Рисунок в психологии является отражением внутреннего мира человека, его личностных особенностей и переживаний. Диагностика с помощью рисунков относится к проективным методикам и очень популярна у психологов и не только, так как считается прямым и быстрым доступом к бессознательному человека.
У каждого рисунка есть автор и зрители, то есть две стороны.
С одной стороны, в психологической диагностике широко используются рисуночные тесты. Когда человеку предлагается самому что-то нарисовать, а потом по этому рисунку идет интерпретация его психологического состояния. Причем существуют разные варианты анализа рисунков, определенные «ключи» к интерпретации, которые разрабатываются путем анализа и обобщения десятков тысяч рисунков, выполненных людьми разного возраста и сфер деятельности, находящимися при этом в разных психических состояниях. И всё же это лишь статистическое обобщение.
С другой стороны, в психологической практике используется диагностика, например, c помощью метафорических ассоциативных карт. Когда человеку предлагается описать свои ассоциации на уже нарисованный кем-то рисунок. С помощью этого проективного метода также происходит «вынос» внутренних актуальных переживаний, потребностей, незавершенных процессов. Мне нравится этот метод и хочется поделиться некоторыми наблюдениями и своим опытом его применения.
Известные колоды метафорических ассоциативных карт (OH, Persona, Ecco и другие) содержат рисунки, у которых есть авторы, осознанно или бессознательно «вложившие» свой смысл в тот или иной рисунок. Когда мы предлагаем человеку, посмотрев на рисунок, назвать ассоциацию, которую он вызывает, мы можем получить просто интерпретацию рисунка или «считывание» той информации, которая была «вложена» автором-художником. И тогда вопросом «что это про тебя» мы подталкиваем человека к контакту со своим глубинным Я, к осознанию им «своих» актуальных переживаний. И это есть самый важный момент.
Не только специально разработанные метафорические карты, но и любое изображение символично и несет какой-либо социально-нормативный смысл. Но у каждого своя ассоциация на один и тот же рисунок. Например, изображение страницы календаря для одного - «ожидаемый отпуск», для другого - «изменение графика работы», для третьего - «время, возраст». А вот клетка – это «несвобода, ограничение». Хотя те же ограничивающие убеждения, к примеру, у некоторых являются признаком стабильности.
Когда психолог интерпретирует рисунок другого человека, он использует определенные «ключи», знания символов. Но когда психолог работает с метафорическими картами, ему желательно забыть об этих знаниях, укротить свой профессиональный снобизм. Чтобы случайно не «подтолкнуть» клиента к той ассоциации, которую увидел сам психолог, даже если она показалась ему верной и совпадающей с заявленным запросом.
Поэтому, работая с ассоциативными картами, психологу нужно быть очень острожным и только с помощью наводящих и уточняющих вопросов «вести» клиента к его собственному осознанию своих актуальных переживаний и причин к ним приведших. И хотя обычно человек ждет «оценки» от психолога, здесь не может быть никаких оценок и «вердиктов». Так как собственно «осознание» и есть то, что нам нужно. Если человек «вдруг сам увидел» в себе то, чего раньше не видел, значит работа состоялась.
У меня как-то сам собой произошел такой эксперимент. Я решила нарисовать птицу в клетке, причем осознанно вкладывая в это изображение свой определенный смысл. Затем разместила в «соцсетях» на своих страницах с небольшим комментарием и получила интересные отзывы друзей. Из 13 откликнувшихся на мой рисунок 5 были обеспокоены клеткой.
«Но почему клетка?», «Ну, не должна птица сидеть в клетке», Решетки «давят» и так далее.
Причем, поскольку рисунок был мой, то друзья были обеспокоены «моей несвободой». Однако, пытаясь интерпретировать рисунок другого без контакта с автором, мы можем лишь предполагать, но не знаем, что «хотел сказать» автор этим рисунком. Чаще всего мы проецируем лишь собственное восприятие, переносим собственную ассоциацию, какие-то собственные незавершенные переживания.
И в заключение:
процесс рисования вообще - это попытка «диалога» нашего внутреннего Я с внешним миром. И один рисунок так же, как некоторые слова (коса, ключ, замок…) может нести несколько разных смыслов. Более того, иногда клиент, глядя на метафорическую карту, «выдает» очень неожиданную ассоциацию, совсем не связанную смыслом с рисунком.
