Конфликты

Там, где есть человек, всегда есть конфликты, ибо они – постоянный спутник бытия и общественного развития. Желаем мы того либо не желаем, но конфликт - это та реальность, с которой мы сталкиваемся практически каждый день. Некоторые
Конфликты
достаточно несерьезные конфликты легко разрешаемы. Однако другие, более значительные, требуют применения стратегии для их успешного разрешения либо, в противном случае, они способны привести к натянутости отношений, вызвать неприязнь.

Источники конфликтов — это противоречия, а они возникают там, где есть разногласия:

• в знаниях, умениях, способностях, личных качествах;

• функциях управления;

• эмоциональных, психических и других состояниях;

• технологических, экономических и других процессах;

• целях, средствах, методах деятельности;

• мотивах, потребностях;

• взглядах, убеждениях;

• понимании, интерпретации информации;

• ожиданиях, позициях;

• оценках и самооценках.

Конфликт - это не всегда плохо. Если хорошо смоделировать конфликтную ситуацию, то можно даже и выиграть от этого! Ведь не стоит забывать, что конфликт всегда несет с собой изменения и позволяет людям извлекать уроки и совершенствоваться.

Потому можем говорить и о позитивных функциях конфликта, а это:

• информационно-объединяющая — в ходе конфликта люди лучше узнают себя и друг друга, конфликт стимулирует по¬нимание;

• сплочение и структурирование — конфликт способствует созданию организаций, сплоче¬нию групп и коллективов;

• стимулирование активности — конфликт повышает активность людей;

• стимулирование личностного роста — конфликт стимулирует развитие личности, повышение чувства ответственности, осозна¬ния своей значимости;

• психотерапевтическая и облегчающая — конфликт (при условии его открытого и конструктивного урегулирования) снимает под¬спудную напряженность, дискомфорт и хронические недоразуме¬ния, дает им выход;

• диагностическая и проясняющая — иногда полезно даже спрово¬цировать конфликт, чтобы прояснить обстановку и понять состоя¬ние дел; в критических ситуациях, возникающих в конфликтах, выявляются незаметные до того достоинства и недостатки людей, создаются условия для развития личности и формирования лиде¬ров.

Конфликт стимулирует любопытство и воображение, он избавляет нас от монотонности жизни. Когда конфликт погашен, могут установиться более тесные отношения.

С другой стороны, конфликт может нанести вред отношениям, он отбирает время, энергию и даже деньги. Затяжной конфликт непременно отразиться на Вашем психическом и умственном здоровье.

Следует отметить негативные функции конфликтов:

• ухудшение психологического климата в коллективах и разрушение межличностных отношений;

• снижение привлекательности труда и, как следствие, снижение его производительности;

неадекватность, прежде всего в восприятии проблемы и участни¬ков конфликта;

• снижение сотрудничества и уменьшение возможности партнер¬ства между сторонами в ходе конфликта и после него;

• затягивающей людей в борьбу и за¬ставляющей их стремиться больше к победе, чем к решению про¬блем и поиску альтернативы;

• увеличение материальных и эмоциональных затрат на разреше¬ние конфликта.

С точки зрения психологии важ¬нейшее значение имеет ограничение деструктивных, разрушающих функ¬ций конфликта и максимальное использование его пози¬тивных функций.

Конфликт может быть позитивным или негативным, конструктивным или деструктивным в зависимости от того, как его раз¬решают.

Для того, чтобы быть успешным, иметь крепкие отношения в семье либо с близкими нам людьми, необходимо знать, как можно разрешить конфликтные ситуации с наименьшими эмоциональными затратами.

Итак, поведение в конфликтной ситуации. Существует 5 основных моделей поведения в конфликтной ситуации:

Соперничество

Соперничество отражает желание удовлетворить собственные потребности за счет других. Наиболее напористые, агрессивно настроенные люди выбирают данный способ (стиль) разрешения конфликта. При всем при этом, они способны воспользоваться любыми способами для достижения цели: своей властью, авторитетом, опытом, связями и т.д.

Уступки

Уступки означают, что Вы ставите потребности противоположной стороны выше Ваших собственных. Идти на уступки следует лишь тогда, когда одна из конфликтующих сторон не столь заинтересована в том, чтобы полностью отстоять свои собственные интересы (а возможно, она посчитает, что интересы другой стороны важнее). Данный стиль поведения наиболее эффективен, когда необходимо сохранить гармонию и предотвратить раскол в отношениях.

Уход от конфликтной ситуации

Люди, предпочитающие данный стиль поведения, стараются не акцентировать внимание на конфликте, им по сути дела безразличны как их собственные, так и Ваши потребности. Данный стиль характеризуется не желанием сотрудничать. Он может быть эффективным лишь в том случае, если его использовать как промежуточную (краткосрочную) стратегию до тех пор, пока ситуация не прояснится и не улягутся все эмоции.

Сотрудничество

Люди, которые выбирают данный стиль, стремятся удовлетворить и свои потребности, и потребности другой стороны. Сотрудничество требует куда больше времени и энергии, чем другие стили поведения. Как правило, люди, отдающие предпочтение данному стилю, изначально больше стремятся к разрешению конфликта.

Компромисс

Компромисс – это нечто среднее между вышеперечисленными стилями поведения. Он так или иначе приведет к частичному удовлетворению потребностей/опасений/задач обоих сторон. Компромисс приемлем, когда цели обоих сторон важны, но не на все 100%, и когда они не стоят больших усилий и времени, которые так необходимы при сотрудничестве.

Если конфликт распознан и понят, если стороны готовы к тому, чтобы разрешить его так, чтобы обе стороны выиграли (а это возможно!), то такой конфликт ведет к обновлению отношений и улучшает взаимодействие.

