Одним их основных понятий психоаналитической теории является Эдипов комплекс.
Фрейд использовал его для обозначения такого явления, как амбивалентное отношение маленького ребенка к его родителям. Фрейд заметил, что ребенок испытывает нежные чувства к родителям и одновременно ненавидит их.
Фрейд использовал его для обозначения такого явления, как амбивалентное отношение маленького ребенка к его родителям. Фрейд заметил, что ребенок испытывает нежные чувства к родителям и одновременно ненавидит их.
Понятие Эдипова комплекса
Считается, что Фрейд пришел к идее о том, что все без исключения подвержены воздействию этого комплекса, как следствие его клинического опыта, находясь под впечатлением собственных воспоминаний, а также прочитанных им многочисленных литературных примеров подобного явления. В частности, название этому явлению было дано в честь древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».
Так же, как Фрейд видел проявления этого комплекса в собственных ранних воспоминаниях, он видел это в историях своих пациентов. Впервые он упомянул об Эдиповом комплексе в переписке с В. Флиссом.
Суть идеи Фрейда об Эдиповом комплексе может быть выражена очень короткой и в тоже время очень емкой фразой:
Каждому суждено направлять свои первые сексуальные желания на родителя одного с ним пола и первые насильственные желания на родителя противоположного пола.
Нужно отметить, что Фрейд развивал свою теорию по большей части в отношении мужчин, нежели женщин. И только по истечении времени, по мере того, как его взгляды имели развитие, а иногда и значительно видоизменялись, он стал говорить о том, как Эдипов комплекс может быть отнесен к развитию девочек. В обоих случаях: и мальчика и девочки, критическую роль играют своевременные нарциссические инвестиции со стороны обоих родителей.
Как известно, дети с самого рождения имеют тесную связь с матерью. Мать заботится о ребенке. Она кормит его и ласково говорит с ним. Некоторое время мать является для него единственным объектом в их диадных отношениях. И, несмотря на то, что папа (чаще всего) присутствует в жизни ребенка, он остается до некоторых пор вне этого прочного союза.
По приближению ребенка к возрасту трех лет он, при условии успешного прохождения оральной и анальной стадий, входит в следующий период своего психосексуального развития, который был назван Фрейдом фаллической стадией. Это именно тот период, на который приходится время развития Эдипова комплекса. Прежде сместившийся с области рта к области ануса, источник удовольствия снова меняет свое место нахождения.
Эдипов конфликт мальчика
В случае, считал Фрейд, если парциальным влечениям* удалось объединиться под воздействием примата гениталий**, усиливаются сексуальные импульсы, направленные на мать. А отец все больше воспринимается как соперник. Мальчик имеет нежные, часто откровенно эротически окрашенные чувства к матери. В это же время его чувства к отцу – ревностная враждебность, смешанная с любовью и нежностью.
Мальчик может говорить что-то типа:
«Мама, я вырасту и женюсь на тебе».
Девочка возмущенно расталкивает родителей, нахмурив бровки, говорит:
«Мама, уходи, я буду теперь папина жена!».
Отец является препятствием для мальчика при удовлетворении сексуальных импульсов, направленных на мать, а значит вместе с тем он становится объектом агрессивных драйвов ребенка. Важно отметить, что здесь идет речь не о генитальных фантазиях, свойственных взрослым, но о нежных чувствах ребенка, представляющих собой задатки будущей генитальной сексуальности.
Мальчик находится под постоянным напряжением. Он хочет любить отца, но отец является его конкурентом в борьбе за «обладание» матерью. Отец большой и сильный, а значит он предоставляет угрозу для маленького соперника.
Это напряжение провоцирует возникновение страха подвергнуться наказанию, своего рода возмездию со стороны отца.
На фоне этой скрытой борьбы возможны следующие варианты дальнейшего психосексуального развития ребенка:
- позитивный Эдипов комплекс,
- негативный Эдипов комплекс
Мальчики несколько иначе, чем девочки, переживают разрешение Эдипова комплекса. Объясняется это тем, что мальчику, изначально ориентированному на мать и имеющему к ней тесную привязанность, предстоит «переориентироваться» и справиться с внутренними препятствиями, мешающими ему идентифицироваться с отцом.
