Саттва. Качество энергии Единого, Начало гармонии, материализация принципа уравновешивания. Саттва не является механической суммой Тамаса и Раджаса, а будучи отдельным аспектом Единого удерживающим их баланс, придает материи свойство структурности. Это позволяет творить форму: из Хаоса возникает Порядок, рождается Космос. Обладая сознанием и будучи частью Единого, Саттва как третье Начало Мира становится Основой Мироздания, энергией созидания всего Сущего и Бытия.
Саттва - аспект Единого, разделяющий часть Его энергии на противоположности (Тамас и Раджас), и непрерывным усилием удерживающий энергию в дифференцированном состоянии. При этом между Началами Мира идет постоянное взаимодействие. В зависимости от его характера, их проявления в бытии и материальности Мироздания обретают целый спектр состояний. Естественно и отображение Саттвы, как гармонии этих мировых противоположностей, в архитектуре становится многообразным.
В зависимости от степени проявленности и взаимодействия Начал, говоря о Саттве можно выделить такие грани ее проявления в Мире, как дуальность, троичность и высший синтез энергии (без потери ею структурированности). Дуальность говорит о совместном и непрекращающемся существовании двух взаимодействующих противоположных полюсов основ всего Сущего - Раджаса и Тамаса. Это есть главный принцип формирования всей структуры Мироздания и диалектичности самого Бытия.
Троичность говорит о той части единой энергии или Материи, в которой существуют два очень четко выделенные полюса противоположностей. И Саттва, как третий аспект энергии Единого, удерживает отдельное существование противоположностей в границах единого целого. Именно Саттва является истоком существования полярности энергии, и именно она, удерживая их от слияния объединяет их в целое. Этим в Едином можно выделить три отдельные субъекта энергии - Саттву, Раджас и Тамас.
Эти три энергии все вместе, без возможности разделить их на отдельные аспекты, образуют единую энергию, включающую все три субъекта, как проявленный аспект Единого, как ту часть Абсолюта, которая и есть Создатель Мира (в религии - Бог), частью которого и есть созданный им Мир. Это есть наивысший аспект Саттвы, как полного синтеза энергий Единого без потери структурированности, без возврата в Хаос, без ухода в Небытие. Это и есть проявленное Бытие, и наш Мир как его часть.
В архитектуре Саттва дает отсутствие односторонности, соединение в гармонии противоположностей формы, конструкции, структуры, фактуры и цвета. Очевидно возможен баланс противоположностей и иного типа, причем ось противопоставления может быть различной: экстерьер-интерьер, низ-верх, вертикаль и горизонталь, правое-левое, здание - окружающий ландшафт и т. д. В «борьбе и единстве противоположностей» могут сочетаться: монументальность и легкость, движение и статика, ритм и монолитность, стремительность и покой, создавая в итоге сбалансированный гармоничный образ.
Саттва - баланс движения и не-движения. И если в логике или науке возможно противопоставление только однородных противоположностей, то в художественном отображении образа в архитектуре вполне возможно взаимодействие противоположностей неоднородных, проявляющихся в разных качествах. Тамастичности объема вполне может противопоставляться раджастичность абриса, конструкции или структуры. И если такие действия в науке приводят к неправомерным заключениям, то в искусстве это дает нюансы и оттенки образа, увеличивая глубину и объемность картины.
Саттва создает сбалансированность структуры, гармонию пространства, органичную совместимость противоположностей и увеличивает многомерность образа. Но диалектика реального далека от формальной логики «да-нет». Взаимоотношения Начал Мира динамичны, что дает все возможные комбинации дуальности - «ни да - ни нет», «и да - и нет» и все иные. Отсюда возникает пластичность и многогранность проявления Саттвы. Архитектурный образ в целом может обретать тамастический или раджастический оттенок, или быть полностью и гармонично сбалансированным — саттвическим.
Архитектурное отражение дуального аспекта Саттвы в форме дает пару отдельных элементов, структур, частей, целиком зданий наконец, обладающих противоположными качествами и связанные функцией, связью, расположением, предназначением, окружением... Взаимодействие данных форм противоположностей будет отображать дуальность Мироздания, только если в своих высших аспектах они олицетворяют Инь и Ян. Предельным воплощением в архитектурной форме дуальности, как высшего аспекта Саттвы будет например, купольная мечеть с отдельно стоящим минаретом.
