Мир в душе – счастлив тот, кому знакомо это состояние. И особенно тот, кому оно привычно. Судя по всему, это состояние гармонии, равновесия между населяющими человеческую психику желаниями, влечениями, разрешениями и запретами.
Согласно психоаналитической теории, два самых сильных начала в человеке, две его самые мощные энергии – это Либидо и Танатос, влечение к жизни и влечение к смерти, эрос и агрессия.
Французский психоаналитик Жерар Швек выдвигает гипотезу, что человек учится соединять эти энергии во младенчестве, когда его баюкает и укачивает мать. Это укачивание, тихое и мягкое или бурное, всегда сексуализированное, направлено на достижение младенцем долгого сна, а сон подобен смерти (помните: сон – это маленькая смерть?). Одновременно оно структурирует, успокаивает младенца, защищает его от первобытного ужаса небытия, на краю которого он находится.
Ведь его ощущение себя и собственного существования еще очень-очень слабое, непрочное, зачаточное. Он только родился и еще не умеет БЫТЬ. И в укачивании обретает первые навыки гармоничного бытия. Покоя и доверия во взаимодействии с миром, где равноправны сексуальные и агрессивные импульсы. Где осуществлению жизни служат и те, и другие.
Если агрессия и сексуальность и дальше развиваются связно и гармонично, плавно перетекая друг в друга, то, став взрослым, человек достигает способности к зрелой сексуальной любви, о которой Кернберг пишет:
Агрессия входит и в сексуальный опыт как таковой. Мы увидим, что опыт проникновения, внедрения и опыт, когда в тебя проникают, входят, включает в себя агрессию, служащую любви … Эта нормальная способность трансформации боли в эротическое возбуждение дает осечку, когда грубая агрессия доминирует в родительско-детских отношениях.
Эта осечка неизбежна и в случае холодности, механистичности материнского укачивания, отсутствия у матери беспокойства за судьбу младенца, его чувства. И тогда младенец, отчаявшись обрести успокоение от материнского укачивания, развивается и растет, используя так называемые самоуспокоительные аутосадистические действия.
Жерар Швек:
Недостаточная психическая связь между сексуальностью и жестокостью порождает аутосадистическое стремление к восприятию садистической сцены. Именно самоуспокоительное аутосадистическое действие запускает телесный механизм связывания влечения к смерти с эротическим влечением. Это действие активирует возврат к первичному единству «мать – ребенок» и одновременно разъединение матери и ребенка, а также объединяет и разъединяет комбинированных родителей.
Самоуспокоительным приемом становится любое ритмичное действие, в котором страх или некий эквивалент опасности сменяется расслаблением.
Игра на ударнике, тренировка боксера с грушей, изнурительный бег или гребля, альпинизм, а также такие саморазрушительные действия, как булимия или токсикомания - ...все становится способами самоукачивания, самоуспокоения. Так локальные, сформированные страхи, сменяющиеся успокоением, как ритмичное укачивание, защищают психику от архаического ужаса аннигиляции.
В этом случае соблюдение психоаналитического сеттинга, как ритмичного повторяющегося действия, может стать заменой самоуспокоительного аутосадистического приема и дать терапевту возможность работать над формированием психической связи между сексуальностью и агрессией в психоаналитическом поле.
Французский психоаналитик Жерар Швек выдвигает гипотезу, что человек учится соединять эти энергии во младенчестве, когда его баюкает и укачивает мать. Это укачивание, тихое и мягкое или бурное, всегда сексуализированное, направлено на достижение младенцем долгого сна, а сон подобен смерти (помните: сон – это маленькая смерть?). Одновременно оно структурирует, успокаивает младенца, защищает его от первобытного ужаса небытия, на краю которого он находится.
Ведь его ощущение себя и собственного существования еще очень-очень слабое, непрочное, зачаточное. Он только родился и еще не умеет БЫТЬ. И в укачивании обретает первые навыки гармоничного бытия. Покоя и доверия во взаимодействии с миром, где равноправны сексуальные и агрессивные импульсы. Где осуществлению жизни служат и те, и другие.
Если агрессия и сексуальность и дальше развиваются связно и гармонично, плавно перетекая друг в друга, то, став взрослым, человек достигает способности к зрелой сексуальной любви, о которой Кернберг пишет:
Агрессия входит и в сексуальный опыт как таковой. Мы увидим, что опыт проникновения, внедрения и опыт, когда в тебя проникают, входят, включает в себя агрессию, служащую любви … Эта нормальная способность трансформации боли в эротическое возбуждение дает осечку, когда грубая агрессия доминирует в родительско-детских отношениях.
Эта осечка неизбежна и в случае холодности, механистичности материнского укачивания, отсутствия у матери беспокойства за судьбу младенца, его чувства. И тогда младенец, отчаявшись обрести успокоение от материнского укачивания, развивается и растет, используя так называемые самоуспокоительные аутосадистические действия.
Жерар Швек:
Недостаточная психическая связь между сексуальностью и жестокостью порождает аутосадистическое стремление к восприятию садистической сцены. Именно самоуспокоительное аутосадистическое действие запускает телесный механизм связывания влечения к смерти с эротическим влечением. Это действие активирует возврат к первичному единству «мать – ребенок» и одновременно разъединение матери и ребенка, а также объединяет и разъединяет комбинированных родителей.
Самоуспокоительным приемом становится любое ритмичное действие, в котором страх или некий эквивалент опасности сменяется расслаблением.
Игра на ударнике, тренировка боксера с грушей, изнурительный бег или гребля, альпинизм, а также такие саморазрушительные действия, как булимия или токсикомания - ...все становится способами самоукачивания, самоуспокоения. Так локальные, сформированные страхи, сменяющиеся успокоением, как ритмичное укачивание, защищают психику от архаического ужаса аннигиляции.
В этом случае соблюдение психоаналитического сеттинга, как ритмичного повторяющегося действия, может стать заменой самоуспокоительного аутосадистического приема и дать терапевту возможность работать над формированием психической связи между сексуальностью и агрессией в психоаналитическом поле.
Источник: Гунар Татьяна
Обсуждения Страх бывает предпочтительнее ужаса