Трудным собеседником может оказаться как коллега, так и близкий родственник. Можно ли выстроить разговор так, чтобы он завершился в вашу пользу?
После разговора чувствуете себя вымотанной и разбитой, тратите слишком много энергии на диалог и не в силах переспорить своего оппонента?
После разговора чувствуете себя вымотанной и разбитой, тратите слишком много энергии на диалог и не в силах переспорить своего оппонента?
Значит, вам попался трудный собеседник! Договориться с таким можно, если придерживаться определенных правил.
Соблюдать спокойствие
Любой разговор стоит вести без лишних эмоций. Скорее всего, ваш собеседник всяческими способами будет пытаться вызвать в вас агрессивную реакцию. Но знайте, как только вы отреагируете - вы проиграли.
Еще перед началом разговора постарайтесь на него настроиться. Решите для себя, что вы не будете поддаваться на провокации, потому что ваша цель - мирная беседа. Во время диалога найдите для себя точку опоры - пуговицу на пиджаке оппонента или светильник на стене - и фиксируйтесь на ней в тот момент, когда вам захочется ответить на провокацию.
Уметь выслушать
Дайте трудному собеседнику высказаться по вопросу, который вы обсуждаете. Слушайте его внимательно, сохраняя зрительный контакт. Покажите свою заинтересованность с помощью уточняющих фраз: «Виктор Михайлович, то есть у вас уже был такой опыт?» Слушать гораздо труднее, чем говорить. На первых порах вы будете мечтать о том, чтобы заткнуть за пояс оппонента. Сдерживайте себя всеми возможными способами!
«Какой хороший собеседник!» - скажут они потом о вас. Хотя вы в ходе диалога можете не проронить и слова.
Не переходить на личности
«А ты сама, мама, какой была? Неужели всегда вовремя приходила домой? » - может налететь на вас дочь. Ваша задача в такие моменты - возвращать человека к теме разговора. Вы можете сказать: «Речь сейчас не обо мне, а о том, почему у тебя не получилось сообщить нам, что ты задержишься».
Более грубые и агрессивные собеседники могут сыпать колкостями - не опускайтесь до их уровня. Постоянно держите в голове мысль о том, что ваша задача - решить проблему, а не опускаться до оскорблений собеседника.
Не перечить
Люди очень не любят, когда им указывают на их неправоту. И если вы допустили такую оплошность, то можете заранее попрощаться с мирным исходом разговора.
В глубине души вы, конечно, будете иметь собственную точку зрения, но преподносить ее нужно правильно. Например, вместо «Ира, ты неправильно воспитываешь дочь» куда лучше произнести: «Ирочка, ты такая замечательная мать. Кстати, могу поделиться и собственным опытом...» После этих слов можете смело излагать свой вариант решения проблемы.
Пожалеть собеседника
Трудные люди не всегда, но довольно часто несчастны. Как только вы проявите к ним сочувствие, вы тут же предстанете в их глазах в другом свете.
«Представляю, как ты устаешь на работе. Я бы не смогла выполнять все те обязанности, которые берешь на себя ты», - вот правильное начало диалога с мужем, который ни в какую не желает помогать вам по дому. Этим вы его буквально обезоружите. И не удивляйтесь, если после искреннего сочувствия, проявленного к супругу, он сам вызовется помочь вам вымыть посуду.
Найти что-то хорошее в человеке
Не всегда так легко удается отыскать что-то приятное в трудном собеседнике, особенно если он вам категорически не нравится. Но сделать это придется, если вы хотите, чтобы диалог завершился в вашу пользу. Еще до беседы подумайте, что есть хорошего в человеке, с которым вам предстоит разговаривать. Например, он трудно идет на контакт, но зато помогает, если о чем-то попросишь. Так вы сами подсознательно настроите себя на благожелательное восприятие собеседника. При разговоре он покажется вам куда более приятным, и вы легче найдете с ним общий язык.
Отложить разговор
Даже придерживаясь всех вышеизложенных правил, не всегда получается выстроить диалог с трудным собеседником в правильном русле. В таком случае единственно верное решение - перенести разговор на некоторое время. Ни в коем случае не говорите «Ты неадекватен! Поговорим, когда успокоишься!» Сделайте это мягче: «Я вижу, мы оба сейчас взвинчены, и ничего хорошего из этого диалога не выйдет. Может, отложим его?»
