Эффект 25-го кадра

Об эффекте 25-го кадра слышали многие. Обычно этот феномен связывают со скрытой рекламой, но что таится за этим понятием и насколько эффективен подобный метод воздействия на подсознание человека?

Подпороговое восприятие
Эффект 25-го кадра
До сих пор нет единого мнения среди учёных психологов о воздействии 25-го кадра на подсознание человека. Одни склоняются к тому, что этот метод – фальсификация. В то же время, другие исследователи утверждают, что феномен существует. Кто же из них прав? Попробуем разобраться. Начнём с предыстории.

История появления метода 25-го кадра

Далёкий 1957 год. Американский психолог Джеймс Вайкери (James Vicary) обнародовал свои исследования и заявил, что разработал новый метод воздействия на подсознание человека. Он якобы провёл опыты в кинотеатрах Нью-Джерси на зрителях. Во время просмотра кинофильма специальный проектор через определённые промежутки времени транслировал на экран надпись «ешьте поп-корн» и «кока-кола» с очень короткой демонстрацией. Надпись появлялась на экране лишь на одну двадцать пятую долю секунды. По мнению учёного, сознание не способно воспринимать такую короткую информацию. В то же время, подсознание воспринимает эту установку и побуждает человека к действию. Джеймс Вайкери заявил, что после просмотра фильма продажа кока-колы и поп-корна увеличивалась на 17%.

Через короткий промежуток времени последовали разоблачительные статьи. Дескать, никакого воздействия нет, а глаз способен фиксировать и более короткие информационные сообщения. И действительно, Вы можете сами в этом убедиться. К примеру, вспышка фотоаппарата имеет продолжительность рабочего момента в одну тридцатую долю секунды. Напишите на листе бумаги жирным шрифтом любое слово и в темноте осветите его вспышкой. Вы убедитесь, что сможете различить и запомнить написанный текст.

Более того, сам автор эксперимента в 1962 году «отрёкся» от своих утверждений и заявил, что его, дескать «бес попутал», и он всех обманул и фальсифицировал данные. С чего бы это вдруг такое раскаяние, ведь мог бы и промолчать?

Бросить курить, избавиться от лишнего веса, сделать карьеру...

Тем временем, группа учёных из Нидерландов во главе с Йоханом Карримансом подтвердила эффект воздействия на подсознание подобного метода. И начался новый бум. Стали появляться в продаже видеокассеты с использованием 25-го кадра для изучения иностранных языков, для избавления от лишнего веса, способствующие отказу от курения и даже развивающие неординарные способности, помогающие делать карьеру и преуспевать в бизнесе и пр. Стали поступать заявления о том, что этот метод можно использовать не только в скрытой рекламе товаров, но и в агитации. Например, на выборах. Так в 2006 году во время парламентских выборов в Украине представители одной партии обвиняли представителей другой партии в использовании эффекта 25-го кадра для агитации избирателей.

Несмотря на то, что действенность этого метода находится под большим сомнением, а большинство психологов считают его вымыслом, во многих странах принят закон, запрещающий использовать скрытую рекламу. К примеру, в России существует такой запрет, зафиксированный в «законе о рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 г. Спрашивается, зачем принимать запрет на использование метода, в который никто не верит. Это то же самое, что создать закон, запрещающий использовать порчу и чёрную магию или приворот.

Психологические подпороговые установки и сила воли

Хочу заметить, что подпороговое восприятие, имплицитные и сублиминальные методы разрабатываются не только на основе видеоряда, но и в аудиальном формате. Известно, что человек различает звуки в диапазоне от 16 до 16000 герц. Если на звуковую дорожку с музыкой наложить призыв к действию на частоте, приближающейся к порогу восприятия, то человек не будет осознавать смысл слов. Но подсознание получит установку и зафиксирует её. Но почему так много экспериментов не подтверждают этот феномен. К примеру, людям пытались внушить, что они хотят пить. Но после эксперимента статистическая значимость не выявилась. Кто-то, конечно, захотел пить, а кто-то нет. Но такой же результат оказался и в контрольной группе, где испытуемым прокручивали трек с музыкой без подпороговой установки.

Так, где же истина? Она, как всегда – посередине. Если у человека уже есть определённое стремление к чему-либо (скажем, он хочет бросить курить), но не хватает воли, то подобный метод окажется весьма эффективным. Одна психологическая установка будет резонировать с другой и подтолкнёт человека к определённым действиям. Но заставить с помощью подпорогового восприятия выполнять что-то против воли и желания, вряд ли получится.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-10956.
×

По теме Эффект 25-го кадра

Что такое Эффект Пигмалиона, или эффект Розенталя?

Те, кто еще помнит уроки русского языка и своды правил, могут подумать, что...
Психология

Что такое Эффект Якоря, или Эффект Привязки?

Во все века люди манипулировали друг другом. Однако 21 век в этом плане...
Психология

Эффект бумеранга

«Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» – было написано под логотипом одной из...
Психология

Эффект бабочки в нашей жизни

Однажды охотник на динозавров, отправившийся в далекое прошлое, оступился и...
Психология

Эффект Баблосова

Когда речь идёт о больших деньгах и они обсуждаются в месте которое можно...
Психология

Эффект сотой обезьяны - мистификация века или научный прорыв

«Ничто не существует, пока оно не измерено» (Нильс Бор). Хорошее дело интернет...
Психология

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы