Об эффекте 25-го кадра слышали многие. Обычно этот феномен связывают со скрытой рекламой, но что таится за этим понятием и насколько эффективен подобный метод воздействия на подсознание человека?
Подпороговое восприятие
Подпороговое восприятие
До сих пор нет единого мнения среди учёных психологов о воздействии 25-го кадра на подсознание человека. Одни склоняются к тому, что этот метод – фальсификация. В то же время, другие исследователи утверждают, что феномен существует. Кто же из них прав? Попробуем разобраться. Начнём с предыстории.
История появления метода 25-го кадра
Далёкий 1957 год. Американский психолог Джеймс Вайкери (James Vicary) обнародовал свои исследования и заявил, что разработал новый метод воздействия на подсознание человека. Он якобы провёл опыты в кинотеатрах Нью-Джерси на зрителях. Во время просмотра кинофильма специальный проектор через определённые промежутки времени транслировал на экран надпись «ешьте поп-корн» и «кока-кола» с очень короткой демонстрацией. Надпись появлялась на экране лишь на одну двадцать пятую долю секунды. По мнению учёного, сознание не способно воспринимать такую короткую информацию. В то же время, подсознание воспринимает эту установку и побуждает человека к действию. Джеймс Вайкери заявил, что после просмотра фильма продажа кока-колы и поп-корна увеличивалась на 17%.
Через короткий промежуток времени последовали разоблачительные статьи. Дескать, никакого воздействия нет, а глаз способен фиксировать и более короткие информационные сообщения. И действительно, Вы можете сами в этом убедиться. К примеру, вспышка фотоаппарата имеет продолжительность рабочего момента в одну тридцатую долю секунды. Напишите на листе бумаги жирным шрифтом любое слово и в темноте осветите его вспышкой. Вы убедитесь, что сможете различить и запомнить написанный текст.
Более того, сам автор эксперимента в 1962 году «отрёкся» от своих утверждений и заявил, что его, дескать «бес попутал», и он всех обманул и фальсифицировал данные. С чего бы это вдруг такое раскаяние, ведь мог бы и промолчать?
Бросить курить, избавиться от лишнего веса, сделать карьеру...
Тем временем, группа учёных из Нидерландов во главе с Йоханом Карримансом подтвердила эффект воздействия на подсознание подобного метода. И начался новый бум. Стали появляться в продаже видеокассеты с использованием 25-го кадра для изучения иностранных языков, для избавления от лишнего веса, способствующие отказу от курения и даже развивающие неординарные способности, помогающие делать карьеру и преуспевать в бизнесе и пр. Стали поступать заявления о том, что этот метод можно использовать не только в скрытой рекламе товаров, но и в агитации. Например, на выборах. Так в 2006 году во время парламентских выборов в Украине представители одной партии обвиняли представителей другой партии в использовании эффекта 25-го кадра для агитации избирателей.
Несмотря на то, что действенность этого метода находится под большим сомнением, а большинство психологов считают его вымыслом, во многих странах принят закон, запрещающий использовать скрытую рекламу. К примеру, в России существует такой запрет, зафиксированный в «законе о рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 г. Спрашивается, зачем принимать запрет на использование метода, в который никто не верит. Это то же самое, что создать закон, запрещающий использовать порчу и чёрную магию или приворот.
Психологические подпороговые установки и сила воли
Хочу заметить, что подпороговое восприятие, имплицитные и сублиминальные методы разрабатываются не только на основе видеоряда, но и в аудиальном формате. Известно, что человек различает звуки в диапазоне от 16 до 16000 герц. Если на звуковую дорожку с музыкой наложить призыв к действию на частоте, приближающейся к порогу восприятия, то человек не будет осознавать смысл слов. Но подсознание получит установку и зафиксирует её. Но почему так много экспериментов не подтверждают этот феномен. К примеру, людям пытались внушить, что они хотят пить. Но после эксперимента статистическая значимость не выявилась. Кто-то, конечно, захотел пить, а кто-то нет. Но такой же результат оказался и в контрольной группе, где испытуемым прокручивали трек с музыкой без подпороговой установки.
Так, где же истина? Она, как всегда – посередине. Если у человека уже есть определённое стремление к чему-либо (скажем, он хочет бросить курить), но не хватает воли, то подобный метод окажется весьма эффективным. Одна психологическая установка будет резонировать с другой и подтолкнёт человека к определённым действиям. Но заставить с помощью подпорогового восприятия выполнять что-то против воли и желания, вряд ли получится.
История появления метода 25-го кадра
Далёкий 1957 год. Американский психолог Джеймс Вайкери (James Vicary) обнародовал свои исследования и заявил, что разработал новый метод воздействия на подсознание человека. Он якобы провёл опыты в кинотеатрах Нью-Джерси на зрителях. Во время просмотра кинофильма специальный проектор через определённые промежутки времени транслировал на экран надпись «ешьте поп-корн» и «кока-кола» с очень короткой демонстрацией. Надпись появлялась на экране лишь на одну двадцать пятую долю секунды. По мнению учёного, сознание не способно воспринимать такую короткую информацию. В то же время, подсознание воспринимает эту установку и побуждает человека к действию. Джеймс Вайкери заявил, что после просмотра фильма продажа кока-колы и поп-корна увеличивалась на 17%.
Через короткий промежуток времени последовали разоблачительные статьи. Дескать, никакого воздействия нет, а глаз способен фиксировать и более короткие информационные сообщения. И действительно, Вы можете сами в этом убедиться. К примеру, вспышка фотоаппарата имеет продолжительность рабочего момента в одну тридцатую долю секунды. Напишите на листе бумаги жирным шрифтом любое слово и в темноте осветите его вспышкой. Вы убедитесь, что сможете различить и запомнить написанный текст.
Более того, сам автор эксперимента в 1962 году «отрёкся» от своих утверждений и заявил, что его, дескать «бес попутал», и он всех обманул и фальсифицировал данные. С чего бы это вдруг такое раскаяние, ведь мог бы и промолчать?
Бросить курить, избавиться от лишнего веса, сделать карьеру...
Тем временем, группа учёных из Нидерландов во главе с Йоханом Карримансом подтвердила эффект воздействия на подсознание подобного метода. И начался новый бум. Стали появляться в продаже видеокассеты с использованием 25-го кадра для изучения иностранных языков, для избавления от лишнего веса, способствующие отказу от курения и даже развивающие неординарные способности, помогающие делать карьеру и преуспевать в бизнесе и пр. Стали поступать заявления о том, что этот метод можно использовать не только в скрытой рекламе товаров, но и в агитации. Например, на выборах. Так в 2006 году во время парламентских выборов в Украине представители одной партии обвиняли представителей другой партии в использовании эффекта 25-го кадра для агитации избирателей.
Несмотря на то, что действенность этого метода находится под большим сомнением, а большинство психологов считают его вымыслом, во многих странах принят закон, запрещающий использовать скрытую рекламу. К примеру, в России существует такой запрет, зафиксированный в «законе о рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 г. Спрашивается, зачем принимать запрет на использование метода, в который никто не верит. Это то же самое, что создать закон, запрещающий использовать порчу и чёрную магию или приворот.
Психологические подпороговые установки и сила воли
Хочу заметить, что подпороговое восприятие, имплицитные и сублиминальные методы разрабатываются не только на основе видеоряда, но и в аудиальном формате. Известно, что человек различает звуки в диапазоне от 16 до 16000 герц. Если на звуковую дорожку с музыкой наложить призыв к действию на частоте, приближающейся к порогу восприятия, то человек не будет осознавать смысл слов. Но подсознание получит установку и зафиксирует её. Но почему так много экспериментов не подтверждают этот феномен. К примеру, людям пытались внушить, что они хотят пить. Но после эксперимента статистическая значимость не выявилась. Кто-то, конечно, захотел пить, а кто-то нет. Но такой же результат оказался и в контрольной группе, где испытуемым прокручивали трек с музыкой без подпороговой установки.
Так, где же истина? Она, как всегда – посередине. Если у человека уже есть определённое стремление к чему-либо (скажем, он хочет бросить курить), но не хватает воли, то подобный метод окажется весьма эффективным. Одна психологическая установка будет резонировать с другой и подтолкнёт человека к определённым действиям. Но заставить с помощью подпорогового восприятия выполнять что-то против воли и желания, вряд ли получится.
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № P108-10956.
Обсуждения Эффект 25-го кадра