Отношения с родителями, братьями и сестрами, друзьями, учителями или тренерами могут положительно или отрицательно влиять на развитие ребенка. Школа обладает множеством ресурсов - это общение, кружки, проекты, конкурсы, концерты, соревнования. В этих формах работы ребенок развивается. А еще школа – это один из источников стресса.
Школа - источник стресса
Игнорирование или травля со стороны сверстников в школе могут привести к серьезным последствиям для психического и физического здоровья ребенка.
Травля – это негативный опыт, который ведет к тяжелым и средней тяжести заболеваниям во взрослом возрасте.
Дети, которые подверглись травле, страдают от «социальной боли». Эта боль появляется, когда ребенка считают изгоем. И на самом деле при травле в мозге активизируются те же участки, что и при физической боли.
Проблемы в общении со сверстниками оставляют отпечаток на всю жизнь. Правда такова, что многие школьники боятся издевательств в школьном туалете, стараются поскорее выходить из раздевалок и даже на уроках в присутствии учителя не чувствуют себя спокойно. Многие из таких детей придумывают причины, чтобы не пойти в школу.
А теперь, когда появились телефоны, издевательства записывают и выкладывают в интернет.
Безусловно, очень часто проблемы в школе зависят от проблем дома. Дети, у которых плохая атмосфера в семье гораздо чаще отстают в учебе. У них больше эмоциональных и поведенческих проблем. Также они страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности и проявляют девиантное поведение, чтобы «вписаться» в школьный коллектив и обратить на себя внимание.
Успеваемость в школе ещё один из факторов стресса для ребенка. Подростки сталкиваются с избытком давления со стороны общества, они попадают в ловушку гонки за хорошими и отличными оценками, чтобы быть лучшими в классе или даже в школе, их переполняет страх неудачи, если они не могут этого добиться.
Наша нацеленная на высокие достижения культура является новой формой негативного детского опыта, который мы не замечаем. Школа, внешкольные развивающие занятия, спорт – подростки по 24 часа в сутки крутятся в «машине успеха», что в свою очередь ведет к потоку гормонов стресса в развивающемся мозге и теле ребенка, настраивает организм на пожизненные депрессию и невроз, ослабляет иммунную систему, делает человека гораздо более уязвимым перед инфекционными и сердечно-сосудистыми заболеваниями в течение всей жизни.
Часто ребенок бросает все силы, чтобы преодолеть «плохой день», когда ставят не ту отметку, и родители ругаются или когда тяжелая неделя с тестами или экзаменами. Стрессовые реакции затягиваются на долгое время – во многих случаях, с сентября по июнь. И это уже хронический стресс.
Знаете, как исследователи вызывают состояние острого стресса у человека? Они просят решить задачу по математике или выступить с краткой речью, зная, что эту речь будут оценивать. У человека всегда наблюдается реакция с резким выбросом кортизола. В школах не проводят эксперименты, но такое там происходит каждый день.
Непродолжительная стрессовая встряска, например во время сдачи экзаменов, бывает полезна – она помогает выложиться по полной программе и справиться с трудностями. Но когда это происходит каждый день, когда стресс становится «образом жизни», мозг начинает разрушаться, вызывая эпигенетические изменения.
Ко окончанию школы даже у детей из благополучных, счастливых семей отмечается повышенная активность миндалевидного тела (центрального звена ядра страха в организме), что вне всяких сомнений усложнит этим детям дальнейшую учебную и трудовую деятельность. Для тех же, кто получает дополнительную (или скорее основную) порцию негативных переживаний дома, дела обстоят еще плачевнее.
Бесконечные тесты в школе, нацеленность на результат, внешкольные развивающие занятия, спортивные секции, и все это при недостатке сна – это не путь к жизнестойкости, это путь к разрушению личности и мозга человека.
Источник: Цораева Оксана
Обсуждения Почему для ребенка школа - источник стресса?