Стадии разрешения конфликтов:
Установление диалога. Если речь идет о семейном конфликте, соберите всех членов семьи и сообщите, что Вы открыты и внимательны к потребностям других членов семьи, и откровенно обсудите возникшую проблему, положив ей конец раз и навсегда. Помните, каждый имеет право высказать свою точку зрения.

Вовлечение в диалог другой конфликтующей стороны. Помните, в диалоге должны участвовать обе конфликтующие стороны, и у обеих сторон должна быть возможность как высказаться, так и задать вопрос. Вы должны внимательно выслушать друг друга.

Переваривание всей информации - это третья стадия разрешения конфликта. Конфликтующие стороны должны переосмыслить полученную информацию и пересмотреть свои чувства, а также осознать, чем же вызван конфликт.

Достижение согласия. Это следующий психологический и самый действенный инструмент разрешения конфликта. Это процесс установления доверия и согласия.

Обсуждение разногласий. На данной стадии происходит пересмотр разногласий, которые имеются у обеих сторон. На данном этапе необходимо осознать, что до тех пор, пока вы не поймете друг друга, ваши чувства, вы не преодолеете разногласия.

Закрепление соглашения. Это заключительная стадия разрешения конфликта. На данной стадии закрепляются соглашения, достигается компромисс.

Конфликтная ситуация своего рода тест на интеллигентность. И по тому, как ведет себя человек, можно судить о его внутренней культуре. Англичане, например, благодаря умению руководить своими эмоциями, всегда достойно выходят из конфликтных ситуаций. А можем ли мы укротить свой нахлынувший гнев, пусть даже небеспричинный?

На работе

Если начальник строго отчитывает вас, не торопитесь реагировать эмоционально. Выражение "ушел, хлопнув дверью" означает "уволился". Если писать заявление об уходе не входит в ваши планы, значит, вам нужно выйти из ситуации победителем. Ни в коем случае не устраивайте сцен, не плачьте, не доказывайте свою правоту. Лучше выслушайте претензии шефа (при этом можете считать про себя до десяти и обратно) и, когда он закончит, молча выйдите из кабинета. А через час, успокоившись и приготовив несколько аргументированных фраз, зайдите снова. Если уверены в своей правоте, скажите: "Простите, пожалуйста, но мне бы хотелось в свое оправдание объяснить..." Если же допустили ошибку в работе, признайте ее. Но не вздумайте посвящать в конфликт коллег.

Конфликт, возникший между двумя сотрудниками, тоже касается их двоих и не должен обсуждаться в коллективе. Не следует "вербовать" себе союзников.

В магазине

Если вам продали несвежие продукты, неправильно дали сдачу или неточно взвесили товар, не скандальте. Крик - показатель слабости, спокойный уверенный тон - признак силы. Попросите продавца вызвать заведующего отделом или директора и объясните ему причину своего недовольства. Вам обязаны заменить покупку или вернуть деньги. Если ваша просьба осталась неудовлетворенной, уместна фраза: "Я не только сама больше не приду в ваш магазин, но и расскажу знакомым о вашей недобросовестности".

В очереди

Ученые утверждают, что человек может спокойно простоять в очереди... семь минут. Потом он начинает нервничать, раздражаться, словом, становится "конфликтоопасным". Так что если назревает конфликт, вспомните, что говорят специалисты, и ненадолго отойдите в сторону. Если же вам успели нагрубить, с улыбкой произнесите: "Вы что-то мне хотели сказать? По-моему, мы незнакомы", но не позволяйте втянуть себя в ссору.

В театре

Трезвон мобильного телефона или громкая беседа рядом сидящих людей, безусловно, отвлекает и мешает. Но отсутствие культуры у соседей - не повод вступать с ними в конфликт. Уместнее попросить: "Разговаривайте, пожалуйста, тише", а обладателю сотового телефона сказать: "Будьте любезны, выключите телефон". Если на ваше замечание никакой реакции не последовало, обратитесь к капельдинеру, который отвечает за порядок в зале. Он же уладит недоразумение, если ваше место оказалось занятым.

Если вас избрали "объектом нападения".

• разговаривайте с "нападающим" как с больным человеком или маленьким ребенком. Участливым, доброжелательным тоном переспросите: "Вам плохо? Может, открыть окно?";

• продемонстрируйте готовность подумать над чужой точкой зрения. Возьмите бумагу, ручку и попросите: "Повторите, пожалуйста, я запишу";

• снимите напряжение шуткой. Для этого имейте "про запас" две-три ироничные фразы. Сократ, например, в таких случаях говорил: "Пора обедать. Наш разговор требует перерыва".

От конфликтов никто не застрахован. И уж если вам пришлось стать невольным его участником, сумейте пойти на компромисс. В любой ситуации руководствуйтесь народной мудростью: "Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами".
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-1829.
×

По теме Конфликты

Конфликты или гармонию - что мы даем нашим детям?

Ох уж эти дети! Почему они такие непослушные? Почему игнорируют родителей и...
Психология

Конфликты в коллективе

Этот человечек - женщина предпенсионного возраста, и на тот момент, когда я...
Психология

Бабушка лучше знает как решить семейные конфликты?

Каждый родитель должен понимать, какие роли бабушкам отводится в семье - няня...
Психология

Конфликты, как источник духовного роста

Когда два человека сходятся вместе, как друзья, коллеги или любовники, они...
Психология

Как решать конфликты без поиска виноватых?

Как вы понимаете, что вот это конкретное обсуждение неконструктивно, а вот это...
Психология

Межличностные конфликты. Разрядка их основ

Межличностные конфликты мешают поддерживать нормальные отношения. Создавая...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека