Про время

Время реакции – понятие из экспериментальной психологии, которое означает временной интервал между восприятием оптических, акустических, тактильных, висцеральных, проприоцептивных и других сигналов, и ответом на эти сигналы.
Про время
Хотелось бы обратить внимание на ключевое для меня слово – время.

Любой сигнал, который мы воспринимаем, требует времени для актуализации процессов, порождающих ощущения, эмоции, мысли и так далее.

Различение, дифференцировка, а, стало быть, означивание сигналов и придание им смыла – это уже более сложная задача, связанная с формированием отношения к данному сигналу, про отношение и знание о себе, воспринимающем данный сигнал.

Допустим, что время живет внутри нас, проявляясь в виде понятных, очевидных, иногда не очень понятных, смутных, а нередко в виде неявных, туманных констелляций, в которых мы можем улавливать закономерность.

Тогда время внутри может быть объективным, например, биологические ритмы

- сердечный и дыхательный ритм;
- перистальтика кишечника, желудка;
- ритм принятия и освобождения от пищи;
- ритмы, связанные с более глубокой переработкой и трансформацией питательных веществ в энергию;

- гормональный ритм;
- ритмы, связанные с пиком и спадом эмоциональной, интеллектуальной, физической деятельности;

- ритм, связанный с ликвародинамикой и пульсацией мозга, и так далее;

и субъективным, связанным с отношением к перечисленным процессам.

Само отношение формируется, исходя из пульсации тех или иных особенностей нервной системы, пульсации истории, пульсации жизненного опыта отступлений и преодолений, пульсации предрасположенности к тревоге, страху (сегодня я могу быть предрасположен, а завтра нет).

Например, во мне есть биологический ритм, связанный с деятельностью сердца. Одновременно у меня сформировано отношение к этому процессу, и я или ощущаю ускоряющийся ритм, или не ощущаю, воспринимаю это как сигнал и укладываю в систему значений, относящихся к моему здоровью, или не воспринимаю.

Алекситимия пациентов с химической или пищевой зависимостью предполагает неразличение, игнорирование тревожного сигнала, связанного с сердцебиением, работой ЖКТ и других систем. В данном случае объективное время и есть, и вроде его нет. То есть невозможность дифференцировать тревожный сигнал и включить его в систему значений предполагает выход из объективного времени и создание новой субъективной реальности, опорным моментом которой является ритм появления тяги, абстиненции, переполнения желудка, рвотных позывов.

Если мы опираемся на идею субъективного времени, которое связано с пульсацией отношений, знаний, ценностей, то понятно, каким образом люди могут жить в предвкушении будущего, убегая из прошлого и пропуская настоящее, или живут в слиянии прошлого с настоящим, или пребывают только в настоящем или только в прошлом.

Некоторые люди живут вне времени, и в силу своей алекситимии они не восприимчивы к внешним и внутренним сигналам, но обосновывают свое настоящее, исходя из фантазий и концепций.

Существуют разные модели субъективного времени.

Для европейского сознания привычно представление о времени как о стреле, направленной из прошлого через настоящее в будущее.

У Фауста, одноименного персонажа из романа Гёте, эта стрела организует его процессы таким образом, что он стремится выйти из бессмысленного прошлого и унылого настоящего, в котором томится его дух, и оказаться в мгновениие перехода из настоящего в будущее, хотя этот миг и есть переживание сейчас, который моментально становится прошлым.

Он пытается остановить момент перехода тогда, когда он устойчиво погружается в восторг от себя и своих дел. Это ему удается, потому что он теряет контакт с реальностью и находит окончательный приют в своей иллюзии. Его бегство мотивированно переживанием скуки и бессмысленности при соприкосновении с реальностью сейчас других людей.

У В.Пелевина в романе «Чапаев и Пустота» есть метафора, в которой Василий Иванович в критический момент, ожидая из будущего свою смерть, использует «глиняный пулемет» Будды и уничтожает и будущее, и настоящее, и прошлое в той реальности, где совершается это действие, открывая доступ к лучезарному потоку «УРАЛа»(условная река абсолютной любви), т.е. времени, куда он вместе с Петром и Анной бросается в предвкушении, в ожидании, с фантазией о «бесконечном» кайфе как бесконечной реальной реальности, квазиреальности (реальность, которая включает в себя все остальные реальности). Этим путем идут наркоманы, больные алкоголизмом и т.д.

Эта метафора выводит на другую модель субъективного времени, в соответствии с которой одновременно сосуществуют бесконечное количество его потоков. Между этими потоками существуют связи и возможность путешествия по лабиринту времени (Х. Борхес «Сад расходящихся тропок»). Если в этом лабиринте возникает «со-впадение»(совместное впадение в общий поток субъективного времени, в пространство общей реальности) между ритмами организмов, психологическими и эмоциональными ритмами, со-впадение пульсирующих интересов и ценностей, то Мы встречаемся или Я встречается с другим Я.

