Метафизика архитектурного творчества - 4

Взаимодействие

Множественность. Единое, как Создатель порождает Мироздание, Космос. Формируемое Тамасом все Сущее, воздействием Ахамкары, становиться объектным и предметным в том числе множеством. Этим все Мироздание проистекает из Единого с увеличением числа носителей разума на каждом последующем плане Бытия. Силой Раджаса объектная множественность Мира взаимодействует между собой, создавая этим процессы существования.

Множественность, это вся объектная материальность сущего и аспект Тамаса вообще. Архитектурно, множественность проявляется на фасаде здания как вереница любых контрастных архитектурных или строительных элементов, блоков. В своем развитии, множественность сущего вырождается в чистую горизонталь здания. Образно здесь есть две возможности, два способа отражения. В предельной попытке Тамаса охватить сущее, сооружение вытягивается в четкий горизонтальный массив здания, акцентируя символически охват как бы всей множественности мира.

Либо в активных аспектах Единого, где в атрибутах порождения или восприятия Абсолюта экспонента расширения (на все Сущее) создает основание протяженной горизонталью здания. Отображение множественности само по себе не обладает большой образностью. Гораздо интереснее образы с использованием принципа множественности, как элемента произведения. В этом плане наиболее интересны образы Единого в атрибутах активности, использующих воплощенность всего Сущего.

Величайшим памятником воплощенной множественности в архитектуре может служить Великая китайская стена. Длина стены только без ответвлений - две тысячи пятьсот километров. Это в чистом виде оборонительное сооружение, Тамас которого столь явно выражен и так стремиться охватить сущее, что лучшего архитектурного воплощения множественности не найти. В современности мы встречаем вытянутые китайской стеной городские многоэтажки. Это приземленный и сниженный аспект голой множественности Тамаса.

Интересные варианты множественности дают протяженные горизонтально вытянутые колоннады - при явной выраженности Тамаса они наполнены светом, Раджасом. Появившаяся саттвичность и просветленность этих сооружений дает интересный вариант образности - конечность результата самоосознания всей множественности Сущего - просветленную множественность всего Мира. Но многоколонность колоннад дает лишь просветленность, не указывая конечной точки пути. Движение наверх закрыто, нет цели, нет устремленности.

Это несоответствие очень четко проявилось в колоннаде площади Св. Петра в Риме. Практически круговая площадь оконтурена двумя симметричными полукружьями колонн. Как паллиатив, для ликвидации незавершенности образа в центре площади пришлось поставить египетский обелиск, направленный в зенит. И именно этим центр площади дал образное и логическое завершение и стал смысловым средоточием ансамбля. Это позволило организовать все пространство площади, четко очерченное колоннадой, устремив всенаправленную просветленность множественности к Единому.

Это создало образ Единого (круг), в котором как в Мире, проявленная множественность завершив эволюцию самоосознания и став просветленной, устремляется обратно к Истоку нацеленностью обелиска в зенит. В сравнении с собором св. Петра, образ созданный гениальностью Бернини гораздо значительнее эволюционно, он говорит о исполнении задачи и смысла существования Мира вообще, как арены для развития ставшего уже просветленным самоосознания. Тогда как образность собора - воплощенность сущего с его устремлением к Единому, поражающая лишь размерами и убранством.

Смысл и образная завершенность ансамбля площади пришла в противоречие с собором св. Петра. Бернини фактически создал вторую архитектурную доминанту, конкурирующая по смыслу с собором на той же самой территории. Круговая часть площади оформленная колоннадой с обелиском в центре архитектурно прямо и недвусмысленно говорит, что это хоть и плоскостной, но возвышенный образ Единого и он является образным и смысловым центром всего окружающего. Хотя это присоборная площадь, фактически проход к нему. Центром и доминантой все архитектурного ансамбля должен был оставаться собор св. Петра.

Гораздо более гармоничный ансамбль удалось создать А. Н. Воронихину. Грандиозной колоннадой северный фасад Казанского собора Санкт-Петербурга раскрывается к Невскому проспекту. Концы колоннады для завершенности оформлены монументальными портиками. Такое решение позволило сделать северную, боковую часть собора, парадной (проблема всех храмов на Невском). И если колоннада площади св. Петра в Риме замыкает площадь в отдельный конкурирующий ансамбль, то здесь колоннада, гармонизированная с собором, организует пространство так, что его доминантой становиться яркая устремленность Казанского собора в зенит.

Использование горизонтали, как проявленной множественности широко используется в архитектурных сюжетах взаимодействия вертикали и горизонтали здания, в самых разных оттенках смыслов, вплоть до высших аспектов мировых Начал. Данные сюжеты достаточно популярны у христианских народов с давних времен, и соответственно варианты этих архитектурные образов при воплощении обретают и свою национально-историческую окраску. Чистый, беспримесный пример объединения горизонтали с вертикалью - здание Адмиралтейства Санкт-Петербурга.

Аспект множественности обычно входит в архитектуру как составляющая часть, как элемент образа. Одноярусное здание ижевского Арсенала (теперь музей) вытягивается в такую множественность, что вынужденно образует «п»-образный ансамбль. Замыкает этот комплекс в прямоугольник отдельное здание. Арсенал находится в центре Ижевска, на вершине главного холма города оружейников. Эта замкнутость центра и всенаправленность Арсенала без тени сомнения говорит, что это оружейная столица Урала, да и всей России.

В образе может присутствовать и неявно выраженная множественность. Телебашня в Останкино чисто раджастическая структура, подразумевающая тем не менее наличие той множественности, которая создает ей опору. И наличие этой множественности очень четко ощущается, хотя явно она не входит в архитектуру сооружения, а лишь декларируется расходящимися у самого основания «корнями». Этот намек включает в архитектурный образ окружающее пространство земли, которое и скрывает своей горизонталью множественность.

У множественности есть нюанс - величина ее малости. В сравнении с Миром эта соотносимость дает масштаб. Интуитивно мы понимаем масштабы человека во Вселенной, хотя реально мы еще меньше. Очень наглядная и понятная аллегория в архитектуре. Оборотная сторона нюанса указывает на нашу малость, как на временное явление, как на стартовые условия развития. В потенции мы должны стать вровень с задачами космического масштаба. И именно этим, масштаб есть очень сильный инструмент образности в архитектуре.

Единение. Множественность без объединяющей идеи дает просто набор отдельных элементов. Однородная множественность в связи, но без устремления к Единому дает единение, новое качество, структуру. Атомы образуют вещество, планеты - звездную систему, звезды - галактику. Человек создает семью, образуя род, племя, народ, человечество. Когда множественность становится единым, когда единичности создают структуру - тогда разделенность ячеек сливается в единство монолита.

Архитектурно - четко структурированный монолит сот, ячеек, блоков, с обозначенной элементностью на образующей поверхности. Единичность не выступает из множественности. Единение как структура или фактура может присутствовать в горизонтали или вертикали, безотносительно к Тамасу или Раджасу. Динамика множественности ромбической сетки блестящих стекол небоскреба «Мэри Экс» усиливает Раджас структуры сооружения, чтобы не смотря округлые линии абриса, никто не усомнился, что это здание с мужской энергией.

Пересечение колец в эмблеме олимпийских игр иллюстрирует взаимодействие элементов, объединяя их в структуру - возникает единение. Как структура из округлых элементов, она лишь усиливает Тамас, который задается и общей горизонтальностью эмблемы. В итоге это дает мягкий и просветленный (есть пустоты в кольцах) символ единения множественности. В эмблеме московской Олимпиады-80 эмблема олимпизма очень кстати создает основание той всеобщности, которая устремляется в зенит.

В Вестминстерском дворце размещается парламент Великобритании. Похоже на Зимний дворец и так же на берегу реки. Со стороны реки и тот и другой дворец хорошо олицетворяют принцип единения, демонстрируя строгую горизонталь монолита ячеек. Возникает архитектурное отображение единения множеств - могущий символизировать единение нации, ее организованную структуру. В отсутствие со стороны реки у здания властных вертикалей, это даже дает намек на общественность, социальность, демократичность - весьма неплохой аспект для властной структуры.

Композиционно Вестминстер больше открывается на воду, а Зимний противоположно - на практически замкнутую Дворцовую площадь. И если Великобритания водными путями начиная с Темзы связала весь мир воедино, то Россия всю свою историю фактически живет сама в себе и направлена на самое себя. А вода Невы у Зимнего пригодилась только один раз, когда Петр прорубил окно в Европу. С внешней стороны архитектурные образы дворцов соответствуют благопристойным как теперь говорят имиджам, создаваемым властями этих стран.

