В обществе эгоизм всегда порицался.
Под лозунгом «Не будь эгоистом» воспитатели учат делиться с ближними, потому что обвинение в эгоизме по меньшей мере неприятно, а в большинстве случаев вызывает чувство вины.
Но в последнее время заговорили о пользе здорового эгоизма, и многие стали недоумевать: Так хорошо это или плохо - быть эгоистом?
Под лозунгом «Не будь эгоистом» воспитатели учат делиться с ближними, потому что обвинение в эгоизме по меньшей мере неприятно, а в большинстве случаев вызывает чувство вины.
Но в последнее время заговорили о пользе здорового эгоизма, и многие стали недоумевать: Так хорошо это или плохо - быть эгоистом?
В негативном смысле эгоизм понимают как исключительную сосредоточенность на себе и игнорирование других людей. Эгоисту приписывают злые намерения обойти всех, забрать себе самое лучшее, а другим ничего не оставить.
В хорошем смысле эгоизм – забота о себе: своем теле, душе, о своем месте в жизни. Впервые теорию «разумного себялюбия» сформулировали французские мыслители 18 века, считая, что основой морали и этики являются правильно понятые собственные интересы, принцип «не делай другому того, что не желаешь себе».
Окружающие эгоиста люди не разбираются в психологических мотивах его поступков, а сразу реагируют обвинением.
Молодой человек сидит в автобусе и сосредоточен на телефоне, а перед ним стоит пожилая женщина.
Мать пришла уставшая с работы, а дочь отказывается сходить за хлебом в магазин.
Жена после бессонной ночи у кровати малыша просит мужа погулять с ребенком, а он собирается на встречу с друзьями.
«Эгоисты!» – скажут многие. В порыве обиды люди приписывают эгоистам злобные намерения: «Он совсем не думает о нас. Ему наплевать на других».
Почему эгоисты не думают об окружающих?
Для этого спросим себя, почему вообще люди соотносятся с окружающими. На уровне желаний большинство из нас тоже хотят для себя большее и лучшее, мечтают стать известными и любимыми. Эти желания сеют родители и воспитатели, поощряя развитие личности ребенка. Не будь вечного стремления к удовольствию не только телесному, но душевному, не стало бы великих открытий и прочих достижений цивилизации.
Но общественный прогресс нуждается также в том, чтобы члены общества жили мирно и умели договариваться друг с другом. Поэтому в процессе социализации нас учат соотноситься с другими людьми.
В ход идет метод «кнута и пряника». Нам говорят: «Хорошие дети помогают родителям» или «Игрушками надо делиться с другими ребятами, а иначе пойдешь в угол». После таких предупреждений девочки и мальчики хотят быть хорошими и делятся игрушками. Большая часть социализированных детей, становясь взрослыми, контролируют свои желания и хотят получить одобрение от окружающих.
Конечно, большую роль играет сочувствие. Люди чувствительные охотно без указаний делятся сами, жалеют слабых, помогают бездомным животным. Не приемы воспитания, но эмпатия к другим делают их сострадательными к окружающему миру. Можно сослаться на их врожденную тонкую нервную организацию. Но, как правило, помимо конституциональной предрасположенности, они сами испытывали лишения и страдания, которые научили их души откликаться на потребности других людей.
Вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Людей, способных поступаться своими интересами бескорыстно, называют великодушными. Высокие моральными принципы не выучены, а вымучены работой души.
По сравнению с ними душевное развитие эгоистов ограничено:
в детстве их оберегали от огорчений, потакали прихотям, не приглашали разделить трудности. Сначала малышу покупали дорогие вещи ко дню рождения, потом студенту – поездку на море при том, что в семье мало достатка и родители отказывают себе в необходимых вещах.
Терпение, всепрощение, оправдание незрелости. Не хочется расстраивать, не хочется чувствовать себя жестокими родителями - так объясняют родственники эгоиста свое бездействие.
Давно замечено, что в семье, где родители жертвуют собой ради ребенка, частенько вырастают эгоисты. Вообще эгоисты появляются не на необитаемом острове, их эгоизм взращивается в обществе, в первую очередь в родной семье.
Если ребенок вырос эгоистом или взрослый человек приобретает эгоистические наклонности - смотри и увидишь в его окружении родственников, практикующих полную самоотдачу, ничего не просящих для себя. А если тебя ни о чем не просят и ты всегда в делах, то не обижайся, но к тебе будут относиться как к роботу, создающему условия обитания. У робота может что-то болеть или быть проблемы?
Эгоисты любят удовольствия и поэтому стремятся к удовольствию. Они берут для себя лучшее по привычке. Они пренебрегают окружающими вовсе не из злого умысла, а просто потому, что думают только о себе, считая это нормой мироздания.
Отсюда следует важный вывод.
Эгоизм исправляется тем же способом, что появляется.
А именно - изменением поведения близких людей.
Это трудный процесс, особенно для тех, кто всю жизнь привык жертвовать собой. Трудно объяснить пожилой бабушке, что потакать внуку вредно, что пора просить внука позаботиться о ней. Как бы ни было жаль бабушку, но, возможно, сокращение свиданий с внуком – единственный способ убрать соблазны безграничной любви.
Душа не должна лениться, ей нужно трудиться. И чтобы понять, где граница между страданиями и полным их отсутствием, ведущим к формированию эгоистичных наклонностей, нужно быть очень внимательным в отношениях.
Родителям и воспитателям следует обращать внимание не только на успехи в школьных предметах, но и на душевную отзывчивость ребенка. В зависимости от возраста дети в разной степени могут обслуживать себя сами, участвовать в домашней работе, обсуждать с родными проблемы.
Если ребенок в 7 лет не знает, где взять одежду, не вручайте ему рубашку в руки, а дайте время сориентироваться в своем гардеробе. Наберитесь терпения, позвольте надеть футболку наизнанку, мятую, грязную. Ежедневные причитания мамы о том, что дитя опять одел не то, уже не воспринимаются. Пусть малознакомые люди отреагируют на неопрятную внешность – это действует сильнее. Стыд перед окружающими за небрежный вид должен появиться у подростка, а не у вас.
Нужно быть чутким в партнерских отношениях. Бесполезно обвинять супруга в эгоизме. Обвинения редко приносят результат, но вызывают раздражение и конфликт. Лучше начать думать о себе, перестать быть жертвой. После работы дать себе отдохнуть некоторое время и не торопиться готовить ужин. В выходной день встретиться с подругами, а не ехать за продуктами. Учиться делить с партнером общие домашние дела и заботы о детях.
Конечно, изменения появятся не быстро. Потребность эгоиста брать готовое будет действовать до тех пор, пока партнер будет делать домашние дела один. Работа с клиентами, которые хотят научиться «разумному себялюбию», продолжается не один месяц, а порой годы. Мы учимся жалеть себя, выдерживать чувство вины, возникающее во время отдыха, получать удовольствие просто так, без всякого результата.
Мы – «кузнецы своего счастья»!
В хорошем смысле эгоизм – забота о себе: своем теле, душе, о своем месте в жизни. Впервые теорию «разумного себялюбия» сформулировали французские мыслители 18 века, считая, что основой морали и этики являются правильно понятые собственные интересы, принцип «не делай другому того, что не желаешь себе».
Окружающие эгоиста люди не разбираются в психологических мотивах его поступков, а сразу реагируют обвинением.
Молодой человек сидит в автобусе и сосредоточен на телефоне, а перед ним стоит пожилая женщина.
Мать пришла уставшая с работы, а дочь отказывается сходить за хлебом в магазин.
Жена после бессонной ночи у кровати малыша просит мужа погулять с ребенком, а он собирается на встречу с друзьями.
«Эгоисты!» – скажут многие. В порыве обиды люди приписывают эгоистам злобные намерения: «Он совсем не думает о нас. Ему наплевать на других».
Почему эгоисты не думают об окружающих?
Для этого спросим себя, почему вообще люди соотносятся с окружающими. На уровне желаний большинство из нас тоже хотят для себя большее и лучшее, мечтают стать известными и любимыми. Эти желания сеют родители и воспитатели, поощряя развитие личности ребенка. Не будь вечного стремления к удовольствию не только телесному, но душевному, не стало бы великих открытий и прочих достижений цивилизации.
Но общественный прогресс нуждается также в том, чтобы члены общества жили мирно и умели договариваться друг с другом. Поэтому в процессе социализации нас учат соотноситься с другими людьми.
В ход идет метод «кнута и пряника». Нам говорят: «Хорошие дети помогают родителям» или «Игрушками надо делиться с другими ребятами, а иначе пойдешь в угол». После таких предупреждений девочки и мальчики хотят быть хорошими и делятся игрушками. Большая часть социализированных детей, становясь взрослыми, контролируют свои желания и хотят получить одобрение от окружающих.
