Умеем ли мы защищаться от манипуляций?

Наша статья будет полезна и тем, кто уже имеет определенные знания в представленной области, и тем, кто только осваивает навыки эффективного общения и хочет научиться защищать себя от любых психологических посягательств.
Умеем ли мы защищаться от манипуляций?
Каждый человек имеет право жить и действовать так, как он хочет, и никто не может у него это право отнять. Помните об этом и учитесь ставить на место любого, кто с этим не согласен.

Пассивная защита от манипуляций

Психологи и мастера эффективного общения рекомендуют изначально стараться противопоставлять манипулятивному воздействию именно пассивные техники. Они не просто позволяют отразить психологическое влияние со стороны, но также предлагают возможность сделать это, как говорится, тихо и мирно, не вступая с манипулятором в открытую конфронтацию и не усугубляя ситуацию. Кроме того, пассивная защита ориентирована на создание более надежных препятствий и преград на пути влияния агрессора.

Беря во внимание эти преимущества пассивной защиты,мы можем выделить на порядок больше ее приемов, чем в случае с активной защитой. Но прежде чем учиться их применять, вы должны знать, что предлагаемые приемы могут различаться по степени своей эффективности в каждом отдельном случае. Зависит это от особенностей и параметров заданной ситуации, а также от умения самого человека использовать их на практике. Чем шире защитный арсенал человека и чем лучше он умеет комбинировать его составляющие, тем качественнее будет результат его применения. Итак, какие есть методы пассивной защиты? Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Уклонение от контакта с манипулятором

Здесь подразумевается, естественно, психологический контакт. Перед собственно манипуляцией манипуляторы, как правило, применяют технику «малого разговора», в процессе которого жертва как бы проверяется на прочность. В ходе такой проверки происходит «вербальная разведка» и манипулятор понимает, насколько велики его шансы на успех. Задача обороняющегося состоит в том, что он под любым благовидным предлогом стремится уйти от этого «малого разговора», а на все попытки агрессора «прозондировать» почву отвечает полным безразличием. Цель манипулятора установить с жертвой психологический контакт остается недостигнутой, ведь все его попытки выстроить доверительные отношения на выгодных для него условиях игнорируются и остаются «незамеченными».

Дистанцирование от манипулятора

Применяя эту технику, адресат манипуляции стремится всеми силами увеличить дистанцию взаимодействия с манипулятором (в том числе и физическую). Конечно же, следует ориентироваться по ситуации, ведь в каждом случае максимальная дистанция будет разниться. Находясь на расстоянии от агрессора, потенциальная жертва манипуляции попросту не попадает в пространство его психологического воздействия. Здесь не будет лишним уточнить, что психологическое пространство каждого человека отличается собственными психическими комплексами. У манипуляторов эти комплексы непременно содержат в себе элементы силового давления и агрессии. Это и позволяет им успешно воздействовать на психику своих жертв и подчинять людей своим требованиям.

Сокрытие информации о себе

Под информацией о себе нужно понимать ситуативно переживаемые чувства и эмоции. Пряча их от манипулятора, защищающийся человек не дает ему никаких сведений о том, что чувствует в текущий момент времени. «Поле битвы» словно покрывается туманом, действовать в котором для агрессора неудобно и даже опасно. В итоге манипулятор остается не у дел, т.к. просто не в состоянии как-либо повлиять на адресата манипуляции. Но чтобы провести эту технику мастерски, человек должен не только умело маскировать свои чувства и эмоции, но и тщательно контролировать их на протяжении всего процесса коммуникации. Только тогда «туман» станет для атакующего непреодолимой преградой.

Определение метакоммуникаций

Метакоммуникации – это скрытые смыслы, предпочтения, предположения, мотивы и интерпретации в потоке информации, поступаемой во время общения от манипулятора к жертве. Определив их, адресат манипуляции очень быстро может понять истинные замысла своего собеседника, а значит, предупредить саму атаку и ее возможные негативные последствия. Вывести агрессора на «чистую воду» можно при помощи специальных вопросов – поясняющих и уточняющих (вопросы обязательно должны быть открытыми). Вот примеры таких вопросов: «Чего вы хотите конкретно, чтобы эта проблема была решена?», «Что ты на самом деле имеешь в виду, когда предлагаешь мне это?» и т.д.

