Вы когда-нибудь испытывали, находясь на высоте, приступ паники, острое желание во что-нибудь вцепиться в попытке сохранить свою жизнь, когда теряется способность не только внятно говорить, но и мыслить, руки трясутся, колени подгибаются, вы «разваливаетесь»?
Если да, то эта статья может представлять для вас интерес.
Фобия — сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению.
В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций.
Если страх выходит из-под контроля человека и препятствует его нормальной жизнедеятельности, то тогда может быть поставлен диагноз панического расстройства либо специфической фобии.
Акрофобия – боязнь высоты.
Вышеописанные ощущения, безусловно, говорят о том, что человек во время приступа испытывает реальный страх смерти. Смотрит «смерти в лицо». Точнее сказать, его тело ведет себя так, как будто подвергается смертельной опасности. В то время, как реальная ситуация смертельной угрозы не несет.
Страх высоты, возникающий у человека, который стоит у края крыши 25-этажного дома – это адекватная реакция психики на опасность, предупреждение об опасности. Однако такое же состояние, возникающее на балконе 5 этажа или на автодорожной эстакаде – это уже приступ фобии. Психоанализ различает рациональный страх (реакцию на опасность) и иррациональный страх, являющийся следствием нереализованных жизненных стремлений и проявляющийся как способ функционирования суперэго.
Если Суперэго жесткое, ригидное, то его запреты формируются в психике как правила, выполнение которых необходимо для получения права на жизнь. А нарушение соответственно – угрожает смертью. Ведь Суперэго формируется у ребенка в возрасте 3-5 лет, в те времена, когда он еще слишком мал для самостоятельного выживания, и оно реально зависит от любви и одобрения родителя. И вот Суперэго пугает «Я» смертью при попытке катектировать либидо в недопустимые с точки зрения Суперэго объекты.
В случае страха высоты Суперэго, видимо, стремится не допустить достижения успешности «Я», сепарации путем достижения превосходства над родителем (которое в психической жизни приравнивается к убийству родителя).
Страх высоты как фобию можно увязать со страхом в отношениях с социумом оказаться «не на высоте», проще говоря, облажаться. И формируются такие жизненные стратегии, как «не высовываться», «довольствоваться малым», «не радоваться, а то плакать придется», и так далее. А тут и страх высоты напомнит тебе, что ты не птица. Ты – курица.
Таким образом, при терапии страха высоты работа с самим симптомом становится второстепенной задачей. Основной целью будет анализ психической структуры пациента и работа над перестройкой этой структуры. Она будет заключаться в укреплении, доформировании Эго.
Одновременно необходимо ослабить и частично разрушить жесткое Суперэго. Это структура весьма живучая и по доброй воле разрушить себя не даст. И тут стоит направлять воздействие к детской части пациента, одновременно «забалтывая» СуперЭго (это когда учишь ребенка «плохому», одновременно создавая у его матери видимость того, что угрозы ее авторитету нет, а ребенок занят «хорошим делом» - рисует, учит стихи, в школе начал лучше учиться…). И в это время доращивать Эго до способности к сепарационному бунту. К полету. На любой высоте.
Фобия — сильно выраженный упорный навязчивый страх, необратимо обостряющийся в определённых ситуациях и не поддающийся полному логическому объяснению.
В результате развития фобии человек начинает бояться и соответственно избегать определенных объектов, видов деятельности или ситуаций.
Если страх выходит из-под контроля человека и препятствует его нормальной жизнедеятельности, то тогда может быть поставлен диагноз панического расстройства либо специфической фобии.
Акрофобия – боязнь высоты.
Вышеописанные ощущения, безусловно, говорят о том, что человек во время приступа испытывает реальный страх смерти. Смотрит «смерти в лицо». Точнее сказать, его тело ведет себя так, как будто подвергается смертельной опасности. В то время, как реальная ситуация смертельной угрозы не несет.
Страх высоты, возникающий у человека, который стоит у края крыши 25-этажного дома – это адекватная реакция психики на опасность, предупреждение об опасности. Однако такое же состояние, возникающее на балконе 5 этажа или на автодорожной эстакаде – это уже приступ фобии. Психоанализ различает рациональный страх (реакцию на опасность) и иррациональный страх, являющийся следствием нереализованных жизненных стремлений и проявляющийся как способ функционирования суперэго.
Если Суперэго жесткое, ригидное, то его запреты формируются в психике как правила, выполнение которых необходимо для получения права на жизнь. А нарушение соответственно – угрожает смертью. Ведь Суперэго формируется у ребенка в возрасте 3-5 лет, в те времена, когда он еще слишком мал для самостоятельного выживания, и оно реально зависит от любви и одобрения родителя. И вот Суперэго пугает «Я» смертью при попытке катектировать либидо в недопустимые с точки зрения Суперэго объекты.
В случае страха высоты Суперэго, видимо, стремится не допустить достижения успешности «Я», сепарации путем достижения превосходства над родителем (которое в психической жизни приравнивается к убийству родителя).
Страх высоты как фобию можно увязать со страхом в отношениях с социумом оказаться «не на высоте», проще говоря, облажаться. И формируются такие жизненные стратегии, как «не высовываться», «довольствоваться малым», «не радоваться, а то плакать придется», и так далее. А тут и страх высоты напомнит тебе, что ты не птица. Ты – курица.
Таким образом, при терапии страха высоты работа с самим симптомом становится второстепенной задачей. Основной целью будет анализ психической структуры пациента и работа над перестройкой этой структуры. Она будет заключаться в укреплении, доформировании Эго.
Одновременно необходимо ослабить и частично разрушить жесткое Суперэго. Это структура весьма живучая и по доброй воле разрушить себя не даст. И тут стоит направлять воздействие к детской части пациента, одновременно «забалтывая» СуперЭго (это когда учишь ребенка «плохому», одновременно создавая у его матери видимость того, что угрозы ее авторитету нет, а ребенок занят «хорошим делом» - рисует, учит стихи, в школе начал лучше учиться…). И в это время доращивать Эго до способности к сепарационному бунту. К полету. На любой высоте.
Источник: Гунар Татьяна
Обсуждения Самолет взлетает против ветра