Конечно, большую роль играет сочувствие. Люди чувствительные охотно без указаний делятся сами, жалеют слабых, помогают бездомным животным. Не приемы воспитания, но эмпатия к другим делают их сострадательными к окружающему миру. Можно сослаться на их врожденную тонкую нервную организацию. Но, как правило, помимо конституциональной предрасположенности, они сами испытывали лишения и страдания, которые научили их души откликаться на потребности других людей.
Вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Людей, способных поступаться своими интересами бескорыстно, называют великодушными. Высокие моральными принципы не выучены, а вымучены работой души.
По сравнению с ними душевное развитие эгоистов ограничено:
в детстве их оберегали от огорчений, потакали прихотям, не приглашали разделить трудности. Сначала малышу покупали дорогие вещи ко дню рождения, потом студенту – поездку на море при том, что в семье мало достатка и родители отказывают себе в необходимых вещах.
Терпение, всепрощение, оправдание незрелости. Не хочется расстраивать, не хочется чувствовать себя жестокими родителями - так объясняют родственники эгоиста свое бездействие.
Давно замечено, что в семье, где родители жертвуют собой ради ребенка, частенько вырастают эгоисты. Вообще эгоисты появляются не на необитаемом острове, их эгоизм взращивается в обществе, в первую очередь в родной семье.
Если ребенок вырос эгоистом или взрослый человек приобретает эгоистические наклонности - смотри и увидишь в его окружении родственников, практикующих полную самоотдачу, ничего не просящих для себя. А если тебя ни о чем не просят и ты всегда в делах, то не обижайся, но к тебе будут относиться как к роботу, создающему условия обитания. У робота может что-то болеть или быть проблемы?
Эгоисты любят удовольствия и поэтому стремятся к удовольствию. Они берут для себя лучшее по привычке. Они пренебрегают окружающими вовсе не из злого умысла, а просто потому, что думают только о себе, считая это нормой мироздания.
Отсюда следует важный вывод.
Эгоизм исправляется тем же способом, что появляется.
А именно - изменением поведения близких людей.
Это трудный процесс, особенно для тех, кто всю жизнь привык жертвовать собой. Трудно объяснить пожилой бабушке, что потакать внуку вредно, что пора просить внука позаботиться о ней. Как бы ни было жаль бабушку, но, возможно, сокращение свиданий с внуком – единственный способ убрать соблазны безграничной любви.
Душа не должна лениться, ей нужно трудиться. И чтобы понять, где граница между страданиями и полным их отсутствием, ведущим к формированию эгоистичных наклонностей, нужно быть очень внимательным в отношениях.
Родителям и воспитателям следует обращать внимание не только на успехи в школьных предметах, но и на душевную отзывчивость ребенка. В зависимости от возраста дети в разной степени могут обслуживать себя сами, участвовать в домашней работе, обсуждать с родными проблемы.
Если ребенок в 7 лет не знает, где взять одежду, не вручайте ему рубашку в руки, а дайте время сориентироваться в своем гардеробе. Наберитесь терпения, позвольте надеть футболку наизнанку, мятую, грязную. Ежедневные причитания мамы о том, что дитя опять одел не то, уже не воспринимаются. Пусть малознакомые люди отреагируют на неопрятную внешность – это действует сильнее. Стыд перед окружающими за небрежный вид должен появиться у подростка, а не у вас.
Нужно быть чутким в партнерских отношениях. Бесполезно обвинять супруга в эгоизме. Обвинения редко приносят результат, но вызывают раздражение и конфликт. Лучше начать думать о себе, перестать быть жертвой. После работы дать себе отдохнуть некоторое время и не торопиться готовить ужин. В выходной день встретиться с подругами, а не ехать за продуктами. Учиться делить с партнером общие домашние дела и заботы о детях.
Конечно, изменения появятся не быстро. Потребность эгоиста брать готовое будет действовать до тех пор, пока партнер будет делать домашние дела один. Работа с клиентами, которые хотят научиться «разумному себялюбию», продолжается не один месяц, а порой годы. Мы учимся жалеть себя, выдерживать чувство вины, возникающее во время отдыха, получать удовольствие просто так, без всякого результата.
Мы – «кузнецы своего счастья»!
Взято из открытых источников.
Обсуждения Как жить с эгоистом?