Представьте себе, что преподаватель даёт студентам шанс заработать дополнительные баллы. Для этого нужно написать работу на три страницы или отработать две субботы в местном доме престарелых.
Вы быстро соглашаетесь на волонтерскую работу, вы уверены: подавляющее большинство ваших однокурсников выбрали этот же вариант.
Однако когда вы в назначенный час появляетесь у входа в дом престарелых, вы с удивлением узнаёте, что только три студента из вашей группы выбрали работу по субботам — остальные предпочли написать работу.
Вот вам отличный пример эффекта ложного консенсуса в действии. Вы сами предпочли бы потратить свое время на благое дело вместо скучной работы и предполагаете, что большинство сделают тот же выбор.
Мы склонны переоценивать степень, в которой другие люди согласны с нашими убеждениями, ценностями, отношениями и поведением. Это создает ложный консенсус, который может влиять на наши решения и поведение. Ложный консенсус — тип когнитивной ошибки, в этом случае люди ошибочно полагают, что их убеждения разделяет большее число людей, чем это есть на самом деле. Люди считают, что их собственные ценности и идеи — норма, и что остальные с ними согласны.
Почему возникает эффект ложного консенсуса?
Одна из возможных причин ложного консенсуса заключается в так называемой эвристике доступности. Когда мы пытаемся оценить вероятность того или иного события, прежде всего мы обращаем внимание на примеры, которые первыми приходят на ум.
Если вы пытаетесь определить, разделят ли другие люди ваши убеждения, вы можете сразу же подумать о своих близких, которые с большой долей вероятности действительно разделят ваши идеи. Подобные примеры приходят на ум так легко, заставляя вас поверить, что и остальные с охотно с вами согласятся.
Исследователи предположили, что существуют три основные причины возникновения ложного консенсуса.
- В первую очередь именно наша семья и наши друзья — все, кто близок нам и имеет много общего — заставляют нас переоценивать мнение других людей.
- Мысль о том, что другие люди думают и действуют так же, как мы, может быть полезной для нашей самооценки. Как раз для того, чтобы чувствовать себя хорошо, мы склонны думать, что другие люди на нас похожи.
- Мы склонны замечать, когда другие люди имеют схожие с нашими взгляды, что также заставляет нас переоценивать то, насколько часто они встречаются на самом деле.
Факторы, влияющие на эффект ложного консенсуса
Эффект ложного консенсус, как правило, сильнее в случаях, когда:
- вопрос имеет большое значение для самого человека;
- поведение/отношение/убеждения, о которых идёт речь, напрямую связаны с конкретной ситуацией;
- человек уверен, что его точка зрения верна.
Гораздо меньше вероятность возникновения ложного консенсуса в случаях, когда:
- убеждения на самом деле являются общими для подавляющего большинства людей;
- человек не знает, как могут думать или действовать другие;
- человек воспринимает тех, чье мнение имеется в виду, негативно.
Эффект ложного консенсуса более распространён в ситуациях, которым мы придаём большое значение. Если вы очень обеспокоены, например, состоянием окружающей среды, вы, скорее всего, переоцените количество людей, которых также волнуют вопросы сохранения природы.
Этот эффект усиливается в тех случаях, когда мы абсолютно уверены, что наши убеждения являются правильными. Если вы на 100% уверены, что определённый закон позволит сократить количество преступлений в вашей стране, то будете думать, что других люди поддержат принятие этого закона.
И наконец, мы скорее попадаемся в лапы ложного консенсуса в тех случаях, когда важную роль играют ситуативные факторы. Если мы считаем, что наши собственные предпочтения обусловлены внешними факторами, мы склонны считать, что и другие люди оказываются под влиянием этих факторов. Например, представьте, что вы посмотрели фильм и сочли его ужасным из-за отсутствия сюжета или скудных спецэффектов. Вроде бы причина объективна, так что вы предполагаете, что остальным зрителям он также не понравится.
Исследования эффекта ложного консенсуса
Впервые эффект ложного консенсуса был описан в конце 1970-х годов исследователем Ли Россом и его коллегами. В одном из экспериментов они попросили участников прочитать сообщение о конфликте, у которого имелось два способа разрешения. Затем участники должны были сказать, какой из двух вариантов выбрали бы они сами и какой вариант выберет большинство, а также дать характеристику людям, которые выберут тот или иной вариант.
Исследователи обнаружили, что независимо от того, какой из вариантов выбирали участники, они, как правило, считали, что большинство людей тоже выберет именно его. Кроме того, выяснилось, что люди склонны давать негативные описания людям, которые выбирают альтернативу.
Во втором исследовании Росс и его коллеги предложили студентам университета ходить вокруг кампуса с большой табличкой «Ешь у Джо». Кто-то отказался, кто-то согласился. Всех их попросили затем оценить вероятность того, что другие студенты тоже согласятся носить эту табличку.
Исследователи обнаружили, что высокой эту вероятность считают 62% студентов, которые согласились носить рекламу. Тогда как среди отказавшихся только 33% решили, что другие люди будут готовы это делать.
Но что же насчёт того, сколько студентов на самом деле согласились ходить с рекламным щитком? Исследователи обнаружили, что 60% готовы носить табличку, 40% процентов отказались. Результаты подтверждают, что те, кто был согласен помочь владельцу кафе с раскруткой, были уверены, что другие последуют их примеру. И наоборот.
Эффект ложного консенсуса в действии
- Карл читает консервативные журналы, смотрит консервативные телепередачи и общается с людьми, которые разделяют его консервативные политические взгляды. Во время местных выборов он ожидает, что гонку выиграет кандидат от консерваторов, и ошеломлен, когда с большим отрывом побеждает либерал. Именно из-за ложного консенсуса Карл переоценил популярность консерваторов и теперь испытывает разочарование.
- Стивен и Кайл содовой предпочитают чай со льдом. Они решают пригласить друзей и устроить вечеринку. Они предполагают, что все их друзья тоже любят чай, поэтому из холодных напитков покупают только его. А потом во время вечеринки удивляются тому, что никто не хочет пить холодный чай.
Источник: aboutyourself.ru
Обсуждения Эффект ложного консенсуса и причины его возникновения
В первом приближении это вовсе не плохое свойство. Все ведь из одного теста сделаны.