Дуальность может проявляться и довольно неожиданно. К примеру ее создает соседство двойной башни Липпо-центра, ранее Бонд Центр (как комплекс обладающий выраженной тамастичностью), с раджастическим до агрессивности небоскребом Банка Китая. Динамичность жизни и ограниченность территории Гонконга делает естественной архитектуру небоскребов, поэтому, как это ни странно, можно говорить о противоположности качеств формы башенных зданий.
Кубические (тамастические) объемы поверхности зданий своим повторением образующие башни Липпо-центра, придают небоскребам качество инертности. Удвоение этих башен еще более усиливает это качество (повтор вообще усиливает основное качество, и два объекта - это уже множественность, элемент тамастичности). Банк Китая и Липпо-центр - произведение разных архитекторов строившиеся почти одновременно. И тем интереснее, что диалектически они оказались увязаны друг с другом.
Саттва в аспекте троичности архитектурно есть сооружение, части которого имеют ярко выраженные, доминантные противоположности, объединенные зданием в целостный гармоничный ансамбль. Если говорить о форме и образе, то типичное проявление троичности в архитектуре - купольная церковь с колокольней, где всеохватывающий купол любви и защиты - женский принцип Тамаса - объединяется в одном здании с устремленностью в зенит колокольни - мужского принципа Раджаса. Это наиболее полное отражения троичности Саттвы в форме.
Вариантов отображения троичности в архитектурной форме много, как и порождаемых этим вариаций образов. Многочисленные башенки Нойшванштайна очень уместны на фоне таких же массивных как и замок гор, устремленных к небу. Как и неистовая устремленность Саграда Фамилия к запредельным высотам неизъяснимого. В этих случаях массив здания (Тамас) компенсирует избыточность Раджаса, создавая гармоничную направленность к небу. Здесь доминантные противоположности объединены в одно архитектурное целое, с возникновением единого саттвического комплекса.
Как иное решение в этом случае интересна архитектура церкви Грундтвига в Копенгагене. Архитектор Педер Клинт оформил западную торцевую стену храма так, что единый куполообразный фасад устремленный в зенит, имеет разделенный на три части щипец. Эта троичность на фасаде не только рельефно выделена, но и слита в единство, нацеленное к горнему. Это очень интересный образ, который можно рассматривать как переходный вариант к наивысшему аспекту Саттвы - синтезу.
Архитектурное отображение наивысшего аспекта Саттвы, как полного синтеза и гармонии энергии Мира, олицетворяющее Основу Мироздания, Создателя - есть форма объединяющая в себе наиболее выраженные свойства Тамаса и Раджаса в полном и гармоничном единстве, в Саттве, без какой-либо возможности их разделения. Этой формой может быть куполообразная башня или башнеподобно вытянутый в зенит купол, венчающий например Капитолий в Вашингтоне, собор Св. Павла в Лондоне, или Исаакиевский собор Санкт-Петербурга.
Куполообразная часть вашингтонского Капитолия олицетворяет высший аспект Саттвы - Создателя. Дополнительно здание выражает архитектурную гармонию взаимодействия вертикали и горизонтали. Использованы все возможности увеличения динамичности, в том числе горизонтальной (Тамас) части здания. В итоге архитектурный образ олицетворяет Создателя, с четким выражением устремленности созданного Им всего Сущего, всего Мироздания к Единому. Очень светлый во всех отношениях образ.
А вот небоскреб Нормана Фостера «Мэри Экс» не олицетворяет высший аспект Саттвы. Избыточность Раджаса здесь лишь отчасти умерена темным (зеленоватым) цветом и округлыми линиями абриса, дающими и куполообразное навершие. В итоге энергия динамики лишь приглушена инертностью: на верхних этажах находится много ресторанов, а основная часть является штаб-квартирой нескольких компаний и нижние этажи здания открыты для всех посетителей. Что в принципе соответствует темпу жизни Лондона, не такому суматошному как на небоскребных Манхеттене или Гонконге.
Естественный и очень наглядный вариант проявления дуальности в архитектуре - мост. Горизонталь моста дополняется тектонично или конструкционно выделенными вертикалями опор или несущих мачт. Современные материалы и технологии позволяют уйти от утилитарного противопоставления вертикали и горизонтали, давая более интересные формы и поднимаясь до высших архитектурных проявлений Саттвы. Воздушность и динамичность современных сооружений не идет ни в какое сравнение с тамастичностью античных и средневековых мостов и акведуков.
Элементы Саттвы есть и у феодальных замков. Массивные сооружения с глухими высокими стенами демонстрируют Тамас. Раджас выражен резким абрисом оборонительных линий и наличием донжона, который обычно имеет плоскую крышу (полное отсутствие устремленности к зениту). Присутствует даже замкнутость и всенаправленность. Как пример - Виндзорский замок, сейчас правда сильно облагороженный. Но даже сбалансированный комплекс не дает полной гармонии, ибо не отражает высшие аспекты Бытия. Это военное сооружение - приземленный и агрессивный аспект Начал Мира.
Саттва проявляется и в других традиционных архитектурных сюжетах. Протяженная горизонталь здания совмещается с устремленной в небо вертикалью. В строго минималистском виде такой архитектурный сюжет представляет церковь «Утешения» в испанской Кордове. Или более необычно - отель «Marina Bay Sands» в Сингапуре. И если церковь «Утешения» от горизонтальности дает хоть и обезглавленной вертикалью, но посыл вверх, то «Marina Bay», наоборот многочисленное движение вверх останавливает верхней горизонталью.
Или расхожая диалектика низ-верх, где темному тамастичному основанию противостоит светлый верх, часто приобретаемая формы взаимодействия вертикали и горизонтали. Где тамастическая горизонталь здания олицетворяет основу, материальность, сущее, множественность, народ. А верх, обычно раджастический, увлекает эту инертную массу к неведомым высотам, или говорит о ее подчиненности чему-то верхнему или высшему. Это наиболее разработанные сюжеты за всю историю архитектуры, дающие соответствующие аккорды смыслов и образов.
Интересна диалектика противостояния низ-верх у Сиднейского оперного театра. Динамика крыши в виде небольшой стайки белых треугольных парусов, с острыми краями и нацеленными в небо остриями, столь яростна (увеличенная повтором парусов), что для ее компенсации темным цветом объединили в одно целое здание и мол, на котором оно находится в бухте. Боковой ветер надувая паруса куполами, уменьшает этим их агрессивность и дает горизонтальное движение с тамастическим оттенком (оно осуществляется как бы по всей множественности сущего - а это аспект Тамаса).
Да и само движение парусов на встречных курсах уменьшает однонаправленность Раджаса. Возникла уравновешенная архитектура всего сооружения. Также и весь архитектурный образ дает гармоничное соответствие быстрого движения белых парусов по спокойной безбрежной глади синего моря. В итоге это дало еще и соответствие внешнего, архитектурного - внутреннему, функциональному. В театре, сущностно, инертность зала сосуществует и взаимодействует с активностью сцены.
Дуальное взаимодействие низ-верх может давать и совсем другие оттенки смыслов и образов. В этом плане интересны башня «Космическая игла» в Сиэтле и башня Лас-Вегаса «Стратосфера». Башня Сиэтла создает чувство, что устремлением к Единому, все Сущее раскрывается ему навстречу, как бы вынося на Его суд свои деяния (горизонталь). А темные окна в этой, верхней части башни говорят, что не все было гладко на этом пути. У башни Лас-Вегаса устремленность к Единому будет посветлее, а вот то, что выносится на суд Создателю явно потемнее - и для Лас-Вегаса это наверное органично.
Во Вселенной принципиально не могут существовать объекты - полностью Инь или полностью Ян. Объект Инь должен иметь хоть немного Ян, иначе он не может существовать как объект Мира. Ян, должен содержать в себе немного Инь. И существовать в Мире они могут лишь парой, уравновешивая противоположности друг друга взаимодействием. Так возникает парная система, в которой каждый элемент имеет определенную выраженность противоположности (мужское и женское например). В реальности Мира именно так проявляется дуалистичность и возникает гармония их взаимодействия.
