, и выбирать верное решение. Желаю Вам всего наилучшего.
     

По теме Мы все должны сесть и учиться и родители, и учителя

Хорошие родители, плохие родители?

Вы можете не согласиться, но психологи и метафизики считают связь детей и...
Психология

Сесть на свой поезд

Главное в нашей жизни то, что люди всегда и везде поступают неправильно...
Психология

Что мамы должны обязательно давать своим дочерям?

Согласно проведённым исследованиям, от того, насколько гармонично складываются...
Психология

Симптомы тела наши помощники и учителя

Мы привыкли воспринимать болезни, недуги, неприятные ощущения в теле – как некое...
Психология

Влюбленность в учителя

Здравствуйте, меня зовут Элина мне 17 лет я выпускница гимназии... Дело в том...
Психология

Болезни - Учителя Жизни

Почему болезни – это не только биология, но и уроки жизни Многие из нас...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы
Ничто не вечно