Отправляясь в фольклорную экспедицию, мы надеялись записать старинные русские песни, малоизвестные легенды и сказания, а если повезет – стать свидетелями коллективного обряда. Сейчас это большая редкость, но, говорят, в некоторых селениях люди до сих пор всем миром обращаются к высшим силам с просьбой защитить их от зла, подарить дождь, солнце, богатый урожай или же прогнать болезни.
Но мы и представить не могли, что всего в шестистах километрах от Москвы увидим самые настоящие чудеса.
ОХОТА НА ВЕДЬМ
Наверняка вы не раз слышали о некой «деревенской магии». Как, по-вашему, что включает в себя это понятие? И чем магия деревенская отличается от городской? Впрочем, словосочетание «городская магия» практически не употребляется. Но в конце XIX столетия возникло весьма своеобразное явление – магия салонная. Европейская, а вслед за ней и российская элита всерьез заинтересовалась миром непознанного. Набирала популярность хиромантия и астрология, гадание на картах (особенно на Таро), спиритизм. А народное целительство, ворожбу и прочие исконные знания и умения окрестили магией деревенской. Травяные отвары или снятие сглаза при помощи вареного яйца вряд ли могли заинтересовать скучающих интеллектуалов. Да и сельская знахарка во всей своей красе явно не вписывалась в изысканный антураж модных слонов. Хотя и сами деревенские колдуны и целители не стремились работать на потеху столичной публики. У них в то время своих забот хватало. А вот после 1917 года ведунам и ворожеям пришлось затаиться: новая власть не жаловала чудеса и прочую «бесовщину», а любой, кто был замечен в «колдовстве» (включая изготовление лечебных настоек или чтение заговоров от зубной боли), моментально объявлялся шарлатаном – и это в самом благоприятном случае. В результате за последние сто лет многие сакральные знания были утрачены. Но, к счастью, далеко не все. Ведь то, что существует не одно тысячелетие, невозможно уничтожить. Потому что магия древних славян – это не книжки, не карты или хрустальные шары. Она не на бумаге и даже не в предметах силы (разве что отчасти). Она – в голове.
Кстати, чуть больше тысячи лет назад славянские колдуны и знахари уже переживали нелегкие времена. Как вы догадываетесь, я говорю о крещении Руси. По замыслу новых идеологов, языческое наследие должно было кануть в Лету. Однако этого не произошло. Люди приняли христианство, но не забыли древних богов. И до сих пор в обрядах и ритуалах деревенской магии звучат обращения к Велесу, Мокше, Перуну. А также к Богородице и Николаю-Чудотворцу. Возможно, кому-то это покажется странным или даже кощунственным, но деревенские маги ничего противоестественного здесь не видят, и христианские образы и символы вполне гармонично сочетаются у них с языческими оберегами и заклинаниями.
КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ВОЛШЕБНОЙ
Вокруг деревенской магии сложилось немало мифов. Мне, например, не раз приходилось слышать, будто научиться исцелять народными методами, а также овладеть «азами колдовства» способен каждый. И особыми дарованиями обладать для этого необязательно: достаточно прочесть соответствующую литературу, немного попрактиковаться под присмотром опытной ведьмы или знахарки – и, пожалуйста, получай сертификат.
Встречается и прямо противоположная точка зрения: дескать, сельские колдуны и целители передают свои знания, а главное, силу исключительно по наследству. Причем, многие всерьез думают, что учиться детям и внукам сельских колдунов совсем не обязательно, поскольку со своим даром деревенские маги и ведьмы расстаются исключительно перед смертью. Им достаточно подержать человека за руку – и тот станет новым волшебником. В идеале, конечно, преемником должен быть кровный родственник, но если такого поблизости не окажется, придется делиться сакральными знаниями с первым встречным. Версии, конечно, интересные, однако истина, как всегда, где-то посередине.
Во-первых, давайте разберемся со сверхспособностями. Идея о том, что на селе каждый сам себе волшебник, не так уж бессмысленна. Когда-то давно наши предки действительно не разделяли магию и обыденность. Практически каждая женщина умела готовить целебные настои и отвары, знала несколько заговоров от болезней и несчастий, некоторые делали талисманы и обереги, готовили любовные зелья, могли очистить дом от злых духов и заговорить скотину на здоровье и приплод. А если в селе случалась беда, проводили коллективные обряды. И они работали! Что, в общем-то, вполне объяснимо даже с современной точки зрения. Представьте: десятки, а то и сотни людей хотят одного: чтобы пролился дождь, закончилась засуха, ушла эпидемия. Коллективное желание подкрепляется особыми танцами и песнями-заклинаниями, иногда жертвами богам, а главное – общей мечтой. Такой мощный энергетический импульс просто обязан попасть в цель (как чаще всего и происходило). И, естественно, ни один обряд не обходился без участия местного ведуна или ворожеи: именно они направляли стихийную коллективную энергию в строго определенное русло, являлись своего рода гарантом удачного волшебства.
