Японский метод самоизучения Найкан основан на интроспекции — исследовании и познании собственной жизни: мыслей, образов, чувств, переживаний. Само слово "найкан" означает "взгляд внутрь", "видение себя глазом сознания".
Найкан разработан Исином Ёсимото (Ishin Yoshimoto), который утверждал: “Наш опыт жизни основан не на жизни, а на том, чему мы уделяем внимание”.
Найкан опирается на идею, что наше существование бесчисленное количество раз и бесчисленными способами поддерживается миром, в котором мы живём, однако чаще всего это принимается нами как само собой разумеющееся, или же мы вообще не осознаём вклад других людей в нашу повседневную жизнь.
Поэтому если вы ощущаете позабытость-позаброшеннность или ругаете окружение за неблагодарное отношение к вам, или же просто хотите стать более благодарными, то практика Найкан поможет вам в этом.
Применение Найкана пробуждает в сердце чувство благодарности к миру, к окружающим людям, событиям и явлениям. При этом появляется осознание того, как много даров для нас ежедневно приготовлено миром. Для осознания постоянной заботы мира о нашем существовании нужно лишь направить взор внутрь себя.
Практику Найкан можно использовать по-разному. Один из способов — каждый вечер посвятить практике несколько минут, анализируя прошедший день, отвечая на три вопроса. Практику можно выполнять вечером прямо перед сном, лёжа в постели. Постарайтесь только в этом случае лечь немного раньше обычного, когда вы ещё пребываете в относительно бодром состоянии.
Практика
Итак, расположитесь так, как вам удобно — сидя, лёжа. Закройте глаза. Успокойте ум, остановите бег мыслей. Для этого можно прочитать или пропеть мантры, или же просто начать следить за своим дыханием — вдо-о-ох, вы-ы-ыдох, вдо-о-ох, вы-ы-ыдох.
Когда почувствуете внутреннее равновесие, задайте себе следующие три вопроса:
1. Что я сегодня получил от других?
Начните перебирать события прошедшего дня, начиная с самого раннего утра. Постарайтесь вспомнить как можно больше деталей. Улыбка любимого человека, приготовленная для вас чашка кофе, пение птиц на рассвете. Может быть, вам уступили сегодня место в автобусе? Или придержали дверь в магазине, чтобы вы могли свободно пройти?
Не анализируйте при этом мотивацию или поведение тех, кто сделал вам что-то приятное, в данном случае это не имеет значения. Если вы отметили, что чьи-то действия принесли вам пользу, – это уже повод для благодарности.
Вспомните, выразили ли вы в момент получения этих даров свою благодарность? Заметили ли вообще этот дар?
Размышляя о прожитом дне, вы можете осознать, что окружающий мир замечает ваше существование и делает многое для того, чтобы вам жилось приятнее, радостнее, легче. Осознание этого позволит вам почувствовать сильную благодарность и у вас возникнет ответное желание быть благодарнее в ответ.
2. Что я сегодня дал другим?
Снова пересмотрите сегодняшний день, начиная с самого утра. Обратите внимание на те свои поступки, которые могут быть расценены как ваш дар окружающему миру. Может быть, вы помыли чайную чашку, которую должен был помыть кто-то другой? Или позвонили человеку, который давно уже хотел с вами пообщаться, но у вас не было времени это сделать? А, может быть, вы улыбнулись сегодня кому-то, подарив ему хорошее настроение? Помогли донести сумки старушке? Подняли коллеге самооценку, похвалив его работу? Накормили бездомную кошку?
И снова не анализируйте мотивы своих поступков. И пусть все мелочи, о которых вы вспомните, покажутся вам обыденными. Но вы можете внезапно обнаружить, что, не ожидая оваций и благодарностей, вы своими поступками внесли свой небольшой вклад в благополучие многих живых существ и таким образом сделали мир лучше.
3. Какие проблемы и неудобства своими поступками я вызвал у других?
Вновь пересмотрите свой день, только теперь с точки зрения причинённых вами неудобств и неприятностей другим людям. Этот вопрос может оказаться трудным. Зачастую мы закрываем глаза на то, что создаём неприятности окружению. Или, осуждая других, мы стараемся не замечать того, что иногда мы бываем ничем не лучше. Говоря при этом: "Пустяки, дело-то ведь житейское", — мы оправдываем себя тем, что сделали это "нечаянно", или объясняем это примерно так: "Даже не понимаю, как это вышло".
Мысленно проследив, каким образом вы доставляете другим беспокойство, вы можете почувствовать угрызения совести. Помните, что главное в этом методе — не осуждать, не анализировать свои и чужие мотивы, не интерпретировать. Ваша основная цель – начать реалистичнее смотреть на свои поступки.
