Феномен жизненного сценария, на формирование которого основное влияние оказывают родители, играет особую роль в системе анализа поведения человека. Это жизненное расписание, составленное в детском возрасте, подкрепленное примером родителей, оправданное последующими жизненными событиями, и завершенное так, как предполагалось с самого начала.
Жизненный сценарий ребенка – это план действий, который предусматривает, какой путь он может выбрать, когда станет взрослее, какой он станет личностью. Он формируется, когда получает установки поведения от своих родителей, неосознанно берет от них примеры поведения и реакций.
В будущем этот ребенок будет по ним строить и свою семью, решать, сколько иметь детей, как их воспитывать, формировать семейные ценности и роли каждого ее члена.
В самом начале на формирование сценария мальчика, огромное влияние оказывает невербальное общение. С ним контактируют родители, родственники, постепенно он начинает распознавать лица этих людей, показывать свое отношение, улыбаясь или плача.
Ребенок, которого обнимали, разговаривали с ним, пели песенки и «гулили», получал другие сигналы и установки, чем тот мальчик, которого держали, испытывая тревогу, страх, неприязнь. Такие дети научились воспринимать себя через призму негативных эмоций.
Получив определенный сценарий, взрослый мужчина будет отдавать своим детям те же эмоции, что получал от своих родителей. Чувства любви, нежности и заботы получат те дети, отец которых и сам их ощущал в раннем детстве, так же, как и безразличие или холодное и отстраненное отношение, если таковы были полученные послания от родителей.
Эти жизненные послания можно условно разделить на две группы:
1. Установки, адресованные непосредственно ребенку. Например, «Мальчики – защитники», «Драться – это плохо», «Мужчина должен быть сильным».
2. Установки, направленные кому-то другому, но услышанные ребенком. Например, когда мама, что-то говорит отцу «Ты такой заботливый», «Ты нас совсем не любишь», «Ты постоянно на работе» и так далее.
Все эти сигналы и установки откладываются в подсознании мальчика и потом будут влиять на создание его собственного сценария, влиять на формирование его семьи и отношений в ней.
Так конструктивные высказывания будут формировать позитивный сценарий. В нем мальчики должны быть сильными, мужественными, им отводится роль главы семьи, защищающего и помогающего.
Послания с деструктивным наполнением, способствуют формированию тревожности, неуверенности, нестабильности. Они и будут определяющими в жизненном сценарии подрастающего мужчины.
Мальчик рано или поздно придет к выводу, что любят только маленьких мальчиков, а когда они вырастают, то их перестают любить и с ними постоянно ссорятся.
И так мальчик может неосознанно сделать вывод, что безопаснее быть маленьким, тем, кто ни за что не отвечает, ничего не умеет, и никому ничего не должен. Как сформируется его семейный сценарий – неизвестно, но понятно, что будут трудности.
Так можно сделать вывод, что стремясь, стать сознательным родителем, означает гарантировать психологическое равновесие не только своему ребенку, но и передать его, уже его потомкам и всему роду.
Источник: econet.ru
Обсуждения Как из сына вырастить достойного мужчину?