Естественно, к ним обращались и с личными просьбами. Да, с нашей точки зрения, в древности каждый был немного магом. Однако «бытовой волшбе» никто не придавал особого значения. И если люди сами не справлялись со своими проблемами, они точно знали: местный колдун, знахарь, ведьма или ворожея непременно помогут. Чаще всего, в деревнях магией занимались женщины, что, кстати, нашло отражение в фольклоре. Вспомните известные с детства образы Бабы-Яги и Василисы Премудрой. Первая – самая настоящая старая ведьма. Конечно, ее все боялись, однако в могуществе колдуньи никто не сомневался. Второй персонаж более симпатичный. Василиса Премудрая – мила, красива, умна, а главное, обладает сакральными знаниями, которые даже в древности были доступны далеко не всем.
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
Тетя Леля совсем не похожа на Бабу-Ягу. Правда, на Василису Премудрую тоже. И жилище ее ничуть не напоминает ни волшебный дворец, ни избушку на курьих ножках. Скорее, пряничный домик из западных сказок: маленький, аккуратный, очень светлый (сразу видно, что недавно побелен). На фоне деревянных, изредка кирпичных домов он смотрится белым пятном: словом, не перепутаешь. Нам открыла хозяйка – очень симпатичная, приятная женщина. Мы все гадали, сколько ей лет? 35 или все 50? Синие бездонные глаза, веселые лучики морщинок, но в остальном – идеально чистое и гладкое лицо. Естественно, о возрасте мы спрашивать не стали. А когда поинтересовались ее полным именем, она лишь повторила: «Тетя Леля». Кто же она: Ольга, Елена или же просто Леля, как славянская богиня весны?
Познакомила нас Надежда, женщина, которая шьет народные костюмы и знает много старинных песен: именно с ней мы и планировали встретиться с самого начала. Но, как это часто бывает, разговорились «за жизнь». И Надежда призналась, что есть у них в селе некая тетя Леля – настоящая кудесница: и лечит, и в любви помогает, и мир в семье наладить может. Пять лет назад Надежда привела к ней своего сына. И тетя Леля, представьте, сумела изгнать из него «бесов»! Только не пугайтесь. Бесы тут, конечно, ни при чем. Мальчишка рос слишком импульсивным, не мог усидеть на месте, часто плакал, порой закатывал истерики. Думаю, в Москве ему бы поставили какой-нибудь модный диагноз: гиперактивность, невроз, дисгармоничное развитие личности или что-то еще. Но тетя Леля сказала «бесы». Ну, пусть будет так. Главное же результат, правильно? А результат был налицо уже недели через две. Тетя Леля искупала ребенка в ванной с какими-то травами, дала матери особый отвар, сшила мальчику льняную рубашку, в которой он должен был спать, пока не вырастет из нее, прочитала заговор и отправила с миром. И, по словам Надежды, очень скоро парнишка изменился. Пай-мальчиком, правда, не стал, но от его истерик и слез остались лишь воспоминания. Чудо? Целительство? Ворожба? Да какая разница, если это работает.
Первым делом мы спросили, кто научил тетю Лелю колдовать.
- Ворожить, - поправила она. – Дар передал мне отец. Он был известным в округе травником, целителем, но не многие знали, что мой папа способен и беду отвести, и порчу снять, и дом от злых духов защитить. Он, правда, никому о своих способностях не рассказывал. Но считал, что если человек узнал об этой стороне его дара и обратился за помощью, значит, помогать нужно.
- Сына у него не было, - продолжала тетя Леля, - о том, что когда-то родится внук, он знал всегда. Но также знал, что сам не доживет до этого момента – потому и стал учить меня.
И правильно сделал. Думаю, со мной согласятся все, кто знает тетю Лелю. Говорят, что ее конек – любовная магия. Но, как выяснилось, приворотами тетя Леля не занимается:
- А зачем? Вот если муж стал на сторону глядеть или девочка в невестах засиделась, тут я помогу с удовольствием.
Впрочем, о чем это мы? У тети Лели на стене старинная икона: могли бы и догадаться, что привороты, присушки, порчи – не ее «специальность». На прощанье мне подарили амулет от безраздельной любви: мешочек с травами, на котором нашито сердечко из плотной красной ткани. Тетя Леля сказала, что если я кого-то полюблю, чувство будет взаимным. И предупредила, что этот талисман не позволит мне тратить жизнь на пустые развлечения, поможет сберечь сердце для того самого, единственного. Что ж, я не против.
МАГ И ЗАЩИТНИК
Говорят, сегодня найти колдуна очень сложно. Их и раньше было немного, а теперь и подавно. Но нам повезло. Местные сказали, что в одном из соседних селений живет самый настоящий колдун. Забегая вперед, скажу, что имени своего он просил в статье не упоминать. Имя, кстати, вполне обыкновенное, однако знакомые быстро сообразят, о ком речь – а мужчина этого не хотел.
О нем ходили разные слухи. Многие называли его «темным», уверяли, что он способен и порчу навести, и здоровья лишить – в общем, люди его явно побаивались. Но, как оказалось, зря. Наш собеседник никак не вписывался в образ «злодея». Да и не был таковым.
- Порча порче рознь, - объясняет колдун. – Я занимаюсь защитой. Просто иногда лучшая защита – это нападение.
Он рассказал, что раньше, еще в дохристианскую эпоху, порчу наводили исключительно на врагов – речь не о личных неприятелях, но о захватчиках, которые покушались на чужие территории. Древние ведуны могли заговорить целую армию – наслать болезни, мор, голод. На войне, как известно, все средства хороши. Потом жизнь стала спокойнее, и подобные умения стали использовать для персональной защиты.
- Неужели недостаточно обычных оберегов? – удивились мы.
- Иногда недостаточно. Если человек, который желает вам зла, слишком силен или же сам владеет магией, остановить его можно только жесткими методами. Клин клином, как говорится. Это не порча в прямом смысле слова. С врагом не случится ничего дурного, пока он сам не попытается причинить вам вред. Исцеление любовью, знаете ли, подходит не всем.
Колдун улыбнулся. Кажется, он прекрасно знал, что мы недавно побывали у тети Лели. Видимо, от деревенского мага ничего не утаишь. Но почему-то меня это не испугало. Наоборот: появилось ощущение защищенности и уверенность, что все будет в порядке.
ОХОТА НА ВЕДЬМ
Наверняка вы не раз слышали о некой «деревенской магии». Как, по-вашему, что включает в себя это понятие? И чем магия деревенская отличается от городской? Впрочем, словосочетание «городская магия» практически не употребляется. Но в конце XIX столетия возникло весьма своеобразное явление – магия салонная. Европейская, а вслед за ней и российская элита всерьез заинтересовалась миром непознанного. Набирала популярность хиромантия и астрология, гадание на картах (особенно на Таро), спиритизм. А народное целительство, ворожбу и прочие исконные знания и умения окрестили магией деревенской. Травяные отвары или снятие сглаза при помощи вареного яйца вряд ли могли заинтересовать скучающих интеллектуалов. Да и сельская знахарка во всей своей красе явно не вписывалась в изысканный антураж модных слонов. Хотя и сами деревенские колдуны и целители не стремились работать на потеху столичной публики. У них в то время своих забот хватало. А вот после 1917 года ведунам и ворожеям пришлось затаиться: новая власть не жаловала чудеса и прочую «бесовщину», а любой, кто был замечен в «колдовстве» (включая изготовление лечебных настоек или чтение заговоров от зубной боли), моментально объявлялся шарлатаном – и это в самом благоприятном случае. В результате за последние сто лет многие сакральные знания были утрачены. Но, к счастью, далеко не все. Ведь то, что существует не одно тысячелетие, невозможно уничтожить. Потому что магия древних славян – это не книжки, не карты или хрустальные шары. Она не на бумаге и даже не в предметах силы (разве что отчасти). Она – в голове.
Кстати, чуть больше тысячи лет назад славянские колдуны и знахари уже переживали нелегкие времена. Как вы догадываетесь, я говорю о крещении Руси. По замыслу новых идеологов, языческое наследие должно было кануть в Лету. Однако этого не произошло. Люди приняли христианство, но не забыли древних богов. И до сих пор в обрядах и ритуалах деревенской магии звучат обращения к Велесу, Мокше, Перуну. А также к Богородице и Николаю-Чудотворцу. Возможно, кому-то это покажется странным или даже кощунственным, но деревенские маги ничего противоестественного здесь не видят, и христианские образы и символы вполне гармонично сочетаются у них с языческими оберегами и заклинаниями.
КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ВОЛШЕБНОЙ
Вокруг деревенской магии сложилось немало мифов. Мне, например, не раз приходилось слышать, будто научиться исцелять народными методами, а также овладеть «азами колдовства» способен каждый. И особыми дарованиями обладать для этого необязательно: достаточно прочесть соответствующую литературу, немного попрактиковаться под присмотром опытной ведьмы или знахарки – и, пожалуйста, получай сертификат.
Встречается и прямо противоположная точка зрения: дескать, сельские колдуны и целители передают свои знания, а главное, силу исключительно по наследству. Причем, многие всерьез думают, что учиться детям и внукам сельских колдунов совсем не обязательно, поскольку со своим даром деревенские маги и ведьмы расстаются исключительно перед смертью. Им достаточно подержать человека за руку – и тот станет новым волшебником. В идеале, конечно, преемником должен быть кровный родственник, но если такого поблизости не окажется, придется делиться сакральными знаниями с первым встречным. Версии, конечно, интересные, однако истина, как всегда, где-то посередине.
Во-первых, давайте разберемся со сверхспособностями. Идея о том, что на селе каждый сам себе волшебник, не так уж бессмысленна. Когда-то давно наши предки действительно не разделяли магию и обыденность. Практически каждая женщина умела готовить целебные настои и отвары, знала несколько заговоров от болезней и несчастий, некоторые делали талисманы и обереги, готовили любовные зелья, могли очистить дом от злых духов и заговорить скотину на здоровье и приплод. А если в селе случалась беда, проводили коллективные обряды. И они работали! Что, в общем-то, вполне объяснимо даже с современной точки зрения. Представьте: десятки, а то и сотни людей хотят одного: чтобы пролился дождь, закончилась засуха, ушла эпидемия. Коллективное желание подкрепляется особыми танцами и песнями-заклинаниями, иногда жертвами богам, а главное – общей мечтой. Такой мощный энергетический импульс просто обязан попасть в цель (как чаще всего и происходило). И, естественно, ни один обряд не обходился без участия местного ведуна или ворожеи: именно они направляли стихийную коллективную энергию в строго определенное русло, являлись своего рода гарантом удачного волшебства.
Естественно, к ним обращались и с личными просьбами. Да, с нашей точки зрения, в древности каждый был немного магом. Однако «бытовой волшбе» никто не придавал особого значения. И если люди сами не справлялись со своими проблемами, они точно знали: местный колдун, знахарь, ведьма или ворожея непременно помогут. Чаще всего, в деревнях магией занимались женщины, что, кстати, нашло отражение в фольклоре. Вспомните известные с детства образы Бабы-Яги и Василисы Премудрой. Первая – самая настоящая старая ведьма. Конечно, ее все боялись, однако в могуществе колдуньи никто не сомневался. Второй персонаж более симпатичный. Василиса Премудрая – мила, красива, умна, а главное, обладает сакральными знаниями, которые даже в древности были доступны далеко не всем.
В ГОСТЯХ У СКАЗКИ
Тетя Леля совсем не похожа на Бабу-Ягу. Правда, на Василису Премудрую тоже. И жилище ее ничуть не напоминает ни волшебный дворец, ни избушку на курьих ножках. Скорее, пряничный домик из западных сказок: маленький, аккуратный, очень светлый (сразу видно, что недавно побелен). На фоне деревянных, изредка кирпичных домов он смотрится белым пятном: словом, не перепутаешь. Нам открыла хозяйка – очень симпатичная, приятная женщина. Мы все гадали, сколько ей лет? 35 или все 50? Синие бездонные глаза, веселые лучики морщинок, но в остальном – идеально чистое и гладкое лицо. Естественно, о возрасте мы спрашивать не стали. А когда поинтересовались ее полным именем, она лишь повторила: «Тетя Леля». Кто же она: Ольга, Елена или же просто Леля, как славянская богиня весны?