А вот вглубь и с обратной стороны этих зданий открывается истинное лицо власти. У Весминстера вырастает целый лес властных вертикалей, включая Биг Бен. И если английская революция дала буржуазную демократичность, сменяемость и определенную многополярность власти, то в России, не смотря на все перемены 20 века, власть фактически самодержавная. На плоской как стол Дворцовой площади возвышается доминантная вертикаль Александровской колонны, давая четко понять кто в доме хозяин.

Принцип множественности хорош для демонстрации, торговли, ибо позволяет организовать движение вдоль всего множества объектов. При образовании единого здания или ряда возникает единение. Торговые ряды, как структура, хорошо соответствовали организации массовой торговли и даже стали нарицательным названием для сооружений торговли. Пассаж - тот же принцип, но в применении ко внутреннему движению вдоль всей множественности. Более сложное образование - гостиный двор.

Гостиный двор - это типичный случай использования единения множественности, но с образованием замкнутого ансамбля. Замкнутость ансамбля говорит о его центральности, к которому все стекалось. Это утверждало значимость этого сооружения коммерции, как центра торговли: обычно в гостином дворе велась оптовая торговля товарами и находились склады и гостиница для торговцев из других регионов. Гостиные дворы строили на городских площадях, реже на главных улицах.

Гостиный двор Кунгура (1865-1867 гг.) один из лучших памятников торгового зодчества, дошедший до наших дней без изменений и ставший в свое время символом этого купеческого города. Представляет замкнутый восьмиугольник, периметр которого образован зданием с торговыми рядами, где были магазины, склады, ледники. Отличительная черта этого сооружения - скошенные углы. Снаружи торговых рядов устроена крытая галерея, для внешнего кругового обхода магазинов, прерываемая порталами проездов во внутренний двор.

Иерархия. Единое, как Создатель порождает Мир с постепенным увеличением плотности материи, усложнением структуры и соответственно с увеличением числа носителей разума на последующих планах Бытия. Намерением Единого и воздействием Ахамкары вначале возникают три Начала Мира творящие Мироздание, затем пять Стихий Мира порождающие все виды состояния материальности. Элементы Стихий определяют все разновидности поля и вещества во Вселенной, а следом творцы Космоса: галактики, звезды, планеты - создатели островков жизни во Вселенной.

И если Создатель троичен (Тамас, Раджас, Саттва), то развитие структуры Мира увеличивает число, но уменьшает объем и значимость порождаемых энергий во Вселенной. Это структурирует объектную множественность Мира. Такой порядок сущего дает отсутствие хаоса в структуре, позволяя управлять созданием и бытием Мироздания, организуя процесс самоосознания Мира. Возникает иерархия созидания и самоосознания. Архитектуру в первую очередь интересует иерархия созидания, как определяющая формообразование материи.

Архитектурное отображение иерархичности - пирамидальность, с четко выраженной разновеликой ярусностью и членением на элементы различной объемности. Чем ближе к вершине - тем короче ярус, тем меньше в нем элементов с большим объемом и наоборот чем дальше от Единого, тем мельче и множественнее элементы более протяженного яруса. Сейчас пирамиды Гизы из монолитных став ступенчатыми, кроме устремленности к Единому и единения, стали отображать иерархичность.

Достаточно четко и значимо выражен принцип иерархичности в ступенчатых пирамидах Мезоамерики. Архитектурно гармонична пирамида тольтеков в Чичен Ице с храмом Кукулькана (Кецалькоатля). Но нет разновеликости ярусов, что отражает иерархичность, субординацию между равными элементами - людьми. Это архитектурное отражение иерархичности общества тольтеков. Закономерно вершина пирамиды плоская, не нацеливает в точку зенита, не дает пути к Единому. А свято место пусто не бывает - на вершине пирамиды храм силы и культа, где приносились кровавые человеческие жертвы.

Архитектурно, чем больше объем, тем тамастичнее элемент. При приближении к Единому материя становиться «тоньше», раджастичнее, и инертность материальности высших миров уменьшается. Поэтому при отображении иерархичности, объем элементов должен интерпретироваться в их высоту. Большая высота дает большую значимость и динамичность элемента, соответствуя материальности высших планов Бытия и существующих там объектов. А более короткий, кубический объем элементов соответствует тамастичности низших уровней Бытия.