Поэтому любые парные объекты могут создавать различные отголоски гармонии. В архитектуре с парностью и проще и сложнее одновременно. Бывшие башни-близнецы всемирного торгового центра - просто парность. Башни-близнецы Петронас - парность в связи между собой и устремленности к высшему. Хороший образ, но без противоположностей. В результат эти образы не олицетворяет противоположные Начала Мироздания, не указывает на противоположности дуального Мира, а лишь подчеркивает существование бинарности в нем.
Излюбленный сюжет готики - парность башен фасада храма, и что характерно, очень часто с разным навершием. Парность здесь отображает не диалектичную противопоставленность Начал Мира, а их устремленность к Единому, в виде например мужского и женского начал, как существующих на нашем уровне Бытия проявлений Раджаса и Тамаса. Особенно выразительны в этом аспекте фасадные башни Мариацкого костела в Кракове. Не случайно в Западной Европе, кроме культа Христа очень сильно развит культ Девы Марии, как выражение именно женского начала в христианстве.
Вращение, как вид движения, в нашей жизни выражен менее широко, и потому тем интереснее проявление дуальности левое-правое и взаимодействие в ней. Проиллюстрировать этот принцип может проект комплекса городского центра острова Пенанг (Penang Global CITY CENTER) в Малайзии, который будет выполнять роль культурного-делового центра городской жизни. Где башенные части комплекса, напоминающие двух кобр с раскрытыми капюшонами, обращены друг к другу. А сплетенные вкруговую хвосты которых образуют горизонтальную часть комплекса.
Физически, Саттва проявляет себя как вихреобразный, закручивающийся поток тончайшей энергии в виде вакуума пространства, практически это и есть само Пространство. Театрон греков и амфитеатр римлян - попытки архитектурно материализовать вихрь. При разной организации динамики, движения в этом материализованном вихре возникает и разный смысловой посыл. Развитие вихря снизу вверх - это восхождение к свету, к горнему. Если же воронкой сверху вниз - это спуск, путь к темному, низкому.
Актеры разыгрывая представление, посылают энергию своих эмоций, обращаясь к зрителям. Драма заставляет зрительный зал эмоционально сопереживать, многократно усиливает этот энергетический посыл. Лишь возникновение духовного подъема, кратковременного просветления, катарсиса дает движение высших сторон души к Единому. Это поднимает энергию светлых эмоций вверх к Истоку, заставляя души раскрываться, кристаллизуя свое самоосознание. Возникает гармоничное соединение внутреннего и внешнего искусства, театра и архитектуры - именно в этом их высшая связь.
Сцены, не требующие энерго-эмоционального взаимообмена - зрелища в прямом смысле этого слова, приковывают внимание и энергию зрителя на действующих лиц, спуская ее по втягивающей воронке вихря вниз. Зрелища насилия, бои гладиаторов и убийства животных, сексуально-развратные действа, разворачиваясь на арене цирка и приковывая к себе взгляды зрителей, высасывают энергию животных эмоций. Это увлекает душу вниз, в темноту низменных инстинктов, прочь от Единого.
Возможно изменение архитектурного образа. При обращении константинопольского собора Святой Софии в мечеть Айя-София по ее периметру были построены четыре минарета. Расположенные вкруговую собора, башни создают определенный уравновешивающий эффект по балансу Инь - Ян. Но в итоге произошло изменение самого принципа, заложенного в создание этого пространства. Вместо выражения женского принципа Тамаса, ансамбль стал выражать принцип парной дуальности - существования противоположных основ нашего Мира - Раджаса и Тамаса, мужского и женского начал.
Отсутствуя изначально в ансамбле всего храма, с учетом его массивности и объема, минареты не присутствуют в нем достаточно органично. Не соотносимые с размером всего комплекса, они создают чувство ограждения вокруг собора. А с учетом расположенной рядом Голубой мечети с шестью минаретами, создается в итоге территориальный ансамбль с избыточным присутствием мужского начала - возникает воинственность, как естественное выражение ментальности Османской империи.