Познакомила нас Надежда, женщина, которая шьет народные костюмы и знает много старинных песен: именно с ней мы и планировали встретиться с самого начала. Но, как это часто бывает, разговорились «за жизнь». И Надежда призналась, что есть у них в селе некая тетя Леля – настоящая кудесница: и лечит, и в любви помогает, и мир в семье наладить может. Пять лет назад Надежда привела к ней своего сына. И тетя Леля, представьте, сумела изгнать из него «бесов»! Только не пугайтесь. Бесы тут, конечно, ни при чем. Мальчишка рос слишком импульсивным, не мог усидеть на месте, часто плакал, порой закатывал истерики. Думаю, в Москве ему бы поставили какой-нибудь модный диагноз: гиперактивность, невроз, дисгармоничное развитие личности или что-то еще. Но тетя Леля сказала «бесы». Ну, пусть будет так. Главное же результат, правильно? А результат был налицо уже недели через две. Тетя Леля искупала ребенка в ванной с какими-то травами, дала матери особый отвар, сшила мальчику льняную рубашку, в которой он должен был спать, пока не вырастет из нее, прочитала заговор и отправила с миром. И, по словам Надежды, очень скоро парнишка изменился. Пай-мальчиком, правда, не стал, но от его истерик и слез остались лишь воспоминания. Чудо? Целительство? Ворожба? Да какая разница, если это работает.
Первым делом мы спросили, кто научил тетю Лелю колдовать.
- Ворожить, - поправила она. – Дар передал мне отец. Он был известным в округе травником, целителем, но не многие знали, что мой папа способен и беду отвести, и порчу снять, и дом от злых духов защитить. Он, правда, никому о своих способностях не рассказывал. Но считал, что если человек узнал об этой стороне его дара и обратился за помощью, значит, помогать нужно.
- Сына у него не было, - продолжала тетя Леля, - о том, что когда-то родится внук, он знал всегда. Но также знал, что сам не доживет до этого момента – потому и стал учить меня.
И правильно сделал. Думаю, со мной согласятся все, кто знает тетю Лелю. Говорят, что ее конек – любовная магия. Но, как выяснилось, приворотами тетя Леля не занимается:
- А зачем? Вот если муж стал на сторону глядеть или девочка в невестах засиделась, тут я помогу с удовольствием.
Впрочем, о чем это мы? У тети Лели на стене старинная икона: могли бы и догадаться, что привороты, присушки, порчи – не ее «специальность». На прощанье мне подарили амулет от безраздельной любви: мешочек с травами, на котором нашито сердечко из плотной красной ткани. Тетя Леля сказала, что если я кого-то полюблю, чувство будет взаимным. И предупредила, что этот талисман не позволит мне тратить жизнь на пустые развлечения, поможет сберечь сердце для того самого, единственного. Что ж, я не против.
МАГ И ЗАЩИТНИК
Говорят, сегодня найти колдуна очень сложно. Их и раньше было немного, а теперь и подавно. Но нам повезло. Местные сказали, что в одном из соседних селений живет самый настоящий колдун. Забегая вперед, скажу, что имени своего он просил в статье не упоминать. Имя, кстати, вполне обыкновенное, однако знакомые быстро сообразят, о ком речь – а мужчина этого не хотел.
О нем ходили разные слухи. Многие называли его «темным», уверяли, что он способен и порчу навести, и здоровья лишить – в общем, люди его явно побаивались. Но, как оказалось, зря. Наш собеседник никак не вписывался в образ «злодея». Да и не был таковым.
- Порча порче рознь, - объясняет колдун. – Я занимаюсь защитой. Просто иногда лучшая защита – это нападение.
Он рассказал, что раньше, еще в дохристианскую эпоху, порчу наводили исключительно на врагов – речь не о личных неприятелях, но о захватчиках, которые покушались на чужие территории. Древние ведуны могли заговорить целую армию – наслать болезни, мор, голод. На войне, как известно, все средства хороши. Потом жизнь стала спокойнее, и подобные умения стали использовать для персональной защиты.
- Неужели недостаточно обычных оберегов? – удивились мы.
- Иногда недостаточно. Если человек, который желает вам зла, слишком силен или же сам владеет магией, остановить его можно только жесткими методами. Клин клином, как говорится. Это не порча в прямом смысле слова. С врагом не случится ничего дурного, пока он сам не попытается причинить вам вред. Исцеление любовью, знаете ли, подходит не всем.
Колдун улыбнулся. Кажется, он прекрасно знал, что мы недавно побывали у тети Лели. Видимо, от деревенского мага ничего не утаишь. Но почему-то меня это не испугало. Наоборот: появилось ощущение защищенности и уверенность, что все будет в порядке.
Источник: Ирина Запольская
Обсуждения Магия по деревенски