Неплохо отображает принцип иерархичности башня «Бурдж Халиф». Для идеального отображения не хватает увеличения высоты ярусов по мере подъема, и мала акцентированность множественности сущего. Зато спиральная постепенность уменьшения поперечного сечения тела здания увеличивает его динамичность до предела, образуя постепенное превращение его в шпиль, устремленный в зенит. В полдень башня прямо указывает на Солнце (южные широты), как на воплощение Единого. И этим башня начинает олицетворять уже более высокий принцип - всеединство.

Всеединство. На высшем плане Бытия своими первичными энергиями мы все есть одно, мы всё есть одно. И хотя мы бредем в одиночестве по пыльным дорогам маленькой планеты Земля, затерянной где-то на краю рядовой галактики, среди невообразимо большого и холодного Пространства, какой-то неощутимой, первичной и высшей частью себя мы все продолжаем быть вместе в Едином, ни на секунду не прекращая этой связи. Мы всё, мы все есть часть Единого. Весь Мир един в Едином.

Отдельность часть множественности. Всеединство - множественность всего Мира в полном единстве своей устремленности к Истоку. Это единение всего Сущего, всех планов Бытия в стремлении к своей цели. Всеединство - это горизонтальных охват всех и каждого, с устремлением всех планов Бытия к Единому, как недостижимому пределу совершенства, как к отчему дому всего Сущего, как к Истоку Мира. Отображение - горизонтальность всех уровней Бытия в гармоничном единстве с вертикалью, множественность в монолите единой структуры устремленной в точку зенита.

Пирамиды Гизы при своем рождении почти идеально отображали идею всеединства. В едином монолите сооружения были объединены горизонтали всех этажей, множественности всех планов Бытия, все Сущее. По мере приближения к горнему происходит уменьшение множественности, создавая острие устремленности к горнему. И движение этому монолиту всего Сущего придавало устремление пирамиды своей острой вершиной в зенит. Усиливала Раджас сооружения плоская и гладкая поверхность и наличие граней.

Пирамидальность выражена в кафедральном соборе лютеранской церкви Хельсинки на Сенатской площади, и в храме Покрова в Филях, и в церкви Преображения в Кижах давая оттенки и варианты всеединства. Пирамидальная устремленность церкви Александра Невского в Кожухове (Москва) хороша своей открытость, ясностью, беспримесной чистотой и непреклонностью. Если можно так сказать, то это мужской тип всеединства (храм мужской по форме, по духу и по названию). А вот образ создаваемый церковью Покрова в Филях - это во всех смыслах женский тип всеединства.

Архитектурная сбалансированность церкви Покрова в Филях создает прелестнейший образ. В нем гармонично соединены тамастичность сущего, раджастическая устремленность к горнему, и выраженная ступенчатость иерархии в единой нацеленности и связи между собой. При очень четко выраженной инертности и даже грузности, она воздушна и светла. Раджас устремления в небо не рвет своей яростью ткань баланса гармонии. Цвета и фактура лишь добавляют очарования образу.

Всеединство бывает разным. Не только общая пирамидальность, опирающаяся на Тамас может давать всеединство. Его могут выражать и гораздо более динамичные формы. Очень гармонично, например в динамике, выражено всеединство монументом «Покорителям космоса» у ВДНХ. Здесь единство всего Сущего всех уровней Бытия, острая пирамидальность обелиска образована, с фасада непреклонной вертикалью устремленности в зенит, а с обратной стороны - глиссадой взлета ракеты.

Опора этого устремления, подчеркнуто выделенная горизонталь стилобата - вся множественность Мира. Вытянутость этой основы, плавно переходящая в вертикаль устремленности, задает уже с горизонтали однонаправленность движения от всей проявленности сущего, а Раджас подхватывая это движение Тамаса, устремляет его ввысь. Такая яркая динамика характеризует безумную экспрессию покорения космоса, которая в масштабах истории проходила до чрезвычайности быстро.

