Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс,
направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний,
способностей, поведения.
Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.
направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний,
способностей, поведения.
Термин появился первоначально в философии, затем стал популярным в других областях знаний, в том числе в психологии.
Было сформировано отдельное направление (интроспективная психология) на
основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний.
В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять
структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором
регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»).
Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком
особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики
собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека
о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии.
Первый вид связан с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций.
Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым.
Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.
основании трактовки Джона Локка рефлексии как особого источника знаний.
В общем психологическом контексте рефлексия обладает способностью изменять
структуры сознания, а также его содержание. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором
регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону, связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»).
Выделяют разные виды рефлексии: языковую (направленную на анализ человеком
особенностей своей речи), личностную (ее цель – познание свойств и специфики
собственной личности), интеллектуальную (формирование представлений человека
о его интеллектуальных способностях), эмоциональную (познание и изучение человеком собственной эмоциональной сферы).
Категория времени также влияет на вид рефлексии – в этом смысле различают ситуативную, ретроспективную и проспективную рефлексии.
Первый вид связан с ситуацией в настоящем, анализом личности сопутствующих реакций.
Ретроспективная – это оценка событий и действий, связанных с прошлым.
Проспективная рефлексия позволяет анализировать предстоящую деятельность.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Поговорим о рефлексии. Что это?