Помните лису из басни Эзопа, которая не смогла достать виноград и решила, что не очень-то и хотелось, потому что он, наверное, зелен и невкусен? Это так называемая психологическая защита – рационализация.
Недавно на встрече психологов зашло обсуждение «сарафанного радио» - это когда информация о психологе или об услуге и товаре передается от клиента к клиенту. И вот одна из коллег, имеющая маленькую практику, сказала: «Хорошего психолога клиент никогда передавать не будет, он даже о нем не расскажет, так как это очень личное». В группе повисла тишина. А я мысленно умилилась, подумав, какая у неё милая рационализация, и решила написать эту статью.
В 1895 году Фрейд был в Париже и присутствовал на сеансе гипноза, который проводил И. Бернгейм. Бернгейм внушил своему испытуемому, что ему нужно будет после того, как он проснется, взять зонтик одного из гостей и пройтись по веранде. Проснувшись, человек взял чужой зонтик и прошелся по веранде туда-сюда, а когда он вернулся, его спросили, зачем он это сделал. На что мужчина сказал, что он «дышал воздухом». Когда же его спросили «а почему с чужим зонтиком?» - он смутился и отнес зонтик на место, не найдя этому объяснение. Так Фрейд впервые заговорил о бессознательном, а позднее составил перечень психологических защит, куда и вошла рационализация.
Как рационализация работает в повседневной жизни?
Мы можем свое бездействие рационализировать в осторожность.
Равнодушие рационализируется нежеланием стать для другого «костылем», пусть становится самостоятельным: «Ей же так лучше будет», «Для его же пользы, блага».
Проходя мимо лежащего на земле человека, проще сказать самому себе, что он пьян, чем допускать мысль, что человеку плохо и ему нужна медицинская помощь.
Обидев кого-то, человек может это рационализировать, сказав: «Он со мной точно так же поступил бы», «Сам виноват».
Мы все учились понемногу, и наверняка каждый может вспомнить, как кто-то, не сдав экзамен, говорил: «Этот преподаватель меня всегда недолюбливал», «У нее сегодня плохое настроение», «Он меня специально завалил».
Или на работе кого-то не повышают, «потому что начальник сам глупый и боится меня такого умного, завидует…»
Механизм рационализации призван защищать нашу психику от фрустрации и негативных переживаний. Он оправдывает неприемлемые обществом и человеком мысли, чувства, действия. Рационализация позволяет нам избавиться от тревоги, напряжения, чувства вины.
Рационализация может быть:
* временная (актуальная только для данного времени);
* предвосхищающая (продуманная заранее на случай неудачи);
* личная, персональная (когда человек защищает самого себя);
* групповая (когда человек защищает права группы, с которой он себя идентифицирует);
* прямая (когда человек говорит о конкретной неудаче, оправдывая ее);
* не прямая, опосредованная (когда человек затрагивает то, что не является предметом неудачи, но косвенно с ним связано).
К рационализации так или иначе в своей жизни прибегают все люди.
В чем может быть опасность этого метода психологической защиты?
* Вместо того, чтобы принять свои ошибки, раскаяться и исправить их, люди придумывают себе подчас нелепые оправдания, искренне веря в них.
* Рационализация уводит человека в сторону от проблемной ситуации, не позволяя решить ее адекватно.
* Она не позволяет выразить эмоции, связанные с проблемой и выстроить правильное поведение в стрессовой ситуации и обрести соответствующий опыт.
И самое главное - это то, что психологические защиты не ликвидируют саму проблему: они ее ретушируют, ослабляют, но внутри бессознательного это противоречие или этот конфликт продолжают существовать, тем самым невротизируя человека.
Источник: Обердерфер Наталья
Обсуждения Психологические защиты. Рационализация