Под влиянием страха перед отцом, мальчик может быть спровоцирован на побег в негативный комплекс, когда он идентифицируется с матерью, покорно подчиняясь отцу. Во многом такой мальчик ведет себя как девочка. В таком случае он ненавидит мать. Мальчик символически кастрирован. Подобное развитие событий играет значительную роль во всей последующей жизни этого ребенка.
Идеальным разрешением Эдипова комплекса считается позитивный комплекс, описанный выше. Когда мальчик принимает «вызов соперника» и вступает в символическую, больше эмоциональную, борьбу с отцом за мать. Необходимость кастрации детерминируется.
Эдипов конфликт девочки
Наверное, в достижении позитивного комплекса путь мальчика несколько легче, чем путь девочки. Ему не приходится менять объект влечения, как это приходится делать девочке. Он остается ориентированным на мать, лишь обогащая свою психо-эмоционально-сексуальную жизнь. Он меняет только лишь качества своей любви к уже имеющемуся ранее объекту.
Девочка, по мнению З. Фрейда, в Эдиповой ситуации оказывается вынужденной принять свое неполноценное кастрированное положение, яростно отдаляясь от матери, она находит в отце объект любви и привязанности. Мать теперь воспринимается как соперница. Однако это отдаление девочки от матери чаще всего не бывает тотальным, что говорило бы о развитии патологии.
Предпосылкой для идеального развития Эдипова комплекса у девочки моут стать следующие ситуации:
Мать
- отношения матери с девочкой наполнены «хорошим» опытом;
- мать адекватна, необходимые фрустрации дозированы и возрастают постепенно.
Отец
- выполняет функцию поддержки проекции хороших черт объекта и инвестирования ее уверенностью в собственной привлекательности и женственности;
- оказывается достаточно строг, внося определенные, совершенно необходимые фрустрации в жизнь взрослеющей девочки.
Все это способствует развитию гармоничного прочного Я. В таком случае девочке удается осуществить бесконфликтную идентификацию с матерью. Это разрешение конфликта мы снова назовем позитивным.
Разрешение Эдипова комплекса
Если ребенку удается «отвоевать» мать у пассивного отца (отца у матери), это приводит к сложной, эмоционально запутанной ситуации. Мать может демонстративно оказывать повышенное внимание сыну, презирая при этом мужа и умаляя его достоинства в глазах ребенка. Это так называемая ситуация эдипова триумфа.
В случае, когда ребенок в возрасте 3-5 лет теряет родителя своего пола, возможно также возникновение ситуации, когда символически ребенок одержал триумф над соперником, «изгнав» его из ситуации «треугольника», что делает невозможным переносить триангулярные отношения.
Считается, что Эдипов комплекс погибает (вытесняется/разрешается) под влиянием комплекса кастрации. Фрейд говорил о том, что, оказавшись перед непреодолимой фрустрационной ситуацией, не позволяющей ребенку осуществить переполняющие его сексуальные влечения к родителю противоположного пола, в совокупности с кастрационным комплексом, ребенок встает перед фактом невозможности обладания желанным объектом.
В такой ситуации Эдипов комплекс вытесняется, а может быть, не просто вытесняется, но и разрушается вовсе.
Таким образом формируется одна из частей структурного аппарата психики взрослого человека, называемая Супер-эго. З. Фрейд называл Супер-Эго наследием Эдипова комплекса. Он говорил, что в идеале Эдипов комплекс разрушается, и его место занимает новообразование, имеющее своей основой моральные и этические нормы общественной жизни.
Супер-Эго как наследие Эдипова комплекса
В этом сложном процессе маленький ребенок нуждается в спокойной и грамотной поддержке родителей. Сталкиваясь с непреступными запретами в отношении своего желания обладать родителем одного с ним пола и непреодолимым препятствием в лице родителя противоположного пола, ребенок интериоризует нормы и правила общественного поведения.
Супер-эго помогает индивиду контролировать импульсы, исходящие из бессознательного. Чаще всего это именно сексуальные импульсы. Подчиняясь здоровой структуре, подобные импульсы сублимируются в социально одобряемую активность, избавляя человека от проблем, связанных с неприемлемым поведением. Именно сейчас прежде недифференцированный стыд приобретает новую форму, превращаясь в чувство вины.
Все описываемые нами процессы непрерывно и тесно переплетаются воедино, образуя структуру личности в психоаналитическом ее понимании.
