Данная статья - продукт философского обобщения 8-ми летнего опыта работы методом "Системной семейной расстановки по Хеллингеру". И некоторые вещи, несмотря на то, что претендуют на некоторую философскую "глубину", – всего лишь результат наблюдения за происходящим на "расстановках" и в жизни, и их сравнения.
В результате сложилась такая логика рассуждения, покоящаяся на последовательном разворачивании следующих положений: семья есть система система обладает качествами, принципиально отличными от личностных эти качества неосознаваемы и потому непонятны отдельной личности и современный темп поддерживает это явление существует противоречие системных и личностных принципов, и это основа многих семейных конфликтов современный мегаполис, детище цивилизации, - ориентирован в первую очередь на интересы личности Системные семейный ценности оказываются за рамками интересов развития цивилизации Отдельной (одинокой) личности легче соответствовать "духу времени" и отвечать его требованиям (т.е. современному мегаполису) Личность выбирает мегаполис, а семью "не замечает" Возникает союз двух сильных: мегаполис и личность, а семья – третий лишний И, если это результат современного развития нашей цивилизации, то кто она?
Итак, семья – системное явление, не сводимое к отношениям между её членами (зарегистрированы они или нет) и к их личным особенностям. Есть формула, метафорически описывающая системный принцип: 1+1 >2, т.е. в семье (системе) возникают качества и принципы совершенно новой, отличной от нашей индивидуальной природы. И этими качествами невозможно управлять из нашего индивидуального существования. Они нам неведомы и недоступны, т.е. неосознаваемы. Одно из них, наиболее часто используемое в системной семейной расстановке – системная совесть, как и наша личная и даже более – неуязвима для наших возможностей влияния на неё.
Но семья, будучи системой, живёт по системным законам, которые не всегда понятны. А наш современный темп, быстро меняющийся мир только добавляет неясности, оттягивая наши силы на собственные личные заботы. И семья – система, становится ещё более непонятной, а значит и немного чуждой, и даже для некоторых – трудной обузой. Так наши личные, более-менее понятные нам, принципы вступают в неосознаваемый конфликт с системными принципами.
Противоречие системных и личных принципов – основа большинства семейных трагедий. На разрешении этого противоречия построена системная семейная психотерапия "Системная семейная расстановка по Б. Хеллингеру", одним из ключевых понятий которой является "системная совесть". Чтобы не быть голословным, стоит пояснить работу системной совести, которая, руководствуясь некоторыми системными законами, работает на систему в целом, в её интересах, конфликтуя при этом, с нашей личной совестью, с нашими личными представлениями о том "как надо".
Одним из законов, охраняемых системной совестью, является закон "принадлежности", гласящий, что любой член семьи в широком значении, рода, принадлежит ей, независимо от своих личных заслуг, от своей личной биографии. Порой это может противоречить нашим личным убеждениям, когда мы хотим кого-то из своих родственников "забыть", "исключить" из памяти семьи, рода, потому что он вёл "неправедную", недостойную нашего рода жизнь. И наше личное убеждение в его ненужности подталкивает нас и нашу родню к решению забыть его, как будто его и не было совсем. Чтоб ни дети, ни внуки не знали о его существовании! Так нам будет спокойнее. Проходит время, и наше намерение частично срабатывает, и в семейных историях, преданиях этот человек отсутствует, о нём не вспоминают за семейным столом, про него не спрашивают соседи и т.д. Наши личные совести спокойны. Но системная совесть не допустит нарушения одной ей подвластного закона принадлежности. И тогда в последующих поколениях родится человек, который собой, своей жизнью, судьбой будет восполнять судьбу исключённого, заполнять "дыру", образованную его забвением. Причём делать это он будет вопреки своим собственным желаниям и убеждениям, а просто вся его судьба будет таким образом складываться. Он будет жить не по своей доброй воле, а по "системному принуждению", будучи эпицентром многих семейных конфликтов.
Есть ещё ряд законов, охраняемых системной совестью, и все они, как это понятно, не могут быть осознанны на уровне личного существования.
А Современный Мегаполис, будучи законным детищем нашей эго-ориентированной цивилизации, всем своим развитием сориентирован на личность и её ценности (карьера, власть, слава и пр.), – в противовес ценностям "общинности и семейности". Человеку одному проще соответствовать современному мегаполису, и он тоже сориентирован на него. А Системные ценности плохо встраиваются и корелируют с ценностями мегаполиса и таким образом нами затруднено "узнавание" системных ценностей и их признание, примирение с персональными ценностями членов наших же семей. В наше время всё так быстро меняется, что только свободная, мобильная, а это, как правило, одинокая личность, может не отстать, быть в курсе "жизни". А семья, обладая своим иным внутренним темпераментом, даже сравнительной пассивностью, естественно не успевает и многими нашими современниками воспринимается как архаика, обуза и пр. И личности, не свободной от требований, приманок и влияний современного Мегаполиса (а таких, в силу слабости человеческой, - немало), – тесно "в семье", и она часто выбирает (не всегда осознанно) между мегаполисом и семьёй в пользу первого. А семья, как система, с её ценностями и законами оказывается "меж двух огней" – личностью и мегаполисом, которые оба сильны проявленностью и осознанностью своих целей и ценностей и потому выбирают друг друга, как равные партнеры.
Наверное, если сравнить процентное количество одиноких людей, семей сейчас и, скажем, лет сто назад мы получим веское подтверждение нашим выводам. Хотя и в семье можно быть одиноким, тем более в наше время.
