Большинству из нас хорошо знакомо это ощущение, которое иногда подкрадывается совершенно внезапно и контролировать которое практически невозможно.
Почему можно задушить слёзы горя, подавить вопль восторга, но никак не получается избавиться волевым усилием именно от тревоги?
От тревожных мыслей, тревожных симптомов (как-то тошнота или головокружение, тремор рук и тому подобное)?
Всё достаточно просто и логично. Тревога – это в некотором роде расплата за подавление спонтанного проявления других чувств.
С давних пор в человеческом обществе стали цениться люди, обладающие ровным, спокойным, собранным – то есть контролируемым – характером. Достичь этого можно было, только взяв под контроль спонтанное возбуждение.
Но, не смотря на годами оттачиваемый навык, человек с контролируемым характером всё равно возбуждается. Просто ему каждый раз приходится подавлять своё возбуждение. И со временем ему даже удаётся это делать автоматически.
Самый простой способ контроля над возбуждением – это удерживание дыхания. Его механизм прост: человек начинает ощущать возбуждение и тут же вместо того, чтобы дать своей диафрагме развернуться, он сжимает мышцы, загоняя её в практически неподвижное состояние. Так вот и образовывается «мышечный панцирь» по Райху.
Фридрих Пёрлз сформулировал проблему тревожности так:
Тревога равняется возбуждению плюс недостаточное поступление кислорода.
В самой этой формулировке заложен простой способ временного преодоления тревоги«здесь и сейчас» - это обычное диафрагмальное дыхание, предоставление возможности мышцам груди расслабиться и дать выход возбуждению (техника правильного дыхания). Естественно, что недостаточное снабжение кислородом приводит к учащению сердцебиения, сужению кровеносных сосудов и прочим неприятным осложнениям работы кровеносной системы.
Человек, который понял суть механизма тревожности, стоит перед выбором:
быть «контролирующим» себя везде и во всёмили же дать себе всё-таки некоторую толику спонтанности.Попробовать перестать быть бесчувственным прежде всего к самому себе. Попробовать сделать возбуждение переносимым для себя ровно настолько, чтобы на его энергии, например, можно было легче сдать экзамен, попросить у начальника прибавки к жалованию или пережить визит не очень любимой тёщи.
На самом деле возбуждения надо перестать бояться как чего-то ужасного и несущего за собой страшные последствия. Надо ответить себе на вопросы:
- что именно я считаю необходимым сдерживать и не проявлять?- когда и почему я решил именно так делать?- что мне это даёт?- и на что приемлемое для себя и окружающих я бы мог это заменить?Да, и еще одна очень важная для терапии тревожности мысль Пёрлза:
Тревога может быть растворена и преобразована в возбуждение без необходимости погружаться в прошлое. Прошлое может помочь нам лишь в восстановлении обстоятельств, при которых сформировалась привычка задерживать дыхание.
Источник: Главацкая Ирина
Обсуждения Тревожность как её видит гештальт-терапия