*Парциальные влечения:
оральные - сосание;
анальные - контроль, удержание;
генитальные – генитальные сексуальные отношения.
** Примат гениталий:
В процессе развития психики, парциальные влечения интегрируются, отдавая преобладающую роль генитальности.
Считается, что Фрейд пришел к идее о том, что все без исключения подвержены воздействию этого комплекса, как следствие его клинического опыта, находясь под впечатлением собственных воспоминаний, а также прочитанных им многочисленных литературных примеров подобного явления. В частности, название этому явлению было дано в честь древнегреческой трагедии Софокла «Царь Эдип».
Так же, как Фрейд видел проявления этого комплекса в собственных ранних воспоминаниях, он видел это в историях своих пациентов. Впервые он упомянул об Эдиповом комплексе в переписке с В. Флиссом.
Суть идеи Фрейда об Эдиповом комплексе может быть выражена очень короткой и в тоже время очень емкой фразой:
Каждому суждено направлять свои первые сексуальные желания на родителя одного с ним пола и первые насильственные желания на родителя противоположного пола.
Нужно отметить, что Фрейд развивал свою теорию по большей части в отношении мужчин, нежели женщин. И только по истечении времени, по мере того, как его взгляды имели развитие, а иногда и значительно видоизменялись, он стал говорить о том, как Эдипов комплекс может быть отнесен к развитию девочек. В обоих случаях: и мальчика и девочки, критическую роль играют своевременные нарциссические инвестиции со стороны обоих родителей.
Как известно, дети с самого рождения имеют тесную связь с матерью. Мать заботится о ребенке. Она кормит его и ласково говорит с ним. Некоторое время мать является для него единственным объектом в их диадных отношениях. И, несмотря на то, что папа (чаще всего) присутствует в жизни ребенка, он остается до некоторых пор вне этого прочного союза.
По приближению ребенка к возрасту трех лет он, при условии успешного прохождения оральной и анальной стадий, входит в следующий период своего психосексуального развития, который был назван Фрейдом фаллической стадией. Это именно тот период, на который приходится время развития Эдипова комплекса. Прежде сместившийся с области рта к области ануса, источник удовольствия снова меняет свое место нахождения.
Эдипов конфликт мальчика
В случае, считал Фрейд, если парциальным влечениям* удалось объединиться под воздействием примата гениталий**, усиливаются сексуальные импульсы, направленные на мать. А отец все больше воспринимается как соперник. Мальчик имеет нежные, часто откровенно эротически окрашенные чувства к матери. В это же время его чувства к отцу – ревностная враждебность, смешанная с любовью и нежностью.
Мальчик может говорить что-то типа:
«Мама, я вырасту и женюсь на тебе».
Девочка возмущенно расталкивает родителей, нахмурив бровки, говорит:
«Мама, уходи, я буду теперь папина жена!».
Отец является препятствием для мальчика при удовлетворении сексуальных импульсов, направленных на мать, а значит вместе с тем он становится объектом агрессивных драйвов ребенка. Важно отметить, что здесь идет речь не о генитальных фантазиях, свойственных взрослым, но о нежных чувствах ребенка, представляющих собой задатки будущей генитальной сексуальности.
Мальчик находится под постоянным напряжением. Он хочет любить отца, но отец является его конкурентом в борьбе за «обладание» матерью. Отец большой и сильный, а значит он предоставляет угрозу для маленького соперника.
Это напряжение провоцирует возникновение страха подвергнуться наказанию, своего рода возмездию со стороны отца.
На фоне этой скрытой борьбы возможны следующие варианты дальнейшего психосексуального развития ребенка:
- позитивный Эдипов комплекс,
- негативный Эдипов комплекс
Мальчики несколько иначе, чем девочки, переживают разрешение Эдипова комплекса. Объясняется это тем, что мальчику, изначально ориентированному на мать и имеющему к ней тесную привязанность, предстоит «переориентироваться» и справиться с внутренними препятствиями, мешающими ему идентифицироваться с отцом.
Под влиянием страха перед отцом, мальчик может быть спровоцирован на побег в негативный комплекс, когда он идентифицируется с матерью, покорно подчиняясь отцу. Во многом такой мальчик ведет себя как девочка. В таком случае он ненавидит мать. Мальчик символически кастрирован. Подобное развитие событий играет значительную роль во всей последующей жизни этого ребенка.
