Динамичный рынок труда и собственные амбиции заставляют нас учиться все быстрее. Теперь не стыдно менять профессию (и делать это больше одного раза), осваивать несколько отраслей одновременно или заводить себе многочисленные хобби. Но для всего этого нужны определенные навыки. И выигрывает тот, кто умеет учиться. Быстро, эффективно и результативно.
Хотите так уметь? Тогда давайте разбираться, как освоить любой навык, потратив на это минимум времени.
Какие уровни владения навыком существуют?
Начнем с того, что определим уровни владения навыком. Начиная изучать что-то новое, вы должны понимать, какого именно уровня хотите достичь. Если вы сразу заряжены на то, чтобы стать мастером и включить навык в основу своего профессионализма, то настраиваемся на длительную работу. Если же вы пока не уверены, то вам будет достаточно поставить цель добраться до второго уровня, и потом уже решать, что с этим делать дальше.
Что за уровни такие? Не будем изобретать велосипед, его уже изобрели Стюарт и Губерт Дрейфус в 1980 году, и именно их классификация до сих пор используется для определения уровня владения навыков. Дрейфусовская модель приобретения навыков включает в себя 5 основных ступеней:
Новичок делает первые шаги в освоении навыка, он только-только осваивает правила ремесла, не может отступить от них ни на шаг, да и само выполнение еще дается с трудом. Многие сдаются именно на этом этапе, потому что процесс долгий, результаты не так ощутимы, а хочется сразу уметь, как профи.
Что за уровни такие? Не будем изобретать велосипед, его уже изобрели Стюарт и Губерт Дрейфус в 1980 году, и именно их классификация до сих пор используется для определения уровня владения навыков. Дрейфусовская модель приобретения навыков включает в себя 5 основных ступеней:
Новичок делает первые шаги в освоении навыка, он только-только осваивает правила ремесла, не может отступить от них ни на шаг, да и само выполнение еще дается с трудом. Многие сдаются именно на этом этапе, потому что процесс долгий, результаты не так ощутимы, а хочется сразу уметь, как профи.
Продвинутый новичок (продолжающий) уже освоил основные правила и умеет их применять в зависимости от ситуации. На этой ступени появляются первые результаты и острое желание учиться дальше.
Компетентный начинает понимать, на каких принципах и понятиях строятся правила. На этой ступени обучающийся впервые начинает отходить от шаблонов и делать что-то по собственному разумению.
Опытный (специалист) легко отступает от правил, и руководствуется уже не только размышлением, но и интуитивным пониманием навыка. Он знает, как поступить в той или иной ситуации, не особо задумываясь над этим.
Эксперт не помнит ни одного правила. Он действует целиком интуитивно (естественно, его интуиция базируется на огромном количестве опыта и знаний). Есть задача – он ее решает. Спросите его «как» – и ему будет тяжело сформулировать ответ. При этом он уже способен делиться своими собственными находками в профессии и быть наставником. Он сам теперь пишет правила.
Постойте, вы же сказали «пять ступеней»! Да, но иногда к этой модели добавляют шестой уровень – мастер. Это высший уровень владения навыком, при котором автор уже имеет собственный индивидуальный стиль и экспертность мирового уровня. Мастеров единицы в каждой профессии (но это не значит, что не стоит стремиться к этому уровню).
Если вам хочется научиться, например, рисовать для удовольствия – вам будет достаточно 1-2 ступени, чтобы продавать свои работы – 3-4, а вот знаменитым или великим художником можно стать только на 5-6.
Итак, первое, что надо сделать – понять, какого мастерства вы хотите достичь. И составлять уже пошаговый план достижения этой цели. Для этого разберемся, как вообще осваивать навык и что такое «правило 20 часов».
Из чего состоит процесс освоения навыка?
Постановка цели
Абстрактная цель «Научиться играть на гитаре» – порыв благородный, но не продуктивный. А вот «Уверенно играть по памяти десять любимых песен Арии» – вполне конкретная и достижимая цель цель даже для того, кто о гитаре знает только одно: каким концом ее держать вверх.
На этом этапе для самодисциплины можно поставить сроки, которые вы сможете скорректировать позже. А корректировать придется, потому что никогда заранее не знаешь, какие части навыка удастся освоить легко, а на какие уйдет уйма времени.
На этом этапе для самодисциплины можно поставить сроки, которые вы сможете скорректировать позже. А корректировать придется, потому что никогда заранее не знаешь, какие части навыка удастся освоить легко, а на какие уйдет уйма времени.
Декомпозиция навыка
Теперь, когда есть цель, необходимо разбить общий навык на конкретные задачи, суб-навыки. Из нашего примера «играть на гитаре» можно выделить умение настраивать гитару, знание аккордов, навык эти аккорды брать и т.д.
Сбор информации, подготовка
На этом этапе вы собираете необходимую информацию о частях навыка, изучаете инструменты, смотрите, что вам нужно приобрести, выбираете обучающую литературу, курсы или видео.
