Бернард Шоу говорил, что порой надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания вас повесить. Зигмунд Фрейд считал, что юмор сглаживает противоречия, предупреждает недовольство. Словом, бывают моменты, когда удачная шутка способна разрешить конфликт в, казалось бы, безвыходной ситуации. Или и вовсе не допустить его.
Юмор помогает разрешать конфликты по многим причинам. Например, он позволяет перестать относиться к проблеме серьезно. Вы наверняка знакомы с выражением «обратить все в шутку». Это особенно полезно на ранних этапах конфликта, когда он полностью еще не обозначился. Погасить гнев и злость легче всего в самом начале зарождения негативных эмоций.
Уже упомянутый Фрейд считал, что функция юмора защитная, и что он помогает получить психологическую разрядку. Он разряжает ту напряженность, которая создана ограничениями со стороны социальных норм. Более того, считается, что задача юмора заключается в идентификации: процессе отождествления себя с другой группой или человеком. После шутки возникает так называемая эмоциональная солидарность, что способствует сплоченности. Юмор также:
сглаживает различия между людьми (этнические и культурные), потому что он интернационален;
развивает творческие способности;
показывает, что ситуация не такая уж напряженная;
позволяет преодолеть психологические проблемы;
создает эмоциональную связь между людьми.
Типичным примером выхода из конфликтной ситуации при помощи юмора может служить первая сцена из фильма «Бешенные псы», когда все персонажи за столом рассуждают о том, стоит ли давать чаевые. Сцена очень длинная и периодически возникают конфликты, которые тут же гасятся неожиданной, забавной фразой. Учтите также, что почти все персонажи здесь – уголовники, следовательно, любой конфликт может закончиться плачевно. Поэтому роль юмора здесь в том, чтобы сплотить коллектив и не дать ему распасться из-за несовпадения мировоззрений.
Вот несколько общих советов на тему того, что следует учитывать в любой конфликтной ситуации, если вы хотите при помощи юмора смягчить обстановку.
Убедитесь, что шутка никого не обидит
Как и всякий инструмент, юмор можно использовать как во благо, так и во вред. Например, бросать снисходительные, обидные замечания, а затем критиковать другого человека за то, что он не понимает юмор – это худшее применение юмора. Лучшая же стратегия – посмеяться над ситуацией или проблемой, без перехода на личности. Юмор должен быть одинаково веселым и приятным для всех участников. Если чувствуете, что, скорее, дразните оппонента, чем вызываете у него улыбку, остановитесь.
Прежде чем начать шутить, найдите момент, чтобы оценить свои мотивы, а также состояние ума и чувство юмора, настой другого человека. Задайте себе следующие вопросы:
Является ли вашим истинным намерением передача позитивных эмоций или вы выражаете гнев и язвительность, смеетесь над недостатками другого человека?
Вы уверены, что шутка будет правильно понята и оценена?
Осведомлены ли вы об эмоциональном тоне невербальных сообщений, которые отправляете? Вы предоставляете положительные, теплые сигналы или отрицательные и враждебные?
Вы чувствительны к невербальным сигналам, посылаемым другим человеком? Они кажутся открытыми и восприимчивыми к вашему юмору или закрытыми и оскорбленными?
Не используйте юмор для того, чтобы скрыть важные эмоции
Юмор помогает оставаться стойким перед лицом жизненных проблем. Но бывают случаи, когда он не здоров и используется в качестве прикрытия для того, чтобы избегать, а не справляться с болезненными эмоциями. Смех может быть маскировкой для чувств боли, страха, гнева и разочарования, которые вы не хотите чувствовать или не знаете, как выразить.
Когда вы используете юмор в качестве прикрытия для других эмоций, то создаете путаницу и недоверие в своих отношениях с другими людьми. Например, есть люди, которые не воспринимают ничего всерьез. Независимо от того, что с ними происходит, они придумают несколько шуток (и порой забавных). На самом деле такие люди могут бояться близости с другими и использовать юмор для того, чтобы держать всех на расстоянии.