Нацеленность взлетающей ракеты в космос, иллюстрирует устремленность к великой и светлой цели. Основа этого устремления - четко выделенная горизонталь опоры, объединение усилий и труда множества людей, от простых рабочих до руководителей страны, всех планов Бытия. Очень уместно на стилобате монумента горельефы рабочих, учёных, инженеров - тех, чьим трудом открытый космос стал реальностью. 100% попадание принципов формообразования, смысла и сути объекта.

Множественность и единение в архитектуре и градостроительстве проявляет себя совсем по разному. Архитектурно множественность и единение практически совпадают, ибо элементом множественности может быть практически любой строительный или архитектурный элемент. Их повтор, соединение на фасаде дает множественность, которая своим единением образует структуру здания. И разделить их нет никакой возможности, как и необходимости.

В градостроительстве множественность проявляет себя по другому. Если дом, здание, есть элемент множественности в градостроении, то их единением становится улица (сливаясь иногда в единый фасад) или квартал. Иерархичность может совпадать со ступенями административного деления города, если оно четко выражено архитектурно. А всеединство можно интерпретировать как весь городской ансамбль (если он соответственно оформлен). В большинстве городов обычно неплохо выявлен центр, иногда довольно четко прослеживается и вся иерархичность городской структуры.

Взаимосвязи

Общество. Самосознание Мира направляется определенными аспектами Единого. Деятельность этих иерархий самоосознания на других планах Бытия отражается у нас развитием цивилизации, культуры, и общественно - историческими процессами. Иерархии, направляющие самоосознание всех народов планеты, взаимодействуют друг с другом, и поэтому абсолютно допустимо говорить в архитектуре о влиянии на нее духовных, культурных, исторических и общественных процессов общества. Этим не только допустима, но и просто необходима многосторонняя и многослойная трактовка архитектурных образов.

К примеру храм Василия Блаженного на Красной площади, закономерно находится в сердце столицы, у цитадели государственности - Кремля. Его созидание знаменует победу над Казанским ханством, последним отголоском страшного врага - татаро-монгольским игом. Как результат - становление новой государственности, осознание единства русского народа. Причем московское царство зарождалось сразу как многонациональное образование. Поэтому многокупольность, и многокупольность разная.

Центральный купол расположен выше, он не просто главнее, объединяя вокруг себя другие народы, он устремлен ввысь, к горнему. Причем эта устремленность к горнему проявляется как собственное отдельное движение у всех народов вовлеченных в орбиту России. Главный купол своей величиной не подавляет ни другие народы, ни их самостоятельное движение к Единому. Он велик именно примером своей яркой устремленности, своем движением он их зовет, объединяет и ведет по дороге к высшему.

А как веселит душу и радует глаз это многоцветье образа - это не иератическая строгость золотого, или просветленность белого - это полнокровность жизни бьющей через край, со всей безоглядностью и удалью русского народа. Но храм не в центре площади или Кремля. Он стоит на окраине Красной площади, хорошо иллюстрируя этим взаимоотношения власти и народа и тот путь, который должны пройти русские люди до полного раскрытия своей сути и предназначения. Это наиболее полное в архитектуре воплощение национальной идеи России, предназначения русского народа.

С разных сторон храм демонстрирует отличающиеся стороны образа. Внешне, на Замоскворечье, церковь открывается мощным основанием, создавая чувство твердыни, защищенной цитадели русского духа, отсутствием захватнических мотивов. А изнутри, с Красной площади, для себя, олицетворяя внутреннюю жизнь народа - динамичность без примеси агрессии. Бури движения нашей внутренней жизни (вся история тому подтверждение) предназначенные только для себя, другие народы воспринимают до сих пор как агрессию направленную вовне.

Общеупотребительное, народное название храма - храм Василия Блаженного, хотя он закладывался как храм Покрова на Рву. И это гораздо точнее. Архитектура храма, как минимум саттвическая с выраженной пирамидальностью всеединства, а со стороны Красной площади даже больше мужская, раджастическая. Никакого преобладания женской энергии нет и в помине. Блаженный - имеющий благо, отмеченный богом, не от мира сего. Он знает нечто, дающее ему силу вести, хотя сам кроток и не злобив. Идеальное именование архитектурного выражения национального русского духа.

Храм Василия Блаженного весьма примечателен еще и тем, что является как бы формой перехода от архитектуры к монументальному искусству. Говорить о каком либо серьезном использовании храма как здания не приходится. Все его внутренние конструкционные решения подчинены созданию яркой архитектурной образности и поэтому там нет сколь нибудь значительных или удобных для массового использования помещений. Это монументальное олицетворения духовного пути России и ее народов.