Можно и не встретиться ни с кем, так как я не «со-впадаю» из-за недоверия, страха быть поглощенным и отверженным, обесцененным, пристыженным, обвиненным или презирая, или и то, и другое.

П.Гудман, Ф.Перлз, их ближайшие ученики и соратники, а затем наши современники, например, Жан-Мари Робин, люди, которым я бесконечно доверяю и у которых учусь, расширяя доступ к творческому потенциалу человека, предложили метафору субъективного времени, в соответствии с которой я могу быть одновременно 60-ти летним мужчиной, 30-летним, 20-летним, 2-летним ребенком и т.д.

Поля времени, как блины на тарелке, лежат стопкой, и челнок памяти и внимании движется среди этих полей, вытаскивая то или другое переживание, кусочек опыта, мысль, которые соответствуют определенному возрасту.

Мы не всегда чувствуем время, оно спрятано в нервах, реакциях мышц, органах, в росте и развитии. Время спрятано в процессах. Жизнь - это процесс, включающий множество разных процессов, которые тоже можно назвать жизнью, если происходит какое-либо изменение в настоящем.

На самом деле все это просто круговорот сейчас в разных состояниях ума, как вода бывает то льдом, то морем, то жаждой. (В. Пелевин. Шлем Ужаса)

В фильме «День сурка» герой обнаруживает, что попал в повторяющийся цикл времени одного и того же дня, в котором происходят одни и те же события. Недоумение, растерянность, ужас, попытки убежать до поры лишают героя Билла Мюррея доступа к творческим решениям, выборам и развитию внутри этой ситуации. Влюбленность, перерастающая в любовь, помогает использовать творческие силы психики и время внутри этого цикла. Герой обучается музыке, читает книги, развивает свою фантазию и речь, совершает добрые дела, меняется, что в итоге приводит к расположению возлюбленной, после чего он благополучно выходит из заколдованного круга времени.

Для меня интересна деталь: ощущение пребывания в одном и том же времени возникает только у главного героя, все остальные персонажи продолжают жить в своем времени.

У меня есть фантазия, в реалистичности которой я убеждаюсь благодаря терапевтической работе, что все описанные модели и, может быть, другие, которые я опустил, могут быть обнаружены в психической реальности одного человека, создавая пустоту или полноту жизни, мучая или радуя, пугая или вдохновляя, поддерживая или ослабляя процесс выбора.

Например, человек представляет себе настоящее как допущение, как логический вывод о наличии у него двух состояний:

- состояние «от себя», в котором он может быть сам для себя (состояние свободы);

- другое состояние, которое возникает как результат его попытки быть свободным, где он расплачивается за то, что может быть собой: страхом, ужасом, ощущением накатывающего несчастья.

Он пытается объяснить наличие этих состояний с помощью событий, притекающих в его сознание из различных временных потоков, организованных в повторяющиеся циклы. В этих циклах событий он отыскивает следы значений, которые использует для объяснения того, что происходит с ним сейчас. Он хочет получить доступ к будущему, воссоздавая настоящее из прошлого.

В его внутреннем пространстве нет стрелы времени, зато есть потоки с возможными переходами из одного в другой, которые в результате рассеивают мысли, внимание, ощущения, эмоции и уводят его из настоящего. Повторяющиеся временные циклы связывают события, разделенные в памяти, в результате чего ему не удается создать целостный контекст, увязывающий его переживание и высказывание. В психиатрии это называется соскальзыванием.

С накоплением человеческого и профессионального опыта я все чаще задумываюсь о конце времени, невольно придавая значение времени как совокупности процессов, которые создают и управляют жизнью. В результате по-другому выстраивается встреча, которая становится более глубокой, живой, непосредственной и естественной. И в этой встрече я чувствую пульсацию нарративной идентичности между мной и другим, стремящуюся к освобождению и развитию.
Источник: Кабаков Андрей
×

По теме Про время

Экономить время

Формируйте рабочие блоки, в которые Вы будите включать выполнение крупных или...
Психология

Время и характер

Вопрос времени - отнюдь не второстепенный для многих представителей земной...
Психология

Время и бизнес

Время работает против нас. Мы не знаем даже, сколько нам отпущено его на этом...
Психология

Аппетит уходит во время еды

У нас есть собственные средства - и не технические, а произрастающие в лесу и на...
Психология

Время с пользой...

Прочитала статью опубликованную в разделе практическая психология о тайм...
Психология

Время

Возможны ли путешествия во времени? Путешествие во времени для многих кажется...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Молитва за мужа для любящей жены
Как избавиться от чувства голода. Популярные лайфхаки