Выстраивание семантических и смысловых барьеров

Семантические и смысловые барьеры выстраиваются в процессе беседы, когда необходимо найти решение какой-то проблемы. Задача обороняющегося в этом случае – ссылаться на «проблемы» в понимании смысла информации, которую доносит манипулятор, или терминов, которые он употребляет. Несколько примеров таких барьеров: «Понятия, которые вы употребляете, не совсем подходят для нашей ситуации», «Если ты будешь продолжать выражаться в таком духе, боюсь, я вообще ничего не пойму», «Я должен обязательно более детально обдумать ваше предложение, чтобы принять решение» и т.д.

Отслеживание ответов на вопросы

С этим приемом пассивной защиты от манипуляции знаком, пожалуй, каждый, кто старается быть внимательным во время общения. Суть его сводится к тому, что адресат манипуляции задает манипулятору какие-либо вопросы и отслеживает его ответы, чтобы выявить в них обмолвки или оговорки. Хотя данный прием и не всегда позволяет полностью устранить манипуляцию или избежать ее, с помощью него можно уловить ход мыслей собеседника и установить его приблизительные намерения. Это очень полезно, когда приходится обсуждать решения проблем или обдумывать реакции на просьбы.

Блокировка действий манипулятора

Блокировка действий может быть поведенческой и операциональной, но в большинстве случаев удобнее всего применять поведенческую. Защищающийся от манипуляции человек специально ведет себя рассеянно и невнимательно по отношению к словам манипулятора. Также он может замедлять свои ответы, психические реакции или действия, благодаря чему агрессор теряет контроль над ситуацией.

Блокировка действий не вписывается в план инициатора манипуляции, отчего ему приходится максимально быстро подбирать и применять все новые механизмы воздействия. А если учесть, что далеко не каждый человек является мастером манипуляции, а также то, что многие манипуляции носят исключительно сиюминутный характер, любые попытки управлять поведением другим терпят крах.

Применение защиты

Существует два варианта защиты – статусная и ролевая. Защищающийся от манипуляции человек приводит всевозможные аргументы и доводы, указывающие на необходимость следовать своему статусу или роли. Чтобы не дать манипулятору одержать победу, можно просто сослаться на то, что «особое положение» (место в социальной группе, должность и т.д.) не позволяет пойти ему навстречу. В результате агрессор окажется в ситуации, где он просто-напросто не в силах повлиять на ход событий. Как правило, это сразу же снижает натиск партнера по общению, ведь он встает перед необходимостью взять тайм-аут, чтобы обдумать дальнейшие действия. Собственно, и у адресата манипуляции появляется время на обдумывание последующего поведения.

Уход от непредсказуемости

Непредсказуемость касается в контексте нашей статьи действий и поведенческих реакций. Манипулятор специальным образом выстраивает коммуникативные запросы и ожидает получить обратную связь в виде стереотипных реакций или действий. Защищаясь, адресат манипуляции задерживает эти стереотипные реакции и действия, если они у него возникают. Задержка может выражаться, например, в намеренной осторожности и нерешительности, либо в отсрочке ответных реакций на какое-то время. К примеру, если манипулятор вдруг озвучивает адресату очень «интересное и выгодное» предложение, последний колеблется и демонстрирует сомнение в том, это предложение ему подходит.

Наибольший эффект от применения приема достигается, если задействуется эффект неожиданности, т.е. если действия и реакции потенциальной жертвы отличаются от нормы. Самое главное – вести себя таким образом, чтобы манипулятор не мог просчитать действия своей жертвы, т.к. это не даст ему подстроиться под нее.

Прерывание контакта

Используя эту технику, обороняющийся человек временно прерывает контакт с инициатором манипуляции. Делать это рекомендуется в ситуациях интенсивного психологического давления, при наличие агрессии и открытой угрозы, а также напряженного эмоционального фона, продуцируемого манипулятором.