Поэтому, работая с человеком через рисунок, психолог в своем заключении конечно же не опирается только на интерпретацию рисунка или ассоциацию с изображением. Как говорится, «может быть, а может и не быть».
С одной стороны, в психологической диагностике широко используются рисуночные тесты. Когда человеку предлагается самому что-то нарисовать, а потом по этому рисунку идет интерпретация его психологического состояния. Причем существуют разные варианты анализа рисунков, определенные «ключи» к интерпретации, которые разрабатываются путем анализа и обобщения десятков тысяч рисунков, выполненных людьми разного возраста и сфер деятельности, находящимися при этом в разных психических состояниях. И всё же это лишь статистическое обобщение.
С другой стороны, в психологической практике используется диагностика, например, c помощью метафорических ассоциативных карт. Когда человеку предлагается описать свои ассоциации на уже нарисованный кем-то рисунок. С помощью этого проективного метода также происходит «вынос» внутренних актуальных переживаний, потребностей, незавершенных процессов. Мне нравится этот метод и хочется поделиться некоторыми наблюдениями и своим опытом его применения.
Известные колоды метафорических ассоциативных карт (OH, Persona, Ecco и другие) содержат рисунки, у которых есть авторы, осознанно или бессознательно «вложившие» свой смысл в тот или иной рисунок. Когда мы предлагаем человеку, посмотрев на рисунок, назвать ассоциацию, которую он вызывает, мы можем получить просто интерпретацию рисунка или «считывание» той информации, которая была «вложена» автором-художником. И тогда вопросом «что это про тебя» мы подталкиваем человека к контакту со своим глубинным Я, к осознанию им «своих» актуальных переживаний. И это есть самый важный момент.
Не только специально разработанные метафорические карты, но и любое изображение символично и несет какой-либо социально-нормативный смысл. Но у каждого своя ассоциация на один и тот же рисунок. Например, изображение страницы календаря для одного - «ожидаемый отпуск», для другого - «изменение графика работы», для третьего - «время, возраст». А вот клетка – это «несвобода, ограничение». Хотя те же ограничивающие убеждения, к примеру, у некоторых являются признаком стабильности.
Когда психолог интерпретирует рисунок другого человека, он использует определенные «ключи», знания символов. Но когда психолог работает с метафорическими картами, ему желательно забыть об этих знаниях, укротить свой профессиональный снобизм. Чтобы случайно не «подтолкнуть» клиента к той ассоциации, которую увидел сам психолог, даже если она показалась ему верной и совпадающей с заявленным запросом.
Поэтому, работая с ассоциативными картами, психологу нужно быть очень острожным и только с помощью наводящих и уточняющих вопросов «вести» клиента к его собственному осознанию своих актуальных переживаний и причин к ним приведших. И хотя обычно человек ждет «оценки» от психолога, здесь не может быть никаких оценок и «вердиктов». Так как собственно «осознание» и есть то, что нам нужно. Если человек «вдруг сам увидел» в себе то, чего раньше не видел, значит работа состоялась.
У меня как-то сам собой произошел такой эксперимент. Я решила нарисовать птицу в клетке, причем осознанно вкладывая в это изображение свой определенный смысл. Затем разместила в «соцсетях» на своих страницах с небольшим комментарием и получила интересные отзывы друзей. Из 13 откликнувшихся на мой рисунок 5 были обеспокоены клеткой.
«Но почему клетка?», «Ну, не должна птица сидеть в клетке», Решетки «давят» и так далее.
Причем, поскольку рисунок был мой, то друзья были обеспокоены «моей несвободой». Однако, пытаясь интерпретировать рисунок другого без контакта с автором, мы можем лишь предполагать, но не знаем, что «хотел сказать» автор этим рисунком. Чаще всего мы проецируем лишь собственное восприятие, переносим собственную ассоциацию, какие-то собственные незавершенные переживания.
И в заключение:
процесс рисования вообще - это попытка «диалога» нашего внутреннего Я с внешним миром. И один рисунок так же, как некоторые слова (коса, ключ, замок…) может нести несколько разных смыслов. Более того, иногда клиент, глядя на метафорическую карту, «выдает» очень неожиданную ассоциацию, совсем не связанную смыслом с рисунком.
Поэтому, работая с человеком через рисунок, психолог в своем заключении конечно же не опирается только на интерпретацию рисунка или ассоциацию с изображением. Как говорится, «может быть, а может и не быть».
Источник: Балджы Светлана
Обсуждения Рисунок: взгляд с двух сторон