Таким образом, Многие семейные проблемы в современном мегаполисе — отражение тенденций "развития" нашей цивилизации и его детища – современного мегаполиса. Вспоминаются слова Гумилёва о том, что наша цивилизация – это химера. Семья – одно из завоеваний культуры человечества, не сразу возникшая с появлением человека, и то, что она, по мере развития цивилизации, оказывается всё менее востребованной, заставляет призадуматься о целях, ценностях и ценах.
Цивилизация утрачивает культуру – на это наталкивает психотерапевтическая практика.
Итак, семья – системное явление, не сводимое к отношениям между её членами (зарегистрированы они или нет) и к их личным особенностям. Есть формула, метафорически описывающая системный принцип: 1+1 >2, т.е. в семье (системе) возникают качества и принципы совершенно новой, отличной от нашей индивидуальной природы. И этими качествами невозможно управлять из нашего индивидуального существования. Они нам неведомы и недоступны, т.е. неосознаваемы. Одно из них, наиболее часто используемое в системной семейной расстановке – системная совесть, как и наша личная и даже более – неуязвима для наших возможностей влияния на неё.
Но семья, будучи системой, живёт по системным законам, которые не всегда понятны. А наш современный темп, быстро меняющийся мир только добавляет неясности, оттягивая наши силы на собственные личные заботы. И семья – система, становится ещё более непонятной, а значит и немного чуждой, и даже для некоторых – трудной обузой. Так наши личные, более-менее понятные нам, принципы вступают в неосознаваемый конфликт с системными принципами.
Противоречие системных и личных принципов – основа большинства семейных трагедий. На разрешении этого противоречия построена системная семейная психотерапия "Системная семейная расстановка по Б. Хеллингеру", одним из ключевых понятий которой является "системная совесть". Чтобы не быть голословным, стоит пояснить работу системной совести, которая, руководствуясь некоторыми системными законами, работает на систему в целом, в её интересах, конфликтуя при этом, с нашей личной совестью, с нашими личными представлениями о том "как надо".
Одним из законов, охраняемых системной совестью, является закон "принадлежности", гласящий, что любой член семьи в широком значении, рода, принадлежит ей, независимо от своих личных заслуг, от своей личной биографии. Порой это может противоречить нашим личным убеждениям, когда мы хотим кого-то из своих родственников "забыть", "исключить" из памяти семьи, рода, потому что он вёл "неправедную", недостойную нашего рода жизнь. И наше личное убеждение в его ненужности подталкивает нас и нашу родню к решению забыть его, как будто его и не было совсем. Чтоб ни дети, ни внуки не знали о его существовании! Так нам будет спокойнее. Проходит время, и наше намерение частично срабатывает, и в семейных историях, преданиях этот человек отсутствует, о нём не вспоминают за семейным столом, про него не спрашивают соседи и т.д. Наши личные совести спокойны. Но системная совесть не допустит нарушения одной ей подвластного закона принадлежности. И тогда в последующих поколениях родится человек, который собой, своей жизнью, судьбой будет восполнять судьбу исключённого, заполнять "дыру", образованную его забвением. Причём делать это он будет вопреки своим собственным желаниям и убеждениям, а просто вся его судьба будет таким образом складываться. Он будет жить не по своей доброй воле, а по "системному принуждению", будучи эпицентром многих семейных конфликтов.
Есть ещё ряд законов, охраняемых системной совестью, и все они, как это понятно, не могут быть осознанны на уровне личного существования.
А Современный Мегаполис, будучи законным детищем нашей эго-ориентированной цивилизации, всем своим развитием сориентирован на личность и её ценности (карьера, власть, слава и пр.), – в противовес ценностям "общинности и семейности". Человеку одному проще соответствовать современному мегаполису, и он тоже сориентирован на него. А Системные ценности плохо встраиваются и корелируют с ценностями мегаполиса и таким образом нами затруднено "узнавание" системных ценностей и их признание, примирение с персональными ценностями членов наших же семей. В наше время всё так быстро меняется, что только свободная, мобильная, а это, как правило, одинокая личность, может не отстать, быть в курсе "жизни". А семья, обладая своим иным внутренним темпераментом, даже сравнительной пассивностью, естественно не успевает и многими нашими современниками воспринимается как архаика, обуза и пр. И личности, не свободной от требований, приманок и влияний современного Мегаполиса (а таких, в силу слабости человеческой, - немало), – тесно "в семье", и она часто выбирает (не всегда осознанно) между мегаполисом и семьёй в пользу первого. А семья, как система, с её ценностями и законами оказывается "меж двух огней" – личностью и мегаполисом, которые оба сильны проявленностью и осознанностью своих целей и ценностей и потому выбирают друг друга, как равные партнеры.
Наверное, если сравнить процентное количество одиноких людей, семей сейчас и, скажем, лет сто назад мы получим веское подтверждение нашим выводам. Хотя и в семье можно быть одиноким, тем более в наше время.
Таким образом, Многие семейные проблемы в современном мегаполисе — отражение тенденций "развития" нашей цивилизации и его детища – современного мегаполиса. Вспоминаются слова Гумилёва о том, что наша цивилизация – это химера. Семья – одно из завоеваний культуры человечества, не сразу возникшая с появлением человека, и то, что она, по мере развития цивилизации, оказывается всё менее востребованной, заставляет призадуматься о целях, ценностях и ценах.
Цивилизация утрачивает культуру – на это наталкивает психотерапевтическая практика.
Обсуждения Семья и современный Мегаполис