Прерывать контакт нужно осторожно и аккуратно. Лучше всего использовать благовидные предлоги и весомые поводы. Адресат манипуляции может сказать, что ему срочно нужно отлучиться по важному делу, выполнить задание начальника, проверить отчет подчиненного, кому-то позвонить и т.д.

Перевод внимания

Противодействия влиянию манипулятора, адресат фокусирует свое и его внимание на задачах, имеющих для разрешения проблемы наибольшее значение. Часто манипулирующие люди стремятся «заговорить зубы» своим жертвам – отвлечь их от ключевых моментов беседы и переключить на несущественные детали. Делается это, чтобы человек потерял из виду главное. На первоначальном этапе необходимо отследить подобное поведение нападающего. Для этого нужно постоянно обращать внимание на содержательную часть произносимого собеседником. Как только появится повод полагать, что он пытается «бросить пыль в глаза», необходимо сразу же указать на отход от темы и напомнить о первостепенных обстоятельствах.

Прямое указание на то, что манипулятор отклоняется от главного, поставит его в проигрышную позицию, и он будет вынужден продолжать игру по чужим правилам.

Вышеназванные приемы пассивной защиты от манипуляции на самом деле очень эффективны. Благодаря своей естественности и незаметности они позволяют адресату манипуляции быстро получить перевес в свою сторону и парировать большинство психологических атак. Единственным минусом (если можно так выразиться, конечно) пассивной защиты является то, что она не подходит для ситуаций, когда манипулятор не оставляет попыток добиться своего или начинает открыто демонстрировать свое желание любым способом достичь нужных целей. В этих случаях нужно переходить к активным действиям. О них мы и побеседуем ниже.

Думаем, что вам также будет интересно посмотреть на манипуляции и с другой стороны. В видео, представленном ниже, рассказывается о том, какие существуют виды психологический манипуляций и способы их преподнесения.

Активная защита от манипуляций

Приемы активной защиты от манипуляций могут использоваться как самостоятельно, так и совместно с приемами защиты пассивной. Но главной их целью является уже не простое парирование психологических атак, а максимальная дестабилизация состояния манипулятора и его полный отказ от своих намерений. Также заметим, что отличительной чертой таких приемов является не только полное противодействие манипулятивным вторжениям, но и ответное воздействие на агрессора. Также вы уже знаете, что арсенал активных методов не так широк. Мы познакомим вас с несколькими наиболее действенными и легкими для освоения.

Преобразование вербальных и невербальных сигналов

В процессе общения с манипулятором адресат получает от него как вербальные, так и невербальные сигналы. К вербальным относятся главным образом слова, а к невербальным – жесты, мимика, взгляды, интонации, тон и другие подобные элементы общения. Перед обороняющимся стоит задача преобразовать их, беря во внимание свои собственные интересы и доводы на тему решения стоящей проблемы. На первоначальном этапе жертва манипулятора выборочно определяет наиболее значимые и важные для нее элементы поступающей от манипулятора информации. Другими словами, адресат манипуляции вычленяет из всего, что говорит или демонстрирует ему собеседник, то, что сможет использовать для проведения контратаки.

После этого, выбранные элементы преобразуются в выгодную для адресата манипуляции форму. Это значит, что он словесно указывает манипулятору на важность решения стоящий перед ними обоими проблемы, а затем предлагает вариант, в котором уже учитываются интересы обеих сторон. Если предложенный нападающим вариант абсолютно неприемлем для адресата, он может провести встречную манипуляцию, например, предложить вариант, который учитывает только его интересы. Более подробно об эффективных методах манипуляции вы можете почитать в наших статьях «Манипуляция людьми» и «Приемы манипуляции в дискуссии».

Контрманипулятивная защита

Под контрманипулятивной защитой подразумевается применение приемов встречной манипуляции, позволяющих адресату манипуляции «подняться» на один уровень силового противостоянии с ее инициатором. По сути, ответная манипуляция может рассматриваться в качестве наиболее мощного приема активной защиты. Используя ответную манипуляцию, человек обращается к обстоятельствам, изначально созданным агрессором. Беря во внимание то, что практически все виды манипуляции осуществляются посредством скрытого влияния, то и методы встречной манипуляции должны выстраиваться с его учетом.