Идеальным разрешением Эдипова комплекса считается позитивный комплекс, описанный выше. Когда мальчик принимает «вызов соперника» и вступает в символическую, больше эмоциональную, борьбу с отцом за мать. Необходимость кастрации детерминируется.
Эдипов конфликт девочки
Наверное, в достижении позитивного комплекса путь мальчика несколько легче, чем путь девочки. Ему не приходится менять объект влечения, как это приходится делать девочке. Он остается ориентированным на мать, лишь обогащая свою психо-эмоционально-сексуальную жизнь. Он меняет только лишь качества своей любви к уже имеющемуся ранее объекту.
Девочка, по мнению З. Фрейда, в Эдиповой ситуации оказывается вынужденной принять свое неполноценное кастрированное положение, яростно отдаляясь от матери, она находит в отце объект любви и привязанности. Мать теперь воспринимается как соперница. Однако это отдаление девочки от матери чаще всего не бывает тотальным, что говорило бы о развитии патологии.
Предпосылкой для идеального развития Эдипова комплекса у девочки моут стать следующие ситуации:
Мать
- отношения матери с девочкой наполнены «хорошим» опытом;
- мать адекватна, необходимые фрустрации дозированы и возрастают постепенно.
Отец
- выполняет функцию поддержки проекции хороших черт объекта и инвестирования ее уверенностью в собственной привлекательности и женственности;
- оказывается достаточно строг, внося определенные, совершенно необходимые фрустрации в жизнь взрослеющей девочки.
Все это способствует развитию гармоничного прочного Я. В таком случае девочке удается осуществить бесконфликтную идентификацию с матерью. Это разрешение конфликта мы снова назовем позитивным.
Разрешение Эдипова комплекса
Если ребенку удается «отвоевать» мать у пассивного отца (отца у матери), это приводит к сложной, эмоционально запутанной ситуации. Мать может демонстративно оказывать повышенное внимание сыну, презирая при этом мужа и умаляя его достоинства в глазах ребенка. Это так называемая ситуация эдипова триумфа.
В случае, когда ребенок в возрасте 3-5 лет теряет родителя своего пола, возможно также возникновение ситуации, когда символически ребенок одержал триумф над соперником, «изгнав» его из ситуации «треугольника», что делает невозможным переносить триангулярные отношения.
Считается, что Эдипов комплекс погибает (вытесняется/разрешается) под влиянием комплекса кастрации. Фрейд говорил о том, что, оказавшись перед непреодолимой фрустрационной ситуацией, не позволяющей ребенку осуществить переполняющие его сексуальные влечения к родителю противоположного пола, в совокупности с кастрационным комплексом, ребенок встает перед фактом невозможности обладания желанным объектом.
В такой ситуации Эдипов комплекс вытесняется, а может быть, не просто вытесняется, но и разрушается вовсе.
Таким образом формируется одна из частей структурного аппарата психики взрослого человека, называемая Супер-эго. З. Фрейд называл Супер-Эго наследием Эдипова комплекса. Он говорил, что в идеале Эдипов комплекс разрушается, и его место занимает новообразование, имеющее своей основой моральные и этические нормы общественной жизни.
Супер-Эго как наследие Эдипова комплекса
В этом сложном процессе маленький ребенок нуждается в спокойной и грамотной поддержке родителей. Сталкиваясь с непреступными запретами в отношении своего желания обладать родителем одного с ним пола и непреодолимым препятствием в лице родителя противоположного пола, ребенок интериоризует нормы и правила общественного поведения.
Супер-эго помогает индивиду контролировать импульсы, исходящие из бессознательного. Чаще всего это именно сексуальные импульсы. Подчиняясь здоровой структуре, подобные импульсы сублимируются в социально одобряемую активность, избавляя человека от проблем, связанных с неприемлемым поведением. Именно сейчас прежде недифференцированный стыд приобретает новую форму, превращаясь в чувство вины.
Все описываемые нами процессы непрерывно и тесно переплетаются воедино, образуя структуру личности в психоаналитическом ее понимании.
*Парциальные влечения:
оральные - сосание;
анальные - контроль, удержание;
генитальные – генитальные сексуальные отношения.
** Примат гениталий:
В процессе развития психики, парциальные влечения интегрируются, отдавая преобладающую роль генитальности.
Взято из открытых источников.
Обсуждения Ключевые понятия психоанализа. Эдипов комплекс