Соблюдать спокойствие
Любой разговор стоит вести без лишних эмоций. Скорее всего, ваш собеседник всяческими способами будет пытаться вызвать в вас агрессивную реакцию. Но знайте, как только вы отреагируете - вы проиграли.
Еще перед началом разговора постарайтесь на него настроиться. Решите для себя, что вы не будете поддаваться на провокации, потому что ваша цель - мирная беседа. Во время диалога найдите для себя точку опоры - пуговицу на пиджаке оппонента или светильник на стене - и фиксируйтесь на ней в тот момент, когда вам захочется ответить на провокацию.
Уметь выслушать
Дайте трудному собеседнику высказаться по вопросу, который вы обсуждаете. Слушайте его внимательно, сохраняя зрительный контакт. Покажите свою заинтересованность с помощью уточняющих фраз: «Виктор Михайлович, то есть у вас уже был такой опыт?» Слушать гораздо труднее, чем говорить. На первых порах вы будете мечтать о том, чтобы заткнуть за пояс оппонента. Сдерживайте себя всеми возможными способами!
«Какой хороший собеседник!» - скажут они потом о вас. Хотя вы в ходе диалога можете не проронить и слова.
Не переходить на личности
«А ты сама, мама, какой была? Неужели всегда вовремя приходила домой? » - может налететь на вас дочь. Ваша задача в такие моменты - возвращать человека к теме разговора. Вы можете сказать: «Речь сейчас не обо мне, а о том, почему у тебя не получилось сообщить нам, что ты задержишься».
Более грубые и агрессивные собеседники могут сыпать колкостями - не опускайтесь до их уровня. Постоянно держите в голове мысль о том, что ваша задача - решить проблему, а не опускаться до оскорблений собеседника.
Не перечить
Люди очень не любят, когда им указывают на их неправоту. И если вы допустили такую оплошность, то можете заранее попрощаться с мирным исходом разговора.
В глубине души вы, конечно, будете иметь собственную точку зрения, но преподносить ее нужно правильно. Например, вместо «Ира, ты неправильно воспитываешь дочь» куда лучше произнести: «Ирочка, ты такая замечательная мать. Кстати, могу поделиться и собственным опытом...» После этих слов можете смело излагать свой вариант решения проблемы.
Пожалеть собеседника
Трудные люди не всегда, но довольно часто несчастны. Как только вы проявите к ним сочувствие, вы тут же предстанете в их глазах в другом свете.
«Представляю, как ты устаешь на работе. Я бы не смогла выполнять все те обязанности, которые берешь на себя ты», - вот правильное начало диалога с мужем, который ни в какую не желает помогать вам по дому. Этим вы его буквально обезоружите. И не удивляйтесь, если после искреннего сочувствия, проявленного к супругу, он сам вызовется помочь вам вымыть посуду.
Найти что-то хорошее в человеке
Не всегда так легко удается отыскать что-то приятное в трудном собеседнике, особенно если он вам категорически не нравится. Но сделать это придется, если вы хотите, чтобы диалог завершился в вашу пользу. Еще до беседы подумайте, что есть хорошего в человеке, с которым вам предстоит разговаривать. Например, он трудно идет на контакт, но зато помогает, если о чем-то попросишь. Так вы сами подсознательно настроите себя на благожелательное восприятие собеседника. При разговоре он покажется вам куда более приятным, и вы легче найдете с ним общий язык.
Отложить разговор
Даже придерживаясь всех вышеизложенных правил, не всегда получается выстроить диалог с трудным собеседником в правильном русле. В таком случае единственно верное решение - перенести разговор на некоторое время. Ни в коем случае не говорите «Ты неадекватен! Поговорим, когда успокоишься!» Сделайте это мягче: «Я вижу, мы оба сейчас взвинчены, и ничего хорошего из этого диалога не выйдет. Может, отложим его?»
Взято из открытых источников.
Обсуждения Правила диалога с трудными людьми