Столь же многослоен и образ Санкт-Петербургского адмиралтейства. Адмиралтейство строилось изначально как верфь распоряжением Петра I. При протяжённости главного фасада 407 м и высоте шпиля 72 м у сооружения весьма величественный облик. Скульптурные решении здания не просто подчеркивают функциональное назначение Адмиралтейства - аллегорически они утверждают образ России как морской державы. Сейчас здесь снова Главный штаб ВМФ. Занимая центр (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами), здание делает морскую тематику главной в городе.

Архитектурно - это четкая, вытянутая горизонталь здания, множественности всех и вся в полной подчиненности и устремленности к одному, более высокому и главному. Резкий пик устремления, прямые рубленые линии, жесткое противостояние горизонтали и вертикали, практическое отсутствие иерархичности. Хорошо для военизированной организации, подчиненности одному. И соответствует конкретно-историческому моменту истории России: весь народ в полной власти взнуздавшего Россию царя, полная самодержавность и всевластие Петра I, выход к морям, устремленность и толчок к новой жизни.

С духовной точки зрения архитектурный образ недвусмысленно говорит, что провиденциальные силы России прямо взяли руководство над не просветленным еще народом, ведя его без всяких колебаний к запредельной цели, не осознаваемом еще им самим. Высокое долженствование нашего народа не терпит отлагательств, нет времени ждать естественного образование собственной иерархии и поддержки других планов Бытия - поэтому отсутствует выраженная пирамидальность в здании.

Устремление к горнему абсолютно непреклонно и несгибаемо. Вслепую, не осознавая, пробиваться к высшему, принося громадные жертвы на этом пути. Это вынужденное решение. Это большая и тяжелая ноша на плечах всего народа. Образ олицетворяет то смутное понимание великой миссии русского народа, которое отражается в общественной жизни мучительным поиском так называемой национальной идеи. Тем, непонятным нам самим желанием сделать так, «чтобы всем было хорошо», тем созиданием такого народоустройства, которое Ванга назвала просто - «религиозный коммунизм».

Хочется отметить третий архитектурный аспект национального долженствования русского народа, национальной идеи. Кижи. Низкий болотистый берег. Церковь Преображения видно издалека, всем указуя себя как путеводный ориентир в море и в мире, и место притяжения. Церковь Преображения образует ярко выраженную пирамидальность. Целый массив почти одинаковых главок говорит о «соборности» людей, о народе как единой общности и его всеединстве в устремлении к высшему.

Это внутренний аспект духовной жизни русского народа, предназначенный для себя. Венчающий купол крупнее, значительнее, он ведет остальных. Так и должно быть во внутренней жизни каждого народа. А мы все - братья и сестры, и практическая одинаковость глав говорит о равенстве всех перед Духом, о любви и братстве в устремленности к Единому. Мы все одно, мы все едины, все люди суть одного корня. Очень большая высота (для деревянного зодчества) дает яркую устремленность к горнему.

Храм Василия Блаженного, находясь у центра российской государственности - Кремля, олицетворяет всеобщность всего круга народов, входящих в нашу державу. Кижи своей интимностью, удаленностью от суеты, открытостью местоположения и неспешной однородностью говорят о внутренней духовной жизни русского народа. Это то высшее в исконно русском, в нашем внутреннем, то сущностное и читаемое между строк былин и сказок, рубленными стенами и крытое лемехом главок поднимается здесь из глубин каждой души вверх. Любой русский, может не знать, что такое Кижи, но хоть раз в жизни слышал это слово.

Наследуя византийскую традицию, мы внесли свое мироощущение в храмовое строительство. У нас стала появляться пирамидальность храмов, отражая более высокий принцип - всеединство. Вообще многокупольный храм, излюбленный образ храмовой архитектуры на Руси. Этот внутренний образ есть потенция объединения всех на земле, как братьев в единой устремленности к высшему. Отсюда и интернационализм социализма и отсутствие полноценного национализма у русских. Это прямое и недвусмысленное олицетворение ментальности нашего народа.

