Как часто, услышав слово «эгоизм» или употребив его в речи, человек недовольно морщится, касается это его самого или кого-то ещё.
И если кто-то со стороны называет другого эгоистом или этот самый другой подозревает, что о нём так могут подумать, его, как правило, охватывают отнюдь не самые приятные чувства.
И если кто-то со стороны называет другого эгоистом или этот самый другой подозревает, что о нём так могут подумать, его, как правило, охватывают отнюдь не самые приятные чувства.
А зачастую страх показаться эгоистом заставляет человека действовать исключительно исходя из интересов других, забывая о своих, предавая себя, как выясняется потом позже (или не выясняется). Иногда понимание данной ситуации на консультации у психолога становится настоящим откровением.
Страх быть эгоистом во многих случаях заставляет некоторых забывать о себе, растворяться в других. По моим личным наблюдениям, наиболее часто такое случается с женщинами.
Каким образом формируется подсознательная готовность отказываться от своих интересов, жить чужими желаниями, угождать?
Родители учат детей делиться, отдавать и так далее. Что само по себе хорошо. И ругают, например, за жадность, чего бы она не касалась. И (или) своим примером часто демонстрируют, как именно. Но ничего не говорят о том, как важно заботиться о себе (не все, конечно).
Потребность в удовлетворении собственных интересов у ребёнка от этого никуда не исчезает, а вытесняется. И взрослый потом может честно считать, что ему ничего не нужно. Особенно явно это проявляется с возрастом, если ничего не предпринимать и если ситуация не приобретёт особо патологическую форму, которая которая вдруг да поспособствует возникновению неожиданного для самого себя у такого человека чувства протеста. Бывает, это чувство приводит к конкретным действиям.
Может ли быть счастливым тот, кто, забывая о себе, думает о других?
При подобных обстоятельствах он (если только не достиг уровня святости) нередко подсознательно ожидает полноценной взаимности от другой стороны. Но, как правило, этого не происходит, поскольку отдавать, забывая о себе – это жертвенность.
А Жертву обычно люди хотят либо пожалеть, либо «подопнуть». А ещё от неё во многих случаях всё больше и больше требуют. До тех пор, пока у неё не лопнет терпение. Приносить жертву можно осознанно (например, мать жертвует сном, если ребёнок болен - но она сама по себе не всегда становится Жертвой), но это совсем другая история.
Терпение у тех, кто боится быть эгоистом, надо сказать, зачастую почти резиновое. Но даже оно иногда заканчивается. Заканчивается ресурс психологической устойчивости и происходит некий прорыв. Он иногда в итоге приносит не самые плохие результаты, хотя сам по себе может быть болезненным.
После него человек иногда приобретает решимость жить для себя. Но не всегда при этом остаётся желание сохранять отношения с партнёром (или даже с целой группой людей, если речь о широком социуме).
Но случается и иначе… Проблема излишнего терпения, основанная на страхе быть эгоистом (как и на чём-то другом, собственно), вполне может взывать к вниманию обладателя, уходя в соматику. Если человек не слышит душу, сигналы подаёт тело. Думаю, многие коллеги знакомы со случаями психосоматических проявлений у терпеливых людей.
Полагаю, мало кто из неспециалистов проводит различия между понятиями эгоизма и эгоцентризма.
Эгоист – тот, кто заботиться о реализации собственных интересов.
Есть ли тут какая-то почва для осуждения?
Все люди в определённой степени эгоистичны, понимают они это или нет. В переводе с латинского слово «эгоист» означает «я есть». Если мы совсем не будем учитывать свои интересы, не то что не получим внутреннего комфорта, но даже не выживем. С данной точки зрения эгоизм очень полезен, невероятно полезен.
Значение слова «эгоцентризм» в переводе с латинского – «я центр».