Также есть и те, кто использует токсичный юмор, пытаясь замаскировать свою злобу и зависть. Такие люди не до конца откровенны, в том числе сами с собой, поэтому вместо того, чтобы понять себя, лишь усугубляют ситуацию. Чтобы понять, не используете ли вы юмор для самообмана, задайте себе следующие вопросы:
Действительно ли вы хотите поделиться позитивными переживаниями относительно случившегося?
Используете ли вы юмор, чтобы принизить себя? Нет ничего ужасного в том, чтобы добродушно высмеивать себя, но частые шутки в свой адрес могут служить защитным механизмом низкой самооценки и неуверенности в себе.
Развивайте умное чувство юмора
Некоторые люди обладают отменным чувством юмора, особенно в напряженных ситуациях. Если у вас с этим проблемы, можете воспользоваться следующими советами.
Следите за языком тела собеседника. Вы найдете множество подсказок, если будете наблюдать за мимикой, улыбкой, положением тела человека, с которым вступили в конфликт.
Не применяйте злой юмор. Он срабатывает только у стэнд-ап комиков, а в жизни может нанести непоправимый ущерб и усилить конфликт.
Создавайте «внутренние» шутки. Это шутки, которые понятны только вам и вашему собеседнику. Ими могут быть конкретные слова, словосочетания, рассказы или истории. Такой прием, разумеется, работает только в том случае, если вы знакомы с этим человеком.
Подшучивайте над собой. Этот прием эффективен, потому что в случае, если шутка «не зайдет», она, по крайней мере, никого не обидит. А если понравится, то может погасить конфликт в зародыше.
Не бойтесь выглядеть глупо
Дело не в том, чтобы произвести впечатление или развлечь другого человека, а просто улучшить настроение и разрядить напряжение. Так что не бойтесь быть глупым, как ребенок. Это поможет убрать «копья и вилы» оппонента. Важно, чтобы вы чувствовали себя цельным во время того, как дурачитесь.
Вынужденные шутки наносят отпечаток на тело и мимику, о чем знает любой актер. Поэтому станьте ребенком на несколько минут, но только если чувствуете, что хотите этого. Желаем вам удачи!
Уже упомянутый Фрейд считал, что функция юмора защитная, и что он помогает получить психологическую разрядку. Он разряжает ту напряженность, которая создана ограничениями со стороны социальных норм. Более того, считается, что задача юмора заключается в идентификации: процессе отождествления себя с другой группой или человеком. После шутки возникает так называемая эмоциональная солидарность, что способствует сплоченности. Юмор также:
сглаживает различия между людьми (этнические и культурные), потому что он интернационален;
развивает творческие способности;
показывает, что ситуация не такая уж напряженная;
позволяет преодолеть психологические проблемы;
создает эмоциональную связь между людьми.
Типичным примером выхода из конфликтной ситуации при помощи юмора может служить первая сцена из фильма «Бешенные псы», когда все персонажи за столом рассуждают о том, стоит ли давать чаевые. Сцена очень длинная и периодически возникают конфликты, которые тут же гасятся неожиданной, забавной фразой. Учтите также, что почти все персонажи здесь – уголовники, следовательно, любой конфликт может закончиться плачевно. Поэтому роль юмора здесь в том, чтобы сплотить коллектив и не дать ему распасться из-за несовпадения мировоззрений.
Вот несколько общих советов на тему того, что следует учитывать в любой конфликтной ситуации, если вы хотите при помощи юмора смягчить обстановку.
Убедитесь, что шутка никого не обидит
Как и всякий инструмент, юмор можно использовать как во благо, так и во вред. Например, бросать снисходительные, обидные замечания, а затем критиковать другого человека за то, что он не понимает юмор – это худшее применение юмора. Лучшая же стратегия – посмеяться над ситуацией или проблемой, без перехода на личности. Юмор должен быть одинаково веселым и приятным для всех участников. Если чувствуете, что, скорее, дразните оппонента, чем вызываете у него улыбку, остановитесь.
Прежде чем начать шутить, найдите момент, чтобы оценить свои мотивы, а также состояние ума и чувство юмора, настой другого человека. Задайте себе следующие вопросы:
Является ли вашим истинным намерением передача позитивных эмоций или вы выражаете гнев и язвительность, смеетесь над недостатками другого человека?
Вы уверены, что шутка будет правильно понята и оценена?
Осведомлены ли вы об эмоциональном тоне невербальных сообщений, которые отправляете? Вы предоставляете положительные, теплые сигналы или отрицательные и враждебные?
Вы чувствительны к невербальным сигналам, посылаемым другим человеком? Они кажутся открытыми и восприимчивыми к вашему юмору или закрытыми и оскорбленными?
Не используйте юмор для того, чтобы скрыть важные эмоции
Юмор помогает оставаться стойким перед лицом жизненных проблем. Но бывают случаи, когда он не здоров и используется в качестве прикрытия для того, чтобы избегать, а не справляться с болезненными эмоциями. Смех может быть маскировкой для чувств боли, страха, гнева и разочарования, которые вы не хотите чувствовать или не знаете, как выразить.
Когда вы используете юмор в качестве прикрытия для других эмоций, то создаете путаницу и недоверие в своих отношениях с другими людьми. Например, есть люди, которые не воспринимают ничего всерьез. Независимо от того, что с ними происходит, они придумают несколько шуток (и порой забавных). На самом деле такие люди могут бояться близости с другими и использовать юмор для того, чтобы держать всех на расстоянии.
Также есть и те, кто использует токсичный юмор, пытаясь замаскировать свою злобу и зависть. Такие люди не до конца откровенны, в том числе сами с собой, поэтому вместо того, чтобы понять себя, лишь усугубляют ситуацию. Чтобы понять, не используете ли вы юмор для самообмана, задайте себе следующие вопросы:
Действительно ли вы хотите поделиться позитивными переживаниями относительно случившегося?
Используете ли вы юмор, чтобы принизить себя? Нет ничего ужасного в том, чтобы добродушно высмеивать себя, но частые шутки в свой адрес могут служить защитным механизмом низкой самооценки и неуверенности в себе.
Развивайте умное чувство юмора
Некоторые люди обладают отменным чувством юмора, особенно в напряженных ситуациях. Если у вас с этим проблемы, можете воспользоваться следующими советами.
Следите за языком тела собеседника. Вы найдете множество подсказок, если будете наблюдать за мимикой, улыбкой, положением тела человека, с которым вступили в конфликт.
Не применяйте злой юмор. Он срабатывает только у стэнд-ап комиков, а в жизни может нанести непоправимый ущерб и усилить конфликт.
Создавайте «внутренние» шутки. Это шутки, которые понятны только вам и вашему собеседнику. Ими могут быть конкретные слова, словосочетания, рассказы или истории. Такой прием, разумеется, работает только в том случае, если вы знакомы с этим человеком.
Подшучивайте над собой. Этот прием эффективен, потому что в случае, если шутка «не зайдет», она, по крайней мере, никого не обидит. А если понравится, то может погасить конфликт в зародыше.
Не бойтесь выглядеть глупо
Дело не в том, чтобы произвести впечатление или развлечь другого человека, а просто улучшить настроение и разрядить напряжение. Так что не бойтесь быть глупым, как ребенок. Это поможет убрать «копья и вилы» оппонента. Важно, чтобы вы чувствовали себя цельным во время того, как дурачитесь.
Вынужденные шутки наносят отпечаток на тело и мимику, о чем знает любой актер. Поэтому станьте ребенком на несколько минут, но только если чувствуете, что хотите этого. Желаем вам удачи!
Взято из открытых источников.
Обсуждения Разрешаем конфликт с помощью юмора