Когда жертва манипуляции осознает, что ей пытаются управлять, она мгновенно начинает искать слабые стороны и болевые точки своего противника – те мишени в его психической структуре, на которые можно оказать психологическое влияние. Нанося по ним ответные «удары», жертва перехватывает инициативу. Если, к примеру, манипулятор навязывает адресату обсуждение того, что интересует именно его, последний сразу же ставит во главу угла вещи, которые считает важными он. Но это лишь первый этап. На втором этапе необходимо начать активно навязывать нападающему свою точку зрения.

Например, если нужно принять какое-то решение, критерии выбора этого решения задает уже обороняющийся человек, причем и сам выбор делает он же. Также нужно сделать несколько важных уточнений, касающихся контрманипулятивной защиты:

приемы встречной манипуляции должны проводиться до того момента, пока инициатор манипуляции не прекратит все попытки психологического воздействия;

по мере проведения приемов встречной манипуляции защищающийся человек должен просчитывать ситуацию наперед и, ожидая продолжения атаки, продумывать действия по ее нейтрализации;

адресат манипуляции должен стремиться не только остановить агрессора, но и прилагать все усилия, чтобы проблемная ситуация в обязательном порядке была разрешена с выгодой для него.

Психологическая атака

Все мы знаем поговорку «Лучшая защита – это нападение», и резкие действия против манипулятора – это вполне приемлемый вариант ответа на психологическое вторжение. Адресат манипуляции прямым текстом высказывает ее инициатору все, что его не устраивает и настораживает. Можно задавать открытые вопросы типа «Чего вы хотите?» или «Куда ты клонишь?», просить в ясной форме выразить свои намерения, чтобы понять суть происходящего. В наиболее острых ситуациях не возбраняется давать критические оценки и замечания в сторону агрессора, осуждать его и даже насмехаться над его попытками оказать скрытое влияние.

Выпады, разоблачающие намерения манипулятора, моментально дестабилизируют его психическое состояние, заставят начинать активно защищаться и самого сделают жертвой. Чтобы ослабить напор адресата, нападающему придется мобилизовать все свои энергетические ресурсы и проявить нехилую смекалку (если человек, конечно, хочет сохранить лицо). Такое удается далеко не каждому, поэтому здесь есть почти стопроцентная гарантия победы над соперником.

Однако нужно понимать, что психологическая атака может стать началом конфликта, последствия которого предугадать очень сложно. Поэтому и применять этот прием активной защиты от манипуляции нужно с предельной осторожностью.

Впрочем, любую активную защиту нужно использовать очень аккуратно, да и вообще ситуаций, приводящих к этому, лучше избегать. Большинство манипуляций вполне реально нейтрализовать, действуя пассивно. А чтобы совсем минимизировать ситуации манипулирования по отношению к себе, мы советуем придерживаться нескольких несложных рекомендаций.

В процессе любого общения:

помните о своих основных интересах;
сохраняйте осознанность;
расставляйте приоритеты;
думайте на перспективу;
не давайте лишних обещаний;
не забывайте о своих обязательствах;
сохраняйте самоуважение;
помните о свободе выбора.
Взято из открытых источников.
×

По теме Умеем ли мы защищаться от манипуляций?

Умеем ли мы быть собой?

Будда говорил, что все страдания человека происходят от его желаний. Если...
Психология

Умеем ли мы контролировать гнев и раздражение?

Как справиться с гневом? Что делать со вспышками агрессии и раздражения? Как...
Психология

Умеем ли мы быть искренними в общении?

Каждого из нас периодически интересует вопрос, насколько искренни окружающие нас...
Психология

Этика манипуляций

Отсутствие возможности сопротивления позволило бы обойтись более "лобовыми...
Психология

Защита от манипуляций

Прием первый: Уклоняйтесь от атаки Кто-то из коллег оказывает вам многочисленные...
Психология

Когда эмоционально против манипуляций

Сегодня, пожалуй, не встретишь человека, который хотя бы единожды не ставал...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Теряем атмосферу
Кухонная спасательница! Целитель 430