У других народов иное, иная ментальность, иная архитектура. Храмовая архитектура наиболее тесно связана с духовными устремлениями нации. В ней на подсознательном уровне, интуитивно, народ руками и душей архитекторов, выражает свое интимное, сущностное, то что выносится на высший суд, раскрываясь богу. Здесь нельзя соврать, ни покривить душей, ни отделаться сиюминутным. С течением истории не соответствующее уходит, разрушается, сносится. Остается только истинное.

Готический храм - доминанта устремленности к небу, причем устремленность вверх всей протяженной горизонтали, всей множественности проявленного. И главное здесь - одновременная устремленность всех к горнему, полет объединившихся душ к Богу, воздух и свет внутреннего движения всей массы к высшему. Эти храмы не дают всеединства. Только единение в своем устремлении к Единому. Как корабль, взмывающий к небесам и уносящий туда в своих недрах истосковавшиеся души.

Храм должен был собирать под свои своды всех, весь город, весь народ. Во всем другом, кроме религии, единение может распадаться на отдельность. Нет иерархичности, нет капитана и экипажа небесного корабля, Отсюда и маскировка фасадным торцом с башенками скрывающейся горизонтали всеохватывающего нефа. Хотя накал устремленности к горнему, такой мощный порыв к Единому не поддается определению. И это довольно точно отражает ментальность народов, воздвигших такие храмы.

Это сообщество проживающих на одной территории и верящих в одного бога людей. Это вольные горожане, в борьбе с феодалами отстоявшие свою свободу и равенство. Нет яркой иерархичности, пронизывающей ступенчатости структуры общества. Возникает определенный конформизм, равнение каждого на всех других. Каждый по отдельности, но в рамках селения, города или страны возникает объединение людей в образе жизни, ментальности, и возникает единение людей в своей религии.

С учетом того, когда и как происходило их строительство - это был символ принадлежности к единому Богу, отказ от язычества, переход к городу, к цивилизации, добытая сообща свобода и равенство. Это знак того, что здесь все христиане и они не потерпят иного. И этот символ должно увидеть издалека, отовсюду. Здание готического собора возвышается, главенствует над городом, как и христианство, которое всецело определяло всю жизнь человека в средневековье.

А вот протестантам не нужны излишества и роскошь - все должно быть просто и функционально. Они на новом уровне возродили традицию постройки молитвенных домов. Это говорит о том, что религии есть место в жизни, но свое - религия религией, но работа основа жизни. Это ориентировало человека рассчитывать только на свои силы и свой труд, заставляя его быть предприимчивее. Ментальность протестантских народов дала основу капитализму и в дальнейшем всему обществу потребления.

В формировании всего человечества европейцы (северо-запад Европы) проявляя свою ментальность, реализуют практические аспекты общественного, социального существования людей (протяженные нефы соборов). Американцы, проявляя себя, отдают предпочтение индивидуальным, лидерским граням ментальности (массовое строительство небоскребов началось именно в США). Русские своим существованием должны объединить это в едином аспекте всеединства (это и коллективность и лидерство одновременно) - соответственно многокупольные храмы в архитектуре.

Вернер О. Э.
Фото архитектурных объектов можно найти в итнернете
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № L108-19534.
×

По теме Метафизика архитектурного творчества - 4

Метафизика архитектурного творчества - 2

Принципы созидания Основных принципов формообразования Мира, главных энергий созидания немного. Проявляясь на разных уровнях Бытия и взаимодействуя между собой, они и определяют...

Метафизика архитектурного творчества - 3

Саттва. Качество энергии Единого, Начало гармонии, материализация принципа уравновешивания. Саттва не является механической суммой Тамаса и Раджаса, а будучи отдельным аспектом...

Метафизика архитектурного творчества - 5

История. Судьба (карма) есть совокупный результат типичного метода осуществления деятельности, стандартного протекания процессов, постоянного проявления одного и того же характера...

Метафизика архитектурного творчества - 6

Энергетика пространства Архитектура - пространственное искусство, поэтому свойства пространства и как оно проявляет себя в нашем мире имеет для архитектуры большое значение...

Метафизика архитектурного творчества - 1

Предисловие Эта работа весьма неожиданный ракурс для такой темы, как творчество в архитектуре. Она призвана осветить ряд аспектов сущностного знания о Вселенной и человеке, выявляя...

Творчество

Прежде чем поэту начать творить, нужно словесно исповедоваться…

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты