Инициация афганского маланга*
Некоторые маланги приобретают власть над духами (джиннами) после спонтанно возникающего состояния — «сверхъестественного безумия», известного как джалали шудан. Они часто находятся как бы в состоянии опьянения.
Некоторые маланги приобретают власть над духами (джиннами) после спонтанно возникающего состояния — «сверхъестественного безумия», известного как джалали шудан. Они часто находятся как бы в состоянии опьянения.
Их можно видеть разговаривающими с невидимыми духами, бродящими в обнаженном виде по окрестностям. Многие считают, что этим «святым безумцам» подвластно как исцелять людей, так и наносить им вред.
Другие для раскрытия своих сверхъестественных способностей используют психотропные вещества. Для связи с «иным миром» они употребляют различные наркотики. Известно, что шаманы многих культур для общения с духами часто используют дурман индийский (Datura metel) вида семейства пасленовых, сильный галлюциноген, содержащий антихолинергические алкалоиды, которые блокируют действие ацетилхолина на периферические холинергические рецепторы мозга, а также влияющий на центральную нервную систему. Маланг, приобретающий свои шаманские силы за счет использования дурмана, впервые принимает его во время обряда инициации. Данная церемония предполагает многократное пение ритуальной формулы (на персидском или арабском языке), которая, как считается, наделена магической силой. В конце многочасовых пений посвящаемые вдыхают наркотик через кальян (чалам), смешивая дурман с табаком. В дальнейшем маланг использует препарат каждый раз, когда желает побеседовать со своими джиннами-хранителями.
Остальные же становятся учениками практикующего маланга и приобретают магические способности после особой церемонии инициации. Желающие получить силы маланга через наставничество со стороны признанного практика, как правило, учатся у последнего в течение нескольких лет. В обмен на подарки, личные услуги и деньги мастер-маланг будет передавать свои знания ученику, обучая, с какими духами взаимодействовать, с какими бороться, а также объясняя ему, как использовать лекарственные препараты и особые ритуалы исцеления. Когда мастер-маланг сочтет, что его ученик готов, он дает тому свой изен, «разрешение», чтобы подготовиться «повелевать духами». Только после этого ученик получает доступ к оккультным силам. Этот ритуал называется чилла нешастан, «сорокадневное чтение», или чаще касыда пухатан , что означает «завершение формулы».
Посвящение подразумевает сочетание физического уединения (хилват), произнесения ритуальной формулы (зикр) и поста (руза). Несмотря на то, что посвящение называется «сорокадневное чтение», реальное количество дней, необходимое для завершения практики (вазифа), колеблется от двенадцати до сорока, в зависимости от тех сил, которых инициируемый надеется достичь. Посвящение происходит в келье мечети, в пещере или же на склоне горы, далеко от человеческих поселений. Из всех перечисленных вариантов пещера рассматривается как место наиболее подходящее, потому что, как говорят, именно в пещере во время уединения Пророк Мухаммад получил откровение Корана.
Когда посвящаемый и его учитель выбрали подходящее место для инициации, наставник дает указание своему ученику нарисовать на земле семь вложенных друг в друга кругов. Посвящаемый должен сидеть внутри центрального круга и постоянно читать зикр (имясловие). Считается, что такие круги являются барьерами против вторжения духов; для защиты каждого из семи кругов инициируемому открываются специальные формулы, которые при правильном прочтении одновременно заставляют подчиниться конкретного джинна и защитить читающего от сверхъестественного вреда.
Во время зикра ученик непрерывно читает предусмотренное количество раз отрывки из Корана, магические формулы или просто произносит имя Аллаха. Говорят, подобные рецитации заставляют джинна материализоваться перед инициируемым; последнему при этом поручается смотреть вниз, но свое периферическое зрение сосредоточить на границе самого дальнего от себя круга. Считается, именно там духи появляются в первый раз. За внешним кругом джинны проявляют себя перед инициируемым в виде животных, карликов и великанов. Некоторые из этих ужасающих существ просто сидят и пялятся на него, другие издеваются над ним, пытаясь с помощью фокусов и иллюзий заставить инициируемого покинуть пределы нарисованных им кругов. Для отражения орд духов, которые стараются пересечь магические круги, испытуемый должен невозмутимо продолжать читать соответствующие формулы. Говорят, что даже кратковременная пауза может позволить духам разрушить магические барьеры и убить его. Пока инициируемый продолжает свои рецитации, он проходит через различные ментальные состояния, в которых он может чувствовать себя умирающим, сгорающим в пламени или угасающим — все это иллюзии, которые создаются злобными джиннами.
Каждый раз, когда инициируемый сталкивается с джинном определенного рода (круга) и оказывается способным выдержать его сверхъестественные нападения, говорят, что он преуспел в порабощении данного конкретного духа. Впоследствии он сможет использовать силы этого джинна в своей магической практике. Подчинение более мощного джинна для инициируемого предполагает более длительный период чтений и большее психологическое испытание. Маланги, сумевшие подчинить духов, могут использовать их либо для помощи клиенту, либо для нанесения вреда противнику. В последнем случае это может происходить посредством возникновения пожара в доме врага, появления у него какой-нибудь тяжелой, даже смертельной болезни или безумия.
У маланга, успешно прошедшего наиболее опасные стадии обряда инициации и получившего возможность повелевать наиболее сильными джиннами, открываются оккультные способности появляться в чужих снах, летать, быть в двух местах одновременно. Афганские маланги с такими великими сверхспособностями более не обращают внимание на мирские дела, они не работают для клиентов. Их забота теперь, как говорят, — духовное благополучие и равновесие в обществе в целом. Такие люди живут в уединении, а если и выходят из него, то словно пребывают в «ином мире». Таких самых сильных малангов называют кутбами; слово «кутб» можно примерно перевести как «ось» или «полюс». В суфийских кругах этот термин используется для обозначения духовного лидера. Но в связи с афганскими малангами данный термин обозначает индивидуума, который владеет огромными магическими силами и имеет связь со сверхъестественной реальностью.
Большинство малангов, прошедших инициацию, действуют как целители. Многие афганцы, как горожане, так и жители сельской местности, прибегают к услугам таких лекарей потому, что не могут позволить себе современное «западное» медицинское обслуживание в государственных клиниках, или по причине не эффективности традиционной медицины. Малангов зовут даже тогда, когда нужно разобраться с такими привычными заболеваниями, как головные или ушные боли. Еще в 60-е годы можно было найти малангов, ходивших от дома к дому и якобы извлекающих небольшие округлые гранулы из головы, ушей и носа людей, которые страдали болями в этих местах. Такие маланги начинали свои обряды, называемые хас-кашидан, буквально «извлечение объектов», проговаривая определенную формулу, после чего доставали из тел пациентов объекты, похожие на горошину, помещали их в стакан с водой и потом выливали в реки или ручьи.
Люди, с которыми случалась череда необъяснимых несчастий, например, потеря скота, внезапная болезнь или серия смертей в семье, могли заподозрить, что они пали жертвой оккультных сил, которые, возможно, наслали на них их недоброжелатели. Мне рассказывали о некоторых методах, используемыми малангами для нанесения вреда врагу клиента. Суть одного состояла в том, чтобы закопать иглы дикобраза на пути, по которому предполагаемая жертва скорее всего пройдет. Закапывая эти иглы, маланг призывал джинна принести хаос и пролить кровь домочадцев жертвы. Другой метод нанесения вреда заключается в том, что маланг помещает возле тандыра— глиняной печи — завернутый в ткань кусочек жира ягненка. При этом он повторяет заклинания, повелевая джинну, чтобы его жертва зачахла так же, как жир тает в тепле печи.
Человек, который подозревает, что он стал жертвой сверхъестественного нападения, подобного описанным выше, ищет своего маланга, дабы нейтрализовать эти вредоносные силы. Выбранный маланг вначале должен определить того, кто нанес этот вред. Для этого он прибегает к гаданиям. Разместив кусочек смолистого вещества, называемого patbari, или кристалл квасцов, на горячие угли, он читает заклинания и просит духов и святых, чтобы те в плавящихся кристаллах показали лицо злоумышленника. Убирая patbari с углей, маланг просит своего клиента внимательно посмотреть на расплавленный кристалл, — быть может, последний напоминает тому лицо какого-то известного ему человека. Если клиент в состоянии определить кого-то, то именно этот человек и считается злоумышленником. Чтобы противостоять перед силой вредоносной магии, маланг может дать защитный амулет с заговором, либо же сам, при помощи подвластных джиннов, способен сотворить колдовство, дабы вернуть насланное зло.
* Маланг – особая категория бродячих дервишей, распространенных в Афганистане и Пакистане, обладающих магическими способностями.
Другие для раскрытия своих сверхъестественных способностей используют психотропные вещества. Для связи с «иным миром» они употребляют различные наркотики. Известно, что шаманы многих культур для общения с духами часто используют дурман индийский (Datura metel) вида семейства пасленовых, сильный галлюциноген, содержащий антихолинергические алкалоиды, которые блокируют действие ацетилхолина на периферические холинергические рецепторы мозга, а также влияющий на центральную нервную систему. Маланг, приобретающий свои шаманские силы за счет использования дурмана, впервые принимает его во время обряда инициации. Данная церемония предполагает многократное пение ритуальной формулы (на персидском или арабском языке), которая, как считается, наделена магической силой. В конце многочасовых пений посвящаемые вдыхают наркотик через кальян (чалам), смешивая дурман с табаком. В дальнейшем маланг использует препарат каждый раз, когда желает побеседовать со своими джиннами-хранителями.
Остальные же становятся учениками практикующего маланга и приобретают магические способности после особой церемонии инициации. Желающие получить силы маланга через наставничество со стороны признанного практика, как правило, учатся у последнего в течение нескольких лет. В обмен на подарки, личные услуги и деньги мастер-маланг будет передавать свои знания ученику, обучая, с какими духами взаимодействовать, с какими бороться, а также объясняя ему, как использовать лекарственные препараты и особые ритуалы исцеления. Когда мастер-маланг сочтет, что его ученик готов, он дает тому свой изен, «разрешение», чтобы подготовиться «повелевать духами». Только после этого ученик получает доступ к оккультным силам. Этот ритуал называется чилла нешастан, «сорокадневное чтение», или чаще касыда пухатан , что означает «завершение формулы».
Посвящение подразумевает сочетание физического уединения (хилват), произнесения ритуальной формулы (зикр) и поста (руза). Несмотря на то, что посвящение называется «сорокадневное чтение», реальное количество дней, необходимое для завершения практики (вазифа), колеблется от двенадцати до сорока, в зависимости от тех сил, которых инициируемый надеется достичь. Посвящение происходит в келье мечети, в пещере или же на склоне горы, далеко от человеческих поселений. Из всех перечисленных вариантов пещера рассматривается как место наиболее подходящее, потому что, как говорят, именно в пещере во время уединения Пророк Мухаммад получил откровение Корана.
Когда посвящаемый и его учитель выбрали подходящее место для инициации, наставник дает указание своему ученику нарисовать на земле семь вложенных друг в друга кругов. Посвящаемый должен сидеть внутри центрального круга и постоянно читать зикр (имясловие). Считается, что такие круги являются барьерами против вторжения духов; для защиты каждого из семи кругов инициируемому открываются специальные формулы, которые при правильном прочтении одновременно заставляют подчиниться конкретного джинна и защитить читающего от сверхъестественного вреда.
Во время зикра ученик непрерывно читает предусмотренное количество раз отрывки из Корана, магические формулы или просто произносит имя Аллаха. Говорят, подобные рецитации заставляют джинна материализоваться перед инициируемым; последнему при этом поручается смотреть вниз, но свое периферическое зрение сосредоточить на границе самого дальнего от себя круга. Считается, именно там духи появляются в первый раз. За внешним кругом джинны проявляют себя перед инициируемым в виде животных, карликов и великанов. Некоторые из этих ужасающих существ просто сидят и пялятся на него, другие издеваются над ним, пытаясь с помощью фокусов и иллюзий заставить инициируемого покинуть пределы нарисованных им кругов. Для отражения орд духов, которые стараются пересечь магические круги, испытуемый должен невозмутимо продолжать читать соответствующие формулы. Говорят, что даже кратковременная пауза может позволить духам разрушить магические барьеры и убить его. Пока инициируемый продолжает свои рецитации, он проходит через различные ментальные состояния, в которых он может чувствовать себя умирающим, сгорающим в пламени или угасающим — все это иллюзии, которые создаются злобными джиннами.
Каждый раз, когда инициируемый сталкивается с джинном определенного рода (круга) и оказывается способным выдержать его сверхъестественные нападения, говорят, что он преуспел в порабощении данного конкретного духа. Впоследствии он сможет использовать силы этого джинна в своей магической практике. Подчинение более мощного джинна для инициируемого предполагает более длительный период чтений и большее психологическое испытание. Маланги, сумевшие подчинить духов, могут использовать их либо для помощи клиенту, либо для нанесения вреда противнику. В последнем случае это может происходить посредством возникновения пожара в доме врага, появления у него какой-нибудь тяжелой, даже смертельной болезни или безумия.
У маланга, успешно прошедшего наиболее опасные стадии обряда инициации и получившего возможность повелевать наиболее сильными джиннами, открываются оккультные способности появляться в чужих снах, летать, быть в двух местах одновременно. Афганские маланги с такими великими сверхспособностями более не обращают внимание на мирские дела, они не работают для клиентов. Их забота теперь, как говорят, — духовное благополучие и равновесие в обществе в целом. Такие люди живут в уединении, а если и выходят из него, то словно пребывают в «ином мире». Таких самых сильных малангов называют кутбами; слово «кутб» можно примерно перевести как «ось» или «полюс». В суфийских кругах этот термин используется для обозначения духовного лидера. Но в связи с афганскими малангами данный термин обозначает индивидуума, который владеет огромными магическими силами и имеет связь со сверхъестественной реальностью.
Большинство малангов, прошедших инициацию, действуют как целители. Многие афганцы, как горожане, так и жители сельской местности, прибегают к услугам таких лекарей потому, что не могут позволить себе современное «западное» медицинское обслуживание в государственных клиниках, или по причине не эффективности традиционной медицины. Малангов зовут даже тогда, когда нужно разобраться с такими привычными заболеваниями, как головные или ушные боли. Еще в 60-е годы можно было найти малангов, ходивших от дома к дому и якобы извлекающих небольшие округлые гранулы из головы, ушей и носа людей, которые страдали болями в этих местах. Такие маланги начинали свои обряды, называемые хас-кашидан, буквально «извлечение объектов», проговаривая определенную формулу, после чего доставали из тел пациентов объекты, похожие на горошину, помещали их в стакан с водой и потом выливали в реки или ручьи.
Люди, с которыми случалась череда необъяснимых несчастий, например, потеря скота, внезапная болезнь или серия смертей в семье, могли заподозрить, что они пали жертвой оккультных сил, которые, возможно, наслали на них их недоброжелатели. Мне рассказывали о некоторых методах, используемыми малангами для нанесения вреда врагу клиента. Суть одного состояла в том, чтобы закопать иглы дикобраза на пути, по которому предполагаемая жертва скорее всего пройдет. Закапывая эти иглы, маланг призывал джинна принести хаос и пролить кровь домочадцев жертвы. Другой метод нанесения вреда заключается в том, что маланг помещает возле тандыра— глиняной печи — завернутый в ткань кусочек жира ягненка. При этом он повторяет заклинания, повелевая джинну, чтобы его жертва зачахла так же, как жир тает в тепле печи.
Человек, который подозревает, что он стал жертвой сверхъестественного нападения, подобного описанным выше, ищет своего маланга, дабы нейтрализовать эти вредоносные силы. Выбранный маланг вначале должен определить того, кто нанес этот вред. Для этого он прибегает к гаданиям. Разместив кусочек смолистого вещества, называемого patbari, или кристалл квасцов, на горячие угли, он читает заклинания и просит духов и святых, чтобы те в плавящихся кристаллах показали лицо злоумышленника. Убирая patbari с углей, маланг просит своего клиента внимательно посмотреть на расплавленный кристалл, — быть может, последний напоминает тому лицо какого-то известного ему человека. Если клиент в состоянии определить кого-то, то именно этот человек и считается злоумышленником. Чтобы противостоять перед силой вредоносной магии, маланг может дать защитный амулет с заговором, либо же сам, при помощи подвластных джиннов, способен сотворить колдовство, дабы вернуть насланное зло.
* Маланг – особая категория бродячих дервишей, распространенных в Афганистане и Пакистане, обладающих магическими способностями.
Источник: Мухаммад Хумаюн
Обсуждения Маланги. Кто они?