Очень советуем вам задержаться на этом этапе, внимательно все изучить, поговорить с теми, кто уже владеет навыком, к которому вы стремитесь. Неудачный выбор учебных пособий или покупка некачественных материалов может отбить у вас все желание изучать выбранное направление.
Если у вас есть такая возможность, обзаведитесь наставником. Не обязательно учителем, но хотя бы человеком, который «шарит» и к которому можно обратиться, чтобы он быстрым взглядом окинул ваши результаты и подсказал, что корректировать. Учиться сразу правильно гораздо легче, чем потом переучиваться (если не верите, спросите тех, кому довелось переучивать произношение иностранного языка, которое вдолбили им в школе).
Очень советуем вам задержаться на этом этапе, внимательно все изучить, поговорить с теми, кто уже владеет навыком, к которому вы стремитесь. Неудачный выбор учебных пособий или покупка некачественных материалов может отбить у вас все желание изучать выбранное направление.
Если у вас есть такая возможность, обзаведитесь наставником. Не обязательно учителем, но хотя бы человеком, который «шарит» и к которому можно обратиться, чтобы он быстрым взглядом окинул ваши результаты и подсказал, что корректировать. Учиться сразу правильно гораздо легче, чем потом переучиваться (если не верите, спросите тех, кому довелось переучивать произношение иностранного языка, которое вдолбили им в школе).
Устранение помех
Освоение любого навыка требует времени и пространства для практики. Там, где вас ничего не отвлекает и не мешает. Чем лучше вам удастся сконцентрироваться, тем быстрее вы добьетесь результатов. Так что заранее нужно позаботиться о том, где и как будут проходить тренировки.
Регулярная практика
Чем чаще, тем лучше. Особенно в первые дни изучения навыка, потому что именно в это время быстрее всего идет спад запоминания. Взгляните на кривую Эббингауза, он знает толк в сохранении информации:
Лучше всего практиковаться короткими интенсивными интервалами, они дадут куда больше результата, чем длинные сессии. Особенно в тех случаях, когда вам надо развивать моторику. Если же вы хотите заниматься дольше – делайте остановки каждые полчаса, переключайтесь, разминайтесь. И только потом возвращайтесь к изучению, открывая новую сессию.
Лучше всего практиковаться короткими интенсивными интервалами, они дадут куда больше результата, чем длинные сессии. Особенно в тех случаях, когда вам надо развивать моторику. Если же вы хотите заниматься дольше – делайте остановки каждые полчаса, переключайтесь, разминайтесь. И только потом возвращайтесь к изучению, открывая новую сессию.
Ни в коем случае не пропускайте повторения, если они требуются для освоения навыка. Еще один взгляд на кривую Эббингауза: хотите, чтобы материал у вас «от зубов отскакивал»? Повторяйте. Пять повторений – и вы освоили то, что нужно.
Правило 20 часов
А теперь хорошие новости. Чтобы овладеть любым навыком на уровне новичка, вам понадобится всего 20 часов времени. С поправкой на то, что вы занимаетесь регулярно. Даже если вы по 15-20 минут в день сможете уделять тренировкам, то уже через пару месяцев сможете готовить, играть на гитаре, рисовать натюрморты или писать статьи для блога.
Это правило вывел Джош Кауфман, автор бестселлера «Сам себе MBA». Подробно о правиле можно почитать в книге «Первые 20 часов», а мы передадим главную мысль: это должны быть 20 часов предельной концентрации, когда вас никто не отвлекает и вы полностью сосредоточены на изучении. Психолог Андерс Эрикссон называет такую концентрацию «осознанной практикой», то есть полностью контролируемым процессом освоения навыка, при котором вы чувствуете прогресс или, наоборот, заторможенность результата.
Итак, четыре главных правила 20 часов:
Это правило вывел Джош Кауфман, автор бестселлера «Сам себе MBA». Подробно о правиле можно почитать в книге «Первые 20 часов», а мы передадим главную мысль: это должны быть 20 часов предельной концентрации, когда вас никто не отвлекает и вы полностью сосредоточены на изучении. Психолог Андерс Эрикссон называет такую концентрацию «осознанной практикой», то есть полностью контролируемым процессом освоения навыка, при котором вы чувствуете прогресс или, наоборот, заторможенность результата.
Итак, четыре главных правила 20 часов:
- Осознанные действия по плану изучения
- Место и время, когда вас никто не отвлекает
- Регулярность занятий
- Осознанная практика
И стоит помнить, что именно первые 20 часов – самый сложный период, когда вы постоянно чувствуете, что ничего не знаете и не умеете. Вам будет казаться, что получается из рук вон плохо, что это «не ваше», что вы «не созданы для этого». Ерунда. Переступите этот порог – и сможете идти к планке мастерства (которую, как мы помним, обозначают как 10 000 часов практики) с гордо поднятой головой.
Источник: https://smarttalks.me
Обсуждения Как быстро обучится необходимым навыкам?