Поэтому эгоцентриком можно считать человека, зацикленного на себе. Такие люди не способны к сопереживанию, сочувствию. Они не испытывают желания встать на место партёра, услышать его с его болями, желаниями, потребностями и не способны такими, как есть, на настоящий человеческий контакт, на близость.
Уметь быть сцентрированным – отлично! Это даёт возможность быть в центре себя и видеть, как есть, всё вокруг и окружающих, приближаться к их пониманию.
Страх быть эгоистом во многих случаях заставляет некоторых забывать о себе, растворяться в других. По моим личным наблюдениям, наиболее часто такое случается с женщинами.
Каким образом формируется подсознательная готовность отказываться от своих интересов, жить чужими желаниями, угождать?
Родители учат детей делиться, отдавать и так далее. Что само по себе хорошо. И ругают, например, за жадность, чего бы она не касалась. И (или) своим примером часто демонстрируют, как именно. Но ничего не говорят о том, как важно заботиться о себе (не все, конечно).
Потребность в удовлетворении собственных интересов у ребёнка от этого никуда не исчезает, а вытесняется. И взрослый потом может честно считать, что ему ничего не нужно. Особенно явно это проявляется с возрастом, если ничего не предпринимать и если ситуация не приобретёт особо патологическую форму, которая которая вдруг да поспособствует возникновению неожиданного для самого себя у такого человека чувства протеста. Бывает, это чувство приводит к конкретным действиям.
Может ли быть счастливым тот, кто, забывая о себе, думает о других?
При подобных обстоятельствах он (если только не достиг уровня святости) нередко подсознательно ожидает полноценной взаимности от другой стороны. Но, как правило, этого не происходит, поскольку отдавать, забывая о себе – это жертвенность.
А Жертву обычно люди хотят либо пожалеть, либо «подопнуть». А ещё от неё во многих случаях всё больше и больше требуют. До тех пор, пока у неё не лопнет терпение. Приносить жертву можно осознанно (например, мать жертвует сном, если ребёнок болен - но она сама по себе не всегда становится Жертвой), но это совсем другая история.
Терпение у тех, кто боится быть эгоистом, надо сказать, зачастую почти резиновое. Но даже оно иногда заканчивается. Заканчивается ресурс психологической устойчивости и происходит некий прорыв. Он иногда в итоге приносит не самые плохие результаты, хотя сам по себе может быть болезненным.
После него человек иногда приобретает решимость жить для себя. Но не всегда при этом остаётся желание сохранять отношения с партнёром (или даже с целой группой людей, если речь о широком социуме).
Но случается и иначе… Проблема излишнего терпения, основанная на страхе быть эгоистом (как и на чём-то другом, собственно), вполне может взывать к вниманию обладателя, уходя в соматику. Если человек не слышит душу, сигналы подаёт тело. Думаю, многие коллеги знакомы со случаями психосоматических проявлений у терпеливых людей.
Полагаю, мало кто из неспециалистов проводит различия между понятиями эгоизма и эгоцентризма.
Эгоист – тот, кто заботиться о реализации собственных интересов.
Есть ли тут какая-то почва для осуждения?
Все люди в определённой степени эгоистичны, понимают они это или нет. В переводе с латинского слово «эгоист» означает «я есть». Если мы совсем не будем учитывать свои интересы, не то что не получим внутреннего комфорта, но даже не выживем. С данной точки зрения эгоизм очень полезен, невероятно полезен.
Значение слова «эгоцентризм» в переводе с латинского – «я центр».
Поэтому эгоцентриком можно считать человека, зацикленного на себе. Такие люди не способны к сопереживанию, сочувствию. Они не испытывают желания встать на место партёра, услышать его с его болями, желаниями, потребностями и не способны такими, как есть, на настоящий человеческий контакт, на близость.
Уметь быть сцентрированным – отлично! Это даёт возможность быть в центре себя и видеть, как есть, всё вокруг и окружающих, приближаться к их пониманию.
Источник: Нестерова Лариса
Обсуждения А ты записался в эгоисты?