Что прежде всего делают родители, когда в результате их совместных усилий на свет появляется маленький человек? Ищут в его облике свои собственные черты. «Он на меня похож, только рот твой», - говорит мама. «Нет, на меня», - спорит папа, радуясь в душе, что хоть рот у младенца, как у него, а не как у соседа.
Родители искренне верят, что ребенок будет счастливым, унаследует только их самые хорошие качества и никогда не повторит совершенных ими ошибок. Человек всегда предполагает лучшее. А как же происходит на самом деле?
Долгое время существовала теория, согласно которой не только внеш-ние, но и внутренние человеческие качества передаются по наследству. У гениальных родителей рождаются гениальные дети, у непутевых - непутевые: в общем, яблочко от яблоньки недалеко падает. Наши предки, оценивая недостойные поступки человека, говорили: «У него дурная наследственность».
Научно установлено, что по наследству передаются интеллектуальные, художественные и музыкальные способности. Самый яркий пример - история немецких музыкантов Бахов.
В начале XX века учеными был предложен новый подход для изучения личности: человек - существо не только биологическое, но и социальное. Самая известная теория принадлежит основоположнику психоанализа Зигмунду Фрейду. С его точки зрения, личность формируется с раннего детства под влиянием родительского воспитания, и характер человека практически не меняется на протяжении всей жизни. Многие наши убеждения, предрассудки, ценности, отношение к действительности, проявление наклонностей и то, чем они будут сдерживаться, определяются родительским программированием.
«Делай, как я»
Идентификация - врожденное психологическое свойство человека. Так идет процесс воспитания во всем животном мире: «Делай, как я». Ребенок сам автоматически копирует движения, жесты, позы, манеры своих родителей. А его основные мысли формирует мать в первые два года. В возрасте пяти лет ребенок, уже на основе полученного опыта, понимает, что можно ожидать от жизни и какую позицию по отношению к миру лучше всего занять. И его выбор зависит, прежде всего, от родительских позитивных и негативных воздействий и установок. Решение, принятое ребенком в весьма раннем возрасте, закрепляется как стиль отношений с окружающими на всю последующую взрослую жизнь.
Маленькому человеку отвергнуть то, что сообщается ему родителями, или по-своему интерпретировать их установки достаточно сложно. Ведь дети с самого юного возраста понимают, что за поведение, которое ожидают от них родители, они получат любовь, похвалу и одобрение. А если они будут действовать неправильно или неприемлемо, с точки зрения мамы и папы, то критика и наказание не заставят себя ждать. Этот сильный психологический заряд направляет человека к его судьбе и часто лишает возможности сопротивляться и свободно выбирать.
Программируя жизнь детей, родители делятся с ними своим опытом и всем тем, что они знают и умеют. Каждая семья располагает набором собственных наказов. Если мама и папа - люди достойные, счастливые и адаптированные в этом мире, то, подражая им, ребенок вырастет достойным и счастливым. Победители воспитывают победителей, а неудачники, что бы они ни декларировали, - неудачников.
Школьные годы
В школу ребенок приходит уже с набором социальных реакций, которые он получил дома. Что-то он улучшит, что-то отбросит, чему-то научится у других. В школе происходят испытания на прочность его убеждений и позиций. В это время подросший ребенок будет пытаться выскочить из родительского сценария. Такова реакция здорового свободного человека, старающегося избавиться от чрезмерной опеки, сделать что-то по-своему. Подросток может искать себе пример для подражания и в литературе, и в реальной жизни. Но найденный идеал будет либо чем-то напоминать родителей, либо являться прямой противоположностью в худшем варианте. К сожалению, борьба за самостоятельность может закончиться очень печально: наркотики, ранний алкоголизм, преступные группировки...
Семья как зеркало
Не только образцы поведения, но и принципы внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение. Ребенок, как правило, учится у родителя своего пола. Сын будет относиться к своей жене примерно так же, как его отец относился к матери. Конечно, ребенок всегда переживает развод родителей как трагедию. Но в то же время он получает жизненный опыт и понимает: после такого «жить можно» и «ничего страшного не случилось».
Многие дети, мама и папа которых постоянно сбрасывали свое раздражение на них или друг на друга, часто повторяют такой стиль общения в своих семьях.
Случается и так, что ребенок, видя страдания того из родителей, который ему ближе, решает: «У меня так не будет!» Но для этого потребуются огромные усилия и кропотливая работа над собой.
В нашей психике редко что-то исчезает бесследно: основные родительские установки будут определять мысли, чувства и поведение человека на протяжении всей его жизни. И об этом всегда должны помнить папа и мама, ищущие свои черты в маленьком человечке.
Долгое время существовала теория, согласно которой не только внеш-ние, но и внутренние человеческие качества передаются по наследству. У гениальных родителей рождаются гениальные дети, у непутевых - непутевые: в общем, яблочко от яблоньки недалеко падает. Наши предки, оценивая недостойные поступки человека, говорили: «У него дурная наследственность».
Научно установлено, что по наследству передаются интеллектуальные, художественные и музыкальные способности. Самый яркий пример - история немецких музыкантов Бахов.
В начале XX века учеными был предложен новый подход для изучения личности: человек - существо не только биологическое, но и социальное. Самая известная теория принадлежит основоположнику психоанализа Зигмунду Фрейду. С его точки зрения, личность формируется с раннего детства под влиянием родительского воспитания, и характер человека практически не меняется на протяжении всей жизни. Многие наши убеждения, предрассудки, ценности, отношение к действительности, проявление наклонностей и то, чем они будут сдерживаться, определяются родительским программированием.
«Делай, как я»
Идентификация - врожденное психологическое свойство человека. Так идет процесс воспитания во всем животном мире: «Делай, как я». Ребенок сам автоматически копирует движения, жесты, позы, манеры своих родителей. А его основные мысли формирует мать в первые два года. В возрасте пяти лет ребенок, уже на основе полученного опыта, понимает, что можно ожидать от жизни и какую позицию по отношению к миру лучше всего занять. И его выбор зависит, прежде всего, от родительских позитивных и негативных воздействий и установок. Решение, принятое ребенком в весьма раннем возрасте, закрепляется как стиль отношений с окружающими на всю последующую взрослую жизнь.
Маленькому человеку отвергнуть то, что сообщается ему родителями, или по-своему интерпретировать их установки достаточно сложно. Ведь дети с самого юного возраста понимают, что за поведение, которое ожидают от них родители, они получат любовь, похвалу и одобрение. А если они будут действовать неправильно или неприемлемо, с точки зрения мамы и папы, то критика и наказание не заставят себя ждать. Этот сильный психологический заряд направляет человека к его судьбе и часто лишает возможности сопротивляться и свободно выбирать.
Программируя жизнь детей, родители делятся с ними своим опытом и всем тем, что они знают и умеют. Каждая семья располагает набором собственных наказов. Если мама и папа - люди достойные, счастливые и адаптированные в этом мире, то, подражая им, ребенок вырастет достойным и счастливым. Победители воспитывают победителей, а неудачники, что бы они ни декларировали, - неудачников.
Школьные годы
В школу ребенок приходит уже с набором социальных реакций, которые он получил дома. Что-то он улучшит, что-то отбросит, чему-то научится у других. В школе происходят испытания на прочность его убеждений и позиций. В это время подросший ребенок будет пытаться выскочить из родительского сценария. Такова реакция здорового свободного человека, старающегося избавиться от чрезмерной опеки, сделать что-то по-своему. Подросток может искать себе пример для подражания и в литературе, и в реальной жизни. Но найденный идеал будет либо чем-то напоминать родителей, либо являться прямой противоположностью в худшем варианте. К сожалению, борьба за самостоятельность может закончиться очень печально: наркотики, ранний алкоголизм, преступные группировки...
Семья как зеркало
Не только образцы поведения, но и принципы внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение. Ребенок, как правило, учится у родителя своего пола. Сын будет относиться к своей жене примерно так же, как его отец относился к матери. Конечно, ребенок всегда переживает развод родителей как трагедию. Но в то же время он получает жизненный опыт и понимает: после такого «жить можно» и «ничего страшного не случилось».
Многие дети, мама и папа которых постоянно сбрасывали свое раздражение на них или друг на друга, часто повторяют такой стиль общения в своих семьях.
Случается и так, что ребенок, видя страдания того из родителей, который ему ближе, решает: «У меня так не будет!» Но для этого потребуются огромные усилия и кропотливая работа над собой.
В нашей психике редко что-то исчезает бесследно: основные родительские установки будут определять мысли, чувства и поведение человека на протяжении всей его жизни. И об этом всегда должны помнить папа и мама, ищущие свои черты в маленьком человечке.
Обсуждения Яблочко от яблони...