Современные материалы дают возможность осуществлять недоступные ранее виды взаимодействия архитектурных аспектов. Интересной попыткой в этом стал музей Де Янга в Сан-Франциско, восстановленный после катастрофического землетрясения 1989 года. В условиях достаточно солнечного климата, он полностью облицован полупрозрачными сетчатыми панелями из меди, что дает необычную фактуру поверхности, а самое главное - интересный эффект взаимодействия света и тени, освещения и темноты, создавая гармонию взаимодействия Тамаса и Раджаса в свете.
Саттва, как принцип структурирования и формообразования, присутствует и на градостроительном уровне архитектуры. Город, как архитектурный и территориальный комплекс, должен иметь свою, подчас разветвленную и сложную структуру. Свои территории Тамаса и Раджаса - зоны движения и активности, зоны покоя и отдыха. При их гармоничном сочетании и возникнет саттвический город. Соотношение этих зон и их размеров в организации жизнедеятельности человека весьма важно.
Очень соблазнительно собрать в единый архитектурный комплекс все коммунальные и жилищно-бытовые структуры жизнедеятельности человека. Образец такой попытки - дом Наркомфина (проект М.Я. Гинзбурга и И.Ф. Милиниса). Этот венец конструктивизма мыслился как многофункциональный комплекс, обитатели которого оценят удобства общественного обслуживания и постепенно перейдут к новому бытовому укладу, где не нужна будет даже семейная структура. Дом должна была окружать обширная парковая территория.
Были попытки с еще более грандиозными целями, где в едином комплексе пытались увязать еще и производственную деятельность человека. Школа Баухаус в Дессау - шедевр функционализма, где в архитектурном единстве находилось все требуемое для «функционирования» человека. Но увы, диалектика неумолима - малая подвижность, уменьшение Раджаса автоматически усиливает Тамас, возрастает застойность и изолированность. Практика жизни указывает, что нужен оптимальный баланс, Саттва, в организации жизнедеятельности человека. Одного здания, даже очень большого, для нормальной жизни человеку не хватает.
Соединение противоположностей без исчезновения и их постоянное взаимодействие дает структуру, форму, бытие, жизнь - этим возникает гармония. Когда внешнее соответствует внутреннему, когда форма отвечает сути, когда архитектурное совпадает с функциональным возникает полная гармония. Гармония есть то «золотое сечение», та высшая мера совместимости, которая делает устойчивым существование творения, а самому архитектурному образу придает цельность и законченность.
Хаос. Качество энергии Единого в Небытие. Цельность, слитность, неразрывность и замкнутость Материи. Не существование структуры, пространства, формы и порядка вообще. Отсутствие любых процессов, изменений, времени и полный покой. И одновременно потенция проявления всего Сущего, возможность возникновения Бытия, способность рождения Мира. В Хаосе, в отсутствие всего скрыто все, все что вообще может появиться. Хаос, как состояние Единого до Бытия - есть его первый аспект.
Как состояние энергии Хаос (беспорядок) противоположен Космосу (порядку). Этим вторым аспектом, Хаос образует высший атрибут диалектики Небытия и Бытия, как предельного отражения дуализма вообще. С началом сотворения часть Единого не являющаяся Создателем, продолжает существовать в виде Хаоса, как непроявленный в Мире Абсолют. Хаос, в этом высшем космогоническом выражении, говорит о взаимодействия непроявленного Единого и проявленного Мира.
Проиллюстрировать идею беспорядка и порядка, Хаоса и Космоса возможно на примере воды. Из-за теплового хаотического движения молекул воды, она находится в жидком состоянии, не имея видимой структуры и формы. Большой объем воды создает бесструктурное нечто, пространство «пустоты» океана в условиях Земли. Энергию Мироздания в состоянии хаоса йоги называют Великой Пустотой. Но как только вода замерзает в лед, возникающая структура твердеющей воды продуцирует форму.
Хаос, в отличие от других аспектов Единого, дает абсолютно иной принцип структурирования. Вернее полное отсутствие структуры позволяет Хаосу быть истоком всех структур. В структурированном Мире хаотичность (как беспорядок), позволяет элементам Космоса придавать противоположные качества: элементы Раджаса хаотичностью могут дать тамастическую конструкцию, а Тамас элементов может превратиться в раджастичность структуры, не используя при этом жесткое противостояния порядка.
Уменьшение тамастичности пекинского стадиона «Гнездо», достигнуто не вертикальным членением или рельефностью фасада, и не проницаемой регулярной структурой порядка, а хаотичностью. Это позволило мягко и без жесткого противостояния дуальности придать зданию необходимые качества. Все птицы в мире строя свои, имеющие округлую форму, гнёзда используют хаотическую структуру из, в основном прямолинейных, веточек и щепок. Беспорядок, как проявление хаотичности во Вселенной, дает способ перехода от одного полюса полярности к другому.
Интересно, что в проектировании «Гнезда» бюро «Херцог и де Мёрон» использовало принцип Хаоса, полностью во всех его аспектах. Применяя для структурирования внешней оболочки тамастической формы из раджастических конструкций. Придавая стадиону образность кокона Хаоса, в котором зреет Космос - чаша стадиона как зерно Порядка зарождается внутри утробы Беспорядка. И можно говорить о высшей, предельной дуальности внутренней части (порядок) и внешней оболочки (хаос) стадиона.
В сравнении Гнезда с Колизеем, разность архитектуры продиктована и сущностным предназначением в том числе. В Колизее использованы архитектурно-строительные элементы порядка, с дуальными характеристиками Тамаса и Раджаса. И сущностное назначение Колизея - зрелища противостояния и борьбы: гладиаторов между собой, людей с хищниками, и даже небольшие сражения. А вот пекинское Гнездо - это в первую очередь арена, где проходят игры, спортивные игры, где нет смертельного противостояния и перемещение игроков на поле в принципе имеют достаточно хаотичный характер.
Р. Пьяно и Р. Роджерс в парижском центре Помпиду (Бобур) вынесли всю технику здания (арматура и трубопроводы, лифты и эскалаторы) наружу, высвобождая максимум полезной площади. Диалектика стандартной архитектуры использована наоборот, что дало оригинальность проекту. Но произошла остановка в шаге от создания полноценной образности. Придав вынесенному наружу вид хаотичности (при необходимости используя дополнительные элементы), они могли создать цельный образ Хаоса (внешний фасад) вынашивающего в себе Порядок (здание), и их одновременного существования.
Другой проект - центр Помпиду-Метц (тоже с музеем), также можно отнести к примеру использования беспорядка, но в тентовых конструкциях. И что интересно крыша, напоминая шляпку демонстрирует настолько сложную волнистую, прямо скажем хаотическую поверхность, которая не укладывается в традиционную прямолинейности и даже изогнутость Инь-Ян. Любопытно, но имя Помпиду, очевидно является залогом оригинальных и тяготеющих к хаотичности архитектурных решений.
Хаос, хоть и отличен от других аспектов Единого, тоже выражается во всех аспектах архитектуры. И его аспект, в виде высшей предельной диалектичности наиболее востребован в архитектуре. В этом смысле четкая структура здания, как выражение порядка, может создавать самую высокую гармонию дуальности с хаосом окружающего ландшафта, сада, среды. Возможно наоборот, внешняя строгость порядка и структурированности скрывает внутреннюю хаотичность, разбросанность и беспорядок.
Ближе к использованию Хаоса, как добытийного аспекта Единого, сюжеты, когда внешний беспорядок укрывает внутренний порядок. Когда внешняя форма здания отрывается от функционала и становится самостоятельным элементом образа (имитация под природный ландшафт, окружающую среду, хаос внешней оболочки организованный различными строительными или функциональными элементами). При создании внутренней противоположности порядка. При четком противопоставлении внешнего и внутреннего в этом случае возникает полный, законченный образ Хаоса, в его основных аспектах.
В отличие от Лилабелы комплекс Костомаровского пещерного монастыря на Воронежской земле другой. Здесь внешняя форма созданной структуры не проявилась, она осталась нетронутой - это те же самые меловые холмы, поросшие травой и кустарником. Пещерный Спасский храм - самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее, как и другие храмовые пещеры оформлен архитектурно, но это единственное, что выдает существование здесь склепов.
Можно ли считать эти сооружения архитектурой в привычном понимании, или мы возвращаемся к доисторическим временам, к истокам рождения архитектуры. Если не знать, что здесь существуют подземелья, то нет возможности отличить созданное руками человека от существующего вокруг ландшафта, от созданного природой. Рукотворный хаос человеческой архитектуры создает образ четко выраженной идеи, принципа, и должен читаться, отличаясь от произведения стихий природы.
Порядок и хаос функциональны. Бесструктурность площади и структурность улиц и дорог формируют движение. В результате движение на площади представляет рой броуновских частиц, а прогулочная набережная четко задает направление для променада. Маршруты терренкура не только организуют движение в природном ландшафте, но и формируют взаимодействие порядка и беспорядка, создавая этим уже структуру пространства для движения человека (как пешехода).
Современные многоярусные транспортные развязки образуют псевдохаотические сгустки на артериях магистралей - разнонаправленность движения на них разбивает однонаправленность (порядок) Раджаса. Хаотическим (рыночным) является способ локализации торговли шаговой доступности. При свободной аренде торговых площадей, методом проб и ошибок определяется нужность магазина с данным ассортиментом и его прибыльность. Обычно они тяготеют к маршрутам движения пешеходов.
Современные материалы и строительная техника дают возможность работы с архитектурной формой, как со скульптурой, предоставляя этим практически возможности монументального искусства. Это дает большие возможности проявления хаоса в форме, в структуре и даже в конструкции. Хаос, как беспорядок, органично присутствует в структурированном Мире, но его архитектурное воплощение должно учитывать границы применимости принципа хаотичности в условиях пространства Земли.
Ахамкара - аспект Абсолюта, позволяющий обособить любую из Его энергий. Только воздействием Ахамкары энергии Единого существуют как отдельные объекты, как индивидуальные сущности, как личностные сознания. Без Ахамкары никакая часть Единого не может ощутить отдельность себя, свое «эго», не может существовать как материальный объект на всех планах Бытия. Действием Ахамкары Вселенная есть объектный, предметный мир. Ахамкара сопровождает любое сознание Мира, пока оно не сольется в единстве с Абсолютом, как закончившее индивидуальную эволюцию самоосознание.
«Тонкая» материя высших планов Бытия самая динамичная - предоставляя больше свободы для самовыражения, она требует и большей ответственности. Вселенная - самый плотный мир, более всего ограничивающий свободу проявления и предполагает меньшую самостоятельность. Поэтому в высших планах Бытия действуют миротворящие иерархии всех уровней, а в мирах нашей Вселенной воплощаются сознания, которым еще только предстоит пройти все ступени эволюции и развития.
Чем дальше от Единого - тем отчетливее множественность. В итоге проявления, во Вселенной, по мере готовности материальности миров планет происходит выявление разума, обычно (но не всегда) в виде сознания живых существ. Лишь на одной Земле миллиарды людей. Во Вселенной около сотни миллиардов галактик, в каждой из которых десятки миллиардов планет, размером с нашу Землю. Невообразимое число разумов Мироздания Создатель ведет по тропе эволюции и самоосознания.
Сотворение Мира это не одномоментный акт, а длительный процесс построения материальности и структуры Мироздания. Его эволюцией исчезают старые и появляются новые планеты с мирами, где проходят свою эволюцию индивидуальные сознания, отделенные от Единого. Такая постепенность упорядочивает процесс самоосознания Единого. А воплощением множества разумов, отделенных от Сознания, Абсолют получает возможность обрести наибольшее число вариантов его развития.
Ахамкара, Начала и Стихии, все аспекты Единого не проявляются изолированно - они взаимосвязаны и взаимообусловлены целью создания Мира. Для получения всего спектра самоосознания, Единое действием Ахамкары порождает множественность своего Сознания в виде отдельных сознаний. Эта множественность на одном плане Бытия может проявлять себя единением, в рамках существования и взаимодействия всех планов Бытия дает иерархичность, а в плане всего Мироздания — всеединство.
Вернер О. Э.
Фото всех архитектурных объектов можно найти в интернете
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № L108-19533.
Обсуждения Метафизика архитектурного творчества - 3