Ответы на эти вопросы очень хорошо ставят эго на место, указывая ему при этом, что существование человека на планете Земля невозможно без любви и доброты.
Эту же технику можно применить для того, чтобы поразмышлять над отношениями с другим человеком. При этом вопросы будут звучать следующим образом: "Что я получил от этого человека?", "Что я дал ему?", "Какие проблемы и неудобства появились у него из-за меня?"
Заметьте, что вопрос: «Какие проблемы возникли из-за этого человека у меня?» - не задаётся. Все мы от природы хорошо умеем отвечать на этот вопрос, бесконечно перечисляя свои обиды и недовольства. Чрезмерное внимание, уделяемое этому вопросу, является одной из причин ежедневных проблем и расстройств в нашей повседневной жизни.
Если вы захотите с помощью этого метода пересмотреть отношения с другими людьми, постарайтесь начать с пересмотра своих отношений с родителями, особенно с мамой. Ведь многие наши проблемы родом из детства. А после этого уже переходите к отношениям с другим человеком.
В ходе этой практики у вас может появиться чувство вины и раскаяния, а также чувство огромной любви и благодарности к окружающим людям. Если чувство вины перед каким-то человеком не покидает вас, и вы не можете выразить своё раскаяние лично ему в силу каких-то причин, то можно использовать техники прощения Хоопонопоно, молитвы или любые другие техники, которые позволят изменить своё отношение к этой ситуации.
Благодарю всех, кто был здесь и сейчас! Пусть каждый ваш новый день будет наполнен любовью и благодарностью!
Найкан опирается на идею, что наше существование бесчисленное количество раз и бесчисленными способами поддерживается миром, в котором мы живём, однако чаще всего это принимается нами как само собой разумеющееся, или же мы вообще не осознаём вклад других людей в нашу повседневную жизнь.
Поэтому если вы ощущаете позабытость-позаброшеннность или ругаете окружение за неблагодарное отношение к вам, или же просто хотите стать более благодарными, то практика Найкан поможет вам в этом.
Применение Найкана пробуждает в сердце чувство благодарности к миру, к окружающим людям, событиям и явлениям. При этом появляется осознание того, как много даров для нас ежедневно приготовлено миром. Для осознания постоянной заботы мира о нашем существовании нужно лишь направить взор внутрь себя.
Практику Найкан можно использовать по-разному. Один из способов — каждый вечер посвятить практике несколько минут, анализируя прошедший день, отвечая на три вопроса. Практику можно выполнять вечером прямо перед сном, лёжа в постели. Постарайтесь только в этом случае лечь немного раньше обычного, когда вы ещё пребываете в относительно бодром состоянии.
Практика
Итак, расположитесь так, как вам удобно — сидя, лёжа. Закройте глаза. Успокойте ум, остановите бег мыслей. Для этого можно прочитать или пропеть мантры, или же просто начать следить за своим дыханием — вдо-о-ох, вы-ы-ыдох, вдо-о-ох, вы-ы-ыдох.
Когда почувствуете внутреннее равновесие, задайте себе следующие три вопроса:
1. Что я сегодня получил от других?
Начните перебирать события прошедшего дня, начиная с самого раннего утра. Постарайтесь вспомнить как можно больше деталей. Улыбка любимого человека, приготовленная для вас чашка кофе, пение птиц на рассвете. Может быть, вам уступили сегодня место в автобусе? Или придержали дверь в магазине, чтобы вы могли свободно пройти?
Не анализируйте при этом мотивацию или поведение тех, кто сделал вам что-то приятное, в данном случае это не имеет значения. Если вы отметили, что чьи-то действия принесли вам пользу, – это уже повод для благодарности.
Вспомните, выразили ли вы в момент получения этих даров свою благодарность? Заметили ли вообще этот дар?
Размышляя о прожитом дне, вы можете осознать, что окружающий мир замечает ваше существование и делает многое для того, чтобы вам жилось приятнее, радостнее, легче. Осознание этого позволит вам почувствовать сильную благодарность и у вас возникнет ответное желание быть благодарнее в ответ.
2. Что я сегодня дал другим?
Снова пересмотрите сегодняшний день, начиная с самого утра. Обратите внимание на те свои поступки, которые могут быть расценены как ваш дар окружающему миру. Может быть, вы помыли чайную чашку, которую должен был помыть кто-то другой? Или позвонили человеку, который давно уже хотел с вами пообщаться, но у вас не было времени это сделать? А, может быть, вы улыбнулись сегодня кому-то, подарив ему хорошее настроение? Помогли донести сумки старушке? Подняли коллеге самооценку, похвалив его работу? Накормили бездомную кошку?
И снова не анализируйте мотивы своих поступков. И пусть все мелочи, о которых вы вспомните, покажутся вам обыденными. Но вы можете внезапно обнаружить, что, не ожидая оваций и благодарностей, вы своими поступками внесли свой небольшой вклад в благополучие многих живых существ и таким образом сделали мир лучше.
3. Какие проблемы и неудобства своими поступками я вызвал у других?
Вновь пересмотрите свой день, только теперь с точки зрения причинённых вами неудобств и неприятностей другим людям. Этот вопрос может оказаться трудным. Зачастую мы закрываем глаза на то, что создаём неприятности окружению. Или, осуждая других, мы стараемся не замечать того, что иногда мы бываем ничем не лучше. Говоря при этом: "Пустяки, дело-то ведь житейское", — мы оправдываем себя тем, что сделали это "нечаянно", или объясняем это примерно так: "Даже не понимаю, как это вышло".
Мысленно проследив, каким образом вы доставляете другим беспокойство, вы можете почувствовать угрызения совести. Помните, что главное в этом методе — не осуждать, не анализировать свои и чужие мотивы, не интерпретировать. Ваша основная цель – начать реалистичнее смотреть на свои поступки.
Ответы на эти вопросы очень хорошо ставят эго на место, указывая ему при этом, что существование человека на планете Земля невозможно без любви и доброты.
Эту же технику можно применить для того, чтобы поразмышлять над отношениями с другим человеком. При этом вопросы будут звучать следующим образом: "Что я получил от этого человека?", "Что я дал ему?", "Какие проблемы и неудобства появились у него из-за меня?"
Заметьте, что вопрос: «Какие проблемы возникли из-за этого человека у меня?» - не задаётся. Все мы от природы хорошо умеем отвечать на этот вопрос, бесконечно перечисляя свои обиды и недовольства. Чрезмерное внимание, уделяемое этому вопросу, является одной из причин ежедневных проблем и расстройств в нашей повседневной жизни.
Если вы захотите с помощью этого метода пересмотреть отношения с другими людьми, постарайтесь начать с пересмотра своих отношений с родителями, особенно с мамой. Ведь многие наши проблемы родом из детства. А после этого уже переходите к отношениям с другим человеком.
В ходе этой практики у вас может появиться чувство вины и раскаяния, а также чувство огромной любви и благодарности к окружающим людям. Если чувство вины перед каким-то человеком не покидает вас, и вы не можете выразить своё раскаяние лично ему в силу каких-то причин, то можно использовать техники прощения Хоопонопоно, молитвы или любые другие техники, которые позволят изменить своё отношение к этой ситуации.
Благодарю всех, кто был здесь и сейчас! Пусть каждый ваш новый день будет наполнен любовью и благодарностью!
Обсуждения Найкан. Ощути в своём сердце благодарность
--- Батюшка, вам винца или водочки?
--- И пива, тоже!
--- " Ну зачем столько агрессии? Спокойнее надо, спокойнее". --
Ну, а как же тогда:
--- И вечный бой.
Покой нам только снится.
И пусть ничто не потревожит сны. --- (?)
Бродский ведь тоже своеобразный "батюшка". "Батюшка" от литературы. Вот Вам и общее.
К какому же "батюшке" идти? Если к батюшке от церкви, то от какой церкви? Православной, католической, протестансткой или иудейской? Но все же они в раздоре между собой, то есть именно в "различии" и в войне друг с другом.
Между собой -то не могут найти "общее".
- "Говорят, что очень помогает". -
Кто "говорит"-то? Прихожане? Но эти же "прихожане", после, "за забором", всё-равно завидуют друг другу, обманывают друг друга, обкрадывают и убивают, а потом идут опять к "батюшке", грехи замаливать. И это тоже "общее".
Сочувствие и сострадание, это тоже беспокойство.
- "Но это пройдёт, если усиленно работать над собой". -
Однако логическое противоречие, что тогда пройдёт -то и кем Вы станете в результате такой "работы"? Вы же сами пришли в "Психологию" от какого-то внутреннего беспокойства и противоречия, не так -ли?
Если поглубже и честно к самой себе копнёте в себя, то обнаружите там легион "чёрствых бесов". Ну вот и постарайтесь сами поглубже поработать над их "выгонянием". Или пойдёте за помощью к тому же противоречивому "батюшке"?
.
И в церковь Вам явно надо. Батюшка мигом бы выгнал из Вас бесов. Да только бесы Вас не пускают в церковь. Но Вы хотя бы за забором постойте. Говорят, что очень помогает!
И вообще, сочувствовать надо людям, сострадать! Учитесь помаленьку сочувствовать. А то душа у Вас совсем зачерствела. Но это пройдет, если усиленно работать над собой.
Алла, Дашуня, Николай, Геннадий, Галия уж подтвердят, что я всегда стараюсь обратить внимание собеседников на ночное звёздное небо. Именно его Вы очевидно имеете в виду, говоря:
--- "Это такая ПУСТОТА и ГЛУБИНА. Дух захватывает! Прямо сознание теряешь, и все истины в тебя входят. А весь мусор мелочных проблем сразу ЗАБЫВАЕТСЯ". ---
Что Вы называете "мелочными проблемами"?
Извините, но я был в 1992 году в Приднестровье и воочую видел эти "мелочные проблемы", доведшие людей до массового убийства друг друга. И образно говоря, "Бога, как любовь" и "Все люди братья" что-то не увидел. Увидел только "ДЬЯВОЛА" (фигурально выражаясь) и его "интерпретации".
Во что я после этого должен ВЕРИТЬ и кому?
Даже Лебедь не выдержал такой жестокости и применил войска для усмирения этих самых "интерпретаций".
Он же и говорил в последствии, что на переговорах - "большего лицемерия, чем у священнослужителей (служителей Богу) я не видел". А Вы говорите, - "Мягче надо к людям, Мягче! Душевно подходить. Понимаете?".
Вот именно что "ПОНИМАЮ".
Интересно, например. Мы оба живём в Москве, а интерпретируем нашу жизнь в ней по-разному.
Меня вот удивляет, где, из какого места в Москве можно увидеть ночное звёздное небо, о котором Вы говорите с таким восхищением?
Такую "пустоту и глубину" можно видеть только за пределами Москвы на расстоянии 100-200 километров.
И пишете Вы сейчас, если Вы в данный момент в городе, по воспоминаниям, то есть по нереальности.
Или я не прав?
Кстати, Вы же и вызвали меня сюда, в "Психологию", вспомните?
Ну, нельзя же быть таким неблагодарным! Прицепились к каким-то словам, как буквоед. Опускаете людей с неба на землю. И прямо в грязь мордой... А Вы побольше в небо смотрите. Там на все свои вопросы найдете ответы.
Вы не смотрели в ночное небо? Напрасно! Это такая пустота и глубина!.. Дух захватывает! Прямо сознание теряешь, и все истины в тебя входят. А весь ненужный мусор мелочных проблем сразу забывается! Это же чудо! А Вы тут с какой-то интерпретацией к людям пристали. Побойтесь Бога! Или вообще ни во что не веруете?
Мягче надо быть к людям. Мягче! Душевно подходить. Понимаете?
Елена, однако, если внимательно читать Вашу статью, то там, как я указал, есть много противоречий, "мелких деталей". А как говорится - "Чёрт, всегда прячется в деталях".
Если сразу же не заметить противоречия, то они будут множиться и множиться.
Вот, например, Вы пишете уже в" комментариях", защищая данную методику:
--- "В этом -то и есть весь смысл - размышлять о своём дне, НЕ ИНТЕРПРЕТИРУЯ мотивацию ...". ---, а далее:
--- "Эту методику я опробовала на себе достаточное количество времени, прежде чем она появилась здесь в МОЕЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ". ---
Заметили-ли Вы противоречия в этих двух словесных выражениях, Вашего комментария? Не поспешили ли, сразу же защищаться, вернее, защищать данную методику?
И, как понять Ваши слова: --- "так как чужие мотивы НЕ будут понятны НИКОГДА"?
Ваши мотивы, побудившие Вас написать эту статью, как раз-то ПОНЯТНЫ, во всяком случае для меня.
Эту методику я опробовала на себе достаточное количество времени, прежде чем она появилась здесь в моей интерпретации. И знаете, всё очень хорошо получается, если вовремя себя останавливать, когда хочется задуматься о чужих, да и своих мотивах. Это, так скажем, подведение итогов дня с целью распознать, что мир действительно заботиться о нас. Вначале у меня, как и у Вас, появились сомнения, как же это так - думать, не обдумывая. Но по ходу ежедневного выполнения всё встало на свои места.
Всё это конечно хорошо, если бы так было. Но в Вашей статье всё равно есть противоречие, противоречия между желаемым и действительным, которое как раз, при "размышлении", сводит данную методику на нет.
Например, Вы пишете:
--- "Помните, что главное в этом методе - не осуждать, не АНАЛИЗИРОВАТЬ свои и чужие мотивы, не интерпретировать". ---
Но ведь все разбираемые вопросы "на ночь" и "размышления" над ними, как раз и есть АНАЛИЗ.